Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Бог послал ему ровную, на редкость счастливую судьбу, похожую на шоссейную дорогу, по которой катится не телега его жизни, а <…> легковой автомобиль.
Зощенко как-то, желая утешить Маршака в тяжёлую минуту его жизни, сказал: «В хороших условиях люди хороши, в плохих — плохи, а в ужасных — ужасны». Каверин был хорош потому ещё, что верил в то, что ему хорошо. Не все удачники понимают, как они счастливы, и ревниво косятся на соседа-бедняка. Для Каверина это было просто невозможно.
Мы часто отводили душу, браня его за эгоизм, самодовольство, за то, что интересуется он только самим собой, тогда как мы пристально заняты также и чужими делами. Но за тридцать лет нашего знакомства не припомню я случая, чтобы он встретил меня или мою работу с раздражением, невниманием, ревнивым страхом. Нас раздражало, что ясность ему далась от лёгкой и удачной жизни. Ни тени предательства, ни попытки бросить товарища в трудную минуту, отказаться отвечать на его горе мы не видели за все тридцать лет дружбы от Каверина. Мы отводили на нём душу ещё и потому, что недостатки его были так же ясны и просматриваемы, как и всё его существо. И вдруг поняли — жизнь показала, время подтвердило: Каверин — благородное, живое, простое существо. И писать он стал просто, ясно, создал в своих книгах мир несколько книжный, но чистый и благородный. И мы любим теперь его и весь его дом.
Я давно ещё сделал открытие, что великие люди — одно, а близкие — другое. За другое их любишь. За то, что у них такое знакомое лицо. За то, что радуются они, услышав твой голос по телефону. За то, что сочувствуют тебе в трудные дни не отвлечённо, а словно бы беда случилась с ними самими. И за то, наконец, что на всё это отвечаешь ты им тем же самым.
(По Е. JI. Шварцу. «Из дневников», 1942-1958 гг.)
её <или> его
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) КОСИТЬСЯ, перен., на кого (на что). Относиться с подозрением, неодобрительно (разг.). К. на незнакомца.
2) СУЩЕСТВО. Живая особь, человек или животное. Не видно ни одного живого существа. Странное с.
3) ЖИВОЙ. Деятельный, полный жизненной энергии. Ж. темперамент. Ж. ребёнок. Ж. ум. Живое участие в чём-н. Живо (нареч.) отозваться на чъю-н. просьбу.
4) МИР. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.
5) БЛИЗКИЙ. Связанный тесным личным общением, дружбой, любовью. Б. приятель. Близкие отношения. Они стали близки.
135 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Наряду с фразеологизмами (отводили душу, в трудную минуту) эпитеты («ревнивым страхом»; «лёгкой и удачной жизни»; «мир чистый и благородный»; «великие люди») дают возможность читателю понять, почему «Каверин — благородное, живое, простое существо».
2) В тексте встречаются простые и сложные (бессоюзные, сложноподчинённые) предложения.
3) Анафора в последнем абзаце текста даёт возможность привлечь внимание читателя к наиболее важным мыслям автора.
4) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (эгоизм, книжный).
5) Несмотря на то что автор делится собственными впечатлениями, текст, в соответствии с требованиями научной стилистики, характеризуется отсутствием выражения личного отношения автора к описываемым событиям и характерам.
123 <или> любая другая последовательность этих цифр
35 <или> 53
В одном из приведённых ниже слов НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Требуется принятие не ПОПУЛИСТСКИХ, а экономически оправданных решений.
Её ЦАРСТВЕННЫЙ вид внушал доверие и располагал к серьёзному разговору о будущем России.
Координационному совету необходимо было ИЗБРАТЬ председателя и утвердить новый состав исполкома.
Многоэтажный КАМЕННЫЙ дом был украшен лепниной.
Наши страны в течение долгих лет поддерживали ДРУЖНЫЕ отношения.
дружественные <или> дружеские
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Благотворительный проект «Мечтай со мной» выполнил мечту юной Вероники из Рязани, и девочка наконец-то получила долгожданную игрушку.
исполнил <или> осуществил <или> воплотил <или> реализовал <или> желание <или> пожелание <или> просьбу <или> волю
месяцы
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Многие из тех, кто посещал парк знаменитого Михайловского, обращал особое внимание на старые деревья.
2) Иван Грозный, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, старался привлечь на свою сторону новых подданных.
3) Поражающие своей красотой и величием уникальные девственные островки природы ещё остались на карте области.
4) Некоторые из тех, кто бывал на западе Мещёрского края, видели среди сосновых лесов восемь Боровых озёр, до которых добраться можно только через лес по карте и компасу.
5) Проблемам языка, не раз обсуждавшихся в научной элите, посвящено и сегодняшнее заседание писательского общества.
6) Жизненные обстоятельства иногда вынуждают человека поступать наперекор собственной мечты.
7) А. С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, а также поощрял литературное дарование Н. В. Гоголя.
8) Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза.
9) Проводник поезда спросил опоздавших пассажиров, в каком вагоне их места.
А — 5; Б — 8; В — 7; Г — 1; Д — 6.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) катастрофа, р..внина, отр..сль
2) пл..вчиха, к..сатка (относится к семейству дельфиновых), иск..са
3) традиционный, н..еекомое, прилагательное
4) блестящий, неиссякаемый (источник), фестиваль
5) опт..мист, соб..ру, расст..лить
123 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) по..бросить, на..бровный, о..биться
2) гидроподъёмник, с..езд, безъядерный
3) и..гнать, не..гораемый, ра..грызть
4) пр..скорбный, пр..града, пр..старелый
5) бе..печность, и.лезнуть, ни..провергать
25 <или> 52
125 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бре..шься (безопасной бритвой), бор..шься
2) повышенный, засуш..нный
3) щекоч..щий, противоречащий
4) размел..шь (зёрна), наполн..вший (водой)
5) (кошки) мурлыч..т, тень.щий (себя надеждой)
12 <или> 21
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Мы с приятелем встречались (НЕ)РЕДКО, а почти каждый день.
2) Избавляйтесь от привычки бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца.
3) Мы дошли до финала, но наша цель (НЕ)ДОСТИГНУТА.
4) (НЕ)ЗАВЕРШЁННАЯ игра перенесена на завтра и обязательно будет продолжена.
5) (НЕ)ШИРОКАЯ, но бурная река перегородила нам путь.
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Мы с приятелем встречались (НЕ)РЕДКО, а почти каждый день.
2) Избавляйтесь от привычки бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца.
3) Мы дошли до финала, но наша цель (НЕ)ДОСТИГНУТА.
4) (НЕ)ЗАВЕРШЁННАЯ игра перенесена на завтра и обязательно будет продолжена.
5) (НЕ)ШИРОКАЯ, но бурная река перегородила нам путь.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) (ПО)МОЕМУ, именно после последнего сна Родион Раскольников понял
в КОНЦЕ(КОНЦОВ) сущность своей теории и отказался от неё.
2) (НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве
И. Е. Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращался (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни.
3) Люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ в опасных ситуациях, (ПО)ВИДИМОМУ, поведение зависит не только от психологических особенностей человека, но и от воспитания.
4) Когда через КАКОЕ(ТО) время после первого посещения мне (С)НОВА привелось побывать в усадьбе И. С. Тургенева, я обратил внимание на большое количество молодых деревьев.
5) ИЗ(ЗА) убеждения в том, что подлинная свобода предполагает добровольное подчинение «высшей цели», JI. Н. Толстой ВСЁ(ТАКИ) увидел в личности Наполеона проявление несвободы.
35 <или> 53
123 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) С необычайной силой поэтического мастерства Н. В. Гоголь показал убожество ничтожность и трагизм бездуховного существования.
2) Утомление и теплота взяли верх над грустью и Каштанка стала засыпать.
3) Шёл пушистый снег и красил в белое мостовую лошадиные спины и всё больше темнел воздух.
4) Крупные зелёные листья плюща перемешивались с багровой осенней листвой.
5) На месте бывшей дикой степи выросли города и сёла фермы и хуторки.
125 <или> любая другая последовательность этих цифр
14 <или> 41
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Может быть (1) он умел бы по крайней мере рассказать всё, что видел и слышал, и занять хоть этим других, но он нигде не бывал: как родился в Петербурге, так и не выезжал никуда; следовательно (2) видел и слышал то, что (3) наверное (4) знали и другие.
(По И. А. Гончарову)
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
24 <или> 42
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Ранней осенью по-особому ярко открываются удивительные красоты тундры в Ненецком заповеднике, который охватывает прибрежные земли и часть акватории Печорского и Баренцева морей. (2)Сказочно красиво здесь и короткой заполярной весной: радостно пробуждается природа, устилая тундру пёстрым ковром цветущих растений. (З)Этот заповедник — один из самых молодых в России: он был создан лишь в 1997 году. (4)Причины его открытия в Ненецком автономном округе России следующие: разрушительное воздействие геологоразведочных работ, загрязнение среды производствами по добыче нефти и газа, уничтожение растительной экосистемы стадами домашних оленей. (б)Ландшафты заповедника представлены уникальными арктическими тундрами с многочисленными озёрами, на островах гнездятся бесчисленные стаи редких птиц, обитают стада моржей, в прибрежных водах появляются тюлени и даже нарвал — кит с длинным бивнем. (б)Природное богатство дельтового комплекса Печоры по достоинству оценено мировым сообществом и внесено в список Рамсарской конвенции по охране водно-болотных угодий Земли.
23 <или> 32
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Любовь к Отечеству не может… угаснуть в наших сердцах.
(А. Н. Толстой)
Б) Ну, вы даёте! Я же просила совсем не об этом.
В) Моя визави — дама просто святая! Моя визави — моя мама родная.
(Е. Ишутина)
Г) Редкая птица долетит до середины Днепра.
(Н. В. Гоголь)
Д) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
(А. С. Пушкин)
1) эпифора
2) бессоюзие
3) гипербола
4) метафора
5) метонимия
6) риторический вопрос
7) градация
В) риторическое восклицание
9) синтаксический параллелизм
А — 4; Б — 8; В — 9; Г — 3; Д — 5.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27
(1)Удивительная работа — воспоминания. (2)Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. (З)Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства». (4)Закройте глаза и скажите это. (5)Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами. (6)Участие воли здесь исключено. (7)Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания…
(8)Когда я начал учиться в гимназии, мне было лет одиннадцать. (9)Всего одиннадцать лет отделяли меня от моего несуществования в мире, и уже я был в форменной фуражке, в тужурке1, в кожаном поясе с металлической бляхой посередине живота. (10)Уже я стоял перед географической картой двух полушарий, смотрел на лиловые многоугольники колоний, на раковину Мадагаскара, читал и понимал слово «Великобритания»…
(11) Уже я писал готические немецкие буквы, уже думал о героях истории, которые были до меня — до моих одиннадцати лет. (12)Как я воспринимал то обстоятельство, что я живу ещё немного, начал жить ещё совсем недавно? (13)Я этого обстоятельства вообще не воспринимал. (14)Скорее, другие мне говорили, что я маленький. (15)Сам я этого не чувствовал, об этом не размышлял. (16)Я не думал о том, что можно быть каким-нибудь другим, кроме того, кем я был. (17)Если мне хотелось быть взрослым, то я думал не о физических изменениях, а только о тех возможностях, которые даны взрослому: не готовить уроки, есть сколько хочешь пирожных. (18)Я был человек, просто человек, не зная о себе, что я маленький, что только недавно явился в мир, что расту, узнаю, постигаю и тому подобное. (19)Именно — я был просто человек…
(20)Я думал, что после окончания гимназии я куплю велосипед и совершу на нём поездку по Европе. (21)Первая война ещё не начиналась, ещё всё было очень старинно: солдаты в чёрных мундирах с красными погонами, зверинец на Куликовом поле с одним львом, говорящая голова в зеркальном ящике в балагане. (22)Ещё бывала первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (23)Ещё отец девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом1, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на поклон, отчего ты бежал во весь дух, обезумевший от счастья. (24)Ещё продавали из-за зелёного прилавка квас по две копейки за стакан, и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча.
(25)Я не купил велосипеда и не совершил путешествия по Европе. (26)Горел Верден, Реймский собор, в котором в своё время бракосочеталась с французским королём дочь Ярослава Мудрого. (27)Появились первые танки, и впервые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (28)Однако в музеях по-прежнему висели необыкновенные картины, прекрасные, как деревья на закате. (29)Во сне я иногда вижу своё пребывание в Европе, которого никогда не было. (ЗО)Чаще всего мне снится Краков в виде стены, идущей кверху вдоль дороги, — старой стены, с которой свисают растения, стучащие по ней ветками и шелестящие цветами…
(31)Я ещё люблю вспоминать. (32)Я мало что знаю о жизни. (ЗЗ)Мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие, что в ней есть звёзды, выпукло и сверкающе смотрящие на меня с ясного неба, что в ней есть деревья, прекрасные, как картины, и ещё многое и многое…
(34)Какая чудесная вещь — свобода воспоминаний! (Зб)Какая прелесть в том, что они появляются, как им угодно, и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое. (Зб)Разумеется, есть точная закономерность этого возникновения,
но — увы -— мы её никогда не поймём.
(По Ю. К. Олеше)
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Представляя себя взрослым, одиннадцатилетний рассказчик думал о том, что ему не нужно готовить уроки и можно есть пирожные сколько захочется.
2) В начале Первой мировой войны, когда в Европе появились танки и аэропланы стали сбрасывать бомбы, в музеях по-прежнему экспонировались картины.
3) По прошествии времени рассказчику всё-таки удалось побывать в Европе, и больше всего ему запомнились Верден и Краков.
4) Воспоминания можно вызвать усилием воли, достаточно закрыть глаза и захотеть вспомнить что-нибудь из детства — сознание тут же высветит в памяти ту или иную картину.
5) Людям не удастся понять закономерность возникновения воспоминаний.
34 <или> 43
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 2-7 представлено описание.
2) В предложениях 12-15 представлено повествование.
3) В предложениях 17-19 представлено рассуждение.
4) Предложение 25 противопоставлено по содержанию предложению 20.
5) В предложении 30 содержатся элементы описания.
345 <или> любая другая последовательность этих цифр
вовесьдух
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какова роль детских воспоминаний?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проблема
Какова роль детских воспоминаний?
Авторская позиция
Многие события, произошедшие в детстве, непроизвольно врезаются в память человека, помогают ему понять окружающий мир, обрести
истинные жизненные ценности.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: