Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 23

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

«Искусство речи на суде» — так называется книга II. С. Пороховщикова, вышедшая в 1910 году, задачей которой является исследование условий судебного красноречия и установление его методов. Автор — опытный судебный деятель, верный традициям лучших времён судебной реформы, -— вложил в <.„> труд не только обширное знакомство с образцами ораторского искусства, но и богатый результат своих наблюдений из области живого слова в русском суде.
Эта книга является вполне своевременной, и притом в двух отношениях. Во-первых, она содержит практическое, основанное на многочисленных примерах назидание о том, как надо и — ещё чаще — как не надо говорить на суде, что, по-видимому, особенно важно в такое время, когда развязность приёмов судоговорения развивается за счёт их целесообразности. Во-вторых, она своевременна и потому, что, в сущности, только теперь, когда накопился многолетний опыт словесного судебного состязания и появились в печати целые сборники обвинительных и защитительных речей, сделались возможными основательное исследование основ судебного красноречия и всесторонняя оценка практических приёмов русских судебных ораторов.
Книга П. С. Пороховщикова — полное, подробное и богатое эрудицией и примерами исследование о существе и проявлениях искусства речи на суде. В авторе попеременно сменяют друг друга восприимчивый и чуткий наблюдатель, тонкий психолог, просвещённый юрист, а по временам и поэт, благодаря чему эта серьёзная книга изобилует живыми бытовыми сценами и лирическими местами, вплетёнными в строгую научную канву.

(Из предисловия А. Ф. Кони к книге, 1910 г.)

1

Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПРИЁМ. Способ в осуществлении чего-н., при выполнении чего-н. Художественный п. Приёмы борьбы.
2) ОПЫТ. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-н.
3) ПЕЧАТЬ, перен., чего. Знак, след, отпечаток чего-н. (высок.). П. горя на лице. Отмечен печатью гения (о гениальном человеке).
4) ОЦЕНКА. То же, что отметка: принятое в учебной системе обозначение уровня знаний, поведения учащихся. О. по пятибалльной системе. О. выставлена в журнал.
5) КАНВА, перен. Основа чего-н. К. событий. Хронологическая к. (перечень последовательно сменявших друг друга фактов, событий).

125 <или> любая другая последовательность этих цифр

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите
номера ответов.
1) Тезис, сформулированный в первом (1) предложении второго (2) абзаца, подтверждается в дальнейшем двумя примерами, включёнными в текст при помощи вводных слов (во-первых, во вторых).
2) Текст посвящён основам судебного красноречия и практическим приёмам ораторского искусства, разработанным А. Ф. Кони.
3) Жанр текста — репортаж, поэтому задача автора текста — поделиться своими впечатлениями и мыслями по поводу книги П. С. Пороховщикова «Искусство речи на суде».
4) Основная синтаксическая особенность текста заключается в чередовании простых односоставных и сложных бессоюзных предложений, отражающих смену настроения персонажа, динамику его психологического состояния.
5) Авторская позиция в тексте выражена определённо. Для этого используются метафора (В авторе попеременно сменяют друг друга… наблюдатель, …психолог, юрист, а по временам и поэт…), эпитеты («живого слова»; «восприимчивый и чуткий наблюдатель», «тонкий психолог») и др.

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) взялАсь                               4) ободрЁнный
2) опошлИть                           5) лыжнЯ
3) (разные) средствА

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
ОТБОРОЧНЫЙ тур уже состоялся, и подготовка к концерту шла полным ходом.
Нужно соблюдать правила этикета, чтобы нечаянно не поставить человека в УНИЖЕННОЕ для него положение.
Комлев уже не испытывал ненависти и понимал, что не сможет ОТПЛАТИТЬ своему врагу.
Во ВРАЖЕСКОМ лагере царила неразбериха.
Ежегодно библиотека получает от своих АБОНЕНТОВ около тысячи заказов, поступающих в том числе и по электронной почте.

унизительное

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
П. М. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому с уважением относились не только искусствоведы, но и художники.

коллекционером <или> собирателем

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более ПОЛУТОРАСТА абитуриентов несколько ПОЛОТЕНЕЦ смешно ЛАЗАЕШЬ по канату читать более ВЫРАЗИТЕЛЬНЕЕ пара ЛЫЖ

выразительно

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) ошибка в построении сложного предложения
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Когда закончилась война, о которой бабушка рассказывала, не скрывая душевную боль, вырытые из последних сил окопы приходилось зарывать, но опаснее всего были минные поля.
2) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
3) Когда смотришь на памятник М. Ю. Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.
4) Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.
5) В семидесятые годы все мальчишки страстно любили детские фильмы, а кинотеатр «Надежда» в центре города уже с утра осаждалась ребятами, жаждущими увидеть приключения своих сверстников.
6) Те, кто побывал в Антарктиде, могли видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном из прибрежных островов.
7) Спустившись в лощину, археологам стало понятно, откуда исходит мягкий свет.
8) Пчёл привлекают цветы, не только издающие благоухающий аромат, но и обладающие яркой окраской.
9) Город Сочи стал столицей проведения XXII зимних Олимпийских игр.

А — 3; Б — 7; В — 2; Г — 5; Д — 4.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1) отск.лить, (на) з..ре, пан..рама
2) разгорелся (спор), сокровенные (мечты), затв„рить (окно)
3) СЖ..Г (дотла), трущ„ба, пощ..чина
4) выт..реть (руки), благоч..стивый, в„лосипед
5) прив..дение (примера), выч..тание, вин..грет

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..увеличение, пр..рвать (полёт), беспр..пятственно
2) не..данный (экзамен), ..жатие, бе..вкусный
3) раз..скать (родственника), роз..грыш, пред..нфарктный
4) друз..я, лос..он, кур..ёзный (случай)
5) пр..верить (работу), пр„ткнуть (иглой), пр..поведник

1345 <или> любая другая последовательность этих цифр

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) объезд..ик (название профессии), фонар..ик (название профессии)
2) сосед..кий, тунгус..кий
3) изредк.., (вытереть посуду) досух..
4) выздоравл..вать, продавливать
5) врач..вать, наставнич..ство

2345 <или> любая другая последовательность этих цифр

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (это) противореч..т (правилам), зачист..вший
2) (друзья) вышл..т (посылку), дежур..щий (по классу)
3) перекин..шь, сломл..нный
4) тревожащийся (напрасно), (они) ропщ..т (на судьбу)
5) произнос..шь, преобразуемый

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным(-и) словом(-ами) пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Ухо Рудина (НЕ)ОСКОРБЛЯЛОСЬ странной пестротою речи в устах Дарьи Михайловны.
2) Пёстрые ленты и перья (НЕ)ВОЛЬНО напоминали о весне.
3) Гортанная трескотня французского жаргона не могла (НИ)ЗАМЕНИТЬ птичьего щебетанья, (НИ)СРАВНИТЬСЯ с ним.
4) Здесь теснились те же фигуры, с тем же (НЕ)ТО изумлённым, (НЕ)ТО озлобленным выражением.
5) Это (НИ)СКОЛЬКО не мешало ему в тот же вечер с сочувственным негодованием поддакивать князю.

134 <или> любая другая последовательность этих цифр

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Офис банка закрывался (В)ПОЛОВИНЕ пятого, и это ТО(ЖЕ) надо было учитывать при оформлении сделки.
2) Россия не переходит на летнее время, и (ПО)ТОМУ жителям не надо каждые (ПОЛ)ГОДА переводить стрелки часов.
3) Осень наступает здесь (В)КОНЦЕ ноября, и только тогда деревья на склонах гор становятся ЯРКО(ЗОЛОТЫМИ), радуя глаз и умиротворяя душу.
4) Водитель (ВО)ВРЕМЯ заметил опасность и, приняв (В)ПРАВО, предотвратил аварийную ситуацию.
5) Выскочив из арки дома, расположенного (НА)ПРОТИВ вокзала, молодой человек с девушкой (В)ПРИПРЫЖКУ помчались по лужам, не обращая внимания на дождь.

245 <или> любая другая последовательность этих цифр

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Птицелов должен не только знать повадки птиц но и быть ещё искусным декоратором.
2) В беспечной юности я знал одни дремучие дубравы ручьи пещеры наших скал да дикой бедности забавы.
3) В библиотечном зале слышится шелест страниц да пахнет старой бумагой и свежей типографской краской.
4) На кольях старой ограды чернели опрокинутые горшки и кругом жёсткие листья кукурузы шелестели ворчливо и сухо.
5) Этот уездный городок был с деревянными кривыми домишками бесконечными заборами и купеческими каменными строениями.

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Степной воздух (1) наполненный тысячами разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и устремив глаза в траву.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Штольц покачал головой, а Обломов вздохнул.
— Тебе (1) кажется (2) и жить-то лень? — спросил Штольц.
— Это (3) наверное (4) правда: лень (5) Андрей.
(По И. А. Гончарову)

12345 <или> любая другая последовательность этих цифр

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
И если в кино динамика кадра и лихость сюжета (1) могут отвлечь внимание зрителя от нестыковок и откровенной фальши (2) то печатное слово сразу выталкивает на поверхность (3) всё (4) что написано ради красного словца.

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

21

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Торжок известен с начала XI столетия, и тогда он ещё снабжал Новгород в случае неурожая хлебом. (2)Хлеб доставлялся тем же водным путём, как и теперь, то есть Тверцою и Метою, между которыми был волок — пространство земли между двумя текущими в противоположных направлениях судоходными реками. (З)Торжок, будучи пограничным городом Новгородской области, подвергался со стороны соседей частым разорениям. (4)Впоследствии, как произошло присоединение к Москве, он был разорён в Смутное время поляками. (5)Между жителями Торжка ходит предание, что их город есть древний Коростень. (6)Но это очевидная выдумка, основанием для неё послужили голуби, которые были помещены на городском гербе. (7)Голуби попали на герб совсем по другой причине: императрица Екатерина II, в то время как проезжала через Торжок, заметила в нём много голубей и велела поместить их на уездный герб.
(8) Такие легенды, основанные на гербах, существуют и в других городах.

(По А. Н. Островскому)

24567 <или> любая другая последовательность этих цифр

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Не бывать этому никогда и ни за что!
Б) Может быть, я какой-нибудь граф
или генерал, а только так кажусь
титулярным советником. Может быть,
я сам не знаю, кто я таков.
(Н. В. Гоголь)
В) Вот парк с пустынными опушками,
Где сонных трав печальна зыбь.
(Н. С. Гумилёв)
Г) Какие крохотные коровки!
(И. А. Крылов)
Д) Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведём
У печки. В Имеретии. Зимою.
(В. М. Инбер)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) гипербола
2) риторическое обращение
3) парцелляция
4) анафора
5) эпитет
6) бессоюзие
7) риторическое восклицание
8) многосоюзие
9) эпифора

А — 1; Б — 4; В — 5; Г — 7; Д — 3.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27

(1)Только физическими усилиями нельзя избавить от пороков. (2)Избавиться от них можно прежде всего усилиями мысли. (3)С помощью мыслей можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
(5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, — мысль не могла открыть нам этого, — но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
(7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живёт. (8)А если бы он не понимал, зачем он живёт, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно.
(9) И потому нет ничего дороже для человека, чем способность хорошо мыслить.
(10)Люди говорят о нравственном учении и о совести как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель — совесть, то есть сознание того голоса высшего разума, который живёт в нас. (12)Голос этот, несомненно, решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
(14)Когда мы узнаём новую мысль и признаём её верною, нам кажется, что мы уже давно знали её и теперь только вспомнили то, что знали. (15)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (16)Только не заглушай её ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
(17)Часто бывает, что придёт мысль, которая кажется и верной, и вместе странной, и боишься поверить ей. (18)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, — самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.
(19)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (20)Первая ступень: «Это так нелепо, что не стоит и обсуждать». (21)Вторая ступень: «Это безнравственно». (22)Третья ступень: «Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это».
(23)Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества начинаются и совершаются в мысли. (24)Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.
(25)Для того чтобы из дурной жизни сделалась хорошая, надо прежде всего постараться понять, отчего жизнь стала дурная и что надо сделать, чтобы она стала хорошей. (26)Так что для того, чтобы жизнь стала лучше, надо прежде думать, а потом уже делать.
(27)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором её много, в того, в ком её мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (28)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.
(29)Всё настоящее и самое нужное людям добывается не вдруг, а всегда долгим и постоянным трудом. (ЗО)Так приобретаются и мастерство, и знания, и так приобретается и самое нужное на свете — умение жить доброй жизнью. (31)Для того же, чтобы научиться жить доброй жизнью, надо прежде всего приучить себя мыслить по-доброму.

(По JI. Н. Толстому)

23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Долгий и постоянный труд, по мнению автора, препятствует тому, чтобы люди добывали всё настоящее и нужное им.
2) Как полагает автор, условием понимания того, зачем человек живёт, является способность мыслить.
3) Автор считает, что только посредством эмоций начинаются и совершаются все великие перемены в жизни человека и общества в целом.
4) Писатель не отрицает возможность распространения мудрости от одного человека к другому.
5) По словам автора, любая истина уже находится в душе каждого человека.

245 <или> любая другая последовательность этих цифр

24

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-4 представлено рассуждение.
2) В предложениях 10-13 представлено описание.
3) Предложение 18 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 17.
4) В предложениях 20-22 представлено повествование.
5) Предложение 26 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 25.

234 <или> любая другая последовательность этих цифр

25

Из предложений 14-16 выпишите один фразеологизм.

раноилипоздно

26

Среди предложений 27-31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия, синонима и лексического повтора. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какую роль
играет мышление в жизни человека?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Проблема

Какую роль играет мышление в жизни человека?

Авторская позиция

«Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живёт». Мышление и, как результат мыслительной деятельности, мысль важны человеку тем, что они показывают ему то, что «мешает любви». Совесть — это «сознание того голоса высшего разума, который живёт в нас». «И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли».

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: