1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

Русский язык 10 класс

1. Лексика как раздел языкознания 1.1. Омонимы: виды и особенности употребления

1.1.1. Неточности в употреблении омонимов

ВАРИАНТ I

Укажи предложени(-е, -я), в котор(-ом, -ых) употребление омонимов привело к двусмысленности.
  • Наконец шайка с водой оказалась у него в руках
  • Теперь осталось только одно — донести куда следует
  • Мы внимательно выслушали доклад

Решение:

  1. Читаем предложение.
  2. Находим слово, у которого есть омоним.
  3. Находим слово, которое уточняет, поясняет значение омонима.
  4. Если такого уточняющего слова нет, и непонятно значение омонима, значит, в предложении есть двусмысленность.
Пример:
«Наконец шайка оказалась в его руках». —
 1. Шайка — группа людей, объединившихся для преступной деятельности.
2. Шайка — небольшой жестяной таз с двумя ручками для мытья в бане.
Непонятно, о какой шайке идёт речь: о банде или тазе. В предложении нет слова, уточняющего значение слова шайка.
В этом предложении есть двусмысленность.
Совпадающие в своём звучании и написании слова в основном не затрудняют общения. Это объясняется тем, что в предложении значение слова, как правило, уточняется.
Пример:
«Рысь — хищное животное». «Рысь лошади была умеренной».
Однако возможны случаи, когда наличие в предложении таких слов ведёт к недопониманию, к двусмысленности.
Пример:
«Мама отправила сына за гранатами». За оружием или фруктами?
Необходимо учитывать возможность ошибочного или двусмысленного понимания высказывания и внимательно относиться к подбору средств для выражения мыслей.

ВАРИАНТ II

Укажи предложени(-е, -я), в котор(-ом, -ых) употребление омонимов привело к двусмысленности.
  • Прервать выступающих на собрании ораторов было невозможно
  • Мама отправила сына за гранатами
  • Я давно обратил внимание на гранаты

Решение:

  1. Читаем предложение.
  2. Находим слово, у которого есть омоним.
  3. Находим слово, которое уточняет, поясняет значение омонима.
  4. Если такого уточняющего слова нет, и непонятно значение омонима, значит, в предложении есть двусмысленность.
Пример:
«Перебить выступающих на собрании ораторов было невозможно». —
 1. Перебить — убить многих.
2. Перебить — прервать чью-нибудь речь.
Непонятно, нужно ли выступающих уничтожить или прервать их речь.
В этом предложении есть двусмысленность.
Совпадающие в своём звучании и написании слова в основном не затрудняют общения. Это объясняется тем, что в предложении значение слова, как правило, уточняется.
Пример:
«Рысь — хищное животное». «Рысь лошади была умеренной».
Однако возможны случаи, когда наличие в предложении таких слов ведёт к недопониманию, к двусмысленности.
Пример:
«Мама отправила сына за гранатами». За оружием или фруктами?
Необходимо учитывать возможность ошибочного или двусмысленного понимания высказывания и внимательно относиться к подбору средств для выражения мыслей.

ВАРИАНТ III

Укажи предложени(-е, -я), в котор(-ом, -ых) употребление омонимов привело к двусмысленности.
  • Мы долго искали гаечный ключ
  • Наконец шайка разбойников была арестована
  • Наконец шайка оказалась в его руках

Решение:

  1. Читаем предложение.
  2. Находим слово, у которого есть омоним.
  3. Находим слово, которое уточняет, поясняет значение омонима.
  4. Если такого уточняющего слова нет, и непонятно значение омонима, значит, в предложении есть двусмысленность.
Пример:
«Наконец шайка оказалась в его руках». —
 1. Шайка — группа людей, объединившихся для преступной деятельности.
2. Шайка — небольшой жестяной таз с двумя ручками для мытья в бане.
Непонятно, о какой шайке идёт речь: о банде или тазе. В предложении нет слова, уточняющего значение слова шайка.
В этом предложении есть двусмысленность.
Совпадающие в своём звучании и написании слова в основном не затрудняют общения. Это объясняется тем, что в предложении значение слова, как правило, уточняется.
Пример:
«Рысь — хищное животное». «Рысь лошади была умеренной».
Однако возможны случаи, когда наличие в предложении таких слов ведёт к недопониманию, к двусмысленности.
Пример:
«Мама отправила сына за гранатами». За оружием или фруктами?
Необходимо учитывать возможность ошибочного или двусмысленного понимания высказывания и внимательно относиться к подбору средств для выражения мыслей.

ВАРИАНТ IV

Укажи предложени(-е, -я), в котор(-ом, -ых) употребление омонимов привело к двусмысленности.
  • Мама отправила сына за гранатами
  • Наконец шайка с водой оказалась у него в руках
  • Я давно обратил внимание на гранаты

Решение:

  1. Читаем предложение.
  2. Находим слово, у которого есть омоним.
  3. Находим слово, которое уточняет, поясняет значение омонима.
  4. Если такого уточняющего слова нет, и непонятно значение омонима, значит, в предложении есть двусмысленность.
Пример:
«Теперь осталось только одно — донести куда следует». —
 1. Донести — довезти, доставить.
2. Донести — сделать донесение, донос.
Непонятно, что осталось сделать: доставить что-либо или сообщить.
В предложении есть двусмысленность.
Совпадающие в своём звучании и написании слова в основном не затрудняют общения. Это объясняется тем, что в предложении значение слова, как правило, уточняется.
Пример:
«Рысь — хищное животное». «Рысь лошади была умеренной».
Однако возможны случаи, когда наличие в предложении таких слов ведёт к недопониманию, к двусмысленности.
Пример:
«Мама отправила сына за гранатами». За оружием или фруктами?
Необходимо учитывать возможность ошибочного или двусмысленного понимания высказывания и внимательно относиться к подбору средств для выражения мыслей.

ВАРИАНТ V

Укажи предложени(-е, -я), в котор(-ом, -ых) употребление омонимов привело к двусмысленности.
  • Наконец шайка оказалась в его руках
  • Мы долго искали гаечный ключ
  • Мы внимательно выслушали доклад

Решение:

  1. Читаем предложение.
  2. Находим слово, у которого есть омоним.
  3. Находим слово, которое уточняет, поясняет значение омонима.
  4. Если такого уточняющего слова нет, и непонятно значение омонима, значит, в предложении есть двусмысленность.
Пример:
«Перебить выступающих на собрании ораторов было невозможно». —
 1. Перебить — убить многих.
2. Перебить — прервать чью-нибудь речь.
Непонятно, нужно ли выступающих уничтожить или прервать их речь.
В этом предложении есть двусмысленность.
Совпадающие в своём звучании и написании слова в основном не затрудняют общения. Это объясняется тем, что в предложении значение слова, как правило, уточняется.
Пример:
«Рысь — хищное животное». «Рысь лошади была умеренной».
Однако возможны случаи, когда наличие в предложении таких слов ведёт к недопониманию, к двусмысленности.
Пример:
«Мама отправила сына за гранатами». За оружием или фруктами?
Необходимо учитывать возможность ошибочного или двусмысленного понимания высказывания и внимательно относиться к подбору средств для выражения мыслей.

ВАРИАНТ VI

Укажи предложени(-е, -я), в котор(-ом, -ых) употребление омонимов привело к двусмысленности.
  • Игорь в руках держал лук
  • Наконец шайка оказалась в его руках
  • Наконец шайка с водой оказалась у него в руках

Решение:

  1. Читаем предложение.
  2. Находим слово, у которого есть омоним.
  3. Находим слово, которое уточняет, поясняет значение омонима.
  4. Если такого уточняющего слова нет, и непонятно значение омонима, значит, в предложении есть двусмысленность.
Пример:
«Наконец шайка оказалась в его руках». —
 1. Шайка — группа людей, объединившихся для преступной деятельности.
2. Шайка — небольшой жестяной таз с двумя ручками для мытья в бане.
Непонятно, о какой шайке идёт речь: о банде или тазе. В предложении нет слова, уточняющего значение слова шайка.
В этом предложении есть двусмысленность.
Совпадающие в своём звучании и написании слова в основном не затрудняют общения. Это объясняется тем, что в предложении значение слова, как правило, уточняется.
Пример:
«Рысь — хищное животное». «Рысь лошади была умеренной».
Однако возможны случаи, когда наличие в предложении таких слов ведёт к недопониманию, к двусмысленности.
Пример:
«Мама отправила сына за гранатами». За оружием или фруктами?
Необходимо учитывать возможность ошибочного или двусмысленного понимания высказывания и внимательно относиться к подбору средств для выражения мыслей.

ВАРИАНТ VII

Укажи предложени(-е, -я), в котор(-ом, -ых) употребление омонимов привело к двусмысленности.
  • Перебить выступающих на собрании было невозможно
  • Я давно обратил внимание на гранаты
  • Мы долго искали гаечный ключ

Решение:

  1. Читаем предложение.
  2. Находим слово, у которого есть омоним.
  3. Находим слово, которое уточняет, поясняет значение омонима.
  4. Если такого уточняющего слова нет, и непонятно значение омонима, значит, в предложении есть двусмысленность.
Пример:
«Мы долго искали ключ от соседской квартиры, но так и не нашли». —
 1. Ключ — металлическое приспособление для запирания и отпирания замка; условная система обозначения букв, цифр...
2. Ключ — бьющий из земли источник, родник.
При слове ключ есть пояснение: от соседской квартиры.
Двусмысленности нет.
Совпадающие в своём звучании и написании слова в основном не затрудняют общения. Это объясняется тем, что в предложении значение слова, как правило, уточняется.
Пример:
«Рысь — хищное животное». «Рысь лошади была умеренной».
Однако возможны случаи, когда наличие в предложении таких слов ведёт к недопониманию, к двусмысленности.
Пример:
«Мама отправила сына за гранатами». За оружием или фруктами?
Необходимо учитывать возможность ошибочного или двусмысленного понимания высказывания и внимательно относиться к подбору средств для выражения мыслей.

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: