Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 12

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

В числе пяти внешних чувств человека имеется одно, до сих пор почти не осмысленное. Наши языки выработали пару глаголов: слушать — слышать. Выработали другую: смотреть — видеть. Но в осмыслении нашего чувства осязания и того, что мы можем воспринимать через него, произошла какая-то заминка, несоразмерное запоздание. Мы обычно «осязаем» в смысле механического получения осязательных впечатлений, но отнюдь не осязаем на уровне осознанности <…> впечатлений. Как бы «смотрим», но не «видим», «слушаем», но не «слышим». Кто и когда испытывает хоть каплю удовольствия и хоть секунду задумывается над тем, что он чувствует, прикасаясь к предметам обихода, к стенам и полу жилищ, к растениям, к воде, к земле?
По крайней мере, половина человечества, то есть свыше миллиарда людей, ходит босиком. Разумеется, это здорово, полезно и удобно. Но одни при этом не испытывают вообще ничего сколько-нибудь заметного, другие — чисто телесное удовольствие, поскольку поступь разутого человека, к этому привычного, вообще легче и свободнее. Если же я знаю, что всякий мой шаг есть прикосновение к телу родимой Земли; что малейшие изгибы почвы, изменения её влажности и сухости, прохладности и теплоты, шершавости и гладкости, мягкости и твёрдости, плотности и рассыпчатости есть не что иное, как её речь ко мне, — я испытываю, кроме телесного удовольствия, непередаваемое чувство, похожее на тёплую, упоительную радость.

(По Д. Л. Андрееву)

1

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.

этих <или> тех <или> таких

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое
значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите
номера ответов.
1) ЯЗЫК. ед. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
2) УРОВЕНЬ. Степень развития, качественное состояние чего-н. Культурный у. У. знаний.
3) КАПЛЯ, ед., перен., чего. Самое малое количество чего-н. (разг.). Хоть бы к. благоразумия.
4) СВОБОДНЫЙ. Незатруднённый, совершающийся легко, без помех. Свободные движения. Свободное дыхание. Свободно (нареч.) говорить по-французски.
5) ТЁПЛЫЙ, полн. ф. Близкий к цвету огня. Тёплые тона (красный, оранжевый, жёлтый, коричневый).

234 <или> любая другая последовательность этих цифр

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Использование метафор (испытывает хоть каплю удовольствия…; …всякий мой шаг есть прикосновение к телу родимой Земли…) и эпитетов («малейшие изгибы», «родимой Земли», «непередаваемое чувство», «тёплую, упоительную радость»)
способствует эмоциональности, образности изложения, помогает выразить точку зрения автора.
2) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины и терминологические сочетания (глагол, осязание, механический, предмет обихода, жилище и др.).
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами языка, среди которых — назывные предложения, вводные слова и конструкции.
4) Во втором (2) абзаце текста автор рассуждает о том, что необходимо знать человеку, чтобы испытывать «непередаваемое чувство, похожее на тёплую, упоительную радость».
5) Текст относится к научному стилю, так как цель автора текста — ознакомление читателей с научной проблемой проявления чувств человека.

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) кОнусов                        4) средствА
2) обострЁнный              5) шофЁр
3) газопровод

125 <или> любая другая последовательность этих цифр

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Хром, марганец и никель являются КРАШЕНЫМИ веществами и компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров, отмечены на вокзале специальными плакатами.
Для безопасного выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо ОГОРОДИТЬ соответствующую зону.
Не любому читателю станут ПОНЯТНЫМИ принципы, которые лежат в основе булгаковского романа.
Наташа прислушивалась к молитвам и ВЗДОХАМ матери.

красящими

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.

предложил

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нужны КОНТЕЙНЕРЫ                         банка ТОМАТОВ 
в ТРЁХСТА книгах                                ОБА супруга
им ДВИЖЕТ тщеславие
 

трёхстах

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Уезжая в Москву, Макар обещал, что обязательно сообщит, как он устроился.
2) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.
3) Те, кто смотрит сериалы, наверняка знают об экранизации романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», впервые опубликованный за рубежом.
4) Воспринимая на слух некоторые слова, происходит искажение смысла текста.
5) Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетнёву, что «я женат и счастлив».
6) Прочитав роман известного писателя,
я задумался о подлинном источнике этой книги.
7) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом постановления «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке.
8) Услышав или прочитав слово «стремянка», вряд ли кто-то вспомнит о стремени для всадника.
9) Все, кто любит поэзию Н. А. Некрасова, знает о его трудном жизненном и творческом пути.

А — 4; Б — 2; В — 5; Г — 3; Д — 9.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сравнять (счёт), покоряющий (вершины), асфальтировать
2) возникновение, пробирается (через лес), экстр..мальный
3) обв..нить, воспоминание, в..негрет
4) выр..щенные (цветы), нак..лить (утюг), б..лкон
5) выгл..деть, вы..вить, священный

345 <или> любая другая последовательность этих цифр

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..рывистое (движение), пр..следовать, пространный (случай)
2) (всероссийские) ..дравницы, обезглавить, во..даяние
3) в..зомнить, предоставить, з..облачные (цены)
4) фельд..егерь, супер..яхта, под..езд
5) предприниматель, по..сказка (в загадке), на..кусить

1245 <или> любая другая последовательность этих цифр

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) девч..нка, корч..вка (деревьев)       4) проповед..вать, исслед..вать
2) лед..ной, серебр..ный (призёр)        5) груз..ик (профессия), гон..ик
3) белорус..кий, декабрь..кий

234 <или> любая другая последовательность этих цифр

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) добываемый, ове..нный (прохладой)
2) накорм..шь, закле..вший
3) (автомобиль) движ.-тся, вычист..шь
4) волну..щийся (отец), стро..тся (роты)
5) рокоч..щий (самолёт), (ивы) плач..т

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Виктор знал, что (НИ)ЧЕМ перед матерью своей не провинился.
2) Тебе (НЕ)ЧЕГО от меня скрывать!
3) Марья Дмитриевна НИ(В)ЧЁМ не прекословила мужу.
4) (НИ)ОДИН из потомков Лаврецкого не поднялся выше стольника.
5) Отец Паншина слыл за ловкого, (НЕ)ОЧЕНЬ надёжного, но милого и задушевного малого.

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
1) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей недели Сергей усиленно готовился к экзамену, а (ЗА)ТЕМ уехал на соревнования по горным лыжам.
2) (В)СЛЕД за своим хозяином (ТОТ)ЧАС стремительно побежал и верный пёс.
3) В романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» поэзия и проза слились (ВО)ЕДИНО, ЧТО(БЫ) глубже раскрыть внутренний мир человека.
4) (ОТ)ТОГО места, где они распрощались с Бруком, их отделяли теперь по меньшей мере пять километров, (ПО)ЭТОМУ возвращаться назад не было уже никакого смысла.
5) (ПО)МИМО отличного качества и тщательной проверки аппаратуры, в процессе работы над макетным образцом спутника мы ТАК(ЖЕ) требовали от разработчиков высокой культуры производства и оформления.

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Залы 32 и 33 прославле(1)ой Третьяковской галереи посвяще(2)ы творчеству М. А. Врубеля. Они заметно отличаются от других комнат галереи тёмным цветом стен и приглушё(3)ым освещением. Здесь расположе(4)а картина «Сирень», на которой художником изображе(5)а словно сошедшая на землю душа сиреневого куста.

245 <или> любая другая последовательность этих цифр

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Походка Пауля была решительная и твёрдая и глаза его смело глядели вперёд.
2) Утром за окном ярко светило солнце и щебетали птицы.
3) В таёжном междуречье расположился лагерь разведывательной буровой бригады.
4) Около дома цветут душистая сирень да дикая вишня и закрывают наши окна от прямых солнечных лучей.
5) Существовало множество теорий устройства нашего мира и все они изображались в виде рисунков или схем.

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ю. В. Никулин придумал множество интересных клоунад и интермедий (1) часто находя сюжеты в реальной жизни (2) додумывая их (3) заостряя их на смешном (4) и (5) всегда радуя публику (6) с нетерпением ожидавшую выхода (7) своих любимых артистов.

1236 <или> любая другая последовательность этих цифр

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
«Свет (1) мой (2) зеркальце! скажи Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты (3) конечно (4) спору нет;
Ты (5) царица (6) всех милее,
Всех румяней и белее».
(А. С. Пушкин)

23456 <или> любая другая последовательность этих цифр

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Не оттого ли (1) что каждый сучок стремится вверх (2) и (3) каждая снежинка падает вниз (4) всякое движение в борьбе за низ и верх образует движение по кругу?

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пушкинский Онегин является в романе человеком (1) которого убили воспитание и светская жизнь (2) которому всё пригляделось, всё приелось, всё прилюбилось (3) и (4) вся жизнь которого состояла в том (5) «что он равно зевал средь модных
и старинных зал».

125 <или> любая другая последовательность этих цифр

21

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) На необъятных просторах России существует множество прекрасных городов с богатой и зачастую драматической историей, однако Санкт-Петербург, уникальное создание, выделяется своим происхождением и культурой. (2)Прочную связь с историей страны можно проследить в его названиях: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград… (3)У него есть и ласковое «домашнее» имя: в частных разговорах город называют Питером. (4)Санкт-Петербург заслужил статус Северной столицы России особым колоритом и характерной только для него культурой, в которой с эпохи Петра I загадочно соединилась чувствительная и широкая душа русского человека с умом и практичностью западного европейца. (5)«3а этот исторически ничтожный срок своего существования Петербург накопил такой объём культурной памяти, что по праву может считаться уникальным явлением в мировой цивилизации», — писал известный филолог Ю. М. Лотман. (6)Значимость таких культурных феноменов, как Петербург, сохраняется для многих поколений.

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Вся комната янтарным блеском озарена.
(А. С. Пушкин)
Б) По небу, гонимые ветром, бежали… облака.
(К. М. Симонов)
В) В три года Горюхино… обнищало.
(А. С. Пушкин)
Г) Я счастлив тем, что я оттуда,
Из той зимы, из той избы.
(А. Т. Твардовский)
Д) Забелелось уже. На востоке.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) лексический повтор
2) многосоюзие
3) эпитет
4) эпифора
5) гипербола
6) олицетворение
7) парцелляция
8) антитеза
9) метонимия

А — 3; Б — 6; В — 9; Г — 1; Д — 7.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27

(1)Погода после мокрого снега уже дня три стояла тихая, тёплая и ясная.
(2) На улицах не видно было клочка снега, грязное тесто заменилось мокрой мостовой и быстрыми ручьями. (3)С крыш уже на солнце стаивали последние капели, в палисаднике на деревьях надувались почки, на дворе была сухая дорожка к конюшне мимо замёрзлой кучи навоза, и около крыльца между камнями зеленела мшистая травка.
(4)Был тот особенный период весны, который сильнее всего действует на душу человека: яркое, на всём блестящее, но не жаркое солнце, ручьи и проталинки, пахучая свежесть в воздухе и нежно-голубое небо с длинными прозрачными тучками. (5)Не знаю почему, но мне кажется, что в большом городе ещё ощутимее и сильнее на душу влияние этого первого периода рождения весны, — меньше видишь, но больше предчувствуешь.
(6)Я стоял около окна, в которое утреннее солнце сквозь двойные рамы бросало пыльные лучи на пол моей невыносимо надоевшей классной комнаты, и решал на чёрной доске какое-то длинное алгебраическое уравнение. (7)В одной руке я держал изорванную мягкую «Алгебру» Франкера, в другой — маленький кусок мела, которым испачкал уже обе руки, лицо и локти полуфрачка. (8)Николай в фартуке, с засученными рукавами, отбивал клещами замазку и отгибал гвозди окна, которое отворялось в палисадник.
(9)Его занятие и стук, который он производил, развлекали моё внимание. (10)Притом я был в весьма дурном, недовольном расположении духа. (11)Всё как-то мне не удавалось: я сделал ошибку в начале вычисления, так что надо было всё начинать сначала. (12)Мел я два раза уронил, чувствовал, что лицо и руки мои испачканы, губка где-то пропала, стук, который производил Николай, как-то больно потрясал мои нервы. (13)Мне хотелось рассердиться и поворчать; я бросил мел, «Алгебру» и стал ходить по комнате. (14)Но мне вспомнилось, что надо удерживаться от всего дурного; и вдруг я пришёл в какое-то особенное, кроткое состояние духа и подошёл к Николаю.
— (15)Позволь, я тебе помогу, Николай, — сказал я, стараясь дать своему голосу самое кроткое выражение; и мысль, что я поступаю хорошо, подавив свою досаду и помогая ему, ещё более усилила во мне это кроткое настроение духа.
(16)3амазка была отбита, гвозди отогнуты, рама подалась набок и вышла.
— (17)Куда отнести её? — спросил я.
— (18)Позвольте, я сам управлюсь, — отвечал Николай, видимо, удивлённый и, кажется, недовольный моим усердием, — надо не спутать, а то там, в чулане, они у меня по номерам.
— (19)Я замечу её, — сказал я, поднимая раму.
(20)Мне кажется, что, если бы чулан был версты за две и рама весила бы вдвое больше, я был бы очень доволен. (21)Когда я вернулся в комнату, Николай крылышком сметал песок и сонных мух в растворённое окно. (22)Свежий пахучий воздух уже проник в комнату и наполнял её. (23)Из окна слышался городской шум и чиликанье Воробьёв в палисаднике.
(24)Все предметы были освещены ярко, комната повеселела, лёгкий весенний ветерок шевелил листы моей «Алгебры» и волосы на голове Николая. (25)Я подошёл к окну, сел на него, перегнулся в палисадник и задумался.
(26)Какое-то новое для меня, чрезвычайно сильное и приятное чувство вдруг проникло мне в душу. (27)Мокрая земля, по которой кое-где выбивали ярко-зелёные иглы травы с жёлтыми стебельками, блестящие на солнце ручьи, по которым вились кусочки земли и щепки, закрасневшиеся прутья сирени с вспухлыми почками, качавшимися под самым окошком, хлопотливое чиликанье птичек, копошившихся в этом кусте, мокрый от таявшего на нём снега черноватый забор, а главное — этот пахучий сырой воздух и радостное солнце говорили мне ясно о чём-то новом и прекрасном, что я не могу передать так, как воспринимал это.
(28) Всё мне говорило про красоту, счастье и добродетель, говорило, что как то, так и другое легко и возможно для меня, что одно не может быть без другого и даже что красота, счастье и добродетель — одно и то же.
(29) Случалось ли вам летом лечь спать днём в пасмурную дождливую погоду и, проснувшись на закате солнца, открыть глаза и в расширяющемся четырёхугольнике окна, из-под полотняной шторы, которая, надувшись, бьётся прутом о подоконник, увидать мокрую от дождя, тенистую, лиловатую сторону липовой аллеи и сырую садовую дорожку, освещённую яркими косыми лучами, услыхать вдруг весёлую жизнь птиц в саду и увидать насекомых, которые вьются в отверстии окна, просвечивая на солнце, почувствовать запах последождевого воздуха и торопливо вскочить, чтобы идти в сад порадоваться жизни? (30)Если случалось, то вот образчик того сильного чувства, которое я испытывал в это время.

(По Л. Н. Толстому)

23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Влияние на душу человека примет ранней весны обычно наиболее ощутимо в сельской местности.
2) Рассказчик пребывал в дурном расположении духа, так как в это утро у него ничего не получалось на уроке алгебры.
3) Николай с радостью принял предложенную рассказчиком помощь.
4) Сидя на окне, выходившем в палисадник, рассказчик ощутил в душе новое чувство, сильное и приятное.
5) По мнению рассказчика, другим людям невозможно представить и почувствовать то, что испытывал он в это время.

24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 2 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 1.
2) В предложении 5 представлено рассуждение.
3) Предложение 13 указывает на следствие того, о чём говорится в предложениях 11, 12.
4) Предложения 25 и 26 противопоставлены по содержанию.
5) Предложение 29 содержит описание.

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

25

Из предложения 27 выпишите синонимы (синонимическую пару).

мокрыйсырой <или> сыроймокрый <или> мокраясырой <или> сыроймокрая

26

Среди предложений 4—10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и однокоренных слов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какое влияние оказывает природа на человека?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Проблема

Какое влияние оказывает природа на человека?

Авторская позиция

Красота природы воздействует на душу человека, пробуждая в нём чувство радости, счастье, стремление к нравственному очищению. Она рождает в человеке мысли о том, что «красота, счастье и добродетель» — одно и то же. Человеческая душа становится восприимчивой к прекрасному, открытой для любых сильных чувств.

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: