!!!ВАЖНО!!! Используйте поиск по странице (ctrl+F) для нахождения нужного материала

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цель: изучение социокультурных аспектов суицидального поведения, понимание суицида как феномена исследования методами научного познания.
План:
1. Суицид в свете современных представлений.
2. Суицидальное поведение как научный феномен.
3. Суицид сквозь призму культуры.

Суицид в свете современных представлений

Значительное распространение в России суицид получил в XX веке, что обусловливается несколькими революциями, двумя мировыми войнами, репрессиями и социально- экономическими кризисами, крушением моральных и политических ценностей, прошедшими за последнее столетие. Статистические исследования показывают, что серьезные социальные кризисы влекут за собой шлейф суицидов. Так по данным, после первой чеченской войны застрелилось почти 600 российских офицеров.
В советские времена господствовало мнение, что суицид — явный признак психического заболевания. Поэтому каждому самоубийце приписывалось психическое расстройство; а тех, кто совершал суицидальные попытки, после оказания помощи в токсикологическом или хирургическом отделении для продолжения лечения переводили в психиатрическую больницу.

В последние годы все большее внимание исследователей различных специальностей — психиатрии, психологии, антропологии, социологии, криминалистики и других привлекает проблема изучения суицидального поведения в подростковом и юношеском возрастах. Это связано с неуклонным ростом суицидальной активности молодежи во второй половине XX столетия. Во многих странах суицидальные попытки являются одной из основных причин неотложной госпитализации и лечения молодых людей, что является тяжелым бременем для систем здравоохранения этих государств. По материалам ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), суицид как причина смерти вышел на одно из первых мест в мире. Самоубийства у лиц в возрасте до 25 лет составляют примерно 19 % от общего числа причин смерти.
Изучение современных тенденций самоубийств, их количественной динамики, социально-демографических характеристик является актуальной задачей многих дисциплин, одной из которых является психиатрия, а практическое применение этих научных исследований находит свое отражение в организации мероприятий по превенции суицидального поведения, а также антикризисной помощи населению.
Суицид представляет собой действие, целью которого является смерть. При описании этого явления используются следующие понятия: «добровольный уход из жизни», «самоубийство», «самоуничтожение». Независимо от этих и других названий обычным определением суицида было «добровольное, намеренное самоубийство».
Продолжается дискуссия о необходимости включения в определение сознательного желания умереть. Так как самоубийство является способом ухода из жизни, смерть может являться либо целью, либо средством достижения другой цели. Многие суицидологи придерживаются мнения, что почти все лица, совершающие суицидальные действия имеют двойственное отношение к смерти. В большинстве случаев человек не хочет умирать, то есть не видит ее как цель, но тем не менее желает прекратить воспринимать окружающую обстановку или определенным образом уйти из нее — воспринимает смерть как средство.
Изучая суицидальное поведение, сделано заключение, что лица, погибающие от суицида, и люди, предпринимающие «неудавшиеся» попытки самоубийства, составляют две отличающиеся друг от друга группы. Среди первых преобладают мужчины старшего возраста, а среди вторых больше всего встречаются молодые женщины. Представители рабочей группы по профилактике самоубийств и суицидальных попыток регионального европейского офиса Всемирной организации здравоохранения согласились на нескольких определениях. «Суицид — это действие с фатальным результатом, которое было намеренно начато и выполнено умершим в осознании и ожидании фатального результата, посредством которого умерший реализовал желаемые им/ей изменения». Данное определение не включает в себя описание конкретного «желания смерти» индивидом, однако ограничивает внесение в это понятие смертей лиц, не понимающих или не осознающих потенциальную летальность своих действий — это распространяется на ряд психотических пациентов, а также страдающих тяжелой умственной отсталостью или деменцией.
Определение нефатальных (несмертельных) суицидальных действий более усложнено. Постоянное увеличение частоты попыток самоубийства создает условия для всестороннего изучения и анализа этого явления. Благодаря развитию знаний в этой области установлено, что далеко не все нефатальные суицидальные действия являются неудавшимися самоубийствами. Целью большинства из них является не намерение умереть, а сигнал индивида о необходимости таких изменений обстановки, чтобы сделать его жизнь субъективно терпимой. «Суицидальная попытка (парасуицид) — действие с нефатальным результатом, когда индивид намеренно с целью изменения ситуации начинает необычное поведение, посредством которого без вмешательства других вызывает самоповреждение или преднамеренно принимает лекарство в дозе, превышающей предписанную». Это определение включает, в том числе действия, прерванные другими лицами, до нанесения самоповреждения, например, удаление суицидента с железнодорожного полотна до прибытия в это место поезда; в то же время она исключает аутоагрессивные действия людей, не понимающих или не осознающих их последствий, например, страдающих некоторыми психотическими расстройствами, деменцией или тяжелой умственной отсталостью.
Приведенные определения приняты в большинстве стран Европы и являются базовой концепцией практических психиатров, а также исследователей этого вопроса.
В отечественной психиатрии определение суицидального поведения дано А. Г. Амбрумовой (1978, 1980, 1982):
«Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта».
Изучая суицидальное поведение, важно установить связь и преемственность между его проявлениями. Такая связь у лиц, совершивших суицидальную попытку, устанавливается ретроспективно. В случаях завершенного суицида проводится так называемая психологическая аутопсия — реконструкция социальных и психологических особенностей смерти путем интервьюирования основных лиц, знавших погибшего. Она позволяет установить наличие суицидальных мыслей, попыток, различных злоупотреблений в анамнезе. Некоторую информацию дает анализ предсмертных записок, которые оставляет каждый шестой суицидент, независимо от пола, возраста, способа самоубийства, семейного положения и наличия того или иного психического заболевания. 
При самоубийстве психически больных в ряде случаев применяется посмертная судебно-психиатрическая экспертиза путем анализа сведений, содержащихся в медицинской документации, объективных данных и материалах дела по факту свершившегося.
В настоящее время широко известно, что суицидальная попытка является одним из самых сильных факторов риска самоубийства. В возрастной группе 11-19 лет уже предпринимали по меньшей мере одну попытку расстаться с жизнью 5 % юношей и 8 % девушек, а 1,8 % — две и более.
Около 40% молодых людей, совершивших парасуицидальное действие, уже имели ранее одну и более попытки самоубийства. При каждой повторяющейся попытке риск смерти возрастает, а суицидальный акт в таких случаях «лучше» подготовлен и менее импульсивен.

Суицидальное поведение как научный феномен

Многие исследователи объединяют социальные и культуральные аспекты суицида. Однако для более глубокого понимания феноменологии суицида представляется важным разделение социально-экономических факторов и особенностей культуры.
Выявлена зависимость, что чем культурнее и цивилизованнее народ — тем больше самоубийств происходит в его среде. По данным историков и этнографов, в глубокой древности самоубийств почти не было. Отрицательное отношение к самоубийству мы находим и у многих нехристианских народов. Так, самоубийство запрещается религиозными воззрениями евреев, персов и мусульман. Число самоубийств становится тем большим, чем ближе подвигаемся к нашему времени. Самоубийства чаще бывают в городах, чем в селах и деревнях. И чем крупнее город, тем больше и самоубийств. Следует отметить, что города, особенно большие города и столицы, являются центрами культуры, где сосредоточивается вся политическая, деловая и культурная жизнь страны.
Приведенные выше факты выявляют связь между развитием культуры и ростом самоубийств, между современным строением общества и древними его формами.

Суицид сквозь призму культуры

Характерной чертой первобытного общества является отсутствие разделения на классы, сословия, касты и профессиональные группы, что характерно для каждого культурного общества.
Первобытное общество — общество небольшое, в котором каждый член более или менее похож на другого. Поведение каждого в значительной степени похоже на поведение всех остальных членов группы. Религиозные верования, правовые нормы и нравственные переживания всех членов группы сходны между собой. Каждая личность здесь является неразрывным элементом группы, она связана с группой, и ее интересы неотделимы от интересов группы. Она только как бы часть группы, которая растворяется в обществе.
Индивидуальности, в строгом смысле слова, здесь еще нет. На первом плане стоит вся группа, состоящая из одинаковых членов, крепко связанных друг с другом. Личность здесь не одинока, поэтому, если на долю человека выпадают различные неприятности, он их легко переносит, потому что живет для группы, в составе большой родовой семьи. Мало того, в случае необходимости личность легко приносит себя в жертву интересам группы, ибо та жертва, в глазах остальных членов, приобретает смысл и окружается ореолом.
Организация современного общества совершенно иная. Здесь личность одинока; особенно велико ее одиночество в крупных городах. Общность верований, обычаев, нравов, интересов исчезла. Каждый член общества имеет свои интересы, далеко не совпадающие с интересами других. Религиозные и родовые связи, некогда скреплявшие людей, стали слабыми или совсем исчезли. Религиозные представления о небесном вознаграждении исчезли, а тем самым исчез один из факторов, помогающих бодро переносить страдания и бедствия. Разделение общества на группы вызвало и разделение интересов- интересы личности далеко не всегда совпадают с интересами общества, а раз это так, исчез один из мотивов, помогающих переносить трудности жизни. К чему страдать — если эти страдания не служат интересам общества и когда они невыносимы для самой личности?
Нет никакого смысла жить ради страдания. Большинство нитей, связывавших одно «я» с другими, ослабло, боги исчезли, и люди осиротели. Человек остался один, и каждый умирает в одиночку. Люди живут в «каменных мешках» и зачастую не знают, что делается в соседней квартире. Людей так много, что в бурном течении жизни нет возможности и желания интересоваться судьбой каждого. Благодаря этому индивидуальность и жизнь человека обесценивается в глазах других: разве есть возможность заинтересоваться всеми? Все это создает неустойчивость, зыбкость, непрочность и в своей совокупности представляет ту почву, на которой растут показатели самоубийств. Достаточно иногда малейшей неприятности, малейшего пустяка — чтобы возникли суицидальные мысли. К чему жить, когда жизнь бессмысленна? К чему страдать, когда страдания никому не нужны? К чему переносить тягости жизни, когда на том свете не будет никакого воздаяния?
Одиночество, оторванность личности от общества, быстрый темп жизни, разобщённость общества и утрата религиозных идеалов, распад института семьи -таковы признаки, присущие культурному обществу. Эти факторы — благоприятная почва для развития самоубийств.
Другим прямым подтверждением указанного положения служит то обстоятельство, что периоды революций и общественных подъемов дают меньше всего самоубийств. Что же представляют из себя эти периоды с точки зрения сплоченности общества?
Мы знаем, что в эти эпохи одна личность не оторвана от другой, одиночество личности в такие периоды исчезает. Появляются партии, общественные течения, появляются общие цели, и личность входит в тесные отношения с другими личностями, она принимает участие в партийной работе, в массовом движении и в общественной борьбе. Коллективные чувства оживают, возрождается вера, возникают общие интересы и цели; маленькие личные интересы и неудачи исчезают в водовороте общего дела, и благодаря этому человек уже не чувствует себя одиноким. Его собственная жизнь приобретает общественную ценность и общественный смысл.
Таким образом, суицид в единичных случаях может отмечаться в тех общественно-экономических формациях, где человек максимально интегрирован в общество, полностью контролирующее его жизнь (родовой строй), однако количество суицидов резко возрастает в случае отчужденности человека, даже при его формальной социализации (развитое капиталистическое общество, пропагандирующее
индивидуализм). Так, одна из ведущих причин роста самоубийств -это одиночество человека, его оторванность от социума, что вызвано особенностями социально-экономической организации современного общества и современной попкультуры.
Между тем ряд культур приемлет самоубийств, как ритуал. В связи с высокой плотностью населения, недостатком продуктов питания и суровыми климатическими условиями самоубийство среди крестьян Японии было практически нормой поведения.
Ритуал самоубийства получил в свое время широкое распространение среди представителей японского воинского сословия — самураев и других высших слоев общества в период становления и развития феодализма в Японии. Самураи к закону чести относили отрицание жизни и стремление к смерти. Это выражалось в убежденности, что личное достоинство и слава воина превыше всего, а гибель в бою или самоубийство есть почетная обязанность самурая. Когда самурай намеривался сам уйти из жизни, он мог сделать это одним единственным достойным способом: совершить сэппуку -вспарывание живота» (более известное нам слово «харакири» для японцев имеет ироничный смысл). Женщины из самурайских родов тоже иногда совершали самоубийство, которое считалось равноценным сэппуку, но состояло в прокалывании сонной артерии или ударе ножом в сердце. Этот ритуал носил название «jigai» — дзигай, что означает «уничтожение самой себя». Кроме сэппуку, в Японии был распространен ритуал парного самоубийства влюбленных (синдзю), который практиковался в тех случаях, когда по социальным причинам был невозможен брак. Особая форма ритуальных самоубийств появилась в конце Второй мировой войны. Речь идет о смертниках — камикадзе. В современной Японии ритуальные убийства распространены до сих пор. По числу самоубийств Страна восходящего солнца занимает одно из ведущих мест в мире.
Есть и другие страны, где ритуальные самоубийствами получают распространение и в наши дни. Известен обряд самоубийства индийской вдовы, ритуальное самосожжение вдовы индусы называют словом «сати». Обряду более 3 тысяч лет, и, несмотря на то, что в настоящее время он официально запрещен, в Индии полиция ежедневно регистрирует несколько тысяч самосожжений. Различают два вида самосожжения женщин: «саха-марана» (смерть вместе), когда вдова сжигает себя одновременно с трупом мужа, и «анумарана» (смерть в одиночку), когда вдова погибает в огне уже после кремации тела супруга, во время которой она была «нечиста» из-за беременности или менструации.
Несмотря на то, что христианство запрещает суицид, в истории России прослеживается период массовых ритуальных самоубийств, имеющих религиозный характер. После проведенных церковных реформ (1667 г.), и последующего раскола церкви в старообрядческой (раскольничьей) среде стали практиковаться массовые самосожжения. Самосожжения проходили в домах, где собиралась старообрядческая община. Проводилось богослужение, причащение, после чего строение поджигалось изнутри.
Суицид, связанный с религиозными представлениями, практиковался не только в миру, но и в стенах монастырей. Достаточно часто к смерти монахов приводили многодневные (40-дневные) посты с отказом от какой-либо пищи и воды. Такой строгий пост монах принимал на себя добровольно (с благословления настоятеля), уединялся в келье, и, как правило, погибал до истечения срока поста.
Существуют и иные, единичные случаи ритуального суицида, например, самораспятие — более длительный вариант римской казни — распятие путем привязывания к кресту. Такая казнь длилась иногда несколько суток, смерть, как правило, наступала от асфиксии или острой дегидратации.

Скорая помощь в обучении

Поделиться: