Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Есенина попросили читать. Он охотно согласился, встал и начал монолог Хлопуши. Вначале трагические крики каторжника показались театральными.
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты? Смерть?
Но вскоре я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слёз. Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчёркивало каменные слова Хлопуши. Изумительно искренно, с невероятной силою прозвучало неоднократно и в разных тонах повторённое требование каторжника:
Я хочу видеть этого человека!
Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что уши стали серыми. Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм <…> был неуловим, тяжесть каменных слов — капризно равновесна. Казалось, что он мечет их, одно — себе под ноги, другое — далеко, третье — в чьё-то ненавистное
ему лицо. И вообще всё: хриплый, надорванный голос, неверные жесты, качающийся корпус, тоской горящие глаза — всё было таким, как и следовало быть всему в обстановке, окружавшей поэта в тот час.
(По М. Горькому)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЧИТАТЬ. Воспринимать зрительно и интеллектуально какое-нибудь произведение. Юноша много читает.
2) ХАРАКТЕР. Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. Затяжной х. болезни. X. местности.
3) КАМЕННЫЙ. перен. Равнодушный, бесчувственный, жестокий. Каменное сердце.
4) ТОН. Характер, оттенок красок, цвета по яркости, колориту. Светлые, пастельные тона. Холодные тона.
5) КОРПУС. Совокупность лиц, объединённых общностью официального положения. Дипломатический к.
23 <или> 32
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к официально-деловому стилю: он лишён эмоциональности, авторское «я» в тексте отсутствует, все слова употреблены в прямом значении во избежание их двоякого толкования.
2) Цель текста — дать чёткие рекомендации тем, кто хотел бы научиться выразительно читать стихотворения русских поэтов.
3) Выразительность текста достигается за счёт использования рядов однородных членов предложения, приёма противопоставления, неполных предложений, употребления эпитетов («трагические крики», «с невероятной силою», «каменные слова»).
4) Автор вовлекает читателя в диалог, используя в своей речи вопросительные предложения (Что ты? Смерть?).
5) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: в нём употребляются отглагольные существительные (чтение, требование), причастные обороты (неоднократно и в разных тонах повторённое, тоской горящие, окружавшей поэта в тот час), сложные предложения с разными видами связи между частями.
35 <или> 53
12 <или> 21
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ встрече присутствовали политики дружественных стран.
Биологически активные вещества, содержащиеся в сельдерее, оказывают БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ влияние на обмен веществ в организме.
Стремясь к объективной оценке происходящего, педагог старался не выражать ЛИЧНОГО мнения.
Актриса, получившая награду, доказала, что вовсе не обязательно обладать ЭФФЕКТНОЙ внешностью.
Главное — не ошибиться, ВЫБИРАЯ свой жизненный путь.
благотворное
оказывать <или> оказать
солдат
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду».
2) В этом учебном году МГУ провело несколько олимпиад для школьников.
3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.
4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки.
5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.
6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.
7) Воины селились непосредственно в месте прохождения линий обороны, которые несли службу на засечных чертах.
8) В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил.
9) В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику
Л. В. Канторовичу,
А — 5; Б — 7; В — 1; Г — 2; Д — 9.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) упл..тнять, (лесные) зар..сли, укр..титель
2) об..яние, сокращение, приск.жать
3) подростковый, пок..рать, кр..мешная (тьма)
4) апп..тит, сер..ал, начинающий
5) социальный, ц..гане, ц.жлон
12 <или> 21
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) предпринять, пр..мудрый, пр..сечь (нарушение)
2) чрезвычайное (происшествие), и..расходовать, бе..срочный
3) от..граться, сымпровизировать, роз..ск (преступника)
4) в..ющееся (растение), необ..ятный, п..еса
5) закаляющийся, пр..язык, н..дстроить
135 <или> любая другая последовательность этих цифр
24 <или> 42
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (они) трат..т (деньги), (дачники) кос..т (траву)
2) (водопады) клокоч..т, лопоч..щий (ребёнок)
3) (ветры) гон-.т, (снега) раста..т
4) стелющийся (туман), кол..щий (предмет)
5) замес..шь (тесто), движимый (сочувствием)
1245 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) В. Г. Короленко пишет о людях, (НЕ)ПОКОРИВШИХСЯ судьбе, полных желания правды и свободы.
2) Он ехал, как ему казалось, всё время прямо, ничего (НЕ)ВИДЯ перед собой, кроме головы лошади.
3) По природе отец будущего писателя был далеко (НЕ)ЗЛЫМ человеком.
4) Эта (НЕ)ОКОНЧЕННАЯ картина ознаменовала возвращение М. А. Врубеля к теме, волновавшей его всю жизнь.
5) Голос Ю. Б. Левитана был (НИ)СКОЛЬКО не похож на голоса всех остальных дикторов.
45 <или> 54
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
1) И вот на просеке, заваленной снегом, я увидел, как с одного дерева (В)НИЗ спустилась БУД(ТО) паутина.
2) Ворошилов вызвал выражение изумления на лице ТОГО(ЖЕ) самого Бамбаева небрежно и (В)СКОЛЬЗЬ кинутым замечанием о Маколее.
3) Следует упомянуть, ХОТЯ(БЫ) некстати, о книге КАКОГО(НИБУДЬ) доктора.
4) Одет Ворошилов был очень щегольски, ДА(ЖЕ) изысканно, но опытный глаз парижанки (ТОТ)ЧАС подметил в его туалете отсутствие настоящего шика.
5) Ей (НА)ВСТРЕЧУ ехал брат; рядом с ним шёл молодой человек небольшого роста, в лёгоньком сюртучке (НА)РАСГ1А1ПКУ.
145 <или> любая другая последовательность этих цифр
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) У Ирины при каждом новом воспоминании о нанесённой обиде рыдания подступали к горлу и злое чувство приливало к сердцу.
2) В эмигрантский период проза И. А. Бунина становится эмоциональной музыкальной и лиричной.
3) Обед прошёл весело и только за компотом Остап вспомнил о цели своего посещения и заговорил.
4) Старик всегда был весел и говорил шуточками и прибауточками.
5) Лютик хотя и ярко-жёлтый но всё же по-своему очень выразительный цветок.
235 <или> любая другая последовательность этих цифр
34 <или> 43
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
12456 <или> любая другая последовательность этих цифр
1245 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Я объехал полуденный берег, и путешествие И. Муравьёва-Апостола оживило во мне много воспоминаний. (2)По Горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост наших лошадей. (З)Это забавляло меня чрезвычайно и казалось: совершается какой-то таинственный восточный обряд. (4)Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! (5)Сердце моё сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя всё ещё находился в Тавриде. (6)В основном я видел здесь другую растительность: тополи, виноградные лозы. (7)Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление, тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы. (8)Видно, мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических; по крайней мере, тут посетили меня рифмы, я думал стихами: «К чему холодные сомненья? (9)Я верю: здесь был грозный храм…»
(По А. С. Пушкину)
359 <или> любая другая последовательность этих цифр
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Найду.
Загоню.
Доконаю.
Замучу!
(В. В. Маяковский)
Б) Прапорщики воткнулись глазами в царя.
(А. Н. Толстой)
В) Луна будет улыбаться весь вечер.
(А. П. Чехов)
Г) Думаю думу свою.
(Н. А. Некрасов)
Д) О, Господи, не допусти печальный
Исход!
(А. Саватеева)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) инверсия
2) литота
3) градация
4) метонимия
5) олицетворение
б) лексический повтор
7) риторическое восклицание
8) многосоюзие
9) метафора
А — 3; Б — 9; В — 5; Г — 1; Д — 7.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27
(1)Неоспоримо, что род человеческий совершенствуется; усовершенствование его простирается на все отрасли жизни его, духовной и телесной, умственной и физической. (2)Подтверждения и доказательства этого так очевидны, что не нужно и представлять их. (З)Самые упорные хвалители старины не могут отрицать, что настоящее поколение образованнее прошедшего, а мы, в свою очередь, должны сознаться, что потомки наши будут образованнее нас.
(4)Как всякое развитие, так и ход человеческого образования может быть ускорен и замедлен, остановлен на время, даже на некоторое время возвращён назад: так телесные силы не только остаются без приращения во время жестоких болезней, но и после того как болезнь пройдёт, человеку надобно долгое время, чтобы совершенно оправиться и войти в прежние силы. (5)Бывают также и такие благоприятные обстоятельства, что силы нашего тела развиваются, как говорят, не по дням, а по часам. (6)То же случается и с развитием умственных сил каждого человека, то же — и с ходом образования целого человечества.
(7) Как ускорение, так и замедление образования и вообще весь ход его зависят от молодого поколения; и власть его в этом случае простирается не только на настоящее, но и далеко в будущее.
(8) 0 настоящем нечего и говорить: молодое поколение одно в нём действует, от него зависит, чтобы время, в которое оно жило, принесло плоды для наук или осталось совершенно бесполезным; никто не может с ним ни спорить об этом, ни препятствовать ему в этом.
(9) Но власть его простирается и на будущее: это видно уже из того, что своею недеятельностью оно замедлит на всё время своего действования дальнейший ход образованности человечества.
(10)Более того, предшествовавшие поколения ему во власть предоставляют познания, ими накопленные: от него зависит, сумеет воспользоваться ими или не воспользоваться, увеличить сумму их или уменьшить, передать их последующему человечеству умноженными или расточёнными. (11)Но можно ли расточить познания? (12)Что же я делаю, как не расточаю их, когда забываю? (13)Тем более проматывают их, когда истребляют памятники образованности предшествовавших поколений.
(14) Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и так же, как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расточить.
(15) 3нание — это неисчерпаемый рудник, который доставляет владетелям своим тем большие сокровища, чем глубже будет разработан. (16)Конечно, владелец его не в силах уничтожить богатства, находящиеся в его недрах, но может продолжить или прекратить его разработку и самою этою остановкою затруднить дальнейшую разработку его своим наследникам: оставленный без попечения, рудник заваливается землёю, обрушивается, заливается водою. (17)И вот он оставляет своим наследникам рудник в таком положении, что долго и много надобно трудиться, чтобы снова докопаться хотя до того места, до которого он был прежде разработан. (18)Всё это было бы легче для наследников, если бы они были богаты; но мог ли владелец, так небрегший о своём благосостоянии, уберечь сокровища, наследованные им? (19)Нет, он оставил им в наследство только жалкие остатки. (20)Итак, этот нерадивый владелец не только замедлил разработку рудника на всё время, в которое владел им, но и задержал надолго дальнейшую его разработку и для будущих поколений.
(21) А когда настоящее поколение умножит массу знаний, им наследованных,
тогда, без сомнения, благодетельное влияние его деятельности распространится на всю будущность образования человечества.
(22) Таким образом, молодое поколение имеет величайшее влияние и на будущие успехи человечества на пути образования.
(23) Это совершенно подтверждается историей. (24)На сколько веков замедлила успехи образования необразованность молодых поколений во время и после разрушения Западной Римской империи? (25)Начиная с конца I века до н. э. по Рождество Христово мы видим, как их недеятельность расточала богатства знаний, полученных от предков, но особенно заметно это становится с V века. (26)Потом почти до XIV века дремал ум человеческий, но наконец проснулся и ревностно устремился к просвещению. (27)Но что же? (28)Дремота его то ли только имела следствие, что двенадцать или тринадцать веков прошло бесполезно для образования человечества? (29)Нет; уже более пяти веков с того времени род человеческий снова всеми силами стремится к образованию и всё ещё во многих отраслях его не достиг той степени, на которой стояли древние, несмотря на изобретение книгопечатания, которое придало, кажется, орлиные крылья образованию и успехам его. (30)Вот как важно влияние молодого поколения на образование человечества. (31)И это одно уже должно побуждать нас всеми силами стремиться к просвещению, быть самим ревностными и неутомимыми деятелями на поле знания. (32)Подумаем только: ход образования целого человечества зависит от нашей деятельности.
(По Н. Г. Чернышевскому)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Ход человеческого образования не может быть ни остановлен на время, ни тем более возвращён на некоторое время назад.
2) Молодое поколение влияет на весь ход образования: как на его ускорение, так и на его замедление.
3) Истребление памятников образованности предшествующих поколений приводит к расточению познанного.
4) Необразованность молодых поколений во время и после разрушения Западной Римской империи замедлила успехи образования.
5) До V века ум человеческий дремал, а в V веке проснулся и устремился к просвещению.
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 4-6 представлено описание.
2) В предложениях 7-9 представлено повествование.
3) В предложениях 10-14 представлено рассуждение.
4) В предложении 20 подводится итог тому, о чём говорится в предложениях 16-19.
5) Предложение 28 указывает на следствие того, о чём говорится в предложениях 26, 27.
34 <или> 43
настоящембудущее <или> будущеенастоящем <или> настоящеебудущее <или> будущеенастоящее <или> настоящийбудущий <или> будущийнастоя щий
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Кто и как влияет на образованность человечества?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проблема
Кто и как влияет на образованность человечества?
Авторская позиция
На образованность человечества, его успехи на пути образования оказывает влияние молодое поколение, от которого зависят «как
ускорение, так и замедление образования и вообще весь ход его». Связано
это прежде всего с тем, стремится молодое поколение всеми силами к просвещению или нет, а также с тем, как оно распорядится полученными в наследство от предшествующего поколения познаниями: «…сумеет воспользоваться ими или не воспользоваться, увеличить сумму их или уменьшить, передать их последующему человечеству умноженными или расточёнными».
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: