1. Предмет биологии
1.1 Этапы развития биологических знаний
1.1.1 Что изучают биологические науки
1.1.2 Научные исследования человека
1.1.3 Биологические методы
1.1.4 Этапы развития биологии
1.1.5 Выдающиеся учёные-биологи
1.2 Отличительные особенности живых организмов. Уровни организации жизни
1.2.1 Науки, изучающие различные уровни жизни
1.2.2 Последовательность уровней организации биологических систем
1.2.3 Организменный уровень и его изучение
1.2.4 Биологические науки, изучающие различные уровни жизни
1.2.5 Способы передачи вируса иммунодефицита человека
1.2.6 Определи уровни организации биологических систем
2 Строение и системы жизнеобеспечения клетки
2.1 Сущность клеточной теории. Поверхностный аппарат клетки, цитоплазма, ядро
2.1.1 Подпиши органоиды клетки
2.1.2 Электронная и световая микроскопия
2.1.3 Узнай органоид клетки
2.1.4 Назови указанный на рисунке органоид клетки
2.1.5 Клеточные органоиды и их функции
2.1.6 Функции клеточных органоидов
2.1.7 Найди связь между объектами и процессами
2.1.8 Поступление веществ через плазматическую мембрану
2.1.9 Подпиши рисунок «Органоиды клетки»
2.2 Клетки представителей разных царств
2.2.1 Особенности строения клеток представителей разных царств
2.2.2 Выбери органоид определённой клетки
2.2.3 Согласен ли ты с утверждениями?
2.2.4 Отметь отличительные особенности растительной клетки
2.2.5 Особенности клеток растений
2.2.6 Найди ошибки в тексте «Цианобактерии»
2.2.7 Найди ошибки в тексте «Клетка»
2.2.8 Согласен ли ты с утверждениями?
2.2.9 Закончи текст «Прокариотические и эукариотические клетки»
2.2.10 Сравни вакуоль и хлоропласт
2.2.11 Сравни эукариотную и прокариотную клетку
2.3 Химические вещества в клетке
2.3.1 Химические элементы клетки
2.3.2 Гидрофильные и гидрофобные вещества
2.3.3 Структура молекулы белка
2.3.4 Ускорители процессов в клетке
2.3.5 Углеводы и липиды
2.3.6 Роль воды в клетке
2.3.7 Нуклеиновые кислоты
2.3.8 Нуклеотиды
2.3.9 Роль минеральных веществ в клетке
2.3.10 Мономеры органических веществ
3 Внутриклеточные биохимические реакции
3.1 Метаболизм. Клеточное дыхание
3.1.1 Значение энергетического обмена
3.1.2 Пировиноградная кислота
3.1.3 При больших физических нагрузках…
3.1.4 Бескислородная стадия энергетического обмена
3.1.5 Образование АТФ
3.1.6 Этапы энергетического обмена
3.1.7 Энергетический процесс в клетке
3.2 Автотрофное и гетеротрофное питание клетки. Фотосинтез
3.2.1 Способы питания бактерий
3.2.2 Типы питания
3.2.3 Допиши уравнение
3.2.4 Сравни процессы хемо- и фотосинтеза
3.2.5 Световая фаза фотосинтеза
3.2.6 Что это за процесс?
3.2.7 Источник кислорода и водорода в процессе фотосинтеза
3.2.8 Фотосинтез
3.2.9 Энергетика фотосинтеза
3.3 Материальные основы наследственности. ДНК и РНК. Свойства генетического кода
3.3.1 Принцип комплементарности
3.3.2 Размещение ДНК в клетке
3.3.3 Важнейшая функция молекулы ДНК
3.3.4 Установи комплементарность триплетов тРНК и иРНК
3.3.5 Дополни текст «ДНК»
3.3.6 Свойства генетического кода
3.3.7 Виды РНК
3.3.8 Свойства генетического кода
3.3.9 Состав ДНК
3.3.10 Определи число нуклеотидов в ДНК
3.3.11 Структура молекулы ДНК
3.4 Биосинтез белка
3.4.1 Установи соответствие триплетов иРНК и ДНК
3.4.2 Установи соответствие антикодона тРНК триплету ДНК
3.4.3 Определи триплет ДНК
3.4.4 Определи аминокислоту по антикодону
3.4.5 Что необходимо для сборки молекул белка в клетке?
3.4.6 Заполни пропуск в таблице
3.4.7 Определи число нуклеотидов, кодирующих белок
3.4.8 Дополни текст «Биосинтез белка»
3.4.9 Установи последовательность нуклеотидов ДНК по иРНК
3.4.10 Комплементарность триплетов тРНК и иРНК
3.4.11 Запиши кодон, комплементарный антикодону
4 Размножение живых организмов
4.1 Жизненный путь клетки
4.1.1 Способы деления
4.1.2 Фазы мейоза
4.1.3 Фазы митоза
4.1.4 Термины
4.1.5 Сравнение митоза и мейоза
4.1.6 Хромосомные наборы
4.1.7 Число хромосом
4.1.8 Число хроматид
4.2 Типы размножения организмов
4.2.1 Термины
4.2.2 Двойное оплодотворение
4.2.3 Гермафродитизм
4.2.4 Деление клеток
4.2.5 Сперматогенез и оогенез
4.2.6 Определи число гамет
4.2.7 Бесполое размножение
4.2.8 Примеры полового и бесполого размножения
4.2.9 Этапы и клетки гаметогенеза
4.2.10 Хромосомные наборы клеток
4.3 Этапы индивидуального развития организмов (онтогенез)
4.3.1 Основные понятия темы «Онтогенез»
4.3.2 Формирование органов из зародышевых листков
4.3.3 Прямое и непрямое развитие
4.3.4 Стадия дробления
4.3.5 Гаструляция
4.3.6 Органогенез
4.3.7 Постэмбриональное развитие
4.3.8 Непрямое развитие насекомых
4.3.9 Этапы эмбрионального развития позвоночных
5 Закономерности передачи наследственных признаков
5.1 История развития знаний о закономерностях наследования признаков
5.1.1 Общепринятые генетические символы
5.1.2 Генетические термины
5.1.3 Свойства гороха как объекта исследования
5.1.4 Мендель — основоположник генетики
5.1.5 Дополни текст «Генотип»
5.1.6 Методы генетики
5.1.7 Этапы развития генетики
5.2 Наследование признаков при моногибридном скрещивании
5.2.1 Гаметы
5.2.2 Моногибридное скрещивание
5.2.3 Скрещивание гомозигот
5.2.4 Определи генотипы
5.2.5 Скрещивание гетерозигот
5.2.6 Доминантная гомозигота и гетерозигота
5.2.7 Определи вероятность
5.2.8 Определи доминантный признак и генотипы особей
5.2.9 Определи фенотипы потомства по генотипам родителей
5.3 Анализирующее скрещивание
5.3.1 Анализирующее скрещивание
5.3.2 Сколько гамет образуется?
5.3.3 Фенотипы при анализирующем скрещивании
5.3.4 Промежуточное наследование
5.3.5 Определи генотип
5.3.6 Какой генотип у растений?
5.3.7 Неполное доминирование в F1 и F2
5.3.8 Определи фенотипы потомства
5.3.9 Задача на неполное доминирование
5.3.10 Определи фенотипы и генотипы гибридов
5.4 Наследование признаков при дигибридном скрещивании
5.4.1 Законы Менделя
5.4.2 Выбери верное обозначение
5.4.3 Какие гаметы образуются?
5.4.4 Дигибридное скрещивание
5.4.5 Определи расщепление по фенотипу
5.4.6 Фенотипы потомства
5.4.7 Генотипы родителей
5.4.8 Две дигетерозиготы
5.4.9 Дигибридное скрещивание при неполном доминировании
5.5 Работы Моргана. Хромосомная теория
5.5.1 Работы Т. Моргана
5.5.2 Кроссинговер
5.5.3 Сцепленное наследование
5.5.4 Генетические карты хромосом
5.5.5 Гаметы при полном сцеплении
5.5.6 Гаметы при неполном сцеплении
5.5.7 Основные понятия темы
5.5.8 Определи вероятность фенотипа
5.5.9 Определи генотип и расстояние между генами
5.6 Генотип как целостная система
5.6.1 Дополни определение
5.6.2 Выбери пример
5.6.3 Определи тип действия генов
5.6.4 Определи генотип при эпистазе
5.6.5 Окраска цветков
5.6.6 Определи генотип растения
5.6.7 Определи типы взаимодействия генов
5.6.8 Задача на комплементарность
5.6.9 Задача на эпистаз
5.7 Хромосомное определение пола. Наследование генов, локализованных в половых хромосомах
5.7.1 Половые хромосомы
5.7.2 Гетерогаметный и гомогаметный пол
5.7.3 Хромосомные наборы клеток человека
5.7.4 Определение пола у животных и человека
5.7.5 Х и Y-хромосомы человека
5.7.6 Признаки, сцепленные с полом
5.7.7 Задача на наследование гемофилии
5.7.8 Цвет глаз дрозофилы
5.7.9 Крылья дрозофилы
5.8 Мутационная изменчивость
5.8.1 Что такое мутации?
5.8.2 Изменение генетического материала
5.8.3 Значение мутаций
5.8.4 Хромосомные мутации
5.8.5 Свойства мутаций
5.8.6 Порядок генов в хромосоме
5.8.7 Причины мутаций
5.8.8 Определи число хромосом
5.8.9 Состав полипептида
5.9 Методы и успехи современной селекции и биотехнологии
5.9.1 Основные понятия темы «Селекция»
5.9.2 Способы скрещивания
5.9.3 Искусственный отбор
5.9.4 Мутагенез, полиплоидия, клеточная и генная инженерия
5.9.5 Селекция животных и растений
5.9.6 Направления биотехнологии
5.9.7 Учёные-селекционеры
5.9.8 Центры происхождения культурных растений
5.9.9 Селекция микроорганизмов

1. Предмет биологии
1.1 Этапы развития биологических знаний
1.1.1 Что изучают биологические науки
1.1.2 Научные исследования человека
1.1.3 Биологические методы
1.1.4 Этапы развития биологии
1.1.5 Выдающиеся учёные-биологи
1.2 Отличительные особенности живых организмов. Уровни организации жизни
1.2.1 Науки, изучающие различные уровни жизни
1.2.2 Последовательность уровней организации биологических систем
1.2.3 Организменный уровень и его изучение
1.2.4 Биологические науки, изучающие различные уровни жизни
1.2.5 Способы передачи вируса иммунодефицита человека
1.2.6 Определи уровни организации биологических систем
2 Строение и системы жизнеобеспечения клетки
2.1 Сущность клеточной теории. Поверхностный аппарат клетки, цитоплазма, ядро
2.1.1 Подпиши органоиды клетки
2.1.2 Электронная и световая микроскопия
2.1.3 Узнай органоид клетки
2.1.4 Назови указанный на рисунке органоид клетки
2.1.5 Клеточные органоиды и их функции
2.1.6 Функции клеточных органоидов
2.1.7 Найди связь между объектами и процессами
2.1.8 Поступление веществ через плазматическую мембрану
2.1.9 Подпиши рисунок «Органоиды клетки»
2.2 Клетки представителей разных царств
2.2.1 Особенности строения клеток представителей разных царств
2.2.2 Выбери органоид определённой клетки
2.2.3 Согласен ли ты с утверждениями?
2.2.4 Отметь отличительные особенности растительной клетки
2.2.5 Особенности клеток растений
2.2.6 Найди ошибки в тексте «Цианобактерии»
2.2.7 Найди ошибки в тексте «Клетка»
2.2.8 Согласен ли ты с утверждениями?
2.2.9 Закончи текст «Прокариотические и эукариотические клетки»
2.2.10 Сравни вакуоль и хлоропласт
2.2.11 Сравни эукариотную и прокариотную клетку
2.3 Химические вещества в клетке
2.3.1 Химические элементы клетки
2.3.2 Гидрофильные и гидрофобные вещества
2.3.3 Структура молекулы белка
2.3.4 Ускорители процессов в клетке
2.3.5 Углеводы и липиды
2.3.6 Роль воды в клетке
2.3.7 Нуклеиновые кислоты
2.3.8 Нуклеотиды
2.3.9 Роль минеральных веществ в клетке
2.3.10 Мономеры органических веществ
3 Внутриклеточные биохимические реакции
3.1 Метаболизм. Клеточное дыхание
3.1.1 Значение энергетического обмена
3.1.2 Пировиноградная кислота
3.1.3 При больших физических нагрузках…
3.1.4 Бескислородная стадия энергетического обмена
3.1.5 Образование АТФ
3.1.6 Этапы энергетического обмена
3.1.7 Энергетический процесс в клетке
3.2 Автотрофное и гетеротрофное питание клетки. Фотосинтез
3.2.1 Способы питания бактерий
3.2.2 Типы питания
3.2.3 Допиши уравнение
3.2.4 Сравни процессы хемо- и фотосинтеза
3.2.5 Световая фаза фотосинтеза
3.2.6 Что это за процесс?
3.2.7 Источник кислорода и водорода в процессе фотосинтеза
3.2.8 Фотосинтез
3.2.9 Энергетика фотосинтеза
3.3 Материальные основы наследственности. ДНК и РНК. Свойства генетического кода
3.3.1 Принцип комплементарности
3.3.2 Размещение ДНК в клетке
3.3.3 Важнейшая функция молекулы ДНК
3.3.4 Установи комплементарность триплетов тРНК и иРНК
3.3.5 Дополни текст «ДНК»
3.3.6 Свойства генетического кода
3.3.7 Виды РНК
3.3.8 Свойства генетического кода
3.3.9 Состав ДНК
3.3.10 Определи число нуклеотидов в ДНК
3.3.11 Структура молекулы ДНК
3.4 Биосинтез белка
3.4.1 Установи соответствие триплетов иРНК и ДНК
3.4.2 Установи соответствие антикодона тРНК триплету ДНК
3.4.3 Определи триплет ДНК
3.4.4 Определи аминокислоту по антикодону
3.4.5 Что необходимо для сборки молекул белка в клетке?
3.4.6 Заполни пропуск в таблице
3.4.7 Определи число нуклеотидов, кодирующих белок
3.4.8 Дополни текст «Биосинтез белка»
3.4.9 Установи последовательность нуклеотидов ДНК по иРНК
3.4.10 Комплементарность триплетов тРНК и иРНК
3.4.11 Запиши кодон, комплементарный антикодону
4 Размножение живых организмов
4.1 Жизненный путь клетки
4.1.1 Способы деления
4.1.2 Фазы мейоза
4.1.3 Фазы митоза
4.1.4 Термины
4.1.5 Сравнение митоза и мейоза
4.1.6 Хромосомные наборы
4.1.7 Число хромосом
4.1.8 Число хроматид
4.2 Типы размножения организмов
4.2.1 Термины
4.2.2 Двойное оплодотворение
4.2.3 Гермафродитизм
4.2.4 Деление клеток
4.2.5 Сперматогенез и оогенез
4.2.6 Определи число гамет
4.2.7 Бесполое размножение
4.2.8 Примеры полового и бесполого размножения
4.2.9 Этапы и клетки гаметогенеза
4.2.10 Хромосомные наборы клеток
4.3 Этапы индивидуального развития организмов (онтогенез)
4.3.1 Основные понятия темы «Онтогенез»
4.3.2 Формирование органов из зародышевых листков
4.3.3 Прямое и непрямое развитие
4.3.4 Стадия дробления
4.3.5 Гаструляция
4.3.6 Органогенез
4.3.7 Постэмбриональное развитие
4.3.8 Непрямое развитие насекомых
4.3.9 Этапы эмбрионального развития позвоночных
5 Закономерности передачи наследственных признаков
5.1 История развития знаний о закономерностях наследования признаков
5.1.1 Общепринятые генетические символы
5.1.2 Генетические термины
5.1.3 Свойства гороха как объекта исследования
5.1.4 Мендель — основоположник генетики
5.1.5 Дополни текст «Генотип»
5.1.6 Методы генетики
5.1.7 Этапы развития генетики
5.2 Наследование признаков при моногибридном скрещивании
5.2.1 Гаметы
5.2.2 Моногибридное скрещивание
5.2.3 Скрещивание гомозигот
5.2.4 Определи генотипы
5.2.5 Скрещивание гетерозигот
5.2.6 Доминантная гомозигота и гетерозигота
5.2.7 Определи вероятность
5.2.8 Определи доминантный признак и генотипы особей
5.2.9 Определи фенотипы потомства по генотипам родителей
5.3 Анализирующее скрещивание
5.3.1 Анализирующее скрещивание
5.3.2 Сколько гамет образуется?
5.3.3 Фенотипы при анализирующем скрещивании
5.3.4 Промежуточное наследование
5.3.5 Определи генотип
5.3.6 Какой генотип у растений?
5.3.7 Неполное доминирование в F1 и F2
5.3.8 Определи фенотипы потомства
5.3.9 Задача на неполное доминирование
5.3.10 Определи фенотипы и генотипы гибридов
5.4 Наследование признаков при дигибридном скрещивании
5.4.1 Законы Менделя
5.4.2 Выбери верное обозначение
5.4.3 Какие гаметы образуются?
5.4.4 Дигибридное скрещивание
5.4.5 Определи расщепление по фенотипу
5.4.6 Фенотипы потомства
5.4.7 Генотипы родителей
5.4.8 Две дигетерозиготы
5.4.9 Дигибридное скрещивание при неполном доминировании
5.5 Работы Моргана. Хромосомная теория
5.5.1 Работы Т. Моргана
5.5.2 Кроссинговер
5.5.3 Сцепленное наследование
5.5.4 Генетические карты хромосом
5.5.5 Гаметы при полном сцеплении
5.5.6 Гаметы при неполном сцеплении
5.5.7 Основные понятия темы
5.5.8 Определи вероятность фенотипа
5.5.9 Определи генотип и расстояние между генами
5.6 Генотип как целостная система
5.6.1 Дополни определение
5.6.2 Выбери пример
5.6.3 Определи тип действия генов
5.6.4 Определи генотип при эпистазе
5.6.5 Окраска цветков
5.6.6 Определи генотип растения
5.6.7 Определи типы взаимодействия генов
5.6.8 Задача на комплементарность
5.6.9 Задача на эпистаз
5.7 Хромосомное определение пола. Наследование генов, локализованных в половых хромосомах
5.7.1 Половые хромосомы
5.7.2 Гетерогаметный и гомогаметный пол
5.7.3 Хромосомные наборы клеток человека
5.7.4 Определение пола у животных и человека
5.7.5 Х и Y-хромосомы человека
5.7.6 Признаки, сцепленные с полом
5.7.7 Задача на наследование гемофилии
5.7.8 Цвет глаз дрозофилы
5.7.9 Крылья дрозофилы
5.8 Мутационная изменчивость
5.8.1 Что такое мутации?
5.8.2 Изменение генетического материала
5.8.3 Значение мутаций
5.8.4 Хромосомные мутации
5.8.5 Свойства мутаций
5.8.6 Порядок генов в хромосоме
5.8.7 Причины мутаций
5.8.8 Определи число хромосом
5.8.9 Состав полипептида
5.9 Методы и успехи современной селекции и биотехнологии
5.9.1 Основные понятия темы «Селекция»
5.9.2 Способы скрещивания
5.9.3 Искусственный отбор
5.9.4 Мутагенез, полиплоидия, клеточная и генная инженерия
5.9.5 Селекция животных и растений
5.9.6 Направления биотехнологии
5.9.7 Учёные-селекционеры
5.9.8 Центры происхождения культурных растений
5.9.9 Селекция микроорганизмов

Биология 10 класс

1 Предмет биологии 1.1 Этапы развития биологических знаний

1.1.5 Выдающиеся учёные-биологи

ВСЕ ВАРИАНТЫ

Какого учёного считают основоположником зоологии?

Аристотель

Какого учёного считают основоположником ботаники?

Теофраст

Какого учёного считают основоположником медицины?

Гиппократ

Отметь учёного, который сформулировал основные положения закона зародышевого сходства:

Карл Бэр

Выбери учёного, который первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны:

Клавдий Гален

Укажи учёного, внёсшего большой вклад в развитие микробиологии:

Луи Пастер

Роберт Кох

Илья Ильич Мечников

Отметь учёного, который предложил самую первую теорию эволюции:

Жан Батист Ламарк

Решение:

Кратко рассмотрим, как происходило развитие науки биологии, и назовём имена некоторых выдающихся учёных, внёсших вклад в её развитие.
Сначала исследователи изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину — естественной историей (естественная история является предшественницей биологии).
Гиппократ — основоположник медицины. Дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней.
Аристотель — основоположник зоологии. Выполнил описание большого числа животных, предложил первую классификацию (выделял в природе четыре царства: неодушевлённое (земля, вода и воздух), растения, животные, человек.
Теофраст — основоположник ботаники. Составил описание около 500 видов растений.
Гай Плиний Старший — создатель многотомной энциклопедии «Естественная история», в которой были собраны известные к тому времени сведения о природе.
Клавдий Гален — первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны.
В Средние века господствующей идеологией была религия, но шло накопление знаний о живых организмах.
Самый известный учёный Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи занимался также и изучением биологических процессов. Он исследовал полёт птиц, работу сердца и органа зрения.
В Эпоху Великих географических открытий (во второй половине XV в.) естественнонаучные знания начинают быстро развиваться, и биология подразделяется на отдельные науки.
В XVI–XVII веках стали стремительно развиваться ботаника и зоология.
Изобретение микроскопа в начале XVII в. позволило открыть невидимые для невооружённого глаза живые организмы (бактерии, простейшие).
Карл Линней предложил систему классификации животных и растений с использованием бинарной номенклатуры (двойных видовых названий).
Карл Максимович Бэр сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, заложив научные основы эмбриологии.
Жан Батист Ламарк предложил первую теорию эволюции.
В 1839 году Теодором Шванном и Маттиасом Якобом Шлейденом была сформулирована первая клеточная теория, которая научно подтвердила единство живого мира и послужила одной из предпосылок возникновения теории эволюции Чарльза Дарвина, опубликованной в 1859 г.
В XIX в. благодаря работам Луи Пастера, Роберта Коха, Ильи Ильича Мечникова в качестве самостоятельной науки оформилась микробиология.
К концу XIX в. в качестве самостоятельных наук сформировались паразитология и экология (основателем экологии считается немецкий биолог Эрнст Геккель, который впервые в 1866 г. употребил термин «экология»).
В 1900 году были переоткрыты законы Грегора Менделя, что дало старт развитию генетики.
В 40–50-е годы XX в. в качестве объектов исследования стали широко использоваться микроорганизмы, и начинают активно развиваться молекулярная биология, биофизика, биохимия, бионика и др.
В XX в. появилось направление прикладных исследований — биотехнология — которое будет стремительно развиваться и в XXI в.

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: