Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
28 сентября 1899 года, Ялта
Многоуважаемый Адольф Фёдорович!
В настоящее время я читаю корректуру второго тома. В своё время я послал список рассказов, которые должны войти в этот том, между тем типография не руководствуется этим списком, присылает рассказы по своему выбору, и сегодня, например, я получил рассказы, которые были написаны мной в последние два года и которые могут войти <…> в последний, X том. Присланы в корректуре также рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» — рассказы, принадлежащие к серии, которая далеко ещё не закончена и которая может войти в XI или XII том, когда будет приведена к концу вся серия.
Убедительно прошу Вас сделать распоряжение, чтобы типография, набирая рассказы, всякий раз строго держалась моего списка, чтобы рассказы, написанные в позднейшее время, не набирались и не печатались вместе с ранними рассказами, иначе наши тома будут представлять собой по составу нечто беспорядочное и случайное. Я знаю, Вы теперь очень заняты и Вам теперь не до меня, и если я решаюсь беспокоить Вас письмами, то только во имя порядка и потому, что Вы сами и в письмах, и словесно выражали желание, чтобы чтение корректуры и печатание моих произведений были закончены возможно скорей.
Позвольте пожелать Вам всего хорошего.
(По А. П. Чехову)
лишь <или> только <или> исключительно <или> единственно
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) КОРРЕКТУРА. Процесс исправления ошибок на оттиске типографского набора. Заниматься корректурой с непривычки нелегко: очень устают глаза.
2) СПИСОК. То же, что перечень. Адъютант подал с. людей, которым на этот день были назначены аудиенции.
3) ВОЙТИ. Вникнуть во что-либо, разобраться в чём-либо, освоиться, привыкнуть к чему-либо. В. в суть дела.
4) ДЕРЖАТЬСЯ. Следовать чему-либо, поступать сообразно чему-либо. Д. строгих правил.
5) РАННИЙ. Представляющий собой начальную пору чего-либо; принадлежащий к начальному периоду чего-либо. Р. вечер. Раннее средневековье.
245 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в публицистическом стиле; цели автора — сообщить информацию, дать инструкцию по составлению томов собрания сочинений.
2) Композиция письма двухчастная. Б первой части автор сообщает информацию о фактах, послуживших основанием для составления письма; во второй — излагает просьбу к адресату сделать распоряжения, необходимые для ускорения чтения корректуры и печатания произведений.
3) Стандартизированность речи обеспечивается использованием устойчивых оборотов (в настоящее время, в своё время, убедительно прошу, будут представлять собой). В тексте можно выделить тематическую группу слов (корректуру, типография, набирая рассказы, и др.).
4) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: краткие причастия (написаны, присланы, не закончена и др.), отглагольные имена существительные (распоряжение, чтение, печатание), отымённый производный предлог (во имя), сложные предложения с несколькими придаточными.
5) Эмоциональность и выразительность текста достигаются благодаря использованию инверсии и эпитетов («в последние два года», «в позднейшее время», «вместе с ранними рассказами»).
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
25 <или> 52
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Яков весь день играл на скрипке; когда же совсем стемнело, взял книжку, в которую каждый день записывал свои убытки, и от скуки стал подводить ГОДОВОЙ итог. Около двери стояли чёрные лакированные ботинки и мастерски выполненная трость с КОСТНЫМ набалдашником.
Хотел бы поделиться с вами мыслями по поводу приготовления еды в ГЛИНЯНЫХ горшочках.
Традиционно по всей стране прошла БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ акция «Красная гвоздика».
В истории каждой семьи есть ПАМЯТНЫЕ события, о которых стоит рассказывать детям и внукам.
костяным
деталей <или> подробностей <или> мелочей <или> частностей
четырём
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
B) ошибка в построении сложного предложения
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В сражении при Лесной русская армия разгромила шведский корпус, шедший с огромным обозом из Прибалтики навстречу войска Карла XII.
2) Вопреки ожиданиям активисты общественных движений забыли о разногласиях и единым фронтом выступили против закрытия музея.
3) Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей для компьютерных
игр.
4) Стая птиц множества пород и размеров поднялись в воздух и стали кружиться над нами.
5) На даче П. А. Столыпина эсеры-террористы устроили взрыв, при котором сам премьер-министр не пострадал и когда жертвой стали ни в чём не повинные люди.
6) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море.
7) Будучи человеком, наделённым скромными талантами, я по совету одного академика приучил себя записывать неожиданно приходящие мне в голову мысли.
8) Снег шёл не переставая и неожиданно заканчивается.
9) В 1959 году на экраны страны вышел фильм С. Ф. Бондарчука «Судьба человека», который был удостоен Большого приза на I Московском международном кинофестивале.
А — 6; Б — 8; В — 5; Г — 4; Д — 1.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) з..лотой, попл..вок, раздр..жать (поведением)
2) привилегия, ижд..венец, зап..реть (дверь)
3) стипендия, скр..пя (сердце), прим..рять (пиджак)
4) выск..чить, (дружная) кампания, г..рдиться
5) апелляция, пол..мичный, забл..стеть (на солнце)
45 <или> 54
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сни..хождение, и..колесить, ра.щенки
2) поз..прошлый (год), (стоит) п..одаль, нен..рушаемый
3) ра..бросать, и.лерпать, в..пугнуть
4) от..скать, постиндустриальный, под..грать
5) пр..стыдить, пр..вокзальный, неприступная (крепость)
15 <или> 51
14 <или> 41
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) выглаж..нный, услыш..нный
2) колеблющийся, (они) бор..тся
3) (мать) утеш..т, (кто-то) услыш..т
4) (недорого) сто’-.щие (сувениры), (котлеты) жар..тся
5) вылин..вшая (рубашка), обеспоко..нный
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
1) Экспедиция (НЕ)РАЗ подходила к берегам, причём настолько близко, что местные жители могли пересчитать мачты на каравеллах.
2) (НЕ)ЗНАНИЕ законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение.
3) И так всю ночь мне (НЕ)СПИТСЯ, пока не вспыхнет первая зарница.
4) Новая театральная постановка вызвала крайне (НЕ)ОДНОЗНАЧНУЮ реакцию в обществе.
5) Последствия применения нанотехнологий в еде пока (НЕ)ИЗУЧЕНЫ, а потому непредсказуемы.
24 <или> 42
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.
Запишите номера ответов.
1) (ПОЛУ)ПРОЗРАЧНЫЕ хлопья снега (ЕДВА)ЕДВА успевали долетать до земли и тут же таяли.
2) Свет от фонарей отражался в лужах, (ОТ)ЧЕГО (ИЗ)ДАЛЕКА казалось, что их поверхность покрыта плёнкой.
3) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих лет профессор приходил в университет в одно и ТО(ЖЕ) время.
4) Журнал Петербургской академии наук «Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие», вышедший в 1755 году, стал первым НАУЧНО(ПОПУЛЯРНЫМ) изданием, (ПРИ)ЧЁМ не только в России, но и в мире.
5) (В)НАЧАЛЕ осени бывают (НА)РЕДКОСТЬ солнечные дни.
35 <или> 53
34 <или> 43
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В новом бунинском творчестве поэзия и проза сливаются в некий синтетический жанр.
2) Весной в Старый Крым привозят больных и лечат их ваннами из целебных трав и цветов.
3) Жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего зимнего заточения.
4) В горьковской драме «На дне» сложнейшие философские проблемы обсуждаются необразованными или опустившимися «людьми улицы».
5) Время от времени дед если не рассказывал то вспоминал одну и ту же весёлую историю.
35 <или> 53
12 <или> 21
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
— Послушай (1) Михей Андреич, — строго заговорил Обломов, — я тебя просил
быть воздержаннее на язык, особенно о близком мне человеке…
Тарантьев побагровел от злости.
— А! Если (2) ты (3) меняешь меня на немца, — сказал он, — так я к тебе больше
ни ногой.
— Тебе бы (4) следовало (5) уважать в нём моего приятеля и осторожнее отзываться
о нём — вот всё, чего я требую! Кажется (6) невелика услуга, — сказал Обломов.
(По И. А. Гончарову)
16 <или> 61
2346 <или> любая другая последовательность этих цифр
1245 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Хороши также летние туманные дни, но охотники их не любят. (2)В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. (3)Но как невыразимо тихо всё кругом!
(4) Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса.
(5) Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую грядку полыни на меже. (6)Над вами, кругом вас — всюду туман… (7)Но вот ветер слегка шевельнётся — клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий пар. (8)Золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит
по полям, упрётся в рощу — и вот опять всё заволоклось. (9)Долго продолжается эта
борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то взвиваются и исчезают в глубокой, нежно сияющей вышине…
(По И. С. Тургеневу)
689 <или> любая другая последовательность этих цифр
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) Ты много делаешь для людей — я ж от тебя прошу только самую малость.
Б) Остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата.
(Е. М. Винокуров)
B) «Пуще всего береги копейку», — говорил отец Чичикову.
(Н. В. Гоголь)
Г) Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом?
(С. А. Есенин)
Д) Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
(А. С. Пушкин)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО¬ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) анафора
2) риторическое восклицание
3) градация
4) эпитет
5) многосоюзие
6) антитеза
7) эпифора
8) вопросно-ответная форма изложения
9) метонимия
А — 6; Б — 3; В — 9; Г — 1; Д — 4.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27
(1) Для всякого убеждённого и желающего убеждать писателя (а именно только такого я имею в виду) вопрос о том, есть ли у него читатель, где он и как к нему относится, есть вопрос далеко не праздный.
(2) Читатель представляет собой тот устой, на котором всецело зиждется деятельность писателя; он единственный объект, ради которого горит писательская мысль. (З)Убеждённость писателя питается исключительно уверенностью в восприимчивости читателей, и там, где этого условия не существует, литературная деятельность представляет собой не что иное, как беспредельное поле, поросшее волчецом1, среди которого бесцельно раздаётся голос, вопиющий в пустыне.
(4)Доказывать эту истину нет ни малейшей надобности; она стойт столь же твёрдо, как и та, которая гласит, что для человеческого питания потребен хлеб, а не камень.
(5) Даже несомненнейшие литературные шуты — и те чувствуют себя неловко, утрачивают бойкость пера, ежели видят, что читатель не помирает со смеху от их кривляний. (6)Даже тут, в этой клоаке человеческой мысли, чувствуется потребность поддержки со стороны читателя. (7)И не только ради построчной мзды, но и ради того эмоционального возбуждения, при отсутствии которого самое скоморошество делается вялым, бесцветным и назойливым.
(8)Ежели в стране уже образовалась восприимчивая читательская среда, способная не только прислушиваться к трепетаниям человеческой мысли, но и свободно
выражать свою восприимчивость, — писатель чувствует себя бодрым и сильным. (9)Но он глубоко несчастлив там, где масса читателей представляет собой бродячее человеческое стадо, мятущееся под игом давлений внешнего свойства. (10)Даже при уверенности, что в этой массе немало найдётся сердец, несущихся навстречу писателю, это только усугубляет скорбь последнего. (11)Он вдвое несчастлив; и за себя,
и за те преданные сердца, которым горение их ничего не может дать, кроме сознания тёмного и безвыходного порабощения.
(12)Поэт, в справедливом сознании светозарности совершаемого им подвига мысли, имел полное право воскликнуть, что он глаголом жжёт сердца людей; но при данных условиях слова эти были только отвлечённой истиной, близкой к самообольщению.
(13) Когда окрест царит глубокая ночь, — та ночь, которую никакой свет не в силах объять, тогда не может быть места для торжества живого слова.
(14) Сердца горят, но огонь их не проницает сквозь густоту мрака; сердца бьются,
но биение их не слышно сквозь толщу желез. (15)До тех пор пока не установилось прямого общения между читателем и писателем, последний не может считать себя исполнившим своё призвание. (16)Могучий — он бессилен; властитель дум — он раб бездумных бормотаний случайных добровольцев.
(17)3вуча наудачу, речь писателя превращается в назойливое сотрясание воздуха. (18)Слово утрачивает ясность, внутреннее содержание мысли ограничивается и суживается. (19)Только один вопрос стойт вполне определённо: к чему растрачивается пламя души?
(20)Повторяю: несчастие в этом случае так глубоко, что никогда не остаётся бесследным. (21)Я не говорю о себе лично, но думается, что всякий убеждённый писатель, который испытал на себе влияние такой изолированности, знает, о чём я пишу. (22)Всякий, кто встречался и с ненавистью, и с бесчестными передержками, и с равнодушием, и с насмешкой, мечтал о том, чтобы ему улыбнулось прямое, осязательное сочувствие. (23)Последнее так далеко порой теряется в читательской массе, что лишь предположительно может ободрить писателя. (24)Зато минуты подобного ободрения самые дорогие в жизни.
(По М. Е. Салтыкову-Щедрину*)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Многие писатели считают пустым вопрос о том, есть ли у них читатели.
2) Литературные шуты веселят публику только ради денег, а не ради смеха читателей.
3) Писатель не может считать себя исполнившим своё призвание, пока не установится прямое общение между ним и читателем.
4) Поэты способны глаголом жечь сердца людей, только если в отношениях с читателями царит глубокая ночь.
5) По мнению рассказчика, всякий убеждённый русский писатель, кто испытал на себе влияние изолированности, мечтает о читательском сочувствии.
35 <или> 53
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 2, 3 обосновывают тезис, сформулированный в предложении 1.
2) Предложения 8 и 9 противопоставлены по содержанию.
3) В предложениях 10, 11 представлено повествование.
4) В предложениях 17-19 представлено рассуждение.
5) В предложениях 21—23 представлено описание.
124 <или> любая другая последовательность этих цифр
мзды <или> мзда
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как проявляется связь писателя с читателем?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проблема
Как проявляется связь писателя с читателем?
Авторская позиция
«Читатель представляет собой тот устой, на котором всецело зиждется деятельность писателя; он единственный объект, ради которого горит писательская мысль». Писатель «чувствует себя бодрым и сильным», если читатель всецело понимает его. И наоборот, писатель «глубоко несчастлив», если его слово не доходит до читателя.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: