Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Раннее детство Александра Ивановича Куприна прошло в скучнейшем городке Наровчате Пензенской губернии, в обстановке мещанской и скудной, но Куприн никогда не проклинал этот город. Наоборот, он любил его, как любят, должно быть, заброшенного и некрасивого ребёнка, и, будучи уже писателем, навещал его. Каким бы он ни был, этот безвестный Наровчат, всё же это была родина, своя земля. Она <…> открыла ему свою нехитрую прелесть.
В любви к родным местам есть всегда доля необъяснимого или, вернее, необъяснённого. Порой эта любовь ставит нас в тупик и удивляет, но, конечно, только в тех случаях, когда относится не к нашим родным местам.
Вот Наровчат! За что, кажется, можно полюбить этот плоский и пыльный городок? Для того чтобы проникнуть в тайну этой любви, нужно пожить в нём, и тогда, возможно, и вам, приезжему человеку, приглядится и полюбится этот городок. Тогда исподволь начнёт оживать скрытая в нём поэзия молчаливых полей, что простираются вокруг, поэзия закатов, мутных от пыли, поднятой стадами, резных, давно не крашенных наличников, могучих вязов с внезапно возникающим шумом кованой листвы, фикусов, выставленных под тёплый дождь, веснушчатых детей и сухих вечеров, когда зарницы полыхают за оврагами, за полями и от них доходит запах прибитой дождём дорожной пыли.
Все эти разнообразные черты, где бы мы с ними ни встречались, одинаково близки и понятны нам, и из них-то и разрастается любовь к своей земле.
С самого раннего детства она завладела Куприным и преобразилась в дальнейшем в сильнейшую жадность к жизни. Это, пожалуй, было самым характерным свойством Куприна как писателя и человека. Не было ничего в реальной жизни своей страны, ни единой мелочи, которая казалась бы ему безразличной.
(По К. Г. Паустовскому)
первая <или> первой
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) РАННИЙ. Наступающий, происходящий рано, раньше обычного срока. В этом году ранняя зима. Р. сев колосовых.
2) МЕСТО. Какая-н. определённая часть, отрывок, момент из художественного произведения, книги, рассказа. Самое интересное м. в пьесе.
3) ТЁПЛЫЙ. Нагретый, дающий, содержащий тепло. Т. луч солнца. Тёплое молоко.
4) ЗАВЛАДЕТЬ, перен. Привлечь к себе, подчинить своему влиянию. 3. чьим-нибудь вниманием.
5) ЖАДНОСТЬ. Чрезмерное стремление удовлетворить какое-нибудь желание. Ж. к развлечениям.
345 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите
номера этих ответов.
1) Цель автора научного текста — помочь читателям задуматься о том, почему мы любим родные места, какую роль они играют в нашей жизни.
2) Поводом для авторских размышлений является рассказ о родном городе писателя А. И. Куприна — Наровчате.
3) Текст содержит просторечные фразеологизмы (ставит в тупик, проникнуть в тайну), разговорную лексику (необъяснимого, преобразилась), антонимы (проклинал — любил).
4) Выразительность текста обеспечивается именами прилагательными в превосходной степени сравнения (скучнейшем, сильнейшую), сложными предложениями с придаточным уступительным (Каким бы он ни был, этот безвестный Наровчат, всё же это была родина… Все эти разнообразные черты, где бы мы с ними ни встречались, одинаково близки и понятны нам…), вопросительным и восклицательным предложениями, вводными словами.
5) Использование метафор (поэзия… полей, поэзия закатов, разрастается любовь), эпитетов («безвестный Наровчат», «молчаливых полей»), сравнения (как любят… заброшенного и некрасивого ребёнка) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторское отношение к городу.
245 <или> любая другая последовательность этих цифр
145 <или> любая другая последовательность этих цифр
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Большой урон наносит ХИЩНИЧЕСКИЙ лов рыбы в нейтральных водах.
В следующем сезоне нашу спортивную команду обещают НАПОЛНИТЬ новыми
игроками.
Обе стороны считают возможным и ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ завершение переговоров. НЕСТЕРПИМАЯ печаль заставляла сжиматься сердце.
Корица уникальна: эта пряность оказывает БЛАГОТВОРНОЕ воздействие
на самочувствие человека в любом возрасте.
пополнить
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
В преклонном саду яснополянской усадьбы Л. Н. Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев.
старом <или> старинном <или> древнем
красивее <или> красивей
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) ошибка в построении сложного предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Писатель не столько опасался возможных негативных отзывов о своей книге со стороны привередливых критиков, как тревожился
прочесть насмешку в глазах своей жены.
2) Часть глав романа «Евгений Онегин» было опубликовано с посвящением другу А. С. Пушкина П. А. Плетнёву.
3) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.
4) К достопримечательностям Курильской гряды, привлекающих туристов со всего света, прежде всего относятся вулканы.
5) Приятели, с тревогой следившие за ежедневным понижением температуры, волновались, что неужели придётся отменить намеченный
на выходные лыжный поход.
6) Одной из острых экологических проблем является изменение климата на Земле, происходящее в результате так называемого парникового эффекта.
7) Астров, герой чеховской пьесы «Дядя Ваня», говорит, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
8) Сюжет поэмы «Мёртвых душ» был подсказан Н. В. Гоголю А. С. Пушкиным.
9) В нашей стране не только разработаны ГОСТы безопасности труда, в числе которых имеется группа стандартов, определяющих гигиенические требования к технологическим процессам и оборудованию, но и утверждены общие гигиенические нормы любого труда.
А — 4; Б — 1; В — 8; Г — 2; Д — 5.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сотв..рить (чудо), поклониться, г..ризонт
2) собираться, пож..мать (руку), зап..рать (на ключ)
3) д..лёкий, проглотить, наслаждение
4) проев..щение (народа), ед..нение (людей), пом..риться (с другом)
5) зам..реть (от восторга), прим..рять (пальто), развевается (флаг)
125 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сверх..нвестиции, на..граться, вз..мание (платы)
2) пр..задумался, пр..одоление, непр..ходящие (ценности)
3) по..кладка, о..бойный, надстрочный
4) под..брать, запр..кинуть, недостача
5) пр..встать, пр..смотреться, пр..домо’вая (территория)
145 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) рез..кий, кавказ..кий
2) услыик.л (разговор), уме’ньш..л (в размере)
3) слюд..ная (пластина), ветр..ный (человек)
4) буфет..ик (наименование человека), подписчик
5) плутониевый, форел..вый
45 <или> 54
34 <или> 43
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Я (НИ)РАЗУ не была в оперном театре после его реставрации.
2) В больнице Чагин держался особняком, даже приятельства (НИ)(С)КЕМ не заводил.
3) «А мы (НИ)СКОЛЬКО и не сомневаемся, — затряс головой полковник. — Мы видим, с кем имеем дело».
4) Группа продолжала идти вперёд, (НЕ)СМОТРЯ на трудности подъёма.
5) Это было вмешательство в нашу жизнь силы, не подвластной ни человеческой логике, (НИ)ПРОСТЫМ человеческим чувствам.
34 <или> 43
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) На перроне (ПО)ПРЕЖНЕМУ пусто: поезд, (ПО)ВИДИМОМУ, отменили.
2) Из сумки (ПО)ОЧЕРЁДНО были извлечены блокнот, книга и коробка (ПО)СВОЕМУ разложенных карандашей.
3) (ПОЛ)ЯЩИКА занимали инструменты, купленные (ДАВНЫМ)ДАВНО.
4) Бабушка прекрасно говорит (ПО)НЕМЕЦКИ и, (ПО)МОЕМУ, знает испанский язык.
5) Сочинение ВСЁ(ТАКИ) написано (ПО)ПРОСТОМУ плану.
134 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) И верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой.
2) По-комариному тонко просвистит малюсенький королёк-оливка да резко крикнет сойка.
3) Порывистый осенний ветер внезапно утих и повалил крупными хлопьями первый снег.
4) А звёзды неожиданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами пролили.
5) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.
123 <или> любая другая последовательность этих цифр
123 <или> любая другая последовательность этих цифр
34 <или> 43
123 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Яркая зелень камыша на живописном лесном болоте перемешивается с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.
134 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)0т Твери до Торжка идёт старое шоссе, которое до сих пор прекрасно содержится, но проезду очень мало. (2)И мне попадались навстречу почти только одни коноводы: они скачут во всю мощь своих лошадей из Волочка обратно. (3)На половине дороги, на правом берегу Тверцы, лежит богатое село Медное. (4)В источниках можно прочитать: «Это была последняя почтовая станция перед Тверью». (5)В Медном есть пристань: на ней, для отправки в Петербург, прежде грузилось до 50 судов, теперь менее. (6)В особой слободе живут лоцманы и коноводы. (7)Впрочем, этим промыслом занимаются крестьяне всех деревень и сёл, лежащих по обоим берегам Тверцы: Глазкова, Павловского переката, Мельникова, Голенищева, Семёновского и других.
(По А. Н. Островскому)
25 <или> 52
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) И озеро с волной зеркальной, и луг с цветным своим ковром.
(П. А. Вяземский)
Б) Детская коляска совсем ничего не весит.
В) По небу, гонимые ветром, бежали низкие, серые, рваные облака.
(К. М. Симонов)
Г) Я пытался слушать весь мир!
Д) Пуля ударилась в камень и отскочила рикошетом, словно и не собиралась никому причинять вреда.
1) бессоюзие
2) сравнение
3) литота
4) риторическое обращение
5) метонимия
6) парцелляция
7) гипербола
8) антитеза
9) многосоюзие
А — 9; Б — 3; В — 1; Г — 7; Д — 2.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27
(1) Прочитал популярную астрономию Спенсера Джонса. (2)Книга представляет нам Вселенную во всём её бездушии и жизнь как случайность. (З)Автор отвечает на вопрос о том, есть ли жизнь в других мирах, сомнением: слишком для этого много должно сойтись случайностей. (4)В особенности у него страшна одна огромная планета с ядовитой атмосферой, исключающей всякую жизнь, и покрытая огромной толщины льдом. (5)Раздумывая об этом, в ужасе прижимаешься к образу человека с его звёздами — ангельскими душками — и ясно видишь происхождение космической гармонии в душе человека.
(6)Купался и встретился глазом с незабудкой. (7)Не знаю, что и думать, я ли на неё обратил внимание, или незабудка сама заставила меня обратить на себя внимание после чтения страшной книги о бездушии Вселенной.
(8) В этой незабудке, с её жёлтеньким солнцем внутри и с небом голубым о пяти лепестках, я встретил живую вселенную, побеждающую существом своим внутреннее бессмыслие её вертящихся органов.
(9) И пусть нет звёздочек на небе, как ангельских душек, зато есть на земле незабудки. (10)Так что ангелы вполне заменимы цветами, и нечего особенно горевать об утраченных образах неба.
(11) Чем больше астрономия открывает на небе мёртвых миров, раскалённых солнц и планет, покрытых льдом, толщиной в тысячи километров, окружённых отравленной атмосферой, тем ярче разгораются в нашей душе на нашем собственном человеческом небе глазки ангелов, глядевших в детстве оттуда на нас.
(12) Придёт время, когда мы на эти свои огоньки на нашем собственном человеческом небе будем смотреть, не пугаясь бездушного вращения и бега горячих и холодных астрономических тел.
(13) Мало того! (14)У нас есть надежда, что когда-нибудь мы им поможем: горячие отведём, холодные подведём к горячим, чтобы у них началась наша жизнь. (15)Какое тогда откроется над мёртвой Вселенной одухотворённое человеческое небо!
(16) Но когда ещё это будет, а пока каждый из нас должен стать между своим небом и астрономическими телами и должен выбрать для себя такое место, чтобы видно было и своё небо, и то, подлежащее изменению.
(17) Просто говоря, каждый из нас должен найти собственное полезное место в общем творчестве мира и потом держаться его.
(18) Мир, с которым в душе мы приходим, в миллион раз прекрасней того, что мы потом узнаём о нём из книг. (19)Разве можно чудеса звёздного неба в какой-нибудь мере сравнить с тем, что открывает нам астрономия? (20)Но знание тем хорошо, что открывает нам силу человека, не такого отдельного, как я и мои знакомые, а всего соединённого законами жизни человека.
(21)После нашей луны, как являлась она нам среди деревьев в аромате лугов и садов, — что скажут нам открытые на ней мёртвые бесчеловечные пустыни? (22)Этот глаз соединённого знанием человека, пронзающий пространства, — и этот ум одного великого человека, переходящий по наследству к другому, нарастающий в культуре, как лавина в ужасающей силе, и просторы возможностей в будущем…
(23)Когда же наконец педагоги начнут нашим детям рассказывать о знании, не обманывая их в открытиях чем-то лучшим, а открывая им перспективу нарастающей мощи восходящего в единстве своём человека, способного в будущем повелевать Вселенной!
(По М. М. Пришвину)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) По мнению рассказчика, мир нашей души прекраснее того мира, который открывает нам астрономия.
2) Учёный Спенсер Джонс допускает мысль о существовании жизни в других мирах.
3) Рассказчику хотелось бы, чтобы учителя открывали своим ученикам возможности человека в управлении Вселенной.
4) Незабудка, которую увидел рассказчик во время купания, напомнила ему о живой вселенной.
5) Чем активнее астрономия знакомит нас с мёртвыми мирами на небе, тем больше мы забываем о небесных ангелах из детских воспоминаний.
134 <или> любая другая последовательность этих цифр
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 4 уточняет содержание предложения 3.
2) В предложении 8 содержатся элементы описания.
3) Предложение 10 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 9.
4) В предложениях 11,12 представлено повествование.
5) Предложение 15 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 14.
125 <или> любая другая последовательность этих цифр
горячиххолодных <или> холодныхгорячих
47 <или> 74
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как в человеке должны сочетаться романтическое представление о жизни и научная картина мира?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проблема
Как в человеке должны сочетаться романтическое представление о жизни и научная картина мира?
Авторская позиция
Человеку важно научиться смотреть на огоньки «собственного человеческого неба», «не пугаясь бездушного вращения и бега горячих и холодных астрономических тел». Для этого каждый «должен выбрать для себя такое место, чтобы видно было и своё небо, и то, подлежащее изменению».
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: