!!!ВАЖНО!!! Используйте поиск по странице (ctrl+F) для нахождения нужного материала

Организация и содержание нейропсихологической диагностики в работе с детьми, имеющими различные повреждения головного мозга

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Задачи и принципы нейропсихологической диагностики, проблема нормативов

1 Соотнесите ученых и их взгляды на возраст, когда возможно проведение нейропсихологической диагностики

Ж.М. Глозман

С трех лет

А. В. Семенович

С четырех лет

Н. Г. Манелис

С пяти лет

2 В современной нейропсихологии предпочтение отдается:
= функциональному диагнозу

3 Важнейшие задачи в работе детского нейропсихолога:
= все ответы верны
выявление специфики дефицитарности или несформированности ВПФ
изучение особенностей компенсации обнаруженных отклонений
исследование динамики развития ВПФ

4 Методы нейропсихологической диагностики в детском возрасте:
= подбираются в строгом соответствии с возрастом испытуемого

5 Нейропсихологическое обследование детей должно соответствовать принципу:
= все ответы верны
принципу «провокации»
сочетания качественного анализа с количественной оценкой
учета возрастных особенностей

6 По мнению Ж.М. Глозман, полное нейропсихологическое обследование детей возможно:
= к пяти годам

7 При нейропсихологическом обследовании детей необходимо:
= обеспечить компактность исследования, его соответствие его психофизиологическим возрастным особенностям

8 Следящая диагностика — это:
= включенное систематическое наблюдение за деятельностью ребенка в учебной или коррекционной группе, на перемене и т.д.

9 Частичные срезы используются (несколько вариантов ответ~:
= после курса нейропсихологической коррекции
= перед началом нейропсихологической коррекции

Тема 2. Требования к материалу, методам и процедуре проведения нейропсихологической диагностики

1 Соотнесите возраст ребенка с допустимым временем проведения нейропсихологического обследования

3 года

10 минут

4-5 лет

15 минут

6-7 лет

30 минут

7-8 лет

45 минут

9 лет

1 час

2 В ходе нейропсихологического обследования детей необходимо:
= чередовать задания, не предъявлять последовательно два и более однотипных тестов

3 Материал для нейропсихологического обследования детей должен (несколько вариантов ответ~:
= быть как можно более простым и конкретным, без абстракций
= соответствовать жизненному и перцептивному опыту ребенка

4 Нейропсихологические тесты и материал нейропсихологического обследования:
= требуют обязательной адаптации и возрастной дифференциации

5 Нейропсихологическое обследование дошкольников:
= проводится в игровой форме там, где это возможно

6 Нейропсихологическое обследование ребенка следует начинать:
= с легких заданий и постепенно переходить к сложным

7 Обследование младших дошкольников следует проводить:
= начиная с группового обследования, а затем переходить к индивидуальному

8 Ответьте, верно ли утверждение: «Нейропсихологическое обследование детей в любом возрасте всегда должно проходить в групповой форме, присутствие родителей категорически запрещено».
= неверно

9 При нейропсихологическом обследовании подростков:
= лучше обращаться с ним на «Вы»

Тема 3. Предварительные формы нейропсихологического исследования

1 Соотнесите возрастные периоды в рисовании с их особенностями, которые следует учитывать при использовании метода анализа рисунков

Ступень бесформенной мазни

До 3 лет

Ступень схемы

4-5 лет

Ступень формы и линии

5-6 лет

Ступень правдоподобного изображения

6 лет

Ступень пластичного изображения

11 лет

2 Беседа как предварительный метод при нейропсихологическом исследовании детей.
= должна быть четко спланированной и целенаправленной

3 В ходе наблюдения за ребенком оценивается/ются.
= состояние моторики, эмоциональные реакции, мыслительная деятельность и проч.

4 К предварительным формам нейропсихологического исследования относятся (несколько вариантов ответ~.
= беседа и сбор анамнеза
= метод изучения рисунков
= наблюдение

5 Метод анализа рисунков у детей (несколько вариантов ответ~.
= может использоваться как «безречевая» методика при трудностях вербального общения
= используется для диагностических целей
= может использоваться для установления контакта с ребенком

6 Наблюдение при изучении детей
= является ведущим методом

7 Особое значение имеет наблюдение за ребенком
= в процессе игровой деятельности

8 Ответьте, верно ли утверждение: «Беседа с ребенком при нейропсихологическом обследовании всегда должна проходить в строго формальной обстановке».
= неверно

9 При сборе анамнеза следует
= добавлять любые вопросы, которые помогут понять причины и механизмы нарушений

Тема 4. Нейропсихологическое заключение по результатам диагностики

1 Соотнесите примерное содержание частей нейропсихологического заключения по Е.Д. Хомской.

Характеристика личности

Первая часть

Дополнения к анамнезу

Вторая часть

Данные экспериментально-психологического исследования

Третья часть

Оценка полученных данных. Характеристика синдрома. Указание на локализацию поражения. Итоговая оценка нарушений

Четвертая часть

2 В заключении нейропсихолог:
= дает рекомендации учителям, родителям и др. по поводу воз¬можных мишеней и целесообразных мер кор¬рекции

3 Е.Д. Хомская выделяет в нейропсихологическом заключении:
= 4 части

4 Е.Ю. Балашова и М.С Ковязина выделяют в нейропсихологическом заключении:
= 3 части

5 Как правило, объем нейропсихологического заключения не превышает:
= 1 страницы печатного текста

6 Когда нейропсихологическое заключение адресовано учителям следует указать (несколько вариантов ответ~:
= как выявленные нарушения влияют на раз¬витие школьных навыков
= как выявленные нарушения влияют на усвоение учебной программы
= как выявленные нарушения влияют на поведение ребенка

7 Нейропсихологическое заключение по результатам диагностики:
= строго не регламентировано по объему и содержанию

8 Части заключения:
= могут меняться местами

Практическое задание 1

1 При нейропсихологической диагностике следует строго следовать принципу возрастной дифференциации. Нейропсихологическое обследование детей лучше всего проводить утром. Непрерывное нейропсихологическое обследование детей трех лет может длиться около десяти минут. В 4-5 лет при обследовании дети работоспособны в течение пятнадцати минут. В возрасте 9 лет длительность обследования увеличивается до часа.

2 При использовании метода сбора анамнестических данных, темы опроса всегда приблизительны. Они могут быть дополнены экспериментатором. При проведении беседы следует учитывать, что она должна быть целенаправленна. Как и беседа, наблюдение всегда преследует определенную цель. Особое диагностическое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка.

3 По результатам нейропсихологической диагностики составляется заключение. Оно не имеет четкую структуру и содержание. По мнению Е.Ю. Балашовой и М.С Ковязиной, нейропсихологическое заключение обычно включает в себя три составные части. При этом части заключения могут меняться местами.

4 Е.Ю. Балашова и М.С. Ковязина выделяют восемь принципов нейропсихологической диагностики. Принцип провокации – нацеленность нейропсихологических методик на выявление нарушенных звеньев психических функций. Подбор нейропсихологических методик, обязательно должен следовать принципу учета возрастных и преморбидных особенностей испытуемых. Очень важен принцип обязательного анализа не только конечного результата деятельности, но и процесса выполнения задания в его различных составляющих.

Тема 5. Нейропсихологическая диагностика детей 3-6 лет

1 Соотнесите особенности предъявления пробы на копирование фигур для детей 3, 4 и 5-6 лет:

Доступно копирование круга, квадрата

3 года

Доступно копирование круга, квадрата и треугольника

4 года

Доступно копирование круга, квадрата, ромба и треугольника

5-6 лет

2 В 5-6 лет дети способны (несколько вариантов ответ~:
= копировать круг, квадрат, треугольник и ромб
= к порядковому счету до 10 в прямом и обратном порядке
= пересказывать по вопросам короткий текст

3 Межполушарное взаимодействие у детей 4 лет:
= только начинает формироваться

4 Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте:
= должна следовать принципу возрастной дифференциации

5 Нейропсихологическое обследование детей, по мнению Ж.М. Глозман, возможно:
= с 3-4 лет

6 Ответьте, верно ли утверждение: «Полное нейропсихологическое обследование детей возможно уже к 3 годам, при этом, особое внимание следует уделять тестам на установление последовательностей, пересказу по сюжетным картинкам.
= неверно

7 Полное нейропсихологическое обследование возможно:
= к 5 годам

8 При диагностики детей 3 лет не применяются следующие пробы (несколько вариантов ответ~:
= проба на оценку и воспроизведение ритмов
= составление рассказа по сюжетным картинкам
= проба Хеда

9 При проведении нейропсихологической диагностики, дети трех лет:
= могут сразу не принять ситуацию обследования, ответ на вопрос дают, побегав по помещению

10 Произвольная регуляция собственной деятельности у детей 5 лет:
= доступна при привлечении внимания психологом

Тема 6. Нейропсихологическая диагностика детей 7-12 лет

1 Ведущая деятельность младшего школьного возраста:
= учебная

2 Границы младшего школьного возраста:
= 7-12 лет

3 Задачами школьной нейропсихологии являются (несколько вариантов ответ~:
= помощь в адаптации ребенка к учебному процессу
= выявление уровня сформированности психических функций и готовности к обучению
= выявление причин трудностей в обучении

4 Книга «Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста» Ж.М. Глозман и А.Е Соболевой описывает:
= применение методик, разработанных А.Р. Лурия для взрослых, но адаптированных для младших школьников

5 Методика диагностики младших школьников Л.С. Цветковой:
= помогает исследовать нарушение какой-либо ВПФ во взаимосвязи с другими ВПФ, поведением и личностью ребенка

6 Методика нейропсихологической диагностики «ДиаКор» была разработана:
= Ю.В. Микадзе и Н.К. Корсаковой

7 Нейропсихологическое обследование школьников позволяет определить (несколько вариантов ответ~:
= механизм и причины имеющихся у ребенка трудностей в обучении.
= «мишень» психолого-педагогического воздействия

8 Нейропсихологическую диагностику младших школьников целесообразно проводить:
= и у нормально развивающихся детей, и у детей с отклонениями в развитии

9 По результатам нейропсихологического обследования:
= проводится качественный анализ нарушений

10 Программа нейропсихологического обследования А.В. Семенович основана:
= на диагностических программах А. Р.Лурии, Л.С. Цветковой

Практическое задание 2

1 Заполните схему «Предварительные формы нейропсихологического исследования»

Предварительные формы нейропсихологического исследования

2 Вставьте пропущенное слово:
Нейропсихологическое обследование детей может проводиться с трех лет.

3 Нейропсихологическое обследование детей всегда должно строго следовать принципу возрастной дифференциации. Нейропсихологическое обследование дошкольников всегда проводится в игровой форме. Полное нейропсихологическое обследование становится возможным с пяти лет.

4 Возраст 7-12 лет- младший школьный возраст. Ведущая деятельность данного возраста учебная. Трудности в этом виде деятельности испытывает большое количество детей, что привело к возникновению такого раздела нейропсихологии как нейропсихология обучения.
Детям с трудностями в данном виде деятельности необходимо системное нейропсихологическое обследование, в результате которого будет сделан качественный анализ полученных результатов.

Тема 7. Нейропсихологическая диагностика двигательной сферы и восприятия

1 Соотнесите вид праксиса с зоной мозга, которой он обеспечивается

теменные зоны коры

Праксис позы

зона ТРО — височно-теменно-затылочная зона

Пространственный праксис

заднелобные отделы коры левого полушария

Динамический праксис

2 Акустический гнозис исследуется:
= при помощи неречевых шумов и ритмов

3 Восприятие, по мнению Л.С. Выготского:
= создает «фундамент», на котором формируется речь

4 Зрительный гнозис исследуется:
= с использованием реальных предметов и предметных картинок

5 К тестам на динамический праксис не относится (несколько вариантов ответ~:
= перенос поз по кинестетическому образцу
= проба Хеда

6 Конструктивный праксис исследуется:
= копированием геометрических фигур и пространственно ориентированных рисунков

7 Ответьте, верно ли утверждение: «При проведении нейропсихологической диагностики в детском возрасте необходимо использовать времяемкие тесты, при этом, на исследование одной сферы следует применять все возможные пробы, не сокращая программу исследования».
= неверно

8 При диагностике двигательной сферы у детей:
= необходимо комплексное исследование всех видов праксиса, а также изучение общих характеристик движений ребенка предметно-бытовых и игровых навыков

9 При исследовании цветового гнозиса важно, чтобы стимульный материал:
= состоял из одинаковых по форме и величине, но разных по цвету фигур

10 При проведении нейропсихологической диагностики (несколько вариантов ответ~:
= важно учитывать возрастные особенности детей
= некоторые из перечисленных методик могут быть исключены из обследования, если не соответствуют возрастным особенностям

Тема 8. Нейропсихологическая диагностика памяти и внимания

1 Дети младшего школьного возраста на уроке, а также при проведении обследования способны удерживать внимание без перерыва:
= не более 12-15 минут

2 К тестам на исследование памяти относятся (несколько вариантов ответ~:
= методика «10 слов» и ее модификации
= методика «ДиаКор»

3 К тестам на оценку внимания не относится (несколько вариантов ответ~:
= 10 слов
= слухомоторные координации

4 Какое внимание преобладает у детей дошкольного возраста:
= непроизвольное внимание

5 Методика «ДиаКор» была разработана:
= Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова

6 Методика «ДиаКор» применяется:
= с 7 лет

7 Ответьте, верно ли утверждение: «Внимание детей становится относительно устойчивым только к 4-5 годам».
= верно

8 Память в психической деятельности играет следующую роль:
= в раннем возрасте память замещает мышление

9 У детей относительная устойчивость внимания формируется:
= к 4-5 годам

Тема 9. Нейропсихологическая диагностика интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы

1 В методике «Понимание рассказов» в качестве стимульного материала обычно используются:
= тексты Л.Н. Толстого

2 Диагностика эмоционально-волевой сферы:
= проводится на протяжении всего обследования

3 К тестам на исследование вербально-логического мышления не относится:
= 10 слов

4 К тестам на исследование наглядно-образного мышления относятся (несколько вариантов ответ~:
= конструирование предметов без опоры на слово
= конструирование с опорой на слово-наименование предмета
= понимание сюжетных картин

5 П.В. Симонов подчеркивал:
= необходимость воспитания и положительных, и отрицательных эмоций

6 При выполнении теста «Понимание сюжетных картин» такие ошибки, как непонимание морали и смысла могут указывать на нарушение.
= в работе лобных долей

7 При обследовании интеллектуальной сферы у дошкольников важным диагностическом приемом является:
= анализ игры

8 При проведении пробы на решение математических задач какие ошибки с чем связаны:
= нарушение понимание вопроса говорит о лобной дисфункции
= ошибки, связанные с нарушением вычислительных операций, связаны с поражением теменных и теменно-затылочных зон мозга

9 Эмоции взаимодействуют:
= со всеми ВПФ

Тема 10. Нейропсихологическая диагностика речи и школьных навыков (чтения, счета, письма)

1 Установите порядок нейропсихологического обследования речи

изучение общей коммуникативной функции речи

Первый этап

исследование автоматизированной формы речи (непроизвольные) и рядовая речь

Второй этап

исследование произвольных форм устной речи

Третий этап

2 В формировании числа и счета у детей важную роль играет (несколько вариантов ответ~:
= восприятие
= представления

3 Письмо как психический процесс:
= связано со многими психическими процессами, такими как восприятие, внимание, тонкая моторика и др.

4 При диагностике идеограмного письма и речевых стереотипов ошибки, совершенные испытуемым, могут указывать:
= на грубые поражения головного мозга

5 При исследовании логико-грамматических конструкций:
= ошибки могут указывать на поражение зоны ТРО левого полушария

6 Счетные операции у дошкольников:
= имеют наглядно-действенный характер

7 Чтение букв разного шрифта (т.е. оптическое восприятие букв нарушается:
= при поражении затылочных или теменно-затылочных отделов

8 Чтение как психический процесс:
= связано со многими психическими процессами

Тема 11. Нейропсихологическая диагностика латеральных предпочтений

1 Соотнесите тип организации мозга с присущей ему характеристикой

Оба полушария синхронно участвуют в процессе мышления

Равнополушарный тип

Одновременная обработка информации, отвечает за ориентацию в пространстве, наглядно-образное мышление

Правополушарный тип

Последовательная обработка информации, отвечает за счет и письмо, словесно-логическое мышление

Левополушарный тип

2 А.Л. Сиротюк выделяет:
= три основных типа организации мозга

3 Верно ли утверждение: «Левополушарные дети очень творческие, они доверчивы, наивны, эмоциональны».
= неверно

4 Мануальная асимметрия:
= асимметрия рук

5 Основные типы организации мозга (несколько вариантов ответ~:
= левополушарный тип
= равнополушарный тип
= правополушарный тип

6 Переучивание леворуких детей (несколько вариантов ответ~:
= может привести к логоневрозу и писчему спазму
= вредно и нецелесообразно

7 При проведении нейропсихологической диагностики мануальной асимметрии следует учитывать:
= примерно до 4 лет у детей предпочтение правой или левой руки крайне неустойчиво

8 Сенсорная асимметрия:
= асимметрия слуха и зрения

Скорая помощь в обучении

Поделиться: