Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 10

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Пушкин очень любил слово милая. В четырёхтомном «Словаре языка А. С. Пушкина» указано, что слово милый он написал почти 700 раз, дорогой — 58 раз, любимый — 47. Там, где сегодня каждый сказал бы «любимая девушка», Пушкин говорит милая. Любимый и милый — очень близкие слова, но любимая — одна, а милых сердцу людей у каждого человека, если у него доброе сердце, — много. Очень доброму человеку почти все люди кажутся милыми, он на всех смотрит с любовью — в таких случаях говорят, что он любит людей. Всех!
Любовь может быть вечным, крепчайшим чувством, любовь — чувство трепетное, оно всегда сопровождается сомнениями. Миллионы людей прислушиваются к своему сердцу, пытаются найти ответ на этот вечный вопрос: люблю или не люблю? Сердце человеческое томится, оно чего-то ждёт, оно отчего-то страдает, оно на что-то надеется…
В сердечном томлении <…> люди чувствуют себя несчастными, словно они больны, другие — счастливыми, они полны добрых предчувствий, они знают, что их ждёт радость. Счастливые! Самые счастливые не те, у кого всё есть, а те, кто всегда живёт в предчувствии радости. Это не оптимисты, нет, это люди, способные на глубокое чувство, искреннее и нежное. Только одно великое чувство есть у человека — живая любовь.

(По С. Л. Соловейчику)

1

Самостоятельно подберите неопределённое местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это местоимение.

некоторые <или> одни <или> какието <или> какиенибудь <или> какиелибо <или> коекакие

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ДОБРЫЙ. разг. Действительно такой большой, как то, что указывается существительным или числительным. Осталось добрых десять километров. Съел добрых полбуханки.
2) ТРЕПЕТНЫЙ. Взволнованный, выражающий трепет. Трепетная улыбка. Трепетное ожидание,
3) ВЕЧНЫЙ. Не перестающий существовать, сохраняющийся на многие века. Вечные льды. Вечная мерзлота. Вечная слава героям.
4) СТРАДАТЬ. перен. Иметь какую-н. болезнь. С. головными болями. С. самомнением.
5) ГЛУБОКИЙ. Имеющий большую глубину, простирающийся на большую глубину. Глубокая река. Глубокое бурение.

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Выразительность, яркость, оригинальность изложения достигается включением эпитетов («доброе сердце»; «вечным, крепчайшим чувством»; «трепетное чувство»; «глубокое чувство», «живая любовь»), метафоры (Сердце человеческое томится, оно чего-то ждёт, оно отчего-то страдает, оно на что-то надеется…).
2) Синтаксические средства выразительности (восклицательные предложения, вопросительное предложение, однородные члены предложения), антонимы (несчастными — счастливыми) передают эмоциональность автора.
3) Текст содержит как общеупотребительную (любил, доброе и др.), так и книжную лексику (томление, трепетное и др.).
4) Текст относится к официально-деловому стилю речи, поэтому характеризуется точностью, стандартизированностью речи, использованием статистических данных (слово милый он написал почти 700 раз, дорогой — 58 раз, любимый — 47).
5) Текст ориентирован на специалистов в узкой научной сфере, поэтому характеризуется сложностью лексики — обилием терминов (в… «Словаре языка А. С. Пушкина», близкие слова, оптимисты и др.).

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук. Запишите номера ответов.
1) совралА                            4) красивЕе
2) тортЫ                                 5) довезЁнный
3) прозорлИва

135 <или> любая другая последовательность этих цифр

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Участники рынка воздействуют на своих конкурентов ДВОЯКИМ образом.
Вам необходимо посещать дополнительные занятия, чтобы ЗАПОЛНИТЬ пробелы в знаниях.
Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с КОСТЯНЫМ набалдашником.
ГУМАНИТАРНАЯ помощь была доставлена в районы стихийного бедствия. Существует список самых ДЛИННЫХ и самых опасных тоннелей в мире.

восполнить

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.

произведений <или> текстов <или> книг <или> сочинений

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
бежал БЫСТРЕЕ всех                                МОКНУЛ под дождём
нет ПОЛУТОРА тысяч человек               группа ЯКУТОВ
это НЕДРА земли

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезду в Москву на него обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень.
2) В эпоху Екатерины II в Кремле было воздвигнуто одно из величественнейших и значительнейших с исторической точки зрения зданий, долго называемым Сенатом.
3) Играя в футбол, время пролетело незаметно.
4) Главным и удивительным свойством
А. П. Гайдара было то, что его жизнь нельзя отделить от его книг.
5) А. С. Пушкин в оде «Вольность» поёт гимн воле и свободе.
6) Р. Тагор писал, что и стебелёк травы достоин великого мира, в котором живёт.
7) В пьесе «Недоросле» есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.
8) Руководитель отпустил Григория пораньше ввиду семейных обстоятельств.
9) Речь оратора, сердце которого переполняет чувство восхищения учителем, взволнованная и проникновенна.

А — 9; Б — 3; В — 2; Г — 7; Д — 1.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) кампания (друзей), п..лисадник, (семена дали) р..сток
2) ум..лять (о помощи), п..радокс, касательная
3) упр..щение, (получить) благосл..вение, расположение
4) пок..яние, наслаждение, сатирический
5) бл..стать (на сцене), напом..нать, расст..лать

345 <или> любая другая последовательность этих цифр

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ро.лерк, не..гибаемый, и..подтишка
2) д..гнать, взобраться, п..дножие (горы)
3) без..скусный, вз..мать (штраф), за..нтересованный
4) пр..вязанный (к дереву), пр..интересный, пр..строиться
5) суб..ективный, в..езд, обез..яний

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вышаг..вать, насмешл..вый
2) недоумевать, разборчивый
3) взрывч..тые (вещества), (вернуться) снов..
4) команд..вать, изразц..вая (печь)
5) магни..вый, быстр..нько

1345 <или> любая другая последовательность этих цифр

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) скач..щий (на коне), (они) выдерж..т
2) забле..т (ягнята), се..щий (с утра дождь)
3) рассерженный, замеш..нный (в преступлении)
4) омыва..мый (морем), верт..шься
5) отгон..шь (в сторону), поспор..вший

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Этот пейзаж, широкий, (НЕ)СКОНЧАЕМЫЙ и безбрежный, вобрал в себя, казалось, всю историю донского казачества.
2) Она с намерением употребляла простые народные обороты, но (НЕ)ВСЕГДА удачно.
3) (НЕ)ПЕРЕСТАЁШЬ любоваться величественным видом заснеженных гор.
4) Бывает, совсем тихий ветер почти (НЕ)СЛЫШНО играет листьями и ветвями деревьев.
5) Басистов всей душой (НЕ)НАВИДЕЛ Пандалевского.

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.
Запишите номера ответов.
1) ТАК(ЖЕ), как и других героев пьесы, А. Н. Островский тонко, КАК(БУДТО) между прочим, показывает другого Паратова, его истинное лицо.
2) (ЗА)ЧАСТУЮ мы видим только то, что собираемся увидеть, (ПРИ)ЧЁМ в мельчайших деталях.
3) Это действительно почти невероятное яблоко — огромное, блестящее, (ЯРКО)КРАСНОЕ; когда я (В)ПЕРВЫЕ увидел его, то не поверил своим глазам.
4) Водолазы погрузились (В)ГЛУБЬ моря и (НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких часов изучали подводный мир.
5) ТУТ(ЖЕ) потребовалось просить незнакомых мне людей, ЧТО(БЫ) позвонили моей маме.

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Для получения бумаги высокого качества раздробле(1)ые, пропита(2)ые особе(3)ым составом, варе(4)ые при особой температуре стволы деревьев должны быть превраще(5)ы в текучую массу.

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Вдруг тяжёлая подъездная дверь щёлкнула запищала и ударила Каштанку по бокам.
2) И. А. Бунин одинаково ярко проявил себя и как поэт и как художник и как переводчик.
3) В своих шумных литературных манифестах футуристы заявляли о необходимости отказа от классического наследия и о задаче создания нового искусства будущего.
4) Кругом стояли семь пирамидальных тополей и издали всю эту группу можно было принять за старинную сторожевую башню.
5) Снег засыплет и предаст забвению лесные повести и загадки.

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Величественное животное (1) застывшее в нескольких десятках метров от нас (2) качнуло своими ветвистыми рогами (3) и (4) сорвавшись с места (5) скрылось в чаще.

1245 <или> любая другая последовательность этих цифр

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный (1) может быть (2) потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам… Вообще же тело его (3) казалось (4) слишком изнеженным для мужчины.

(По И. А. Гончарову)

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день и говорила (1) о том (2) что она знает (3) как будет несчастлив отец (4) ежели Андрей (5) уедет без примирения.

234 <или> любая другая последовательность этих цифр

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Бежали часы (1) и (2) когда на белом циферблате короткая (3) и широкая стрелка пошла к пяти (4) настала полудрёма.

124 <или> любая другая последовательность этих цифр

21

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) В группу Чегемских водопадов — памятника природы в Чегемском районе Кабардино-Балкарии — входят три водопада. (2)Туристы, идущие по Чегемскому ущелью с севера на юг, первым увидят Малый Чегемский водопад, или Адай-Су. (3)Он находится на притоке Чегема — речке тоже с именем Адай-Су. (4)Водопад низвергается по каменному жёлобу, пробитому водой, — так выточили себе путь в камне воды потока. (5)Адай-су — самый мощный водопад группы, его высота — около тридцати метров. (6)Второй водопад реки Сакал-Туп менее сильный и яркий. (7)А ещё южнее предстаёт Главный Чегемский водопад на речке Каяарты, самый необычный из группы Чегемских водопадов, так как объединяет целую феерию водопадов. (8)Тонкие струйки влаги, сочащиеся из расщелин скал, небольшие каскады воды, потоки, которые падают с уступов, разбиваются и превращаются в водяную пыль, — всё это создаёт неповторимую, сверкающую на солнце картину.

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Не жалею, не зову, не плачу.
(С. А. Есенин)
Б) Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
(А. А. Ахматова)
В) Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья.
(А. С. Пушкин)
Г) И вновь в пути, и снова я в дороге,
Известен здесь мне каждый поворот.
(А. Саватеева)
Д) На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было.
(Н. А. Некрасов)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) риторический вопрос
2) парцелляция
3) риторическое обращение
4) вопросно-ответная форма изложения
5) многосоюзие
6) эпифора
7) градация
8) антитеза
9) сравнение

А — 7; Б — 4; В — 3; Г — 5; Д — 9.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27

(1) Однажды вечером, подготовляясь к завтрашнему уроку по проклятой фортификации, Александров громко и злобно чертыхнулся:
— Нет, когда же я, чёрт побери, освоюсь с этой фортификационной путаницей, да будут прокляты и она, и полковник КОЛОСОВ.
(2) Сосед его по койке, скромный, тихий, благовоспитанный Прибиль, сказал сочувственно:
— Послушайте-ка, друг Александров, не сердитесь на то, что я ввязываюсь не в своё дело. (3)Я уже давно замечаю, что у вас постоянные недоразумения с фортификацией. (4)Мне кажется, что я могу вам немножко помочь, если вы, конечно, позволите. (5)Всё дело в сущем пустяке, который можно в одну минуту удалить. (6)Вот, например, мой портсигар. (7)Предположим, что он вам очень понравился и вам хочется заказать мастеру совершенно точно такой же. (8)Что вы для этого делаете? (9)Вы приходите к мастеру и говорите: «Любезный мастер, сделайте мне хороший портсигар из карельской берёзы, шести дюймов в длину, четырёх в ширину и двух в толщину». (10)Не так ли? (11)Для того чтобы заказ лучше удержался в его памяти, вы можете взять листик бумаги, карандаш и линейку и начертить все размеры. (12)Ведь не придёт же вам в голову написать этот портсигар для мастера на полотне масляными красками, хотя вы и отличный художник? (13)Вы смотрите на фортификационные чертежи как на стереометрию, а они только планиметрия.
(14)На другой же день, во время очередной репетиции, Александров дал своим сокурсникам небольшое представление.
— (15)Александров! — вызвал его своим бесцветным голосом полковник, у которого и глаза, и перо, казалось, уже готовились поставить привычную единицу, — потрудитесь начертить двойной траверс и указать все его размеры.
(16) Александров подошёл к доске, вынул из кармана тщательно очищенный по колосовской манере мелок, завёрнутый аккуратно в чистую белую бумагу, и совершенно колосовским, стеклянным голосом громко объявил:
— Двойной траверс.
(17) Он чертил замечательно скоро и уверенно. (18)Окончив чертёж и подписав все цифры, Александров со спокойной отчётливостью назвал все линии и все размеры, не произнеся ни одного лишнего слова, не сделав ни одного ненужного движения, спрятал мелок в карман и по-строевому вытянулся, глядя в холодные глаза полковника.
(19)Колосов помолчал. (20)Впервые юнкера увидели на его каменном лице что-то похожее на удивление.
— (21)Гм. (22)Теперь вы меня поставили в очень неудобное положение. (23)Поставить вам двенадцать я не могу, ибо это знак абсолютного совершенства, какого в мире не существует. (24)Одиннадцать — это самый высший балл, на который знаю фортификацию только я. (25)Поэтому не обижайтесь, что на этот раз я поставлю вам только десять. (26)Можете сесть.
(27)Это была большая победа, окрылившая Александрова. (28)После неё он сделался лучшим фортификатором во всём училище и всегда говорил, что фортификация — простейшая из военных наук.

(По А. И. Куприну)

23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Прибиль пообещал товарищу позаниматься с ним фортификацией, если тот купит ему хороший портсигар.
2) Полковник Колосов привык ставить Александрову плохие оценки за его чертежи.
3) Александров у доски отвечал коротко и чётко и выполнил на доске прекрасный чертёж.
4) Полковник, не любивший Александрова, не стал ему ставить высший балл из чувства мелочной мести.
5) После первой удачи Александров стал помогать своим товарищам по училищу, если у них были проблемы с фортификацией.

24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 4-7 представлено описание.
2) Предложение 9 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 8.
3) В предложениях 11-13 представлено рассуждение.
4) В предложениях 17-19 представлено повествование.
5) В предложениях 24, 25 представлено повествование.

234 <или> любая другая последовательность этих цифр

25

Из предложений 12, 13 выпишите один фразеологизм.

придётвголову <или> вголовупридёт <или> прийтивголову <или> вголовуприйти

26

Среди предложений 17-22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстных синонимов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что помогает человеку прийти к успеху в освоении сложных тем и предметов?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Проблема

Что помогает человеку прийти к успеху в освоении сложных тем и предметов?

Авторская позиция

Бывает достаточно умной, точной подсказки, которая поможет разобраться в путанице, даст ключ к пониманию сложной темы, науки. «Проклятый» учебный предмет становится «простейшим», когда у человека появляется вера в свои возможности, когда его (пусть небольшие) достижения получают достойную оценку.

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: