1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных
6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова
1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных
6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова
Ударные финали | Безударные финали |
—ал (в заимствованных словах) финАл, портАл, квартАл; —атай(ство) глашАтай, соглядАтай, ходАтайство; —провод трубопровОд, газопровОд (но электропрОвод); —ление мышление, уведомление, дробление; —отА (в существительных, образованных от имён прилагательных) добротА, простотА, красотА; —Ота (в отлагольных прилагательных) ломОта, зевОта, дремОта; —лог (в неодушевлённых существительных) каталОг, монолОг, эпилОг (но анАлог); —метр (в единицах измерения) миллимЕтр, сантимЕтр, киломЕтр; —ия (в словах с финалями —кардия, стения, —тезия и др.) стенокардИя, неврастенИя, анестезИя) | —ие вероисповЕдание, воспроизведЕние, обеспЕчение; —лог (в названиях профессий) технОлог, экОлог, филОлог; —метр (в названиях приборов) спидОметр, барОметр, анемОметр (но ампермЕтр, вольтмЕтр); —ия (в словах с финалями —графия, —метрия, —кратия и др.) кардиогрАфия, стереомЕтрия, демокрАтия) |
Фиксированное ударение | Подвижное ударение |
бУнт (бУнты, нет бУнта и т. д.), кОготь, лОкоть, мАрш, нОготь, стЕбель, тОрт, шАрф, грАбли, бУдни, Ясли | бАл (балЫ), бИнт (бинтЫ, нет бинтА и т. д.), блИн (нет блинА), гЕрб (нет гербА), кисЕль (нет киселЯ), мОст (мостЫ), прУт (нет прутА), столЯр (нет столярА) |
Ударение в полных прилагательных
Ударение в полных формах имён прилагательных является неподвижным, оно падает либо на основу, либо на окончание.
Пример:
валовОй, беспроводнОй, спиртовОй, устАвный.
В ряде случаев варианты окончаний (и соответственно ударений) играют смыслоразличительную роль.
Пример:
запАсный выход — запаснОй ключ,
языкОвая колбаса — языковАя норма,
зАнятый уроками — занятОй человек,
подвИжный человек — подвижнОй состав.
Пример:
кУхня — кУхонный,
УкраИна — украИнский,
Август — Августовский,
узОр — узОрчатый.
Но: мозАика — мозаИчный, зуб — зубчАтый.
Пример:
грУша — грУшевый,
щавЕль — щавЕлевый,
слИва — слИвовый,
ценА — ценовАя.
Если же прилагательное образовано от односложного существительного, то ударение, как правило, переносится на суффикс или окончание.
Пример:
мёд — медОвый,
опт — оптОвый,
ключ — ключевОй.
Но: герб — гЕрбовый.
Ударение в кратких прилагательных
В кратких формах имён прилагательных ударение подвижно.
Пример:
завИсимый — завИсим, завИсима, завИсимо, завИсимы;
непобедИмый — непобедИм, непобедИма, непобедИмо, непобедИмы;
мИлостивый — мИлостив, мИлостива, мИлостиво, мИлостивы;
правдИвый — правдИв, правдИва, правдИво, правдИвы;
талАнтливый — талАнтлив, талАнтлива, талАнтливо, талАнтливы;
прозорлИвый — прозорлИв, прозорлИва, прозорлИво, прозорлИвы;
нахОдчивый — нахОдчив, нахОдчива, нахОдчиво, нахОдчивы;
натурАльный — натурАлен, натурАльна, натурАльно, натурАльны;
серебрИстый — серебрИст, серебрИста, серебрИсто, серебрИсты.
Пример:
ловкий — лОвок, лОвко, лОвки, ловкА;
молодой — мОлод, мОлодо, мОлоды, молодА.
В ряде случаев в кратких прилагательных множественного числа встречаются равноправные варианты, при которых ударение может падать и на основу и на окончание.
Пример:
важный — вАжен, вАжно, важнА, вАжнЫ.
Ударение прилагательных в сравнительной и превосходной степени
Ударение в сравнительной (с суффиксом –ее) и превосходной (с суффиксом –айш/–ейш) степени имени прилагательного соотносится с ударением прилагательного в краткой форме женского рода.
Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной и превосходной степени ударным будет суффикс.
Пример:
добрА — добрЕе — добрЕйший.
Если ударение в краткой форме женского рода падает на основу, то в сравнительной и превосходной степени ударение будет там же.
Пример:
красИва — красИвее — красИвейший.
Ударение падает на корень слова | Ударение падает на словообразовательный суффикс | Ударение падает на формообразующий суффикс |
втОрить, откУпорить, засАхарить, принУдить, упрОчить, плЕсневеть, (ис)чЕрпать, клЕить, озлОбить(ся), освЕдомить(ся) | асфальтИровать, (за)блокИровать, компостИровать, копИровать, транспортИровать, паразитИровать | звонИть, (под)бодрИть, долбИть, искрИть, облегчИть, (за)порошИть, включИть, углубИть(ся), упростИть, багровЕть, занЯть, начАть, баловАть(ся), пломбировАть, премировАть, накренИть(ся), насорИть |
2. Страдательные причастия с суффиксами –анн, –янн, –ованн имеют ударение на слоге, предшествующем этим суффиксам.
Такие причастия образованы от глаголов, инфинитив которых заканчивается суффиксом –а/-я: завязать, отчитать, изуродовать, развеять, отломать и др.
если же ударение в личных формах простого будущего времени падает на основу, то ударение в причастии предшествует суффиксу –енн.
если ударение в личных формах простого будущего времени колеблется, то ударение в страдательных причастиях также будет колебаться.
6. В глаголах лить, пить ударение подвижное и неустойчивое. Оно передвигается по следующей схеме в зависимости от ударения в полной форме.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: