Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
«Здравствуй, милая Калуга, город юности моей». Как ёмко и образно охарактеризован этот прекрасный город на берегу Оки! И вот что удивительно. Это древний город, но его архитектура рождалась примерно в XVIII-XIX веках. <…> тогда Калуга стала центром губернии, превратилась в крупнейший торговый город. Благодаря архитекторам П. Никитину, И. Ясныгину Калугу иногда именуют одним из центров отечественного классицизма.
Если вы намерены приехать в Калугу, то обязательно посмотрите палаты Коробовых, а также уникальный по своему исполнению мост через Березуйский овраг. Не пройдите мимо гостиного двора. Посетите местный краеведческий музей, который располагается в бывшей усадьбе купца Золотарёва, являющейся интереснейшим памятником московской школы. Наконец, много открытий вас ждёт в Музее истории космонавтики: это не только сегодняшний день города, но и завтрашний день страны.
именно <или> точно
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) РОЖДАТЬСЯ. Появляться, возникать. Рождаются новые традиции и обычаи.
2) ТОРГОВЫЙ. Сосредоточивающий в себе торговлю. Т. центр города,
3) ПАЛАТА. Название некоторых государственных учреждений, ведающих чем-либо. Торговая промышленная п.
4) ИСПОЛНЕНИЕ. Воспроизведение перед слушателями, зрителями. И. отрывка из поэмы.
5) ШКОЛА. Направление, течение в науке, искусстве, литературе, общественно- политической мысли и т. п., обладающее характерными свойствами, методами, приёмами. Писатели карамзинской школы.
125 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в публицистическом стиле; цели автора — информирование с одновременным воздействием на читателя, побуждение его к совершению поездки в один из древних городов страны.
2) Жанр текста — репортаж; автор комментирует текущие события, связанные с пребыванием в Калуге.
3) Наряду с общеупотребительной лексикой (здравствуй, удивительно) в тексте используются термины (архитектура, губернии, классицизма, палаты, музей, памятником и др.).
4) Выразительность текста обеспечивается использованием глаголов в форме повелительного наклонения (посмотрите, (не) пройдите, посетите), а также синтаксическими средствами, среди которых — ряды однородных членов предложения, простые односоставные предложения, цитирование.
5) Использование в тексте эпитетов («милая Калуга», «прекрасный город», «интереснейшим памятником») способствует эмоциональности изложения, помогает дать авторскую оценку описываемым явлениям.
145 <или> любая другая последовательность этих цифр
45 <или> 54
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Если АДРЕСАНТ не приходит за письмом в течение пяти суток, то почтовое отделение направляет ему повторное уведомление.
Администрация ПРЕДОСТАВЛЯЕТ оплачиваемый отпуск работнику, который получает высшее образование заочно.
Ослепительный снег ОДЕЛ все горы в белые пушистые шубы, преобразив местность до неузнаваемости.
Позвякивают удила, стучат КОНСКИЕ копыта о коренья.
Ликует сердце коня, и кажется ему: никогда уж он не остановится, а всё будет лететь по бескрайней тайге, по ГЛИНИСТЫМ тропам, и всё в нём будет петь, радуясь раздолью, свободе и миру.
адресат
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Кадры из документального фильма помогут нам, зрителям, получить мнение о первом крупном русском учёном-естествоиспытателе Михаиле Васильевиче Ломоносове.
составить <или> информацию <или> данные <или> сведения <или> знания
яслей
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) ошибка в построении сложного предложения
Д) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Оставшимся в живых русским матросам, не желая сдаваться, пришлось нелегко.
2) Изготовляемые часы кузнецами были плодом чрезвычайно утомительной ручной работы и стоили до такой степени дорого, что их могли приобретать только государственные учреждения, богатые монастыри и кафедральные соборы.
3) Алексей с детства привык поступать по-своему, и ни разу ему не пришлось сожалеть о совершённых поступках, вот и на этот раз он решил действовать вопреки советов родителей, приняв на себя всю ответственность за последствия своих действий.
4) В «Диком помещике» М. Е. Салтыков-Щедрин изображает оказавшегося без слуг богатого барина, высмеивая при этом не столько людские пороки, сколько скудоумие высших чинов.
5) Возвышение называют горой, относительная высота которого больше двухсот метров, а склоны довольно крутые.
6) Согласно последним генетическим данным предки всех современных собак были одомашнены в одном месте, а не в разных уголках мира.
7) Тот, кто не умеет смеяться над собой, бывает крайне обидчивым.
8) Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю и наслаждаюсь классической музыкой.
9) После митинга в честь открытия в Москве памятника В. В. Маяковскому все, кто хотел, читали стихи, и со временем это стало традицией.
А — 2; Б — 8; В — 1; Г — 5; Д — 3.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) изд..лека, укр..щать, пок..рать (врага)
2) оз..рение, кардинальный, осн..щение
3) соб..рательный (образ), в..негрет, объединяющий
4) (затягивает) тр..сина, недосягаемый, проев..щение
5) выск.лка, р..стовщик, пл..вец
235 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) меж..языковой, под..езжая, с..едобный
2) чере.лур, бесправный, не..кончаемый
3) д..бела, непробудный, нед..считаться
4) пр..глушить, пр..дставить, пр..думал
5) пр..злой (пёс), пр..творить (в жизнь), пр..вращение
1235 <или> любая другая последовательность этих цифр
13 <или> 31
235 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Жена (НИ)(В)ЧЁМ не уступала своему мужу.
2) К чести Паншина должно сказать, что он (НИ)КОГДА не хвастался своими победами.
3) Стало быть, в деревню ездить (НЕ)(ЗА)ЧЕМ.
4) Наталья любила Дарью Михайловну, но (НЕ)ВПОЛНЕ ей доверяла.
5) (НЕ)СМОТРЯ на всю свою ловкость, он находился почти постоянно на самом рубеже нищеты.
14 <или> 41
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.
Запишите номера ответов.
1) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ тридцати последних лет он отвечает одно и ТО(ЖЕ) автоматически.
2) Н. А. Некрасов, (ПО)ВИДИМОМУ, делал установку на «неуклюжий стих», основанный на разговорной речи, (ПО)ЭТОМУ обращался к диалектизмам и просторечным выражениям.
3) (ШТАБС)КАПИТАН так грозно на них прикрикнул, что они (В)МИГ разбежались.
4) Рассказа полностью я не привожу, ЧТО(БЫ) не повторять ТО(ЖЕ) самое.
5) «Имейте (В)ВИДУ ещё вот что, — продолжал мастер ТАК(ЖЕ) спокойно, как и начал, — я ведь отлично понимаю, для чего вы меня сегодня вызвали».
15 <или> 51
123 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Идея биогенеза исходит из древних индусских и персидских религиозных представлений об отсутствии начала и конца у природных явлений и представляет собой одну из гипотез происхождения жизни на Земле.
2) После просмотра той или иной картины все с живейшим интересом и совершенно серьёзно расспрашивали меня о битве трёх богатырей и чудесном спасении царевны.
3) Поддержка русскому языку нужна как в России так и за её пределами.
4) За окном вагона виднелись бескрайние степи и белые вишнёвые сады и деревеньки на горизонте.
5) Поднялся небольшой ветер и капля свежей утренней росы упала мне на ладонь.
35 <или> 53
13 <или> 31
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) «Вниз по матушке по Волге» — так пели бурлаки, называя матушкой величайшую реку Европы. (2)Подобные народные песни относятся к бурлацким, так как создавали их бурлаки и пели во время тяжёлых артельных работ, как то: снятие баржи с мели, вбивание свай, перемещение тяжестей. (З)Волга протекает по территории 15 регионов России: Тверской области, Московской области, Ярославской области, Костромской области, Ивановской области, Нижегородской области, Чувашской Республики, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Ульяновской области, Самарской области, Саратовской области, Волгоградской области, Астраханской области, Республики Калмыкии. (4)В реке водится около 80 видов рыб: белорыбица, белуга, ёрш, лещ, налим, осётр, сазан, сом, щука и многие другие. (5)В дельте Волги сложилась уникальная природная среда, поэтому здесь открыли Астраханский заповедник. (6)В нём живут разнообразные представители флоры и фауны: встречаются диковинные растения, вольготно чувствуют себя редкие животные. (7)Некоторые обитатели заповедника занесены в Красную книгу: нерпа, лебедь-шипун, орлан-белохвост, пеликан.
2347 <или> любая другая последовательность этих цифр
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) А горы зноем дышали в небо.
(М. Горький)
Б) Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
(А. Т. Твардовский)
В) Россия, мы полсвета
У твоих прошли колёс.
(А. Т. Твардовский)
Г) Мы не хотели — они всё равно
познакомились.
Д) Я легко выучил французский, немецкий, английский языки.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) вопросно-ответная форма изложения
2) антитеза
3) многосоюзие
4) риторическое обращение
5) градация
6) бессоюзие
7) лексический повтор
8) олицетворение
9) парцелляция
А — 8; Б — 1; В — 4; Г — 2; Д — 6.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27
(1)Саша сидела во дворе и готовилась к выпускным экзаменам: она учила физику.
(2) Много раз вместе со своими одноклассниками Саша обсуждала проклятый вопрос: могут ли дружить мальчик с девочкой? (З)Почти все говорили:
— Да, могут.
(4)Ну хорошо, дружба возможна. (5)А возможна ли любовь? (6)А что такое любовь? (7)А бывает любовь с первого взгляда? (8)Судя по «Евгению Онегину», бывает.
(9) Но ведь Писарев подвергал сомнению чувство Татьяны и смеялся над ним? (10) Нет, Саша считала, что любви с первого взгляда быть не может. (И)Потому что для любви нужны:
а) взаимное уважение;
б) общность взглядов.
(12)А для этого, в свою очередь, нужно знать друг друга, иначе как поймёшь, общие ли у тебя взгляды?
…(13)И вот на учебник физики упал букетик ландышей. (14)3а решёткой двора стоял молодой лётчик. (15)Он смотрел на Сашу. (16)Потом он поднял руку и стянул с головы пилотку, тёмные волосы рассыпались и упали на лоб. (17)Из-под тёмных бровей смотрели глаза — коричневые, большие и тёплые. (18)Стояла ранняя весна, но лицо было обветренное, загорелое, и особенно белыми казались зубы, в мгновенной улыбке осветившие лицо.
(19)Было странно, что он был в военной форме, — перед Сашей стоял юноша, почти её ровесник. (20)Рукава гимнастёрки были чуть коротковаты, и большие сильные руки как будто выросли из них.
(21)Она подошла к решётке, из-за решётки обдал её всё тот же коричнево-ясный, светлый взгляд. (22)Губы были твёрдого, чистого рисунка, а ресницы длинные, как у девушки.
— (23)Как вас зовут? — спросила Саша.
— (24)Андрей. (25)А вас?
— (26)Заходите к нам, — сказала она вместо ответа. (27)Она и вправду могла произнести так: этот двор принадлежал ей — и двор, и скамейка, и каштан.
(28)Он сел на скамейку, и оба разом замолчали. (29)Стало неловко. (ЗО)Оба почувствовали это и почему-то засмеялись. (31)И Саша поняла, что общность взглядов у них полная. (32)И ещё Саша поняла, что любовь с первого взгляда бывает.
(ЗЗ)Что долго рассказывать? (34)Экзамены прошли вверх ногами. (35)Саша сдавала их, но она больше ничего не учила — ни биологию, ни историю, ни алгебру.
(Зб)Она никогда не думала, что можно так бездумно и легко дойти пешком от Серебряного переулка до Воробьёвых гор. (37)Они шли и молчали. (38)Иногда, поднимая голову, она видела рядом смуглый мальчишеский профиль, твёрдый подбородок, как будто давным-давно знакомую твёрдую линию губ. (39)И она спрашивала себя: как я жила прежде? (40)Как будто можно называть жизнью завтрак, обед, школу, учебники.
(41)Они шли рядом, но он не брал её под руку. (42)И она отстранилась, когда случайно, при переходе через улицу, её плечо коснулось его руки.
(43)И вот были сумерки, над головой шелестели деревья Нескучного сада, а под ногами шуршал песок дорожек. (44)Его рука чуть приподнялась и опустилась. (45)3атаившись, испуганная Саша ждала. (46)И опять поднялась рука, рождая страх и надежду, робко, нежно коснулась Сашиной руки и, осмелев или, может, отчаявшись, крепко сжала Сашины пальцы.
(47)Так вот чего она ждала! (48)Так вот что ей было надо! (49)И будто услышав, Андрей уже не отпускал её руки. (50)Они шли, как двое детей, по дорожкам сада, держась за руки, не глядя друг на друга, по новой, только что открывшейся им стране. (51)И вдруг, как гром среди ясного неба, раздался свисток. (52)Перед ними стоял милиционер. (53)Он глядел сурово, и голос его звучал холодно, когда он сказал:
— Попрошу освободить территорию, парк закрывается!
(54)Снова они попали в шум улицы, в сутолоку машин, в толпу. (55)Но их страна была обитаема, они были не одни. (56)Саша вдруг поняла: в этом большом городе, где шла, не останавливаясь, своя, деловая жизнь, было много влюблённых. (57)Они стояли в подъездах, сидели на скамейках бульваров, шли по улицам, взявшись за руки. (58)Их толкали, им говорили: «Да посторонитесь, загородили дверь!» (59)На них оглядывались. (60)Но они ничего не замечали, ничего не видели. (61)Похоже было, что страну влюблённых окружала невидимая высокая стена и над ними были не властны ни милиционер, ни дворник, ни прохожий, ни чужая насмешливая улыбка, ни машины, которые так и норовили сбить их с ног.
(По Ф. А. Вигдоровой)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Саша, пока не встретилась с Андреем, была уверена, что любви с первого взгляда не существует.
2) Саша и Андрей познакомились весной, накануне выпускных экзаменов.
3) Встреча с Андреем почти ничего не изменила в жизни Саши, жизнь продолжала течь по прежнему руслу: завтраки, обеды, школа, учебники.
4) Когда Саша и Андрей гуляли по парку, прогремел гром, предвещавший дождь.
5) Влюблённые люди не замечают того, что происходит вокруг.
125 <или> любая другая последовательность этих цифр
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 4-9 представлено описание.
2) В предложениях 10-12 представлено рассуждение.
3) В предложениях 44-46 представлено повествование.
4) Предложения 56 и 57 противопоставлены по содержанию.
5) В предложениях 58-60 представлено рассуждение.
23 <или> 32
вверхногами
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как зарождается любовь в сердце человека?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проблема
Как зарождается любовь в сердце человека?
Авторская позиция
Зарождение любви в сердце человека — великая тайна. Это невозможно предсказать, объяснить логически. Любовь зарождается внезапно, и человек безошибочно определяет, что нашёл именно её.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: