!!!ВАЖНО!!! Используйте поиск по странице (ctrl+F) для нахождения нужного материала

Нейропсихологический подход в психолого-педагогическом сопровождении детей с органическими поражениями головного мозга

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Психолого-педагогическое сопровождение как современная тенденция в оказании помощи детям с органическими поражениями головного мозга

1 Приведите в соответствие объект, субъект и цель психолого-педагогического сопровождения

Ребенок с органическим поражением головного мозга

Объект

Создание оптимальных условий

Цель

Учитель, психолог, логопед, дефектолог, родители и проч

Субъект

2 Соотнесите выделенные Л.М. Шипициной 5 принципов сопровождения ребенка с их описанием

Создание в учреждениях служб или групп сопровождения

Стремление к автономизации

Специалист сопровождения всегда находится на стороне ребенка

Приоритет интересов сопровождаемого

Решения специалистов системы сопровождения не обязательны к исполнению

Рекомендательный характер советов сопровождающего

Согласованная работа команды специалистов

Мультидисциплинарность сопровождения

Непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблем

Непрерывность сопровождения

3 Внедрение ФГОС и профстандартов привело к формированию
= психолого-педагогической модели образования

4 М.Р. Битяновой в системе психолого-педагогического сопровождения выделяется 3 обязательных компонента (несколько вариантов ответ~.
= психолого-педагогическое изучение детей
= создание благоприятных условий
= реализация индивидуальных и групповых программ

5 Ответьте, верно ли утверждение: «В настоящее время, психолого-педагогическое сопровождение утратило свою актуальность, так как ориентировано на оказание помощи не каждому конкретному ребенку, а всему детскому коллективу в целом, без учета индивидуальных особенностей и возможностей детей».
= неверно

6 Первые программы психолого-педагогического сопровождения в России появились.
= в 1999 году

7 Психолого-педагогическое сопровождение на современном этапе:
= является очень важной частью системы образования

8 Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой:
= комплексную технологию

9 Система психолого-педагогического сопровождения в России начала формироваться.
= в 90-е годы XX века

10 Субъектами психолого-педагогического сопровождения выступают (несколько вариантов ответ~.
= родители (законные представители)
= учитель-логопед
= педагог-психолог
= учитель-дефектолог
= тьютор
= учителя и воспитатели

Тема 2. Психолого-педагогический консилиум образовательной организации и специалисты, участвующие в психолого-педагогическом сопровождении

1 Соотнесите виды психолого-педагогического консилиумов и регулярность их проведения

При завершении курса оказания психолого-педагогической помощи

Заключительный

По запросу специалистов

Внеплановый

При зачислении ребенка в образовательную организацию

Первичный

Каждое полугодие

Плановый

2 Соотнесите функции ППк образовательной организации с их описанием

Обеспечивает качественную, комплексную, достоверную и всестороннюю диагностику ребенка

Экспертно-диагностическая функция

Анализ каждым специалистом ППк особенностей и возможностей ребенка, выявленных в результате диагностики

Аналитическая функция

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения и оценка их эффективности

Функция сопровождения заключается

Защита интересов ребенка, его семьи

Социально-адаптивная функция

Формирование пакета диагностических методик (стандартизированных) и соблюдение правил и требований к процедурам проведения обследований, ведению и хранению документации

Методическая

3 Деятельность ППк отражена в следующих направлениях сопровождения обучающихся и воспитанников (несколько вариантов ответ~
= социально-педагогическое направление
= профилактическое направление
= психолого-педагогическое направление

4 До выхода распоряжения «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» ППк носил название
= психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

5 Основная цель деятельности учителя-логопеда.
= выявление, коррекция и профилактика речевых нарушений, совершенствование коммуникации

6 Ответьте, верно ли утверждение: «Цель психолого-педагогического консилиума- создание оптимальных условий, способствующих социализации и адаптации обучающихся посредством медико-социального сопровождения»
= неверно

7 Педагог-психолог работает по следующим направлениям (несколько вариантов ответ~:
= экспертиза
= профилактика
= коррекция и развитие
= просвещение
= диагностика

8 Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении заключается.
= в построении образовательного пространства с учетом индивидуальных особенностей ребенка

9 Социальный педагог осуществляет
= контроль над соблюдением прав ребенка, установление взаимодействия с учреждениями-партнерами и общественными организациями

Тема 3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с органическими поражениями головного мозга в условиях инклюзии и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

1 Соотнесите ступени инклюзивного образования с содержанием психолого-педагогического сопровождения на них

Помощь в адаптации к новым условиям обучения, построении отношений со сверстниками и родителями и др.

Основная школа

Определение готовности к школе, урегулирование проблем адаптации, повышение мотивации учебной деятельности, формирование желания и умения учиться

Начальная школа

Помощь в профессиональном самоопределении, профилактика девиантного поведения, помощь в решении экзистенциальных проблем

Старшая школа

2 В дошкольных образовательных организация модель и программа психолого-педагогического сопровождения
= разрабатывается самостоятельно специалистами службы сопровождения, может корректироваться и меняться

3 В состав команды специалистов психолого-педагогического сопровождения НЕ может входить.
= нет верного ответа

4 Ведущие специалисты сопровождения на уровне класса (группы) (несколько вариантов ответ~.
= классный руководитель/воспитатель
= учителя-предметники
= тьютор

5 Ведущие специалисты сопровождения на уровне образовательной организации (несколько вариантов ответ~.
= учитель-логопед
= социальный педагог
= педагог-психолог

6 Инклюзия характеризуется тем, что (несколько вариантов ответ~.
= дети включены в среду нормально развивающихся сверстников на постоянной основе
= среда адаптируется под нужды и потребности ребенка с ОВЗ

7 Интеграцию можно охарактеризовать как
= выборочное, кратковременное включение детей с ОВЗ в группу нормально развивающихся сверстников

8 Ответьте, верно ли утверждение: «Психолого-педагогическое сопровождение в условиях инклюзивного образования ограничивается тесной связью классного руководителя с родителями ребенка с ОВЗ, в нем не принимают участие такие специалисты, как педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог»
= неверно

Практическое задание 1

Кроссворд по Нейропсихологическому подходу в психолого-педагогическом сопровождении детей с органическими поражениями головного мозга

По горизонтали
1 Поддержка и помощь каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей, склонностей и потребностей.
4 Одно из направлений деятельности психолога в рамках службы сопровождения, характеризующееся предупреждением явлений дезадаптации.
8 Включение детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников на постоянной основе.
10 Индивидуальный помощник ребенка и ассистент учителя.

По вертикали
2 Любое решение службы психолого-педагогического сопровождения носит характер.
3 Направление деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, нацеленное на выявление отклонений в психическом развитии, индивидуальных особенностей ребенка.
4 Педагог, являющийся основным специалистом службы сопровождения, координирующий деятельность всех специалистов, наиболее активно участвующий в разработке программы и модели сопровождения.
5 Создается в образовательной организации и служит наиболее востребованной формой взаимодействия специалистов по психолого-педагогическому сопровождению.
6 Временное объединение детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников.
7 Объект психолого-педагогического сопровождения.
9 Один из участников службы психолого-педагогического сопровождения, специализирующийся, преимущественно на речевом развитии и его отклонениях.

Тема 4. Использование нейропсихологического подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей с органическими поражениями головного мозга

1 Для детей, имеющих органические повреждения головного мозга, внедрение нейропсихологических технологий в процесс их психолого-педагогического сопровождения.
= крайне полезно

2 Знания по нейропсихологии особенно важны
= для педагога-психолога

3 Какой период самый благоприятный для нейропсихологических занятий?
= дошкольный

4 На современном этапе развития системы образования знания по нейропсихологии…
= используются в работе с детьми органическими поражениями головного мозга

5 Нейропсихологический подход НЕ эффективен и не может быть использован
= в пренатальном периоде

6 Ответьте, верно ли утверждение: «Нейропсихологические технологии все больше внедряются в работу всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения. Помогают наиболее эффективно провести диагностику, составить коррекционно-развивающую программу, осуществить консультативную деятельность».
= верно

7 При реализации нейропсихологического подхода важны (несколько вариантов ответ~…
= системность
= комплексность

Тема 5. Роль нейропсихолога в психолого-педагогическом сопровождении детей с органическими поражениями головного мозга

1 А.В. Семенович в правилах нейропсихологического сопровождения подчеркнула, что технология метода замещающего онтогенеза содержит следующее пункты (несколько вариантов ответ~.
= формирование психосоматического каркаса личности
= формирование произвольной саморегуляций и коммуникативных потребностей
= формирование познавательной компетентности
= формирование психомоторных координаций

2 До 3-4 лет ведущим полушарием является
= правое

3 Ж.М. Глозман выделила основные задачи нейропсихолога в общеобразовательной организации (несколько вариантов ответ~:
= выявление необходимости коррекционно-развивающего обучения
= помочь педагогу и родителям, другим специалистам службы сопровождения
= выявлять и квалифицировать неготовность ребенка к школе;
= изучать индивидуально-психологические особенности, самооценку, реакции на неудачу и способы выхода из ситуаций и др
= проводить следящую диагностику развития

4 Л.С. Выготский подчеркивал, что главное при исследовании ребенка —
= дать позитивную характеристику;

5 Нейропедагогика была выделена
= в 90-е XX века

6 Ответьте, верно ли утверждение: «Нейропсихолог в образовательной организации работает в тесном контакте с педагогами, воспитателями, тьютором, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, но выполняет ведущую роль в этом междисциплинарном сотрудничестве»
= верно

7 Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с аутизмом, с СДВГ, с общим недоразвитием речи.
= имеет свою специфику, но не связано с изменением логики нейропсихологических занятий

8 Технология скаффолдинг – это
= оказание помощи в зоне ближайшего развития, с постепенным ее уменьшением

Тема 6. Организация работы нейропсихолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей с органическими поражениями головного мозга

1 Соотнесите зоны кабинета нейропсихолога с их оснащением

В ней могут находиться журнальный стол, удобные кресла, освещение неяркое

Зона консультативной работы

Удобные мягкие кресла для отдыха, маты, коврики для проведения релаксации

Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения

Часть помещения, где клиенты ждут приема

Зона ожидания приема

В ней располагаются детские столы, стулья, парты, различные материалы, необходимые для проведения занятий, доска, мольберт

Зона коррекционно-развивающей и диагностической работы

В ней должны присутствовать стол, стулья, шкаф, картотека, методические материалы

Зона первичного приема и беседы

2 Установите последовательность этапов технологии психолого-педагогического сопровождения

Подготовительный

1 этап

Этап планирования

2 этап

Этап реализации индивидуальной программы

3 этап

Заключительный

4 этап

3 В ДОО нейропсихолог
= может принимать участие в психолого-педагогическом сопровождении

4 Во время проведения релаксационных упражнений желательно, чтобы
= освещение было приглушенным, успокаивающим

5 На какие зоны можно разделить кабинет нейропсихолога (несколько вариантов ответ~
= зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения
= зона ожидания приема
= зона коррекционно-развивающей и диагностической работы.
= зона консультативной работы.
= зона первичного приема и беседы

6 Нейропсихолог, в рамках консультативной работы
= может давать рекомендации родителям и другим участникам психолого-педагогического сопровождения

7 Ответьте, верно ли утверждение: «Участие нейропсихолога в психолого-педагогическом сопровождении может помешать другим его участникам, так как нейропсихологические знания противоречат знаниям логопеда, дефектолога и педагогических работников».
= неверно

8 Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется
= совокупными усилиями специалистов службы сопровождения

Практическое задание 2

1 Укажите последовательность внедрение метода замещающего онтогенеза в процесс психолого-педагогического сопровождения.

1. Формирование произвольной саморегуляции

2. Формирование психосоматического каркаса личности

3. Формирование психомоторных координаций

4. Формирование познавательной компетентности

2 Вставьте пропущенное слово:
В возрасте до 3-4 лет ведущую роль играет правое полушарие. После этого возраста лидирующие позиции занимает левое полушарие. При этом оба полушария одинаково важны для протекания любого психического процесса. Правое полушарие симультанно, а левое сукцессивно.

3 Нейропсихологические знания очень важны для всех специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Особенно актуальны они для главного специалиста службы психолого-педагогического сопровождения педагога-психолога. Занятия с нейропсихологом полезны на любом этапе развития, но наибольшую важность они имеют в дошкольном возрасте, в связи с предстоящим обучением.

4 А.В. Семенович выделил основные правила нейропсихологического сопровождения. Согласно одному из правил, психологическое развитие ребенка протекает одновременно по трем каналам. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с СДВГ, с РАС и ребенка с ОНР имеет свою специфику, логика нейропсихологических занятий при этом неизменна.

Тема 7. Компоненты и модели психолого-педагогического сопровождения детей с органическими поражениями головного мозга

1 Соотнесите модели сопровождения

Анализ анализ семейной ситуации, диагностика личности, диагностика окружения

Психологическая модель

Ориентация на универсальные способы воспитания

Педагогическая модель

Неблагоприятные жизненные обстоятельства

Социальная модель

Объект диагностики семья, дети и подростки с ОВЗ

Диагностическая модель

В основе трудностей- болезни

Медицинская модель

2 В процессе психолого-педагогического сопровождения выделяется
= три взаимосвязанных компонента

3 Модель психолого-педагогического сопровождения
= разрабатывается индивидуально под потребности и нужды конкретного ребенка

4 Педагогическая модель сопровождения предполагает, что
= в основе трудностей лежит педагогическая некомпетентность родителей

5 При органических поражениях головного мозга у детей
= психические процессы формируются в более поздние сроки, но по таким же закономерностям, как и у нормы

6 При составлении и реализации программы психолого-педагогического сопровождения для детей с тяжелыми органическими поражениями головного мозга следует соблюдать условия.
= комплексного подхода
= приоритета социализации
= индивидуализации процесса обучения и воспитания

7 Приоритетная задача психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми органическими поражениями головного мозга —
= социализация

8 Разработка модели и программы психолого-педагогического сопровождения требует соблюдения следующих условий (несколько вариантов ответ~:
= специализированные условия
= психолого-педагогические условия
= здоровьесберегающие условия

Тема 8. Этапы создания модели психолого-педагогического сопровождения детей с органическими поражениями головного мозга

1 При разработке программы психолого-педагогического сопровождения для сложного объекта целесообразно пользоваться алгоритмом. Приведите его в соответствие

Сформулировать определение феномена

Первое

Разбить определение на более простые составляющие

Второе

При отсутствии диагностического инструментария или его частичного соответствия модифицировать его, адаптировать

Третье

2 В создании программы психолого-педагогического сопровождения могут участвовать
= все специалисты образовательной организации

3 На аналитическом этапе психолого-педагогического сопровождения детей с органическими поражениями головного мозга (несколько вариантов ответ~
= проводится персональный анализ
= проводится организационный анализ
= происходит анализ актуальных задач

4 На проективном этапе психолого-педагогического сопровождения
= подбираются оптимальные формы, методы, строятся прогнозы эффективности и создается модель сопровождения

5 На рефлексивном этапе психолого-педагогического сопровождения происходит
= осмысление и анализ результатов проделанной работы

6 Ответьте, верно ли утверждение: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с органическими поражениями головного мозга нецелесообразно, так как такие дети не способны к развитию».
= неверно

7 Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют
= пять этапов психолого-педагогического сопровождения

Тема 9. Оформление программы психолого-педагогического сопровождения детей с органическими поражениями головного мозга

1 В конце программы психолого-педагогического сопровождения необходим
= список использованной литературы

2 В пояснительной записке указываются (несколько вариантов ответ~
= целевая аудитория
= требования к участникам
= название программы
= цели и задачи программы
= методологические основания

3 Коррекционно-развивающие программы, направленные на личностные изменения участников, исправление актуальных проблем их развития проводятся
= психологом

4 Нейропсихологические программы могут быть реализованы.
= нейропсихологом, клиническим психологом

5 Ответьте, верно ли утверждение: «При составлении программы психолого-педагогического сопровождения детей с органическими поражениями головного мозга, целесообразно участие только педагога-психолога (нейропсихолог~ и тьютора в ее реализации. Участие воспитателя/классного руководителя, учителя-логопеда и учителя-дефектолога необходимо минимализировать. В составлении программы данные специалисты участие не принимают».
= неверно

6 При составлении раздела «Содержание программы» его можно разделить.
= на три блока

7 Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения
= отслеживаются промежуточным и итоговым тестированием

8 Содержание программы делится на несколько блоков (несколько вариантов ответ~.
= образовательный блок
= воспитательный и социальный блок
= коррекционный блок

Скорая помощь в обучении

Поделиться: