1 Приведите в соответствие объект, субъект и цель психолого-педагогического сопровождения
Ребенок с органическим поражением головного мозга | Объект |
Создание оптимальных условий | Цель |
Учитель, психолог, логопед, дефектолог, родители и проч | Субъект |
2 Соотнесите выделенные Л.М. Шипициной 5 принципов сопровождения ребенка с их описанием
Создание в учреждениях служб или групп сопровождения | Стремление к автономизации |
Специалист сопровождения всегда находится на стороне ребенка | Приоритет интересов сопровождаемого |
Решения специалистов системы сопровождения не обязательны к исполнению | Рекомендательный характер советов сопровождающего |
Согласованная работа команды специалистов | Мультидисциплинарность сопровождения |
Непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблем | Непрерывность сопровождения |
3 Внедрение ФГОС и профстандартов привело к формированию
= психолого-педагогической модели образования
4 М.Р. Битяновой в системе психолого-педагогического сопровождения выделяется 3 обязательных компонента (несколько вариантов ответ~.
= психолого-педагогическое изучение детей
= создание благоприятных условий
= реализация индивидуальных и групповых программ
5 Ответьте, верно ли утверждение: «В настоящее время, психолого-педагогическое сопровождение утратило свою актуальность, так как ориентировано на оказание помощи не каждому конкретному ребенку, а всему детскому коллективу в целом, без учета индивидуальных особенностей и возможностей детей».
= неверно
6 Первые программы психолого-педагогического сопровождения в России появились.
= в 1999 году
7 Психолого-педагогическое сопровождение на современном этапе:
= является очень важной частью системы образования
8 Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой:
= комплексную технологию
9 Система психолого-педагогического сопровождения в России начала формироваться.
= в 90-е годы XX века
10 Субъектами психолого-педагогического сопровождения выступают (несколько вариантов ответ~.
= родители (законные представители)
= учитель-логопед
= педагог-психолог
= учитель-дефектолог
= тьютор
= учителя и воспитатели
1 Соотнесите виды психолого-педагогического консилиумов и регулярность их проведения
При завершении курса оказания психолого-педагогической помощи | Заключительный |
По запросу специалистов | Внеплановый |
При зачислении ребенка в образовательную организацию | Первичный |
Каждое полугодие | Плановый |
2 Соотнесите функции ППк образовательной организации с их описанием
Обеспечивает качественную, комплексную, достоверную и всестороннюю диагностику ребенка | Экспертно-диагностическая функция |
Анализ каждым специалистом ППк особенностей и возможностей ребенка, выявленных в результате диагностики | Аналитическая функция |
Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения и оценка их эффективности | Функция сопровождения заключается |
Защита интересов ребенка, его семьи | Социально-адаптивная функция |
Формирование пакета диагностических методик (стандартизированных) и соблюдение правил и требований к процедурам проведения обследований, ведению и хранению документации | Методическая |
3 Деятельность ППк отражена в следующих направлениях сопровождения обучающихся и воспитанников (несколько вариантов ответ~
= социально-педагогическое направление
= профилактическое направление
= психолого-педагогическое направление
4 До выхода распоряжения «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» ППк носил название
= психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
5 Основная цель деятельности учителя-логопеда.
= выявление, коррекция и профилактика речевых нарушений, совершенствование коммуникации
6 Ответьте, верно ли утверждение: «Цель психолого-педагогического консилиума- создание оптимальных условий, способствующих социализации и адаптации обучающихся посредством медико-социального сопровождения»
= неверно
7 Педагог-психолог работает по следующим направлениям (несколько вариантов ответ~:
= экспертиза
= профилактика
= коррекция и развитие
= просвещение
= диагностика
8 Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении заключается.
= в построении образовательного пространства с учетом индивидуальных особенностей ребенка
9 Социальный педагог осуществляет
= контроль над соблюдением прав ребенка, установление взаимодействия с учреждениями-партнерами и общественными организациями
1 Соотнесите ступени инклюзивного образования с содержанием психолого-педагогического сопровождения на них
Помощь в адаптации к новым условиям обучения, построении отношений со сверстниками и родителями и др. | Основная школа |
Определение готовности к школе, урегулирование проблем адаптации, повышение мотивации учебной деятельности, формирование желания и умения учиться | Начальная школа |
Помощь в профессиональном самоопределении, профилактика девиантного поведения, помощь в решении экзистенциальных проблем | Старшая школа |
2 В дошкольных образовательных организация модель и программа психолого-педагогического сопровождения
= разрабатывается самостоятельно специалистами службы сопровождения, может корректироваться и меняться
3 В состав команды специалистов психолого-педагогического сопровождения НЕ может входить.
= нет верного ответа
4 Ведущие специалисты сопровождения на уровне класса (группы) (несколько вариантов ответ~.
= классный руководитель/воспитатель
= учителя-предметники
= тьютор
5 Ведущие специалисты сопровождения на уровне образовательной организации (несколько вариантов ответ~.
= учитель-логопед
= социальный педагог
= педагог-психолог
6 Инклюзия характеризуется тем, что (несколько вариантов ответ~.
= дети включены в среду нормально развивающихся сверстников на постоянной основе
= среда адаптируется под нужды и потребности ребенка с ОВЗ
7 Интеграцию можно охарактеризовать как
= выборочное, кратковременное включение детей с ОВЗ в группу нормально развивающихся сверстников
8 Ответьте, верно ли утверждение: «Психолого-педагогическое сопровождение в условиях инклюзивного образования ограничивается тесной связью классного руководителя с родителями ребенка с ОВЗ, в нем не принимают участие такие специалисты, как педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог»
= неверно
По горизонтали
1 Поддержка и помощь каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей, склонностей и потребностей.
4 Одно из направлений деятельности психолога в рамках службы сопровождения, характеризующееся предупреждением явлений дезадаптации.
8 Включение детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников на постоянной основе.
10 Индивидуальный помощник ребенка и ассистент учителя.
По вертикали
2 Любое решение службы психолого-педагогического сопровождения носит характер.
3 Направление деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, нацеленное на выявление отклонений в психическом развитии, индивидуальных особенностей ребенка.
4 Педагог, являющийся основным специалистом службы сопровождения, координирующий деятельность всех специалистов, наиболее активно участвующий в разработке программы и модели сопровождения.
5 Создается в образовательной организации и служит наиболее востребованной формой взаимодействия специалистов по психолого-педагогическому сопровождению.
6 Временное объединение детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников.
7 Объект психолого-педагогического сопровождения.
9 Один из участников службы психолого-педагогического сопровождения, специализирующийся, преимущественно на речевом развитии и его отклонениях.
1 Для детей, имеющих органические повреждения головного мозга, внедрение нейропсихологических технологий в процесс их психолого-педагогического сопровождения.
= крайне полезно
2 Знания по нейропсихологии особенно важны
= для педагога-психолога
3 Какой период самый благоприятный для нейропсихологических занятий?
= дошкольный
4 На современном этапе развития системы образования знания по нейропсихологии…
= используются в работе с детьми органическими поражениями головного мозга
5 Нейропсихологический подход НЕ эффективен и не может быть использован
= в пренатальном периоде
6 Ответьте, верно ли утверждение: «Нейропсихологические технологии все больше внедряются в работу всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения. Помогают наиболее эффективно провести диагностику, составить коррекционно-развивающую программу, осуществить консультативную деятельность».
= верно
7 При реализации нейропсихологического подхода важны (несколько вариантов ответ~…
= системность
= комплексность
1 А.В. Семенович в правилах нейропсихологического сопровождения подчеркнула, что технология метода замещающего онтогенеза содержит следующее пункты (несколько вариантов ответ~.
= формирование психосоматического каркаса личности
= формирование произвольной саморегуляций и коммуникативных потребностей
= формирование познавательной компетентности
= формирование психомоторных координаций
2 До 3-4 лет ведущим полушарием является
= правое
3 Ж.М. Глозман выделила основные задачи нейропсихолога в общеобразовательной организации (несколько вариантов ответ~:
= выявление необходимости коррекционно-развивающего обучения
= помочь педагогу и родителям, другим специалистам службы сопровождения
= выявлять и квалифицировать неготовность ребенка к школе;
= изучать индивидуально-психологические особенности, самооценку, реакции на неудачу и способы выхода из ситуаций и др
= проводить следящую диагностику развития
4 Л.С. Выготский подчеркивал, что главное при исследовании ребенка —
= дать позитивную характеристику;
5 Нейропедагогика была выделена
= в 90-е XX века
6 Ответьте, верно ли утверждение: «Нейропсихолог в образовательной организации работает в тесном контакте с педагогами, воспитателями, тьютором, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, но выполняет ведущую роль в этом междисциплинарном сотрудничестве»
= верно
7 Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с аутизмом, с СДВГ, с общим недоразвитием речи.
= имеет свою специфику, но не связано с изменением логики нейропсихологических занятий
8 Технология скаффолдинг – это
= оказание помощи в зоне ближайшего развития, с постепенным ее уменьшением
1 Соотнесите зоны кабинета нейропсихолога с их оснащением
В ней могут находиться журнальный стол, удобные кресла, освещение неяркое | Зона консультативной работы |
Удобные мягкие кресла для отдыха, маты, коврики для проведения релаксации | Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения |
Часть помещения, где клиенты ждут приема | Зона ожидания приема |
В ней располагаются детские столы, стулья, парты, различные материалы, необходимые для проведения занятий, доска, мольберт | Зона коррекционно-развивающей и диагностической работы |
В ней должны присутствовать стол, стулья, шкаф, картотека, методические материалы | Зона первичного приема и беседы |
2 Установите последовательность этапов технологии психолого-педагогического сопровождения
Подготовительный | 1 этап |
Этап планирования | 2 этап |
Этап реализации индивидуальной программы | 3 этап |
Заключительный | 4 этап |
3 В ДОО нейропсихолог
= может принимать участие в психолого-педагогическом сопровождении
4 Во время проведения релаксационных упражнений желательно, чтобы
= освещение было приглушенным, успокаивающим
5 На какие зоны можно разделить кабинет нейропсихолога (несколько вариантов ответ~
= зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения
= зона ожидания приема
= зона коррекционно-развивающей и диагностической работы.
= зона консультативной работы.
= зона первичного приема и беседы
6 Нейропсихолог, в рамках консультативной работы
= может давать рекомендации родителям и другим участникам психолого-педагогического сопровождения
7 Ответьте, верно ли утверждение: «Участие нейропсихолога в психолого-педагогическом сопровождении может помешать другим его участникам, так как нейропсихологические знания противоречат знаниям логопеда, дефектолога и педагогических работников».
= неверно
8 Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется
= совокупными усилиями специалистов службы сопровождения
1 Укажите последовательность внедрение метода замещающего онтогенеза в процесс психолого-педагогического сопровождения.
1. Формирование произвольной саморегуляции |
2. Формирование психосоматического каркаса личности |
3. Формирование психомоторных координаций |
4. Формирование познавательной компетентности |
2 Вставьте пропущенное слово:
В возрасте до 3-4 лет ведущую роль играет правое полушарие. После этого возраста лидирующие позиции занимает левое полушарие. При этом оба полушария одинаково важны для протекания любого психического процесса. Правое полушарие симультанно, а левое сукцессивно.
3 Нейропсихологические знания очень важны для всех специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Особенно актуальны они для главного специалиста службы психолого-педагогического сопровождения педагога-психолога. Занятия с нейропсихологом полезны на любом этапе развития, но наибольшую важность они имеют в дошкольном возрасте, в связи с предстоящим обучением.
4 А.В. Семенович выделил основные правила нейропсихологического сопровождения. Согласно одному из правил, психологическое развитие ребенка протекает одновременно по трем каналам. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с СДВГ, с РАС и ребенка с ОНР имеет свою специфику, логика нейропсихологических занятий при этом неизменна.
Тема 7. Компоненты и модели психолого-педагогического сопровождения детей с органическими поражениями головного мозга
1 Соотнесите модели сопровождения
Анализ анализ семейной ситуации, диагностика личности, диагностика окружения | Психологическая модель |
Ориентация на универсальные способы воспитания | Педагогическая модель |
Неблагоприятные жизненные обстоятельства | Социальная модель |
Объект диагностики семья, дети и подростки с ОВЗ | Диагностическая модель |
В основе трудностей- болезни | Медицинская модель |
2 В процессе психолого-педагогического сопровождения выделяется
= три взаимосвязанных компонента
3 Модель психолого-педагогического сопровождения
= разрабатывается индивидуально под потребности и нужды конкретного ребенка
4 Педагогическая модель сопровождения предполагает, что
= в основе трудностей лежит педагогическая некомпетентность родителей
5 При органических поражениях головного мозга у детей
= психические процессы формируются в более поздние сроки, но по таким же закономерностям, как и у нормы
6 При составлении и реализации программы психолого-педагогического сопровождения для детей с тяжелыми органическими поражениями головного мозга следует соблюдать условия.
= комплексного подхода
= приоритета социализации
= индивидуализации процесса обучения и воспитания
7 Приоритетная задача психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми органическими поражениями головного мозга —
= социализация
8 Разработка модели и программы психолого-педагогического сопровождения требует соблюдения следующих условий (несколько вариантов ответ~:
= специализированные условия
= психолого-педагогические условия
= здоровьесберегающие условия
Тема 8. Этапы создания модели психолого-педагогического сопровождения детей с органическими поражениями головного мозга
1 При разработке программы психолого-педагогического сопровождения для сложного объекта целесообразно пользоваться алгоритмом. Приведите его в соответствие
Сформулировать определение феномена | Первое |
Разбить определение на более простые составляющие | Второе |
При отсутствии диагностического инструментария или его частичного соответствия модифицировать его, адаптировать | Третье |
2 В создании программы психолого-педагогического сопровождения могут участвовать
= все специалисты образовательной организации
3 На аналитическом этапе психолого-педагогического сопровождения детей с органическими поражениями головного мозга (несколько вариантов ответ~
= проводится персональный анализ
= проводится организационный анализ
= происходит анализ актуальных задач
4 На проективном этапе психолого-педагогического сопровождения
= подбираются оптимальные формы, методы, строятся прогнозы эффективности и создается модель сопровождения
5 На рефлексивном этапе психолого-педагогического сопровождения происходит
= осмысление и анализ результатов проделанной работы
6 Ответьте, верно ли утверждение: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с органическими поражениями головного мозга нецелесообразно, так как такие дети не способны к развитию».
= неверно
7 Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют
= пять этапов психолого-педагогического сопровождения
Тема 9. Оформление программы психолого-педагогического сопровождения детей с органическими поражениями головного мозга
1 В конце программы психолого-педагогического сопровождения необходим
= список использованной литературы
2 В пояснительной записке указываются (несколько вариантов ответ~
= целевая аудитория
= требования к участникам
= название программы
= цели и задачи программы
= методологические основания
3 Коррекционно-развивающие программы, направленные на личностные изменения участников, исправление актуальных проблем их развития проводятся
= психологом
4 Нейропсихологические программы могут быть реализованы.
= нейропсихологом, клиническим психологом
5 Ответьте, верно ли утверждение: «При составлении программы психолого-педагогического сопровождения детей с органическими поражениями головного мозга, целесообразно участие только педагога-психолога (нейропсихолог~ и тьютора в ее реализации. Участие воспитателя/классного руководителя, учителя-логопеда и учителя-дефектолога необходимо минимализировать. В составлении программы данные специалисты участие не принимают».
= неверно
6 При составлении раздела «Содержание программы» его можно разделить.
= на три блока
7 Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения
= отслеживаются промежуточным и итоговым тестированием
8 Содержание программы делится на несколько блоков (несколько вариантов ответ~.
= образовательный блок
= воспитательный и социальный блок
= коррекционный блок
Смотрите также
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: