1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

Русский язык 10 класс

1. Лексика как раздел языкознания 1.2 Особенности употребления паронимов

1.2.5 Словосочетания с паронимами

ВАРИАНТ I

Составь словосочетания с данными словами. Объясни различия между приведёнными паронимами, используя данные определения (паронимы записывай в порядке следования этих определений).
Пример:
бережный — бережливый; человек — отношение.
Заботливый и осторожный; экономный, расчётливый.

Ответ: Бережное отношение; бережливый человек.
Бережный — заботливый и осторожный.
Бережливый — экономный, расчётливый.
(Будь внимателен! При ответе используй вместо тире « — » знак « — » клавиатуры! Не забывай ставить точку в конце!)

Задание:

Жилищный — жилой; условия — дом.

Предназначенный, приспособленный для жилья; относящийся к строительству, благоустройству, эксплуатации жилища.

Ответ:

Жилищные условия; жилой дом.

Жилищный — относящийся к строительству, благоустройству, эксплуатации жилища.

Жилой — предназначенный, приспособленный для жилья.

Решение:

  1. Читаем паронимы и значения.
  2. Соотносим пароним со значением.
  3. Составляем словосочетания, обращаем внимание на формы слов (род, число).
  4. В случае затруднений см. Толковый словарь.
Пример:
«Боязливо — боязно; ответить — в лесу».
«Страшно, жутко (в значении сказуемого); робко, несмело, с боязнью».
Ответ
Боязливо - робко, несмело, с боязнью.
Боязно - страшно, жутко (в значении сказуемого).
Боязливо ответить; боязно в лесу.
Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами.
 
Обрати внимание!
Паронимы не взаимозаменяются в речи, так как это приводит к искажению смысла высказывания.

ВАРИАНТ II

Задание:

Масленый — масляный; плёнка — бумага.

Относящийся к маслу, содержащий масло, состоящий из масла; намазанный, пропитанный или запачканный маслом.

Ответ:

Масленая бумага; масляная плёнка.

Масленый — намазанный, пропитанный или запачканный маслом.

Масляный — относящийся к маслу, содержащий масло, состоящий из масла.

Решение:

  1. Читаем паронимы и значения.
  2. Соотносим пароним со значением.
  3. Составляем словосочетания, обращаем внимание на формы слов (род, число).
  4. В случае затруднений см. Толковый словарь.
Пример:
«Боязливо — боязно; ответить — в лесу».
«Страшно, жутко (в значении сказуемого); робко, несмело, с боязнью».
Ответ
Боязливо - робко, несмело, с боязнью.
Боязно - страшно, жутко (в значении сказуемого).
Боязливо ответить; боязно в лесу.
Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами.
 
Обрати внимание!
Паронимы не взаимозаменяются в речи, так как это приводит к искажению смысла высказывания.

ВАРИАНТ III

Задание:

Встать — стать; за прилавок — с места.

Принять стоячее положение, подняться на ноги; приступить к какой-либо работе, занятию.

Ответ:

Встать с места; стать за прилавок.

Встать — принять стоячее положение, подняться на ноги.

Стать — приступить к какой-либо работе, занятию.

Решение:

  1. Читаем паронимы и значения.
  2. Соотносим пароним со значением.
  3. Составляем словосочетания, обращаем внимание на формы слов (род, число).
  4. В случае затруднений см. Толковый словарь.
Пример:
«Боязливо — боязно; ответить — в лесу».
«Страшно, жутко (в значении сказуемого); робко, несмело, с боязнью».
Ответ
Боязливо - робко, несмело, с боязнью.
Боязно - страшно, жутко (в значении сказуемого).
Боязливо ответить; боязно в лесу.
Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами.
 
Обрати внимание!
Паронимы не взаимозаменяются в речи, так как это приводит к искажению смысла высказывания.

ВАРИАНТ IV

Задание:

Бракованное — изделие; браковочный — станок.

С браком, с изъяном; относящийся к браковке, т. е. расценивание чего-либо как брак.

Ответ:

Бракованный станок; браковочное изделие.

Бракованный — с браком, с изъяном.

Браковочный — относящийся к браковке, т.е. расценивание чего-либо как брак.

Решение:

  1. Читаем паронимы и значения.
  2. Соотносим пароним со значением.
  3. Составляем словосочетания, обращаем внимание на формы слов (род, число).
  4. В случае затруднений см. Толковый словарь.
Пример:
«Боязливо — боязно; ответить — в лесу».
«Страшно, жутко (в значении сказуемого); робко, несмело, с боязнью».
Ответ
Боязливо - робко, несмело, с боязнью.
Боязно - страшно, жутко (в значении сказуемого).
Боязливо ответить; боязно в лесу.
Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами.
 
Обрати внимание!
Паронимы не взаимозаменяются в речи, так как это приводит к искажению смысла высказывания.

ВАРИАНТ V

Задание:

Вдохнуть — вздохнуть; с облегчением — кислород.

Вобрать, втянуть внутрь при вдохе; испустить вздох.

Ответ:

Вдохнуть кислород; вздохнуть с облегчением.

Вдохнуть — вобрать, втянуть внутрь при вдохе.

Вздохнуть — испустить вздох

Решение:

  1. Читаем паронимы и значения.
  2. Соотносим пароним со значением.
  3. Составляем словосочетания, обращаем внимание на формы слов (род, число).
  4. В случае затруднений см. Толковый словарь.
Пример:
«Боязливо — боязно; ответить — в лесу».
«Страшно, жутко (в значении сказуемого); робко, несмело, с боязнью».
Ответ
Боязливо - робко, несмело, с боязнью.
Боязно - страшно, жутко (в значении сказуемого).
Боязливо ответить; боязно в лесу.
Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами.
 
Обрати внимание!
Паронимы не взаимозаменяются в речи, так как это приводит к искажению смысла высказывания.

ВАРИАНТ VI

Задание:

Каменистый — каменный; дом — тропа.

Обильный камнями, покрытый камнями; сделанный, построенный из камня.

Ответ:

Каменистая тропа; каменный дом.

Каменистый — обильный камнями, покрытый камнями.

Каменный — сделанный, построенный из камня.

Решение:

  1. Читаем паронимы и значения.
  2. Соотносим пароним со значением.
  3. Составляем словосочетания, обращаем внимание на формы слов (род, число).
  4. В случае затруднений см. Толковый словарь.
Пример:
«Боязливо — боязно; ответить — в лесу».
«Страшно, жутко (в значении сказуемого); робко, несмело, с боязнью».
Ответ
Боязливо - робко, несмело, с боязнью.
Боязно - страшно, жутко (в значении сказуемого).
Боязливо ответить; боязно в лесу.
Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами.
 
Обрати внимание!
Паронимы не взаимозаменяются в речи, так как это приводит к искажению смысла высказывания.

ВАРИАНТ VII

Задание:

Боязливо — боязно; ответить — в лесу.

Страшно, жутко (в значении сказуемого); робко, несмело, с боязнью.

Ответ:

Боязливо ответить; боязно в лесу.

Боязливо — робко, несмело, с боязнью.

Боязно — страшно, жутко (в значении сказуемого).

Решение:

  1. Читаем паронимы и значения.
  2. Соотносим пароним со значением.
  3. Составляем словосочетания, обращаем внимание на формы слов (род, число).
  4. В случае затруднений см. Толковый словарь.
Пример:
«Боязливо — боязно; ответить — в лесу».
«Страшно, жутко (в значении сказуемого); робко, несмело, с боязнью».
Ответ
Боязливо - робко, несмело, с боязнью.
Боязно - страшно, жутко (в значении сказуемого).
Боязливо ответить; боязно в лесу.
Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами.
 
Обрати внимание!
Паронимы не взаимозаменяются в речи, так как это приводит к искажению смысла высказывания.

ВАРИАНТ VIII

Задание:

Духовный — душевный; человек — мир.

Добрый, чуткий, отзывчивый; относящийся к духу, связанный с мироощущением человека.

Ответ:

Духовный мир; душевный человек.

Духовный — относящийся к духу, связанный с мироощущением человека.

Душевный — добрый, чуткий, отзывчивый.

Решение:

  1. Читаем паронимы и значения.
  2. Соотносим пароним со значением.
  3. Составляем словосочетания, обращаем внимание на формы слов (род, число).
  4. В случае затруднений см. Толковый словарь.
Пример:
«Боязливо — боязно; ответить — в лесу».
«Страшно, жутко (в значении сказуемого); робко, несмело, с боязнью».
Ответ
Боязливо - робко, несмело, с боязнью.
Боязно - страшно, жутко (в значении сказуемого).
Боязливо ответить; боязно в лесу.
Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами.
 
Обрати внимание!
Паронимы не взаимозаменяются в речи, так как это приводит к искажению смысла высказывания.

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: