1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

Русский язык 10 класс

2 Фонетика и орфоэпия как разделы языкознания 2.1 Орфоэпия

2.1

Ударение в именах существительных

1. В заимствованных именах существительных чаще всего сохраняется то ударение, которое было в языке-оригинале.
Так, в заимствованиях из английского языка ударение часто падает на первый слог.
Пример:
мАркетинг, лИзинг, мЕнеджер, бАрмен.
А в заимствованиях из французского языка — на последний слог.
Пример:
партЕр, экспЕрт, жалюзИ, амплуА.
2. В некоторых случаях ударение определяется сочетанием конечных гласных и согласных звуков слова (финалью).
 
Ударные финали
Безударные финали
ал (в заимствованных словах)
финАл, портАл, квартАл;
атай(ство)
глашАтай, соглядАтай, ходАтайство;
провод
трубопровОд, газопровОд (но электропрОвод);
ление
мышление, уведомление, дробление;
отА (в существительных, образованных от имён прилагательных)
добротА, простотА, красотА;
Ота (в отлагольных прилагательных)
ломОта, зевОта, дремОта;
лог (в неодушевлённых существительных)
каталОг, монолОг, эпилОг (но анАлог);
метр (в единицах измерения)
миллимЕтр, сантимЕтр, киломЕтр;
ия (в словах с финалями —кардиястения, —тезия и др.)
стенокардИя, неврастенИя, анестезИя)
ие
вероисповЕдание, воспроизведЕние, обеспЕчение;
лог (в названиях профессий)
технОлог, экОлог, филОлог;
метр (в названиях приборов)
спидОметр, барОметр, анемОметр (но ампермЕтр, вольтмЕтр);
ия (в словах с финалями —графия, —метрия, —кратия и др.)
кардиогрАфия, стереомЕтрия, демокрАтия)
 
 
Иногда в постановке ударения возможны колебания. Например, равноправны варианты симмЕтрия — симметрИя (но асимметрИя).
 
3. В разных формах имён существительных ударение может быть как фиксированным, так и подвижным.
 
Фиксированное ударение
Подвижное ударение
бУнт (бУнты, нет бУнта и т. д.), кОготь, лОкоть, мАрш, нОготь, стЕбель, тОрт, шАрф, грАбли, бУдни, ЯслибАл (балЫ), бИнт (бинтЫ, нет бинтА и т. д.), блИн (нет блинА), гЕрб (нет гербА), кисЕль (нет киселЯ), мОст (мостЫ), прУт (нет прутА), столЯр (нет столярА)
 
4. Ударение может указывать на грамматическую форму имени существительного.
Пример:
город — гОрода (ед. ч., р. п.) — городА (мн. ч.);
окно — окнА (ед. ч., р. п.) — Окна (мн. ч.).
5. Также ударение, наряду с окончанием, помогает различать омонимичные имена существительные.
Пример:
образА (иконы) — Образы (художественно-литературные);
счетА (документы) — счЁты (прибор);
пропускА (документы) — прОпуски (недосмотры; пустые места).

Ударение в именах прилагательных

Ударение в полных прилагательных

Ударение в полных формах имён прилагательных является неподвижным, оно падает либо на основу, либо на окончание.

  1. Окончание –ой в полных прилагательных всегда находится под ударением, окончание –ый/–ий без ударения.

Пример:

валовОй, беспроводнОй, спиртовОй, устАвный. 

В ряде случаев варианты окончаний (и соответственно ударений) играют смыслоразличительную роль.

Пример:

запАсный выход — запаснОй ключ, 

языкОвая колбаса — языковАя норма, 

зАнятый уроками — занятОй человек,

подвИжный человек — подвижнОй состав.

  1. В полных прилагательных с суффиксами –н, –ск, –овск, –чатпод ударением, как правило, оказывается тот же слог, что и в существительных, от которых они образованы.

Пример:

кУхня — кУхонный,

УкраИна — украИнский,

Август — Августовский,

узОр — узОрчатый. 

Но: мозАика — мозаИчный, зуб — зубчАтый.

  1. В полных прилагательных, образованных от двусложных существительных с помощью суффиксов –ов, –ев, под ударением, как правило, оказывается тот же слог, что и в этих существительных.

Пример:

грУша — грУшевый, 

щавЕль — щавЕлевый,

слИва — слИвовый,

ценА — ценовАя.

Если же прилагательное образовано от односложного существительного, то ударение, как правило, переносится на суффикс или окончание.

Пример:

мёд — медОвый,

опт — оптОвый,

ключ — ключевОй.

Но: герб — гЕрбовый.

Ударение в кратких прилагательных

В кратких формах имён прилагательных ударение подвижно.

 

  1. В кратких прилагательных с суффиксами–им, –ив, –лив, –чив,  –альн, –истударение, как правило, падает на тот же слог, что и в полных.

Пример:

завИсимый — завИсим, завИсима, завИсимо, завИсимы;

непобедИмый — непобедИм, непобедИма, непобедИмо, непобедИмы;

мИлостивый — мИлостив, мИлостива, мИлостиво, мИлостивы;

правдИвый — правдИв, правдИва, правдИво, правдИвы;

талАнтливый — талАнтлив, талАнтлива, талАнтливо, талАнтливы;

прозорлИвый — прозорлИв, прозорлИва, прозорлИво, прозорлИвы;

нахОдчивый — нахОдчив, нахОдчива, нахОдчиво, нахОдчивы;

натурАльный — натурАлен, натурАльна, натурАльно, натурАльны;

серебрИстый — серебрИст, серебрИста, серебрИсто, серебрИсты.

  1. Как правило, в односложных и двусложных кратких прилагательных без суффиксов или суффиксами –н, –к в форме женского рода ударение падает на окончание, а в остальных формах на основу.

Пример:

ловкий — лОвок, лОвко, лОвки, ловкА;

молодой — мОлод, мОлодо, мОлоды, молодА.

В ряде случаев в кратких прилагательных множественного числа встречаются равноправные варианты, при которых ударение может падать и на основу и на окончание.

Пример:

важный — вАжен, вАжно, важнА, вАжнЫ.

Ударение прилагательных в сравнительной и превосходной степени

Ударение в сравнительной (с суффиксом ее) и превосходной (с суффиксом айш/–ейш) степени имени прилагательного соотносится с ударением прилагательного в краткой форме женского рода

 

Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной и превосходной степени ударным будет суффикс.

Пример:

добрА — добрЕе — добрЕйший.

Если ударение в краткой форме женского рода падает на основу, то в сравнительной и превосходной степени ударение будет там же.

Пример:

красИва — красИвее — красИвейший.

Ударение в глаголах

Ударение в неопределённой форме глаголов
Ударение падает на корень словаУдарение падает на словообразовательный суффиксУдарение падает на формообразующий суффикс
втОрить, откУпорить, засАхарить, принУдить, упрОчить, плЕсневеть, (ис)чЕрпать, клЕить, озлОбить(ся), освЕдомить(ся)асфальтИровать, (за)блокИровать, компостИровать, копИровать, транспортИровать, паразитИроватьзвонИть, (под)бодрИть, долбИть, искрИть, облегчИть, (за)порошИть, включИть, углубИть(ся), упростИть, багровЕть, занЯть, начАть, баловАть(ся), пломбировАть, премировАть, накренИть(ся), насорИть
Ударение в глаголах настоящего времени
1. В форме настоящего времени глаголов ударение имеет тенденцию к перемещению в начало слова.
Пример:
стелИть — стЕлем, стЕлешь, стЕлете, стЕлет, стЕлют (но в форме 1 л. ед. ч. — стелЮ);
 
лечИться — лЕчимся, лЕчишься, лЕчитесь, лЕчится, лЕчатся (но в форме 1 л. ед. ч. — лечУсь) и т. п.
Обрати внимание!
Исключения: долбить, звонить, включить, заразить и др.

В этих словах ударение падает на личные окончания:
звонИть — звонИм, звонИшь, звонИте, звонИт, звонЯт, звонЮ и т. п.
2. Постановка ударения в форме настоящего времени глагола может зависеть от значения слова.
Пример:
глагол валИть в значении «заставлять падать, опрокидывать» в форме настоящего времени имеет ударение на основе.

Слышишь удары топора? Это лесорубы вАлят деревья.

В омонимичном глаголе валИть в значении «идти, двигаться сплошным потоком» в форме настоящего времени рекомендуется ставить ударение на личное окончание. 

Снег валИт стеной.
Ударение в глаголах прошедшего времени
1. Формы прошедшего времени глаголов обычно сохраняют то же ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме.
Пример:
сказАть — сказАл, сказАла, сказАло, сказАли;
поклЕить — поклЕил, поклЕила, поклЕило, поклЕили;
копИровать — копИровал, копИровала, копИровало, копИровали. 
2. Однако у многих односложных и двусложных глаголов при образовании формы женского рода ударение падает на окончание (в остальных случаях — на основу).

Так образуются формы прошедшего времени следующих глаголов: брать, вить, гнать, драть, ждать, жить, занять, звать, избрать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, рвать, взорвать, слыть, спать и др.
Пример:
взорвАть — взорвАл, взорвАло, взорвАли (но взорвалА);
жИть — жИл, жИло, жИли (но жилА) и т. п.
Обрати внимание!
Исключениякласть, стлать.
 
КлАсть — клАл, клАла, клАло, клАли и т. п.
3. В возвратных глаголах в форме прошедшего времени м. р. ударение часто переходит на личное окончание (в формах ж. р. и ср. р. мн. ч.) или постфикс —ся (в форме м. р.).
Пример:
начАться — началАсь, началОсь, началИсь (но началсЯ) и т. п.
При возникновении затруднений в постановке ударения рекомендуем обращаться к орфоэпическим словарям.

Ударение в причастиях

1. Наименее устойчивым является ударение в страдательных причастиях, особенно в их кратких формах. Существует следующее правило: если в причастии полной формы ударение падает на суффикс –енн, то в причастии краткой формы ударение падает на этот суффикс в мужском роде, а в остальных формах перемещается на окончание.
Пример:
влюблЁнный — влюблЁн, влюбленА, влюбленО, влюбленЫ.

2. Страдательные причастия с суффиксами –анн, –янн, –ованн имеют ударение на слоге, предшествующем этим суффиксам.

Пример:
завязАть — завЯзанный;
отломАть — отлОманный.

Такие причастия образованы от глаголов, инфинитив которых заканчивается суффиксом –а/-язавязать, отчитать, изуродовать, развеять, отломать и др.

3. Страдательные причастия, образованные от глаголов, инфинитив которых заканчивается суффиксом –и, подчиняются следующим правилам:
если ударение в личных формах простого будущего времени падает на окончание, то ударение в полных формах страдательного причастия падает на суффикс –онн/–енн.
Пример:
завершИть, завершАт — завершЁнный,
покорИть, покорЯт — покорЁнный;

если же ударение в личных формах простого будущего времени падает на основу, то ударение в причастии предшествует суффиксу –енн.

Пример:
увИдишь, увИдят — увИденный;
заслУжишь, заслУжат — заслУженный;

если ударение в личных формах простого будущего времени колеблется, то ударение в страдательных причастиях также будет колебаться.

Пример:
нагрУзишь/ нагрузИшь — нагрУженный/ нагружЁнный.
4. В кратких причастиях, образованных от полных причастий, которые оканчиваются на –бранный, –дранный, –званный, форма женского рода имеет ударение на основе.
Пример:
зАбрана, нАбрана, перЕбрана, Избрана, прИбрана, вОбрана, дОбрана, подОбрана, разОбрана, сОбрана, отОбрана, Убрана и т. д.; зАдрана, нАдрана, обОдрана, разОдрана, изОдрана, прОдрана, сОдрана, отОдрана и т. д.; зАзвана, обОзвана, подОзвана, отОзвана и т. д.
5. Страдательные причастия с суффиксом –т образованы от инфинитивов с суффиксами –ну, –о, –и. Если суффиксы –ну, –и, –о в инфинитиве находятся под ударением, то в причастиях ударение перемещается на один слог вперёд.
Пример:
прополОть — пропОлотый;
согнУть — сОгнутый.

6. В глаголах лить, пить ударение подвижное и неустойчивое. Оно передвигается по следующей схеме в зависимости от ударения в полной форме.

Пример:
налИть — нАлитый, нАлит, нАлита, нАлито, нАлиты / налитОй, налИт, налитА, налИт, налИты.
Обрати внимание!
В целом, при изменении кратких прилагательных по родам рекомендуется перемещать ударение на окончание в женском роде единственного числа.

Ударения в наречиях

1. В следующих наречиях с приставкой до— ударение падает на гласный приставки:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НодонЕльзя, докраснА, добелА.
2. В следующих наречиях с приставкой за— ударение падает на гласный приставки:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НозавИдно.
3. Нужно запомнить правильное произношение следующих наречий:
пОверху, вОвремя, Исстари, (не)надОлго, навЕрх, насквОзь, издрЕвле, умнО, мастерскИ, крАдучись, тОтчас, без Умолку и др.
При возникновении затруднений в постановке ударения обращайся к орфоэпическим словарям.

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: