Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 18

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

У каждого человека есть свой «остров»: свой родник, свой источник, свой ручей, своя гора или даже просто знаковое дерево, с которым он сроднился в детстве и который остаётся в памяти навсегда.
Этот островок движется в нашем сознании параллельно событиям нашей жизни. Что бы с нами ни случилось, он всегда готов прийти на помощь: напоить чистой водой, открыть новые синие горизонты или упрятать в тень от изнурительной жары… Это защитная реакция организма на нашу исполосованную стрессами взрослую жизнь.
Для меня таким оазисом всегда была и есть Александровская сопка, расположенная в окрестностях города Златоуста, на камнях которой прошла значительная часть моего бродячего детства. Именно с высоты её скал я впервые осознал бесконечность нашего бытия: чем выше поднимаешься, тем тебе всё больше и больше открывается новых хребтов, невидимых ранее, и нет им ни конца ни края…
И вот я приехал в город Златоуст и ушёл с неподъёмным рюкзаком на Александровскую сопку, где более месяца прожил в палатке на небольшой поляне, окружённой глыбами камней, покрытых цветными лишайниками. Под одним из камней бил родник, из которого вытекал говорливый ручеёк, терявшийся в корнях большого куста дикой смородины.
Запах чая, заваренного из листьев этого куста, уходил в низину, смешиваясь с непроглядным туманом. Смородиновый чай, приправленный зверобоем и мятой, возвращал меня в годы моей творческой юности…
Теперь, когда я думаю о моих друзьях, навсегда покинувших наше Отечество, я их за это не виню. <…> они не пили воду из родника у Александровской сопки.

(По К. В. Скворцову)

1

Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите эту частицу.

просто <или> ведь

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ИСТОЧНИК. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.
2) ЖИЗНЬ. Время существования живого организма от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни.
3) ЧИСТЫЙ, перен. Нравственно безупречный, честный, правдивый. Сказать от чистого сердца. С чистой совестью.
4) ОАЗИС. Место в пустыне или полупустыне, где есть растительность и вода. О. среди песков. Стоянка каравана в оазисе.
5) ДИКИЙ. Находящийся в первобытном состоянии (о людях), некультивируемый (о растениях), неприручённый, неодомашненный (о животных). Дикие племена. Дикая яблоня. Дикие леса. Дикая утка.

125 <или> любая другая последовательность этих цифр

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите
номера ответов.
1) Текст относится к публицистическому стилю речи, рассчитан на широкую аудиторию и написан понятным, доступным языком. Описание и повествование в тексте передают наблюдения автора, который делится личными переживаниями.
2) В тексте есть сложноподчинённые предложения, предложения, осложнённые обособленными определениями.
3) Использование метафоры (Этот островок движется в нашем сознании параллельно событиям нашей жизни. Что бы с нами ни случилось, он всегда готов прийти на помощь: напоить чистой водой, открыть новые синие горизонты, или упрятать в тень от изнурительной жары…); эпитетов («говорливый ручеёк», «с непроглядным туманом») способствует эмоциональности изложения, помогает выразить точку зрения автора.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых — вводные и вставные конструкции.
5) Жанр текста — путевые заметки — позволяет автору передать уклад жизни, нравы и обычаи той местности, которую он описывает, отразить динамику настроения рассказчика.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук. Запишите номера ответов.
1) плодоносИть                 4) повторЁнный
2) диспАнсер                      5) бородУ
3) ловкА

134 <или> любая другая последовательность этих цифр

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Этот актёр обладает редким АРТИСТИЧЕСКИМ темпераментом, который легко подчиняет себе зрителей.
Неожиданно открылась дверь, и на пороге оказался странный человек весьма ВРАЖДЕБНОГО вида.
Врач посоветовал ОГРАНИЧИТЬ употребление таких продуктов, как шоколад, белый хлеб, картофель и сахар.
Алька часто мечтал, как будет жить вдали от цивилизации, чтобы уйти от ЖИЗНЕННОГО шума и бытовых невзгод.
ДРАМАТИЧНЫЕ события, произошедшие совсем недавно в жизни Алексея, оставили неизгладимый след в его душе.

житейского

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Один из последних фильмов знаменитого режиссёра создал у зрителей неоднозначную реакцию.

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
БЕРЕЖЁТ природу                          офицерских ПОГОН
пара НОСКОВ                                   красивого ПОЧЕРКА
опытные ИНЖЕНЕРА

инженеры

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) У всех, кто видел, как в День пограничника над Красной площадью вновь пролетели самолёты, это вызвало радость, поскольку за многие предшествующие годы люди привыкли, что небо страны находится под надёжной защитой.
2) Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».
3) Посмотрев премьеру спектакля, у зрителей осталось двойственное чувство от игры актёров.
4) Все, кто присутствовал на заседании учёного совета, убедился в обоснованности решения о недопуске соискателя к защите диссертации.
5) В первое кругосветное плавание экспедиция под командованием капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского отправилась из Кронштадта на кораблях «Неве» и «Надежде».
6) Ночь опустится на город и скрывает его во мраке.
7) Определяя возраст находки, археологи используют несколько методов.
8) В музее «Эрмитаж» наряду с классическими произведениями представлены образцы современного искусства.
9) В праздник Рождества Александр I, восславив храбрость и терпение русских воинов, объявил об изгнании Наполеона из России.

А — 2; Б — 6; В — 5; Г — 4; Д — 3.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) прикосновение, компонент, задр..жавший
2) заплатить, разг..дать, л..биринт
3) заблестевший, измерение (скорости), л..леять (мечту)
4) зап..раются, фраз..ологический, ун..чтожать
5) см..рение, сп..шите (на работу), фестиваль

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) расщедриться, бе..хитростный, и..синя-зелёный
2) приспосабливающийся, непреодолимый, пр..зывающий
3) бе..ценный, бе..человечный, в..дремнуть
4) пр..сечь (разговоры), пр..бывать (в городе), непр..менно
5) расп..дожить, с..звучный, пр..родина

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сургуч..вая (печать), замш..вая (одежда)
2) солом..нный, ветр..ный (день)
3) обезвод..ть (от засухи), объездч..к
4) ткац.жий, киргиз..кий
5) (собака) обла..ла, (снег) раста..л

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) подслушенный, удерж..нный
2) (она) бор..тся, (флаг) ре..т
3) (они) шепчется, маш..щий (крыльями)
4) немысломое (дело), бре..шься
5) прокашлевшийся, медл..щий (с выбором)

1235 <или> любая другая последовательность этих цифр

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Крупные зубья пилы с каждым разом захватывают (НЕ)ПРИМЕТНЫЙ на первый взгляд кусочек древесины.
2) Мне (НЕ)(0)ЧЕМ с вами разговаривать.
3) Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.
4) Гибнущий сад и (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ любовь — две внутренне связанные темы пьесы.
5) (НЕ)УДАЧИ — сигнал к тому, чтобы начать в жизни что-то новое.

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
1) Не нужно (В)ОДИНОЧКУ справляться с трудностями, (В)ТАЙНЕ мечтая о помощи.
2) (НА)КАНУНЕ выпал снег, и к утру (ПО)ВСЮДУ подморозило.
3) Студент трудился (БЕЗ)УСТАЛИ, и результат оказался (НА)ЛИЦО: проектная работа была отправлена на всероссийский конкурс.
4) «Рускеала» — огромный парк с причудливым рельефом, ВЕЧНО(ЗЕЛЁНЫМИ) лесами и уводящими (В)ДАЛЬ тропинками.
5) (ТРЁХ)ЭТАЖНЫЙ корпус Павловского дворца, построенного Чарльзом Камероном на высоком берегу реки Славянки, виден (ИЗ)ДАЛЕКА.

245 <или> любая другая последовательность этих цифр

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

134 <или> любая другая последовательность этих цифр

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Земля была устлана сухими разноцветными листьями и слышны были осторожные прыжки зайца и белки.
2) Вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики.
3) Молодая рыжая собака бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам.
4) За Тулой открываются взгляду не только леса но и пашни суходолы и овраги.
5) Широкие окрестности и заснеженные поля берёзовые рощи и ухабистые дороги были хорошо мне знакомы.

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою — такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

124 <или> любая другая последовательность этих цифр

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прости ж и (1) ты (2) мой (3) спутник (4) странный, И (5) ты (6) мой верный идеал.
(А. С. Пушкин)

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если сравнить мощность столкновения тел (1) в космосе с силой гравитационных колебаний (2) можно определить (3) как далеко произошло событие (4) насколько расширилось пространство за то время (5) пока волны летели к Земле.

2345 <или> любая другая последовательность этих цифр

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
После экзамена мы подождали (1) пока преподаватель не объявит результаты (2) и (3) ушли (4) когда поняли (5) что никто не провалился.

1245 <или> любая другая последовательность этих цифр

21

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Моя родина — небольшой город Орловской губернии. (2}Мне кажется, я умер бы от изнеможения и блаженства, если бы сейчас увидел его в нагорье реки Сосны. (З)Она не блещет никакими красотами. (4)Однако она не лишена того, чего не лишена почти всякая земля в нашей средней России: красоты лета и зимы, весны и осени, закатов и восходов, рек и деревьев. (5)Но всё это тихо, просто, скромно, незаметно и в неподвижности своей прекрасно. (6)То, что я любил и чтил больше всего в жизни своей: благородную скромность и правду, высшую красоту и благородство целомудрия, — всё это мне было дано в восприятии родины. (7)Она задушевна, как русская песня, и, как она, исполнена поэзии музыки. (8)Только её надо слышать самому, внутренним слухом, потому что она не потрясает, не гремит и не кричит, но тихим шёпотом нашёптывает свои небесные сны. (9)Родина — это не только страна, где «впервые вкусили сладость бытия», родина — это нечто гораздо большее.

(По С. Н. Булгакову) Ответ: .

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Тут не то что воевать, Тут, ребята, чай пить можно, Стенгазету выпускать.
(А. Т. Твардовский)
Б) Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!
(И. А. Крылов)
В) По заслугам потомками будет оценена дерзость тех, чья отвага водила полки.
(А. А. Сурков)
Г) Грудь его накрахмаленной рубашки была украшена дьявольски пёстрым галстуком.
(М. Горький)
Д) В его груди, дымясь, чернела рана.
(М. Ю. Лермонтов)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) эпитет
2) анафора
3) риторический вопрос
4) метафора
5) эпифора
6) литота
7) парцелляция
8) многосоюзие
9) олицетворение

А — 2; Б — 6; В — 9; Г — 1; Д — 4.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27

(1)На фронтах день и ночь, не переставая, идут ожесточённые бои. (2)Сталь и железо, выкованные на всех заводах Европы, разрушительным ливнем обрушиваются на наши города и сёла. (3)Но ничто уже не может помочь врагу. (4)Он отступает. (5)Горы трупов его солдат устилают наши степи, леса и поля. (6)И эти горы вырастают с каждым шагом, с каждым метром земли, на которую вступала нога неприятеля. (7)Враг рвался к победе, но она даётся только тем, у кого чистые помыслы и горячее сердце. (8)Она в сердце нашего бойца, отстаивающего честь, свободу и мирный труд Родины. (9)Как сказочная царевна, она хранится там за семью замками, ключи от которых в руках доброй волшебницы. (10)Люди называют её правдой.
(11) Эта правда неотделима от любви к матери, любви к своему детству и детству своих детей, неотделима от любви к свободе, к родной земле и ко всем людям Родины. (12)Врагу не найти ключа к ней, несмотря на все его хитрости и жестокости.
(13) Во все годы великих испытаний победа всегда была в сердце нашего бойца.
(14) Он хранил её там от времён Батыя и донёс до Куликова поля. (15)Он нёс её,
уходя по улицам пылающей в пожарах Москвы, и донёс до Парижа. (16)И сейчас
от берегов Волги он донесёт её до Атлантики, опрокинув и уничтожив вражеские полчища…
(17)Наш боец не единица — это миллионы сердец вооружённого народа,
пронизанных одной любовью, одним стремлением — и одной ненавистью. (18)Он — огромное слагаемое из единиц, каждая из которых молния, несущая смерть во имя любви и правды. (19)Молния, исходящая из этого сердца, страшна для врага.
(20)Под Воронежем наш боец-разведчик товарищ Кичкин обнаружил линию вражеской связи и смело пошёл по этой линии, которая привела его к штабной палатке противника. (21)Недолго думая он молниеносно забросал её гранатами и уничтожил всех находившихся там офицеров. (22)С важными штабными документами врага он благополучно вернулся в свою часть.
(23)На одном из участков Волховского фронта шёл бой. (24)Из дзота1, расположенного впереди наших наступавших бойцов, гитлеровцы вели отчаянный пулемётный обстрел. (25)Огонь мешал нашему наступлению, — дзот этот надо
было уничтожить. (26)И это сделал красноармеец Чечётка. (27)С ловкостью кошки, подстерегающей добычу, используя каждую складку местности, он пополз к боевой точке противника. (28)Улучив минуту, он тщательно прицелился и выстрелил в амбразуру. (29)Пуля сразила фашистского пулемётчика. (30)Пулемёт умолк. (31)Стремительным броском герой бросился к пулемёту его и смело выдернул из амбразуры. (32)Потом он повернул его и стал поливать градом пуль растерявшихся фашистов. (ЗЗ)Дзот был взят отважным воином, а все гитлеровцы уничтожены. (34)Путь нашему наступлению был открыт.
(35)В Великой Отечественной войне наши женщины не отстают от своих отцов, мужей и братьев. (Зб)Представляя собою часть вооружённого народа, они вложили свои сердца в общую сокровищницу борьбы и горят общей ненавистью и стремлением к победе.
(37)Автоматчик-доброволец Нина Королёва заметила гитлеровский пулемёт, преграждавший дорогу нашим бойцам. (38)С осторожностью испытанного воина девушка-героиня подобралась к позиции вражеских пулемётчиков и расстреляла их из автомата. (39)Так же, как и товарищ Чечётка, она повернула захваченный пулемёт в сторону противника и открыла огонь. (40)Под прикрытием её огня вражеские окопы были взяты…
(41)Я привёл только три случая из многих тысяч героических подвигов наших воинов, но и этого достаточно, чтобы понять и оценить всю силу, весь огонь сердца нашего бойца. (42)Ни чудовищная техника, ни жестокость фашистов не вырвут у него победы. (43)Он хранит её в своём сердце и, защищая с мужеством льва, будет хранить до последнего вздоха. (44)И победа увенчает его своей лучезарной славой.

(По А. С. Новикову-Прибою)

23

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Победа подобна сказочной царевне, которая хранится за семью замками: найти ключ к ней могут только те, у кого чистые помыслы и горячее сердце.
2) Боец-разведчик, забросав гранатами штабную палатку противника, вернулся в свою часть с важными штабными документами врага.
3) Молнии, исходящие из стана врага, несут смерть и поэтому страшны.
4) Отважный красноармеец Чечётка, уничтоживший гитлеровцев в дзоте и открывший путь нашему наступлению, был взят в плен, а его пулемёт умолк.
5) Под прикрытием Нины Королёвой, подобравшейся к позиции немецких пулемётчиков и расстрелявшей их из автомата, вражеские окопы были взяты.

24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 14-16 поясняют, раскрывают содержание предложения 13.
2) В предложениях 17-19 представлено рассуждение.
3) В предложениях 20-22 представлено повествование.
4) В предложениях 28-30 представлено описание.
5) В предложениях 31-33 представлено рассуждение.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

25

Из предложений 27-30 выпишите слово со значением «отверстие п оборонительном сооружении для ведения огня».

амбразуру <или> вамбразуру <или> амбразура

26

Среди предложений 26-34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренного слова. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Кто и как проявлял героизм в годы Великой Отечественной войны?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не ПО данному тексту) ИЛИ несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Проблема

Кто и как проявлял героизм в годы Великой Отечественной войны?

Авторская позиция

В годы Великой Отечественной войны героизм проявляли и мужчины, и женщины, которые смело, мужественно, отважно, рискуя своей жизнью, сражались с врагом. Истоки героизма в том, что советские воины защищали родную землю, своих родных и близких во имя правды и любви.

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: