1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

Русский язык 10 класс

1. Лексика как раздел языкознания 1.3 Синонимы: виды и особенности употребления

1.3

Синонимы. ТЕОРИЯ

Синонимы — слова, как правило, одной части речи, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим.
Пример:
неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный.
Слова, объединённые синонимическими отношениями, называются синонимическим рядом.
  
Доминанта — это стилистически нейтральное стержневое (основное) слово в составе синонимического ряда.
Другие члены ряда уточняют, расширяют его семантическую структуру, дополняют её оценочными значениями.
Пример:
храбрый — неустрашимый, удалой, лихой, смелый, отважный, безбоязненный, бесстрашный.
Учитывая смысловые и стилистические отличия синонимов друг от друга, их разделяют на несколько групп.
 
1. Синонимы, различающиеся оттенками в значениях, называются семантическими (от гр. semantikos — обозначающий).
Пример:
молодость — юность, красный — багровый — алый.
2. Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но различаются стилистической окраской, называются стилистическими. К ним относятся:
 
1) синонимы, принадлежащие к различным функциональным стилям речи.
Пример:
ср.: жить (межст.) — проживать (офиц.-дел.), новобрачные (офиц.) — молодые (разг.);
2) синонимы, принадлежащие к одному и тому же функциональному стилю, но имеющие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки.
Пример:
ср.: (разг.) толковый (с положительной окраской) — башковитый, головастый (с оттенком грубовато-фамильярным); сказанул — ляпнул — брякнул — отколол — отмочил — выдал.
Внутристилевая синонимика, особенно развитая в разговорной речи, значительно богаче и ярче, чем межстилевая.
 
3. Синонимы, которые различаются и по смыслу, и своей стилистической окраской, называются семантико-стилистическими.
Пример:
«И я пойду, пойду опять. Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать» (Пол.); «А я пойду шататься, — я ни за что теперь не засну» (Л); «И страна берёзового ситца не заманит шляться босиком!» (Ес.)
— все эти синонимы имеют общее значение «ходить без определённой цели», но они различаются семантическими оттенками:
слово блуждать имеет дополнительное значение «плутать, терять дорогу»;
в слове шататься есть оттенок «ходить без всякого дела»;
глагол шляться подчёркивает неповиновение, непослушание.
Кроме того, приведённые синонимы отличаются и стилистической окраской:
бродить — стилистически нейтральное слово,
блуждать имеет более книжную окраску,
шататься и шляться — просторечные, причём последнее грубое.
 
Также выделяют синонимы контекстуальные (авторские), слова, сближающиеся своими значениями только в условиях данного контекста.
Пример:
«И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья? — А что делать будешь? Лгать не хочу — сперва тошно было, а потом привыкла, обтерпелась...» (Тургенев).
Синонимы привыкнуть, обтерпеться различаются стилистической окраской. Привыкнуть — общеупотребительное, обтерпеться — разговорно-просторечное.
Важнейшая стилистическая функция синонимов — быть средством наиболее точного выражения мысли.

Использование синонимов в речи. ТЕОРИЯ

Синонимы — слова, как правило, одной части речи, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим.
Пример:
неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный.
Слова, объединённые синонимическими отношениями, называются синонимическим рядом.
  
Доминанта — это стилистически нейтральное стержневое (основное) слово в составе синонимического ряда.
Другие члены ряда уточняют, расширяют его семантическую структуру, дополняют её оценочными значениями.
Пример:
храбрый — неустрашимый, удалой, лихой, смелый, отважный, безбоязненный, бесстрашный.
Учитывая смысловые и стилистические отличия синонимов друг от друга, их разделяют на несколько групп.
1. Синонимы, различающиеся оттенками в значениях, называются семантическими (от гр. semantikos — обозначающий).
Пример:
молодость — юность, красный — багровый — алый.
2. Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но различаются стилистической окраской, называются стилистическими. К ним относятся:
1) синонимы, принадлежащие к различным функциональным стилям речи.
Пример:
ср.: жить (межст.) — проживать (офиц.-дел.), новобрачные (офиц.) — молодые (разг.);
2) синонимы, принадлежащие к одному и тому же функциональному стилю, но имеющие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки.
Пример:
ср.: (разг.) толковый (с положительной окраской) — башковитый, головастый (с оттенком грубовато-фамильярным); сказанул — ляпнул — брякнул — отколол — отмочил — выдал.
Внутристилевая синонимика, особенно развитая в разговорной речи, значительно богаче и ярче, чем межстилевая.
3. Синонимы, которые различаются и по смыслу, и своей стилистической окраской, называются семантико-стилистическими.
Пример:
«И я пойду, пойду опять. Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать» (Пол.); «А я пойду шататься, — я ни за что теперь не засну» (Л); «И страна берёзового ситца не заманит шляться босиком!» (Ес.)
«И я пойду, пойду опять. Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать» (Пол.); «А я пойду шататься, — я ни за что теперь не засну» (Л); «И страна берёзового ситца не заманит шляться босиком!» (Ес.)
— все эти синонимы имеют общее значение «ходить без определённой цели», но они различаются семантическими оттенками:
слово блуждать имеет дополнительное значение «плутать, терять дорогу»;
в слове шататься есть оттенок «ходить без всякого дела»;
глагол шляться подчёркивает неповиновение, непослушание.
Кроме того, приведённые синонимы отличаются и стилистической окраской:
бродить — стилистически нейтральное слово,
блуждать имеет более книжную окраску,
шататься и шляться — просторечные, причём последнее грубое.
Также выделяют синонимы контекстуальные (авторские), слова, сближающиеся своими значениями только в условиях данного контекста.
Пример:
«И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья? — А что делать будешь? Лгать не хочу — сперва тошно было, а потом привыкла, обтерпелась...» (Тургенев).
Синонимы привыкнуть, обтерпеться различаются стилистической окраской. Привыкнуть — общеупотребительное, обтерпеться — разговорно-просторечное.
Важнейшая стилистическая функция синонимов — быть средством наиболее точного выражения мысли.

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: