Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 20

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Мы славим выдающихся людей, олицетворяющих собой наиболее активную человеческую деятельность. Они — носители идей, они — источники сигналов, приводящих в движение массы. Анализируя их поступки, казалось бы, легче всего подобраться к самому заповедному — каково же всё-таки значение осознанной деятельности человека, что совершается по воле личности, а что самопроизвольно?
В прошлом веке на <…> тему яростно спорили, бросались в крайности вплоть до безапелляционных утверждений: историю делают герои! И народники шли в народ, рассчитывая героическим подвижничеством изменить многострадальную народную жизнь. И наиболее решительные из народников вооружались самодельными бомбами, стремились ценой самопожертвования убрать тех, кто, по их мнению, мешает истории. Столь отважная практика не помогла найти ответ, а решение вопроса так и не вышло за пределы гадательности.
В других науках свои гадательные предположения учёные проверяют экспериментом. История же экспериментированию не поддаётся, увы, это едва ли не самая статичная из всех наук.
Вот если б можно было изъять из истории какую-нибудь известную историческую личность, а потом понаблюдать — как без неё дальше развернутся события…
Если бы да кабы… Сие явно невозможно.
Однако как зыбка в наш поразительный век грань между возможным и невозможным! Давно ли было бредово-невозможным достать Луну в небе…

(По В. Ф. Тендрякову)

1

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.

эту <или> такую <или> ту

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СЛАВИТЬ. высок. Воздавать хвалу, создавать славу кому-чему-н. Трудом своим славим Отечество.
2) НОСИТЕЛЬ, спец. Устройство, несущее, перемещающее что-н. Ракета-н.
3) БЕЗАПЕЛЛЯЦИОННЫЙ. Категорический, не допускающий возражений. Б. тон.
4) СТАТИЧНЫЙ, книжн. Такой, в котором нет движения, действия. Статичная поза.
5) РАЗВЕРНУТЬСЯ. 1-е и 2-е л. не употр. Переформироваться в более крупную единицу. Батальон развернулся в полк.

134 <или> любая другая последовательность этих цифр

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст относится к публицистическому стилю, так как основная цель автора — помочь широкому кругу читателей задуматься о важном философском вопросе: какова роль личности в истории?
2) В первом (1) абзаце текста автором использовано повествование как ведущий тип речи.
3) Текст содержит термины (массы, самопроизвольно, безапелляционных), специальную и книжную лексику (героическим подвижничеством, пределы гадателъности, изъять), эмоционально-оценочные слова отсутствуют.
4) Выразительность, эмоциональность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых — вопросительное и восклицательные предложения, сложные предложения с разными видами связи между частями, обособленные определения и обстоятельства.
5) Использование метафор (они — носители идей, они — источники сигналов; ценой самопожертвования), эпитетов («многострадальную народную жизнь», «отважная практика»), индивидуально-авторского слова (бредово-невозможным) помогает дать авторскую оценку описываемых явлений.

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук. Запишите номера ответов.
1) дозИровать                            4) обогнАла
2) КОрЫсть                                 5) прирУченный
3) вероисповедАние

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных исканий ребёнка и уважительное отношение к этим исканиям.
Приятель моего соседа изобретательный и ДЕЛОВИТЫЙ, он никогда не бывает без дела сам и не позволяет скучать окружающим.
Новый вожатый был КОРЕНАСТЫМ юношей лет восемнадцати.
Вследствие большого разлива реки несколько деревень оказалось в БЕДНОМ положении.
Сегодня люди широко пользуются современными ИНФОРМАЦИОННЫМИ носителями.

бедственном

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Орфографический словарь русского языка поможет разобраться с верным правописанием слов.

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ                                        воспользоваться ШАМПУНЬЮ
учиться более УСПЕШНО                                  варенье из АБРИКОСОВ
с ВОСЕМЬЮСТАМИ участниками

шампунем

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Посетив эту выставку, меня заинтересовала история создания одной картины.
2) Те, кто читал роман-эпопею Л. Н. Толстого «Войну и мир», помнят описание Бородинского сражения.
3) Консерватории выпускают не только музыкантов- инструменталистов, певцов, дирижёров, а также композиторов и музыковедов.
4) Сразу по приезде в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками.
5) Обращение Н. А. Некрасова к теме народа — это не только желание обратить внимание общественности на бедствия народные,
но и стремление самого поэта приобщиться к тому таинственному миру, в котором живёт простой человек.
6) Все, кто слушал доклад учёного, был потрясён необычностью и глубиной его выводов.
7) В «Богатырях» В. М. Васнецова не иллюстрируется какой-либо конкретный былинный эпизод.
8) Официально продажа спутниковых навигационных приёмников возможна только по предъявлении покупателем разрешения на приобретение, выданного Управлением Госсвязьнадзора.
9) Экспериментальная работа была выполнена в течение месяца согласно приказа директора.

А — 9; Б — 6; В — 2; Г — 1; Д — 3.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) прикосновение, предполагать, проел..влять (воинов)
2) поб..режье (моря), осв..тить (комнату), расст..лить
3) к..сой (заяц), покл..нение, гармоничный
4) отб..рать, заж..мать, пос..девший (от старости)
5) мех..низм, к..саться (вопроса), ср..щение

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) собьётся, зав..южило, почтальон
2) под..екать, дезинфекция, сверх..скусный
3) в..дремнуть, ..держал (слово), бескорыстный
4) придания (старины), пр..неприятный, прерываемый
5) пр..уныл, пр..вратное (представление), гостеприимство

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) налаж..вать, нищ..та
2) измени..вый, бел..зна
3) рул..вое (управление), затм..вать
4) шеств..вать (по улицам), (вернулся) засветл..
5) неповоротливый, (всё) вы’терп..л

234 <или> любая другая последовательность этих цифр

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) выкидываешь, увид..нный
2) замет..шь, муч..мый (жаждой)
3) провоз..шься, несгибаемый
4) (пациенты) леч..тся, маяч..щий (вдали лес)
5) (его обещания ничего не) сто’..т, леле..щая (малыша)

124 <или> любая другая последовательность этих цифр

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) И вот приходит этот жаркий час, самый счастливый для (НЕ)ПОДВИЖНЫХ деревьев.
2) Когда же солнце опять появляется, мороз бросает свою (НЕ)ВОЗМОЖНУЮ мечту о тропиках.
3) Многие заметили, что Рудин выражался (НЕ)СОВСЕМ вразумительно.
4) (НЕ)СМОТРЯ на сорокалетнее пребывание в России, гувернантка плохо говорила по-русски.
5) Рудин (НЕ)ОБЫКНОВЕННО умён и красноречив.

1245 <или> любая другая последовательность этих цифр

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.
Запишите номера ответов.
1) «Я вас ВООБЩЕ(ТО) хотел (К0Е)(0)ЧЁМ попросить», — сказал он.
2) Его отец (ПО)ПРЕЖНЕМУ пытался ЧТО(ТО) возражать по этому поводу, но сын был непреклонен.
3) Но вот лес стал (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы сосен (КОЕ)ГДЕ уже проглядывала равнина.
4) Дерево упало перед вашим домом — к подъезду трудно пробраться, оно завалило (ПОЛ)УЛИЦЫ и ЧЬЮ(ТО) машину покорёжило.
5) Торопиться было некуда, но ВСЁ(РАВНО) он шёл быстро, время от времени с извинениями задевая КОГО(НИБУДЬ) из множества людей.

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Взбейте смесь, чтобы образовалась пе(1)ая шапочка. Введите понемножку просея(2)ую бли(3)ую муку. Добавьте рафинирова(4)ое льня(5)ое масло. С его добавлением блинчики не будут прилипать к сковороде, поэтому её не нужно будет постоя(6)о смазывать.

12346 <или> любая другая последовательность этих цифр

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Заметно клонилось на запад солнце и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть.
2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.
3) Там кончались дачи и начинался пологий глинистый обрыв.
4) Крепкий бодрый морозец встречал прохожих на улице резал щёки прихватывал уши и не давал наслаждаться упругим холодом воздуха.
5) Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел на реку на холмы да на виноградники.

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В идеальном умном городе будущего (1) технологии встречают жителей на каждом шагу (2) образуя единую экосистему (3) и (4) отвечая за все аспекты жизни человека.

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вот —
пустили сплетню,
тешат душу ею.
Александр Сергеич (1)
да не слушайте ж (2) вы (3) их!
Может (4) я
один (5)
действительно (6) жалею,
что сегодня
нету вас в живых.
(В. В. Маяковский)

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Среди этих ароматов явится такой (1) что прямо требует вспомнить (2) как это бывает при встрече с тем (3) кого хорошо знаешь (4) но не можешь назвать его по имени (5) и определиться в отношениях с ним.

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.

124 <или> любая другая последовательность этих цифр

21

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Просёлочные дороги достаточно обсохли — переезд через ручьи и овраги сделался возможным. (2)Тогда я решился ехать в страну болот и озёр — к истокам Волги.
(3) В Вышний Волочёк, Торжок и Ржев — этими тремя путями можно проехать от Твери до истоков Волги. (4)Я избрал менее торную и, следовательно, более интересную дорогу на Торжок — городок, расположенный на реке Тверце. (5)Возвратиться предполагал на Ржев, чтобы уже, не разлучаясь с Волгой, проследить — по возможности — развитие этой могущественной реки со всей её береговой обстановкой от самого зародыша вплоть до впадения в неё Оки. (6)Дорога же на Вышний Волочек — до Волочка железная, а от Волочка почтовая — не представляет никакого интереса, кроме самого города, в котором можно побывать во всякое время благодаря чугунке.

(По А. Н. Островскому)

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Человек рождён для счастья, как птица для полёта.
(В. Г. Короленко)
Б) И озеро с волной зеркальной, и луг
с цветным своим ковром.
(П. А. Вяземский)
В) Я ехал по земле, везде засеянной хлебом.
(А. С. Пушкин)
Г) Я наткнулся на что-то толстое, мягкое, неживое.
Д) Мы ехали. Не останавливаясь ни на минуту.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) метонимия
2) литота
3) парцелляция
4) эпифора
5) антитеза
6) сравнение
7) бессоюзие
8) риторическое обращение
9) метафора

А — 6; Б — 9; В — 1; Г — 7; Д — 3.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27

(1) Милостивая государыня, на Ваше письмо от 20 февраля отвечаю лишь теперь, через месяц, за недосугом и нездоровьем, а потому весьма прошу Вас не рассердиться.
(2) Вы пишете и задаёте вопросы, на которые надо писать вместо ответа трактаты, а не письма. (3)Да и вопросы-то разрешаются лишь всею жизнию.
(4) Из письма Вашего я заключаю, что Вы добрая мать и многим озабочены насчёт Вашего подрастающего ребёнка. (5)Но к чему Вам разрешение тех вопросов, которые Вы мне прислали, — не могу понять. (6)Вы слишком многим задаётесь и болезненно беспокоитесь. (7)Дело может быть ведено гораздо проще.
(8)К чему такие вопросы: «Что такое благо, что такое не благо?» (9)Эти вопросы — вопросы лишь для Вас, как и для всякого внутреннего человека, но при воспитании-то Вашего ребёнка к чему это? (10)Все, кто способен к истине, все те чувствуют своею совестию, что такое благо, а что такое не благо. (11)Будьте добры, и пусть ребёнок Ваш поймёт, что Вы добры (без подсказывания), и пусть запомнит он, что Вы были добры. (12)И поверьте, Вы исполните пред ним Вашу обязанность на всю его жизнь, потому что Вы непосредственно научите его тому, что добро хорошо. (13)И при этом он всю жизнь будет вспоминать Ваш образ с большим почтением, а может быть, и с умилением. (14)И если б Вы сделали много и дурного, то есть, по крайней мере, легкомысленного, болезненного и даже смешного, то он, несомненно, простит Вам, рано ли, поздно ли в воспоминании о Вас всё Ваше дурное ради хорошего, которое запомнит.
(15)3найте тоже, что более Вы для него ничего и не можете сделать. (16)Этого и слишком довольно. (17)Воспоминание о хорошем у родителей, то есть о добре, о правде, о честности, о сострадании, об отсутствии ложного стыда и по возможности лжи, — всё из него сделает другого человека рано ли, поздно ли, будьте уверены. (18)Не думайте, что этого мало. (19)К огромному дереву прививают крошечную ветку, и плоды дерева изменяются.
(20)Представьте себе, что ребёнок Ваш, выросши до 15 или 16 лет, придёт к Вам (от дурных товарищей в школе, например) и задаст Вам или своему отцу такой вопрос: «Для чего мне любить Вас и к чему мне ставить это в обязанность?» (21)Поверьте, что тогда Вам никакие знания и вопросы не помогут, да и нечего совсем Вам будет отвечать ему. (22)А потому надо сделать так, чтоб он и не приходил к Вам с таким вопросом. (23)А это возможно будет лишь в том случае, если он будет Вас прямо любить, непосредственно, так что и вопрос-то не в состоянии будет зайти ему в голову. (24)Разве как-нибудь в школе наберётся парадоксальных убеждений; но ведь слишком легко будет отличить парадокс от правды, и на вопрос этот стоит лишь улыбнуться и продолжать ему делать добро.
(25)К тому же, излишне и болезненно заботясь о детях, можно надорвать им нервы и надоесть; просто надоесть им, несмотря на взаимную любовь, а потому нужно сильное чувство меры. (26)В Вас же, кажется, чувства меры в этом отношении мало. (27)Вы пишете, например, такую фразу: «Живя для них (для мужа и сына), жила бы лично эгоистическою жизнью…» (28)Какая праздная и ненужная мысль. (29) Да кто же Вам мешает жить для людей, будучи женой и матерью? (ЗО)Напротив, именно живя и для других, окружающих, изливая и на них доброту свою и труд сердца своего, Вы станете примером светлым ребёнку и вдвое милее Вашему мужу.
(31)Но если Вам пришёл в голову такой вопрос, значит, Вы вообразили, что нужно любить ребёнка, забыв весь свет, то есть без чувства меры. (32)Да Вы этак только надоедите ребёнку, даже если б он Вас и любил. (ЗЗ)Заметьте ещё, что Вам может показаться Ваш круг действия малым и что Вы захотите огромного, чуть не мирового круга действия. (34)Но ведь всякий ли имеет право на такие желания? (35)Поверьте, что быть примером хорошего даже и в малом районе действия — страшно полезно, потому что влияет на десятки и сотни людей. (Зб)Твёрдое желание не лгать и правдиво жить смутит легкомыслие людей, Вас всегда окружающих, и повлияет на них. (37)Вот Вам и подвиг.

(По Ф. М. Достоевскому)

23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Детские впечатления часто проходят бесследно в жизни человека.
2) Автор предлагает адресату письма чаще задавать вопрос о том, что такое благо.
3) Быть примером хорошего можно малыми делами и поступками.
4) Некоторые родители проявляют излишнюю заботу о детях.
5) Ребёнок должен любить своих родителей, не задаваясь вопросом о том, для чего именно любить.

345 <или> любая другая последовательность этих цифр

24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 3 дополняет содержание предложения 2.
2) В предложениях 8-11 представлено повествование.
3) В предложениях 15-19 представлено рассуждение.
4) Предложение 22 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 21.
5) Предложение 33 противопоставлено по содержанию предложению 32.

25

Из предложений 13, 14 выпишите одну из антонимических пар.

дурногохорошего <или> дурноехорошего <или> хорошегодурного <или> хорошегодурное <или> ранопоздно <или> позднорано

26

Среди предложений 15-19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

1618 <или> 1816

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какими правилами воспитания детей следует руководствоваться родителям?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Проблема

Какими правилами воспитания детей следует руководствоваться родителям?

Авторская позиция

При воспитании детей не следует задаваться вопросами: «Что такое благо, что такое не благо?» Надо просто быть добрым человеком. Это станет непосредственным примером, образцом для подростка.

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: