Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 17

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами Москвы московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить.
Испокон веков был обычай на большие праздники — Рождество, Крещение, Пасху, а также в родительские субботы — посылать в тюрьмы подаяние арестованным. Булочные получали заказы от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек.
Наживались на этих подаяниях главным образом булочники и хлебопекарни. Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком.
Во-первых, он при заказе никогда не посылал завали1 арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; <…>, у него вёлся особый счёт, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.
Кроме того, по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испечёнными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу вёрст, а уже перед самой едой оттаивали — тоже особым способом, в сырых полотенцах, — и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол горячими.

(По В. А. Гиляровскому)

1

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) абзаце текста. Запишите это вводное слово.

вовторых

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) НАЖИТЬ, что. Постепенно накопить, собрать какое-н. имущество, получить какую н. прибыль. Всё в доме нажито своим трудом. Н. целое состояние.
2) СВЕЖИЙ. Не утративший ясности, яркости. Свежие краски. События ещё свежи в памяти (перен.: хорошо помнятся).
3) РАБОТА. Служба, занятие, труд. Постоянная, временная р. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу.
4) ОБОЗ. Ряд следующих друг за другом повозок с грузом. По дороге двигаются обозы с домашним скарбом. Три телеги составили о.
5) СЫРОЙ, перен. Недоработанный, недоделанный, недодуманный. С. доклад. Рассказ ещё очень с.

134 <или> любая другая последовательность этих цифр

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите
номера ответов.
1) Первое предложение текста (Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами Москвы московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить) — это тезис, который доказывается в последующих предложениях текста.
2) Лексика текста характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительными словами используются термины, свойственные научному стилю речи (калачи, сайки, подаяние, пища), и речевые штампы — клише (основатель булочной, деньги нажить, главным образом).
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых уточняющие члены предложения, ряды однородных членов предложения, вводные слова и конструкции.
4) В предложениях Толъко один старик Филиппов был в этом случае честным человеком и И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений передано отношение автора текста к Ивану Филиппову.
5) Разговорная лексика (например, барыш), устаревшая лексика (например, жертвователь), фразеологизм (испокон веков) помогают передать колорит эпохи.

1345 <или> любая другая последовательность этих цифр

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) нанявшийся
2) повтОрят
3) крЕмень
4) для нОгтей
5) придАное

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда.
Несмотря на очевидное смешение стилей, интерьер дома казался очень ГАРМОНИЧНЫМ. Изображённый на портрете человек был ПРОСВЕЩЁННЫМ деятелем своей эпохи. Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛЫХ условий граждан.
Валерий часами занимался с младшим братом, но не видел никакой ОТДАЧИ.

жилищных

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В передаче «Доброе утро» впервые дебютировал исполнитель народных песен.

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ШЕСТИСТАМИ книгами
наиболее УСПЕШНЫЙ
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
около СЕМИСОТ килограммов
искусные ПОВАРА

шестьюстами

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное построение предложения с однородными членами
B) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) В. М. Васнецов объяснял В. В. Стасову, что, «как я стал из жанриста историком, ответить не сумею».
2) Два поколения расходились не столько потому, что одни были «отцами», а другие «детьми», но и потому, что были представителями различных социальных сословий.
3) За короткий срок в новом посёлке были построены не только больница и новая школа, но и детский сад, библиотека и дом культуры.
4) Идти наперекор общественного мнения способен далеко не каждый.
5) Скользя по осыпающимся камням, поднимаюсь на высокую насыпь, протянувшуюся вдоль открытого берега.
6) Большинство статей в этом научном журнале было посвящено проблемам влияния человека на природу.
7) Из-за грохота ближнего боя из берлоги поднялся медведь, нарушив его зимнюю спячку.
8) Оставив деревню Никольское, я поплыл вниз по реке.
9) За участие в фильме «Молодая гвардия» все, кто играл подпольщиков, получил Сталинские премии.

А — 7; Б — 2; В — 1; Г — 4; Д — 9.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) покл..ниться, иск..зить (факты), г..ристая (местность)
2) отн..мать, забл..стал (серебром), смериться
3) ч..рный, щ..лка (в двери), ож..г (руку)
4) д..ржать (кроликов), т..рпеть (боль), мер..диан
5) ж..кей, мораторий, дикорастущий

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) непр..емлемый, пр..обнял (маму), предъюбилейный
2) и..следователь, ни..ходить, обе..цветить
3) сымпровизировал, пединститут, контр..гра
4) объективный, об..явить, трёх..ядерный
5) приобрёл, пр.юзёрский, непр..глядный (на вид)

245 <или> любая другая последовательность этих цифр

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) улыбч..вый, запот..вать
2) масл..ное (пятно), серебряный (слиток)
3) луков..да, ореш..к
4) письм.що, скармливать
5) чествовать (победителя), обжал..вать (приговор)

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) заменявший, (вулкан) дремл..т
2) вид..мый (отовсюду), пропол-.шь (грядки)
3) ссор..щиеся (ребята), отча..нный (крик)
4) маш..щий (рукой), (дети) завяж..т (шнурки)
5) стелющийся (туман), (спортсмены) бор..тся (за победу)

345 <или> любая другая последовательность этих цифр

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Мне почудилось, что к листьям прикасаются абсолютно (НЕ)ВИДИМЫЕ существа.
2) Басистов чувствовал, что Пандалевский глядит ему прямо в лицо, а это ему было крайне (НЕ)ПРИЯТНО.
3) Рудин возразил с (НЕ)ВОЛЬНЫМ, но сдержанным нетерпением.
4) Рудин владел едва ли (НЕ)ВЫСШЕЙ тайной — музыкой красноречия.
5) Она ещё (НЕ)УСПЕЛА развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато.

14

Укажите варианты ответов, в которых выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) Я выбрал эту улицу и пошёл по ней (ИЗ)ЗА выгоды: она вела к террасам, где продавали свежий лимонад, выжимая (ПОЛ)ЛИМОНА в стакан с сиропом.
2) Пианист наигрывал тихонько ЧТО(ТО) незнакомое, но (ПО)СВОЕМУ душевное.
3) Потом устроилась реквизитором на (КИНО)СТУДИЮ и спустя КАКОЕ(ТО) время уехала в Москву.
4) Строительство монолита имело целью создать реку, путь течения которой проходил бы от Коломны к Москве вспять (ПО)ПРЕЖНЕМУ руслу МОСКВЫ(РЕКИ), каналом под Москвою до Клязьмы и от Москвы до Нижнего клязьминским руслом.
5) ОТКУДА(ТО) ИЗ(ПОД) земли вырывались белые клубы не то пара, не то дыма.

125 <или> любая другая последовательность этих цифр

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Не вынимая из формы, полейте пампушки смесью, приготовле(1)ой заранее: растительное масло, рубле(2)ый укроп, выдавле(3)ый через пресс зубчик чеснока, щепотка соли, щепотка молотого перца. Одновреме(4)о с этим вы помещаете в кастрюлю кури(5)ое мясо и варите бульон.

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) А. А. Фет был не только тонким знатоком и творцом русской поэзии но и поэтом-переводчиком.
2) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток.
3) Умение быстро и бесшумно взбираться на деревья ловко лазать по их кронам и ветвям входило в прошлом в обязательную подготовку воинов русских дружин.
4) К ней подошёл коренастый черноволосый парень в спортивном костюме и что-то сказал.
5) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Парадную лестницу Театра зверей (1) ведущую в Музей (2) по-прежнему украшают
фигуры доисторических животных (3) вылепленных собственноручно В. Л. Дуровым.
А посетителей в фойе второго этажа встречает надпись на латыни (4) означающая (5) приветствие дома своим гостям.

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки, которые шли (1) должно быть (2) издалека. Они о чём-то болтали, смеялись (3) однако (4) тотчас замолкли, увидев меня.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Эта игра солнца с морозом (1) окончилась (2) когда все облака сбежали с неба (3) и (4) когда солнечные лучи нагрели стекло.

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Негромкие голоса доносились отчётливо (1) и (2) если раньше щенок слышал в человеческой речи только яркие интонации (3) то сейчас он начал выделять отдельные слова и оттенки чувств.

21

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Долго любовался я живописным видом с обрывистого берега. (2)Под ногами Волга, синяя от пасмурной погоды и подёрнутая рябью. (З)Несколько рыбаков, стоя в своих маленьких, вертлявых челноках, поднимали баграми верши. (4)Сверху шли чёрные лодки, их, несмотря на усилия лоцманов и прислуги, прибивало береговым ветром к противоположному берегу и, наконец, посадило на мель. (5)Лёгкая двухвёсельная глинковка пристала к берегу, и пассажиры верёвочкой потянулись по горе в село подкрепить себя для дальнейшего пути. (6)3а рекой зеленел поёмный луг, который расстилался ковром вплоть до тёмного соснового леса. (7)Справа и слева, между кустарниками, блестели изгибы и плёсы Волги; по крутым берегам далеко виднелись белые каменные церкви сёл.

(По А. Н. Островскому)

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) Чёрная вода была густо украшена жёлтыми листьями.
(М. Горький)
Б) Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.
(А. С. Пушкин)
B) Далеко влево — целый лес мачт.
(М. Горький)
Г) Тут, ребята, чай пить можно, Стенгазету выпускать.
(А. Т. Твардовский)
Д) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник?
(Н. В. Гоголь)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) гипербола
2) риторическое обращение
3) многосоюзие
4) вопросно-ответная форма изложения
5) эпифора
6) риторическое восклицание
7) синтаксический параллелизм
8) эпитет
9) литота

А — 8; Б — 7; В — 1; Г — 2; Д — 5.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27

(1)3а дверью тревожно залаяла собака. (2)Инженер Ананьев, его помощник студент фон Штенберг и я вышли из барака посмотреть, на кого она лает.
(З)Ночь была августовская, звёздная, но тёмная. (4)Мы взобрались на насыпь и с её высоты взглянули на землю. (5)В саженях пятидесяти от нас мигал тусклый огонёк. (6)3а ним светился другой огонь, за этим третий, и длинный ряд таких огней тянулся по линии до самого горизонта. (7)Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью.
— (8)Экая благодать, господи! — вздохнул Ананьев. — (9)Столько простора и красоты, что хоть отбавляй! (10)А какова насыпь-то! (11)Это, батенька, не насыпь, а целый Монблан!
(12)Восхищаясь огнями и насыпью, инженер похлопал по плечу студента фон Штенберга и продолжал в шутливом тоне:
— Что, Михайло Михайлыч, призадумались? (13)Небось, приятно поглядеть на дела рук своих? (14)В прошлом году на этом самом месте была голая степь, человечьим духом не пахло, а теперь поглядите: жизнь, цивилизация! (15)И как всё это хорошо, ей-богу! (16)Мы с вами железную дорогу строим, а после нас, этак лет через сто или двести, добрые люди настроят здесь фабрик, школ, больниц и — закипит машина!
(17)Студент после долгого молчания обернулся ко мне и сказал тихо:
— Знаете, на что похожи эти бесконечные огни? (18)Они вызывают во мне представление О Чём-то давно умершем, жившем тысячи лет тому назад. (19)Когда-то на этом свете жили филистимляне и амалекитяне, вели войны, играли роль, а теперь их и след простыл. (20)Так и с нами будет. (21)Теперь мы строим железную дорогу, стоим вот и философствуем, а пройдут тысячи две лет, и от этой насыпи и от всех этих людей, которые теперь спят после тяжёлого труда, не останется и пыли.
— (22)А вы эти мысли бросьте… — сказал инженер серьёзно и наставительно.
— (23)Почему?
— (24)А потому… (25)Такими мыслями следует оканчивать жизнь, а не начинать. (26)Вы ещё слишком молоды для них.
— (27)Почему же? — повторил студент.
— (28)Все эти мысли, душа моя, хороши и естественны в старости, когда они являются продуктом долгой внутренней работы, выстраданы и в самом деле составляют умственное богатство; для молодого же мозга, который едва только начинает самостоятельную жизнь, они просто несчастие! (29)Всей душой ненавижу эти мысли! (30)Я сам был болен ими в юности, и эти мысли не принесли мне ничего, кроме зла. (31)Это так понятно! (32)Мысли о ничтожестве и бренности видимого мира, соломоновская «суета сует» составляли и составляют до сих пор высшую и конечную ступень в области человеческого мышления. (ЗЗ)Дошёл мыслитель до этой ступени и — стоп машина! (34)Далыпе идти некуда. (35)Этим завершается деятельность нормального мозга. (Зб)Наше же несчастие в том, что мы начинаем мыслить именно с этого конца. (37)Мы, едва только мозг начинает самостоятельную работу, взбираемся на самую высшую, конечную ступень и знать не хотим тех ступеней, которые пониже.
— (38)Чем же это худо? — спросил студент.
— (39)Да поймите же, что это ненормально! — крикнул Ананьев, поглядев на него почти со злобой. — (40)Если мы нашли способ взбираться на верхнюю ступень без помощи нижних, то уж вся длинная лестница, то есть вся жизнь с её красками, звуками и мыслями, теряет для нас всякий смысл. (41)Положим, что сию вот минуту вы садитесь читать какого-нибудь Дарвина или Шекспира. (42)Едва прочли вы одну страницу, как отрава начинает уж сказываться: и ваша длинная жизнь, и Шекспир, и Дарвин представляются вам вздором, нелепостью, потому что вы знаете, что вы умрёте, что Шекспир и Дарвин тоже умерли, что их мысли не спасли ни их самих, ни земли, ни вас, и что если жизнь лишена смысла, то все эти знания, поэзия и высокие мысли являются только ненужной забавой. (43)И вы прекращаете чтение на второй же странице.
(44)Строим мы с вами железную дорогу. (45)К чему, спрашивается, нам ломать головы, изобретать, жалеть рабочих, красть или не красть, если мы знаем, что эта дорога через две тысячи лет обратится в пыль? (46)И так далее, и так далее… (47)Согласитесь, что при таком несчастном способе мышления невозможен никакой прогресс, ни науки, ни искусства, ни само мышление. (48)Нам кажется, что мы умнее толпы и Шекспира, в сущности же наша мыслительская работа сводится на нет, так как спускаться на нижние ступени у нас нет охоты, а выше идти некуда, так и стоит наш мозг на точке замерзания — ни тпру ни ну… (49)Я находился под гнётом этих мыслей около шести лет и за всё это время не прочёл ни одной путёвой книги, не стал умнее ни на грош и ни на одну букву не обогатил своего нравственного кодекса. (50)Разве это не несчастье? (51)Мало того, что мы сами отравлены, но мы ещё вносим отраву в жизнь окружающих нас. (52)Добро бы, мы со своим пессимизмом отказывались от жизни, уходили бы в пещеры или спешили умереть, а то ведь мы, покорные общему закону, живём, чувствуем, любим женщин, воспитываем детей, строим дороги!
— (53)От наших мыслей никому ни тепло ни холодно… — сказал студент нехотя.
— (54)Нет, уж это вы оставьте! (55)Вы ещё не нюхали как следует жизни, а вот как поживёте с моё, батенька, так и узнаете кузькину мать! (56)Наше мышление не так невинно, как вы думаете. (57)В практической жизни, в столкновениях с людьми оно ведёт только к ужасам и глупостям. (58)Мне приходилось переживать такие положения, каких я врагу не пожелаю.

(По А. П. Чехову)

23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Инженеры Ананьев и фон Штенберг работали на строительстве фабрики.
2) Длинный ряд огней, тянувшихся до самого горизонта, вызывал у студента представление о жизни людей, живших очень давно.
3) По мнению студента, мысли о бренности мира ничего, кроме зла, молодому человеку принести не могут.
4) Инженер Ананьев признаётся в том, что из-за вредной теории, о которой говорит студент, не стал умнее, не обогатился нравственно.
5) Инженер Ананьев, в отличие от студента, убеждён в том, что мышление человека влияет на его практическую жизнь, на столкновения между людьми.

245 <или> любая другая последовательность этих цифр

24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-7 содержатся элементы описания.
2) Предложения 17 и 18 противопоставлены по содержанию.
3) В предложениях 28-37 представлено повествование.
4) Предложения 41-43 поясняют, раскрывают содержание предложения 40.
5) В предложениях 54-58 содержится рассуждение.

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

25

Из предложения 42 выпишите синонимы (синонимическую пару).

вздоромнелепостью <или> вздорнелепость <или> нелепостьювздором <или> нелепостьвздор

26

Среди предложений 1-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и однокоренных слов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как люди относятся к результатам своего труда?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Проблема

Как люди относятся к результатам своего труда?

Авторская позиция

Люди по-разному относятся к результатам своего труда. Одни радуются достижению цели, гордятся своим вкладом в будущее, а другие, глядя на «дела рук своих», испытывают равнодушие или пессимизм.

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: