Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые могут случиться только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, а светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман…
Но вот опять хлынули играющие лучи — и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места. Далее,
к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать, <.„> сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.
К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца. Именно в такие дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всём была печать какой-то трогательной кротости. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…
(По И. С. Тургеневу)
но <или> а <или> однако <или> зато <или> темнеменее <или> только
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СЛУЧИТЬСЯ. разг. Прийтись, выпасть на чью-либо долю. Дважды мне случилось ночевать в степи.
2) РАННИЙ. Принадлежащий, относящийся к начальному периоду, начальной поре чего-н. Ранняя весна (начало весны). Р. час (в начале утра). Р. феодализм. Ранние рассказы Л. Толстого.
3) МОГУЧИЙ. Мощный, сильный. М. богатырь. М. дуб. М. талант.
4) СВЕТ. Тот или иной источник освещения. Зажечь с. Подойти поближе к свету. Стать против света. При дневном свете.
5) ПЕЧАТЬ, перен., высок. Знак, след, отпечаток чего-н. П. горя на лице. Отмечен печатью гения (о гениальном человеке).
235 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст относится к публицистическому стилю, поэтому закономерно отсутствие разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов.
2) Такой приём, как парцелляция, используемый в тексте, даёт возможность привлечь внимание читателей к наиболее важным в смысловом отношении членам предложения.
3) Текст содержит предложения с однородными членами (не огнистое, не раскалённое… не тускло-багровое; полынью… рожью, гречихой), сравнительными оборотами (как во время знойной засухи; как небо; как дым), обособленными определениями (разбросанным по бесконечно разлившейся реке; обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы).
4) Употребление эпитетов («кротким румянцем», «играющие лучи», «трогательной кротости») способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемых явлений.
5) Текст воздействует на читателя, находя живой отклик в его душе, это достигается с помощью эстетической функции, присущей языку художественной литературы.
345 <или> любая другая последовательность этих цифр
135 <или> любая другая последовательность этих цифр
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Научные открытия и ТЕХНИЧНЫЕ достижения нужно использовать в мирных целях. Николай оказался полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах ядерной физики.
Ваше поведение мне кажется не совсем ЭТИЧНЫМ.
ДЕЛОВОЙ обед можно рассматривать как вариант рабочего общения при условии, что вы пришли на этот обед не для того, чтобы утолить голод или жажду.
Профессор получил документ, подтверждающий ОПЛАТУ его командировки.
технические
действительные
высокая
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Рыбаки, вовремя предупреждённые
об опасности, вернулись в порт.
2) А. С. Пушкин писал в своём дневнике, что его «Пиковая дама» в большой моде.
3) В письме к Полине Виардо И. С. Тургенев писал, что «я без волнения не могу видеть, как ветка, покрытая молодыми зеленеющими листьями, отчётливо вырисовывается на голубом небе».
4) По собственным подсчётам В. И. Даля, в его труде «Толковом словаре живого великорусского языка» представлено около восьмидесяти тысяч слов, которые не были включены в предшествующие словарные издания.
5) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана помощь.
6) Литература не только развивает в человеке чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей.
7) Отношение народа к тому или иному цвету определяется историей культуры, жизни и быта этого народа.
8) Слушая эту тихую мелодию, вспомнилась наша встреча.
9) Главным украшением книги «Прогулки по небу» являются старинные карты звёздного неба.
А — 6; Б — 5; В — 4; Г — 3; Д — 8.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) энциклоп..дист, привилегия, развевать (воображение)
2) конфликтующий, перекликаться, вест..бюль
3) прожорливый, ш..рты, ж..луди
4) тв..рец, в..рсистый, обр..млённый
5) фантастический, тр..диционный, подр..сти
25 <или> 52
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..открыть, пр..стройка, пр..возмочь (самого себя)
2) расширяться, ро..пись (на стене), чере..полосица
3) пост..нфарктный, вз..мать (плату), мединститут
4) раз..ём (в телефоне), двух..язычный, дет..ясли
5) пр..славянский (язык), пр..европейские (интересы), прот..тип (героя)
23 <или> 32
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) раскраш..нный, подслушанный (разговор)
2) постигнешь (умом), замет..вший (ошибку)
3) дорогосто..щие (препараты), необстрел..нный (боец)
4) (абитуриенты) выдерж..т (экзамены), колыш..щиеся (травы)
5) (родители) щекоч..т (ребёнка), реж..щие (инструменты)
35 <или> 53
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (НЕ)УДАЧА эта сильно взбесила Пигасова.
2) Вдохновением дышала его (НЕ)ТЕРПЕЛИВАЯ импровизация.
3) Я её тоже, должно быть, обидел каким-нибудь (НЕ)ОБДУМАННЫМ, глупым словом.
4) Молодой девице (НЕ)ПРИЛИЧНО задумываться и принимать рассеянный вид.
5) (НЕ)РАЗ мне казалось, что даже пахло медведем…
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Запишите номера ответов.
1) «Пойти билет купить на поезд да две бутылочки лимонаду в дорогу», — сказала она, (ПРИ)ЭТОМ всё ТАК(ЖЕ) стояла на месте, покачиваясь, и никуда не уходила.
2) И ВСЁ(ЖЕ) нельзя осуждать человека только (ЗА)ТО, что вы не разделяете его убеждений.
3) Очнулся Старыгин (ПО)ТОМУ, что щека, касавшаяся холодного камня, ЕДВА(ЛИ) не заледенела.
4) Исходя из представления о предопределённости можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.
5) ЧТО(БЫ) ни говорили другие, я считаю, что человек сам (В)ПРАВЕ распоряжаться своим будущим.
12 <или> 21
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Густые леса непроходимые болота и кристально чистые озёра вдохновляют путешественника и оставляют в его душе прекрасные впечатления.
2) Вечером по обеим сторонам улицы зажглись фонари и в окнах домов показались огни.
3) Слабо гудел за поворотом реки катер да орали за рекой во всё горло петухи.
4) Подбородок сестры дрожит не то от смеха не то от слёз.
5) По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал или уходил в театр.
134 <или> любая другая последовательность этих цифр
123 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
— Господа (1) пожалуйста (2) без личностей! — воскликнул Николай Петрович и приподнялся.
Павел Петрович улыбнулся и, положив руку на плечо брату, заставил его снова сесть.
— Не беспокойся, — промолвил он. — Я не позабудусь (3) именно (4) вследствие того чувства достоинства, над которым так жестоко трунит господин… господин доктор. Позвольте, — продолжал он, обращаясь снова к Базарову, — вы (5) может быть (6) думаете, что ваше учение новость? Напрасно (7) вы (8) это воображаете.
(По И. С. Тургеневу)
1256 <или> любая другая последовательность этих цифр
123 <или> любая другая последовательность этих цифр
13 <или> 31
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Баксанское ущелье — одно из самых живописных и привлекательных мест Северного Кавказа. (2)Ущелье называется по имени реки Баксан, истоки которой находятся в ледниках Главного Кавказского хребта и Эльбруса. (З)Река Баксан пробила Скалистый, Боковой и Меловой хребты, а дальше вольно течёт по Кабардинской равнине. (4)Ущельем начинается путь в сказочный мир гор: именно по нему гости попадают в Приэльбрусье. (5)Пройдя узкими тропами вдоль Баксана, путешественники оказываются посреди зелёного бархата долин и плоскогорий.
(6) С каждым новым поворотом дороги далее в горы всё ближе становятся уходящие в небо заснеженные вершины с мощными ледниками на склонах. (7)У человека, впервые попавшего в горы, от этого грозного величия захватывает дух. (8)Баксанское ущелье выводит путников прямо к подножию Эльбруса. (9)Поднимаясь по ущелью, туристы наблюдают постепенную смену климатических зон: из долинной части с мягким альпийским климатом они перемещаются в горную.
59 <или> 95
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Учитесь крепко, живите дружно.
(М. Горький)
Б) Мы любим много и рассуждать, и оценивать,
и давать советы другим.
В) На землю ласково опускается ночь.
Г) Небо стало походить на море.
Д) На обсохших сжатых полях, на их колючей
жёлтой щетине заблестела… осенняя паутина.
(А. И. Куприн)
1) анафора
2) олицетворение
3) многосоюзие
4) гипербола
5) синтаксический параллелизм
6) антитеза
7) лексический повтор
8) метафора
9) сравнение
А — 5; Б — 3; В — 2; Г — 9; Д — 8.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27
(1) Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.
(2) Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной. (3)И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.
(4)Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. (5)Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.
(6) Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.
(7) Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, как травы растут под музыку, и видишь согласие теней. (8) С мелкоширокого плёса вода устремляется в узкую приглубь, и от этой бесшумной устремлённости кажется, будто вода мускулы сжала.
(9) Рябь же на воде, схваченная солнцем, и тень, как дымок, перебегает вечно по деревьям и травам, и под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах.
(10) А вот тихий омут с поваленным внутрь его деревом; тут блестящие жучки-вертунки распускают рябь на тихой воде.
(11) Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются: это перекличка всех приходящих и расходящихся струй.
(12) Вода задевает бутоны новорождённых жёлтых цветов, и так рождается водная дрожь от цветов. (13)Так жизнь ручья проходит то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней.
(14) Дерево давно и плотно легло на ручей и даже позеленело от времени, но ручей нашёл себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьёт и журчит.
(15) Некоторые травы уже давно вышли из-под воды и теперь на струе постоянно кланяются и отвечают вместе и трепету теней, и ходу ручья.
(16) А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск. (17)Но это не слабость, не жалоба, не отчаяние — вода этих человеческих чувств вовсе не знает; каждый ручей уверен в том, что добежит до свободной воды, и далее, если встретится гора, пусть и такая, как Эльбрус, он разрежет пополам Эльбрус, а рано ли, поздно ли, но всё равно добежит.
(18)Пусть завал на пути, пусть! (19)Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан, как из безжизненного тела уходит непонятная жизнь.
(20)На пути явилась широкая низина. (21)Ручей, не жалея воды, наполнил её и побежал дальше, оставляя эту заводь жить собственной жизнью.
(22) Согнулся широкий куст под напором зимних снегов и теперь опустил в ручей множество веток, как паук, и, ещё серый, насел на ручей и шевелит всеми своими длинными ножками.
(23) Семена елей плывут и осин.
(24) Весь проход ручья через лес — это путь длительной борьбы, и так создаётся тут время.
(25) И так длится борьба, и в этой длительности успевает зародиться жизнь и моё сознание.
(26) Да, не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла и вовсе бы не было жизни-времени.
(27) В борьбе своей у ручья есть усилие, струи, как мускулы, скручиваются, но нет никакого сомнения в том, что рано ли, поздно ли он попадёт в океан к свободной воде, и вот это «рано ли, поздно ли» и есть самое-самое время, самая-самая жизнь.
(28) Перекликаются струи, напрягаясь у сжатых берегов, выговаривают своё: «рано ли, поздно ли». (29)И так весь день и всю ночь журчит это «рано ли, поздно ли». (30)И пока не убежит последняя капля, пока не пересохнет весенний ручей, вода без устали будет твердить: «Рано ли, поздно ли мы попадём в океан».
(31) По заберегам отрезана весенняя вода круглой лагункой, и в ней осталась от разлива щучка в плену.
(32) А то вдруг придёшь к такому тихому месту ручья, что слышишь, как на весь-то лес урчит снегирь и зяблик шуршит старой листвой.
(33) А то мощные струи, весь ручей в две струи под косым углом сходится и всей силой своей ударяет в кручь, укреплённую множеством могучих корней ели.
(34) Так хорошо было, что я сел на корни и, отдыхая, слышал, как там внизу, под кручей, перекликались уверенно могучие струи. (35)Привязал меня ручей к себе, и не могу я отойти в сторону…
(З6)Вышел на лесную дорогу — на молодых берёзках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, но лес ещё не одет. (37) Ручей выбежал из глухого леса на поляну и в открытых тёплых лучах солнца разлился широким плёсом. (38)Половина воды отдельным ручьём пошла в сторону, другая половина — в другую. (39)Может быть, в борьбе своей за веру в своё «рано ли, поздно ли» вода разделилась: одна вода говорила, что вот этот путь раньше приведёт к цели, другая в другой стороне увидела короткий путь, и так они разошлись, и обежали большой круг, и заключили большой остров между собой, и опять вместе радостно сошлись и поняли: нет разных дорог для воды, все пути рано ли, поздно ли непременно приведут её в океан.
(40)И глаз мой обласкан, и ухо всё время слышит: «рано ли, поздно ли», и аромат смолы и берёзовой почки — всё сошлось в одно, и мне стало так, что лучше и быть не могло, и некуда мне было больше стремиться. (41)Я опустился между корнями дерева, прижался к стволу, лицо повернул к тёплому солнцу, и тогда пришла моя желанная минута.
(42)Ручей мой пришёл в океан.
(По М. М. Пришвину)
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Под звуки лесного ручья происходит пробуждение природы: раскрываются почки, поднимаются травы.
2) Ощущение времени в лесу создаётся благодаря проходу ручья через лес, его борьбе с лесными препятствиями.
3) Столкнувшись с препятствием, ручей испытывает те же чувства, что и человек: слабость и отчаяние.
4) Выбежав из леса на поляну, ручей образует широкий плёс с островом посередине.
5) Рассказчик, согретый лучами тёплого осеннего солнца, почувствовал, как в нём пробуждается стремление к заветной цели.
35 <или> 53
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 13 противопоставлено по содержанию предложению 12.
2) В предложениях 18,19 представлено повествование.
3) Предложение 22 содержит элементы описания.
4) В предложениях 26, 27 представлено рассуждение.
5) В предложении 39 представлено описание.
125 <или> любая другая последовательность этих цифр
староймолодых <или> старыймолодой <или> молодыхстарой <или> молодойстарый
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что даёт человеку наблюдение за жизнью природы?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проблема
Что даёт человеку наблюдение за жизнью природы?
Авторская позиция
Наблюдая за жизнью природы, человек лучше понимает самого себя, ведь между жизнью природы и жизнью человека много общего. Видя, как природа преодолевает трудности, как всё в природе наполняется жизнью, человек испытывает чувство отдохновения, достигает внутренней гармонии.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: