1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

Русский язык 10 класс

1. Лексика как раздел языкознания 1.5 Пассивная лексика

1.5.3 Авторские неологизмы

ВАРИАНТ I

Выпиши из предложений окказионализмы (авторские неологизмы). Слова выписывай в той форме (с предлогом, если он есть), что и в тексте.

Пример:
«С каким наслажденьем
жандармской кастой
я был бы
исхлёстан и распят
за то
что в руках у меня
молоткастый,
серпастый
советский паспорт».
(В. Маяковский)
молоткастый, серпастый

В дни ранней пахоты черна до синевы,
И безоружная в ней зиждется работа —
Тысячехолмие распаханной молвы:
Знать, безокружное в окружности есть что-то
(О. Мандельштам)

тысячехолмие, безокружное

Решение:

1. Читаем текст.
2. Находим слова, которые не используются или не употребляются вовсе в повседневной речи и без контекста непонятны.
Пример:
«В дни ранней пахоты черна до синевы,
И безоружная в ней зиждется работа —
Тысячехолмие распаханной молвы:
Знать, безокружное в окружности есть что-то (О. Мандельштам)» — тысячехолмие, безокружное.
В текстах этого задания встречаются окказиональные неологизмы — это слова, образованные писателями и публицистами по существующим в языке словообразовательным моделям и употреблённые лишь однажды в определённом произведении.
Пример:
широкошумные дубровы (Пушкин.), в тяжелозмейных волосах (Блок.), огнекистые веточки бузины (Цветаева.).
Иногда авторские неологизмы становятся реальными словами, входят в литературный язык.
Пример:
маятник, насос, притяжение, созвездие, рудник, чертёж вошли в русский язык из трудов М. В. Ломоносова; промышленность, влюблённость, рассеянность, трогательный — из произведений Н. М. Карамзина, стушеваться — из Ф. И. Достоевского, бездарь — из И. Северянина.

ВАРИАНТ II

… Своей тоской
Ты ничего тут не изменишь,
Как нищего не обезденежь,
Как полдня ты не олунишь
(И. Северянин)
не обезденежь, не олунишь

Решение:

1. Читаем текст.
2. Находим слова, которые не используются или не употребляются вовсе в повседневной речи и без контекста непонятны.
Пример:
«А оказывается —
прежде чем начнёт петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая —
ей нечем кричать и разговаривать (В. Маяковский)» — выкипячивают, размозолев.
В текстах этого задания встречаются окказиональные неологизмы — это слова, образованные писателями и публицистами по существующим в языке словообразовательным моделям и употреблённые лишь однажды в определённом произведении.
Пример:
широкошумные дубровы (Пушкин.), в тяжелозмейных волосах (Блок.), огнекистые веточки бузины (Цветаева.).
Иногда авторские неологизмы становятся реальными словами, входят в литературный язык.
Пример:
маятник, насос, притяжение, созвездие, рудник, чертёж вошли в русский язык из трудов М. В. Ломоносова; промышленность, влюблённость, рассеянность, трогательный — из произведений Н. М. Карамзина, стушеваться — из Ф. И. Достоевского, бездарь — из И. Северянина.

ВАРИАНТ III

Что было — в водах тонет.
И вечерогривы кони,
И утровласа дева,
И нами всхожи севы
(В. Хлебников)
вечерогривы, утровласа

Решение:

1. Читаем текст.
2. Находим слова, которые не используются или не употребляются вовсе в повседневной речи и без контекста непонятны.
Пример:
«В дни ранней пахоты черна до синевы,
И безоружная в ней зиждется работа —
Тысячехолмие распаханной молвы:
Знать, безокружное в окружности есть что-то (О. Мандельштам)» — тысячехолмие, безокружное.
В текстах этого задания встречаются окказиональные неологизмы — это слова, образованные писателями и публицистами по существующим в языке словообразовательным моделям и употреблённые лишь однажды в определённом произведении.
Пример:
широкошумные дубровы (Пушкин.), в тяжелозмейных волосах (Блок.), огнекистые веточки бузины (Цветаева.).
Иногда авторские неологизмы становятся реальными словами, входят в литературный язык.
Пример:
маятник, насос, притяжение, созвездие, рудник, чертёж вошли в русский язык из трудов М. В. Ломоносова; промышленность, влюблённость, рассеянность, трогательный — из произведений Н. М. Карамзина, стушеваться — из Ф. И. Достоевского, бездарь — из И. Северянина.

ВАРИАНТ IV

Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей…
(В. Хлебников)
поюны, времирей

Решение:

1. Читаем текст.
2. Находим слова, которые не используются или не употребляются вовсе в повседневной речи и без контекста непонятны.
Пример:
«Она росла в своём единстве,
Самодержавна и горда, —
И, в чаровом самоубийстве,
Шатнулась в мой шатёр орда… (И. Северянин)» — чаровом, шатнулась.
В текстах этого задания встречаются окказиональные неологизмы — это слова, образованные писателями и публицистами по существующим в языке словообразовательным моделям и употреблённые лишь однажды в определённом произведении.
Пример:
широкошумные дубровы (Пушкин.), в тяжелозмейных волосах (Блок.), огнекистые веточки бузины (Цветаева.).
Иногда авторские неологизмы становятся реальными словами, входят в литературный язык.
Пример:
маятник, насос, притяжение, созвездие, рудник, чертёж вошли в русский язык из трудов М. В. Ломоносова; промышленность, влюблённость, рассеянность, трогательный — из произведений Н. М. Карамзина, стушеваться — из Ф. И. Достоевского, бездарь — из И. Северянина.

ВАРИАНТ V

За Троицкой дули авто и трамы,
обычные рельсы выизмеив
(В. Маяковский)
трамы, выизмеив

Решение:

1. Читаем текст.
2. Находим слова, которые не используются или не употребляются вовсе в повседневной речи и без контекста непонятны.
Пример:
«Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь лежит в апрельском провороте!
Ну, здравствуй, чернозём: будь мужествен, глазаст…
Черноречивое молчание в работе (О. Мандельштам)» — в провороте, черноречивое.
В текстах этого задания встречаются окказиональные неологизмы — это слова, образованные писателями и публицистами по существующим в языке словообразовательным моделям и употреблённые лишь однажды в определённом произведении.
Пример:
широкошумные дубровы (Пушкин.), в тяжелозмейных волосах (Блок.), огнекистые веточки бузины (Цветаева.).
Иногда авторские неологизмы становятся реальными словами, входят в литературный язык.
Пример:
маятник, насос, притяжение, созвездие, рудник, чертёж вошли в русский язык из трудов М. В. Ломоносова; промышленность, влюблённость, рассеянность, трогательный — из произведений Н. М. Карамзина, стушеваться — из Ф. И. Достоевского, бездарь — из И. Северянина.

ВАРИАНТ VI

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной вы проходите морево
(И. Северянин)
олуненной, морево

Решение:

1. Читаем текст.
2. Находим слова, которые не используются или не употребляются вовсе в повседневной речи и без контекста непонятны.
Пример:
«Она росла в своём единстве,
Самодержавна и горда, —
И, в чаровом самоубийстве,
Шатнулась в мой шатёр орда… (И. Северянин)» — чаровом, шатнулась.
В текстах этого задания встречаются окказиональные неологизмы — это слова, образованные писателями и публицистами по существующим в языке словообразовательным моделям и употреблённые лишь однажды в определённом произведении.
Пример:
широкошумные дубровы (Пушкин.), в тяжелозмейных волосах (Блок.), огнекистые веточки бузины (Цветаева.).
Иногда авторские неологизмы становятся реальными словами, входят в литературный язык.
Пример:
маятник, насос, притяжение, созвездие, рудник, чертёж вошли в русский язык из трудов М. В. Ломоносова; промышленность, влюблённость, рассеянность, трогательный — из произведений Н. М. Карамзина, стушеваться — из Ф. И. Достоевского, бездарь — из И. Северянина.

ВАРИАНТ VII

Она росла в своём единстве,
Самодержавна и горда, —
И, в чаровом самоубийстве,
Шатнулась в мой шатёр орда…
(И. Северянин)
чаровом, шатнулась

Лучше скользить лианно к солнечному Граалю.
Кроликов лунно-бликих ловко ловить в атлас
Платьев лиловых в блёстках…
(И. Северянин)
лианно, лунно-бликих

О небо, небо! Твой путь воздушен!
О поле, поле! Ты — грёзы верфь!
Я онебесен! Я онездешен!
И бог мне равен, и равен червь!
(И. Северянин)
онебесен, онездешен

Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь лежит в апрельском провороте!
Ну, здравствуй, чернозём: будь мужествен, глазаст…
Черноречивое молчание в работе
(О. Мандельштам)
в провороте, черноречивое

А оказывается —
прежде чем начнёт петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая —
ей нечем кричать и разговаривать
(В. Маяковский)
размозолев, выкипячивают

Решение:

1. Читаем текст.
2. Находим слова, которые не используются или не употребляются вовсе в повседневной речи и без контекста непонятны.
Пример:
«О небо, небо! Твой путь воздушен!
О поле, поле! Ты — грёзы верфь!
Я онебесен! Я онездешен!
И бог мне равен, и равен червь! (И. Северянин)
» — онебесен, онездешен.
В текстах этого задания встречаются окказиональные неологизмы — это слова, образованные писателями и публицистами по существующим в языке словообразовательным моделям и употреблённые лишь однажды в определённом произведении.
Пример:
широкошумные дубровы (Пушкин.), в тяжелозмейных волосах (Блок.), огнекистые веточки бузины (Цветаева.).
Иногда авторские неологизмы становятся реальными словами, входят в литературный язык.
Пример:
маятник, насос, притяжение, созвездие, рудник, чертёж вошли в русский язык из трудов М. В. Ломоносова; промышленность, влюблённость, рассеянность, трогательный — из произведений Н. М. Карамзина, стушеваться — из Ф. И. Достоевского, бездарь — из И. Северянина.

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: