Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Техника XX века почти уничтожила расстояния. Можно (берём лишь техническую сторону вопроса), пожелав искупаться в Чёрном море, слетать туда между завтраком и обедом. Рассказывают, что один болельщик летал из Москвы в Петербург на интересный футбольный матч. Ещё бы: полёт до Петербурга занимает 55 минут. Пожалуй, до московского стадиона с другого конца столицы проедешь ничуть не меньше. Путешествия, на которые раньше люди тратили месяцы и месяцы, теперь занимают десять-пятнадцать часов. Казалось бы, подобная революция в способах передвижения человека по нашей планете (вернее будет сказать: над нашей планетой) должна была бы высвободить огромное количество времени. Но в том-то и состоит парадокс, что свободного времени у нас стало гораздо меньше, чем, скажем, во времена, когда из Петербурга в Москву ездили исключительно на лошадях.
Разнообразна природа и красота планеты Земля. Разные страны гордятся своей подчас неповторимой, подчас невиданной природой и красотой. В Швейцарии обратят ваше внимание на Альпы, в Албании — на цвет адриатической воды (особенно если смотреть с перевала Логара), в Болгарии покажут Долину роз, в Венгрии непременно похвастаются озером Балатон…
Бесконечно красива наша планета Земля! Если же окинуть взглядом нашу страну, то нетрудно заметить, что у нас есть почти всё, что можно найти поврозь, путешествуя по тем или иным отдалённым странам.
Страна, красивейшая в мире, предоставлена в полное распоряжение каждого из нас. Это ли не великое счастье? Жаль вот только, подчас не хватает времени, и наверняка не хватит его в конце концов на то, чтобы увидеть и узнать как следует <…>, что мы называем нашей Родиной.
(По В. А. Солоухину)
всё
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ТЕХНИКА. Совокупность приёмов, применяемых в каком-н. деле, мастерстве. Музыкальная т. Т. безопасности.
2) ЗАНИМАТЬ. Заполнить собой какое-н. пространство, промежуток времени. Работа заняла весь день.
3) СВОБОДНЫЙ. Пользующийся свободой. С. народ. С. труд.
4) БЕСКОНЕЧНЫЙ(-О). Непомерно длинный, непрекращающийся. Переговоры длились бесконечно.
5) СЧАСТЬЕ. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью.
25 <или> 52
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите
номера этих ответов.
1) Текст написан в публицистическом стиле: рассчитан на широкий круг читателей, ставит актуальные проблемы, содержит общественно значимую информацию.
2) В первом (1) абзаце текста автор обращает внимание читателей на то, что технический прогресс уничтожил расстояния, поэтому у человека появилось гораздо больше времени, чтобы путешествовать, «чем, скажем, во времена, когда из Петербурга в Москву ездили исключительно на лошадях».
3) Чтобы рассказать о красивейших уголках нашей планеты, автор употребляет имена существительные, которые называют предметы, не являющиеся единичными (Чёрном море, Швейцарии, Альпы, Албании и др.).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых — сложноподчинённые предложения, восклицательное предложение, вставные конструкции.
5) Риторический вопрос в последнем абзаце текста убеждает читателей в том, какую ничтожно малую роль техника играет в современном мире.
14 <или> 41
23 <или> 32
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Виновник случившегося отвернулся, пряча свой ПУГЛИВЫЙ взгляд.
Одетый в новый костюм, с бабочкой на шее, Олег имел ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ вид. После НЕУДАЧНОЙ попытки взять высоту спортсмен очень расстроился.
Сотрудникам предприятия предоставляется ГАРАНТИЙНЫЙ отпуск.
Город выглядел таинственно, как декорации РОМАНТИЧЕСКОЙ драмы.
гарантированный
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Весь экипаж корабля не смыкал взгляда целую ночь, никто даже не помышлял о сне, все старались поддержать капитана в трудные для него .минуты.
глаз
попробует
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Вопреки предсказаниям старожилов было тепло и солнечно.
2) Проснувшись поутру довольно поздно, мне показалось, что буря утихла.
3) Принципы изображения Москвы в романе «Мастере и Маргарите» М. Булгакова напоминают принципы изображения гоголевского Петербурга, когда реальное тесно переплетается с фантастическим.
4) Созданием «Цеха поэтов» в 1911 году заявило о себе новое литературное направление — акмеизм.
5) Две машины разъехалось в разные стороны.
6) Дышавший полдень зноем сменился вечерней прохладой.
7) На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющие озеро на обособленные плёсы.
8) Преследуя зверя, охотники вышли к реке.
9) Окказионализмами называют слова, которые образованы вопреки законов словообразования.
А — 3; Б — 9; В — 2; Г — 5; Д — 6.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1) единомышленники, зап..вала (в хоре), оф.щерский
2) х..отичный, возрождение, возразить
3) песс..мистический, невнимательный, тренироваться
4) см..гчить (тон), разр..дить (обстановку), снаряжение
5) пл..вец, тр..стник, умножение
45 <или> 54
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..мкнуть, пр..слать, пр..говор
2) от. .рвать, познавательный, под..браться
3) по..бородок, о..бросить, пре..сказать
4) бе..звёздный, и..мельчить, бе..пробудный
5) под..язычный, об..ятия, из..ян
125 <или> любая другая последовательность этих цифр
245 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бор..щийся (за правду), мел..щий (зёрна)
2) (рабочие) покрас..т (забор), застро..нный
3) докош..нная (поляна), надуш..нный (одеколоном)
4) (вы) скаж..те, (он) прикин..т
5) выскоч..м, (вы) вытерп..те
1345 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Стоит ли молодым писателям проявлять (НЕ)ТЕРПИМОСТЬ к критике?
2) Эта задача так и (НЕ)РЕШЕНА учениками.
3) (НЕ)ЯРКОЕ, а бледноватое и какое-то спокойное пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
4) А кругом на полях (НЕ)ПРОБУДНАЯ тишь.
5) С утра до утра шёл (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ мелкий, как водяная пыль, дождик.
235 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
1) Он молчал (ОТ)ТОГО, что был несколько ошеломлён рассказом, но не (НА)СТОЛЬКО, чтоб говорить об этом.
2) КАК(ТО) раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь (ЗА)МУЖ.
3) (И)ТАК, вы собираетесь перевести деньги (НА)СЧЁТ в банке.
4) (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких дней значительная часть тиража журнала была распространена (В)РОЗНИЦУ.
5) Дорогу размыло, (ПО)ЭТОМУ добирались мы к леснику с большим трудом, (ЗА)ТО какое удовольствие испытали, когда расположились у камина в доме хозяина.
15 <или> 51
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Учё(1)ыми зафиксированы негативные последствия курения: нарушение
кровообращения в результате суже(3)ия сосудов, атеросклероз, инсульт, инфаркт, эндокри(4)ые нарушения, ослабление имму(5)ой системы, преждевреме(6)ое изнашивание организма.
123 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
3) Было прохладно и берёзовые почки источали горькую сладость.
4) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.
5) На Лиде были юбка и рубашка из яркой красной ткани в мелкий белый горох.
23 <или> 32
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
От 60 до 80% мусора составляет вторсырьё (1) подходящее для дальнейшей переработки. Организуя раздельный сбор мусора дома (2) и (3) сдавая отходы по видам в пунктах приёма (4) люди способствуют (5) улучшению экологической обстановки.
14 <или> 41
12 <или> 21
12 <или> 21
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою. (2)Тёмно-синяя поверхность моря сбросила с себя уже сумрак ночи, ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском. (3)С бухты несёт холодом, туманом. (4)Снега нет — всё черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под
ногами. (5)Далёкий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми
выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра. (6)Кажется, на кораблях глухо бьёт восьмая склянка.
(По JI. Н. Толстому)
23 <или> 32
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) О, это большой честолюбец!
(Н. В. Гоголь)
Б) Да разве я не могу быть… пожалован
генерал-губернатором, или интендантом,
или там другим каким-нибудь?
(Н. В. Гоголь)
Б) Бегаю по двору, и собаки тоже.
Спрашивают: что делать? Не знаем!
(М. Горький)
Г) Пришли соседи… Женщина с ребёнком.
(С. А. Есенин)
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана.
(М. Ю. Лермонтов)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) вопросно-ответная форма изложения
2) литота
3) риторический вопрос
4) олицетворение
5) парцелляция
6) гипербола
7) бессоюзие
8) риторическое обращение
9) риторическое восклицание
А — 9; Б — 3; В — 1; Г — 5; Д — 4.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27
(1)Родители мои купили небольшое именьице в Кромском уезде. (2)Тем же летом мы переехали из большого городского дома в очень уютный, но маленький деревенский дом с балконом, под соломенною крышею. (З)Это местность степная и хлебородная, и притом она хорошо орошена маленькими, но чистыми речками.
(4)В деревне у меня сразу же завелись обширные и любопытные знакомства с крестьянами. (5)Пока отец и мать были усиленно заняты устройством своего хозяйства, я не терял времени, чтобы самым тесным образом сблизиться со взрослыми парнями и с ребятишками, которые пасли лошадей. (6)Сильнее всех моими привязанностями овладел, впрочем, старый мельник, дедушка Илья — совершенно седой старик с пребольшими чёрными усами. (7)Он охотно вступал в беседы, которые вёл отрывками, без всякой связи, но любил систему намёков и при этом подсмеивался не то сам над собою, не то над слушателями.
(8) По должности мельника дедушка Илья имел довольно близкое отношение к водяному, который заведовал нашими прудами, верхним и нижним, и двумя болотами.
(9) Дедушка Илья о нём всё знал и говорил:
— Он меня любит. (10)Он, ежели когда и сердит, домой придёт за какие-нибудь беспорядки, — он меня не обижает, пальцем не тронет. (11)Ляжет тут другой на моём месте, на мешках, — он так и сорвёт с мешка и выбросит, а меня ни в жизнь не тронет.
(12) Все молодые люди подтверждали мне, что между дедушкою Ильёю и «водяным дедкой» действительно существовали описанные отношения, но только они держались вовсе не на том, что водяной Илью любил, а на том, что дедушка Илья, как настоящий, заправский мельник, знал настоящее, заправское мельницкое слово, которому водяной повиновался так же беспрекословно, как ужи и жабы, жившие на плотине.
(13) С ребятами я ловил пескарей и гольцов, которых было великое множество в нашей узенькой, но чистой речке Гостомле; но, по серьёзности моего характера, более держался общества дедушки Ильи, опытный ум которого открывал мне полный таинственной прелести мир, который был совсем мне, городскому мальчику, неизвестен. (14)От Ильи я узнал и про домового, который спал на чердаке, и про водяного, который имел прекрасное и важное помещение под колёсами мельницы, и про кикимору, которая была так застенчива и непостоянна, что пряталась от всякого нескромного взгляда в разных пыльных углах — то в риге, то в овине. (15)Меныпе всех мельник знал про лешего, потому что этот жил где-то далеко и только иногда заходил к нам в густой ракитник, чтобы сделать себе новую ракитовую дудку и поиграть на ней в тени деревьев. (16)Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность, и их густое, образное содержание до такой степени переполняло мою фантазию, что я сам был чуть ли не духовйдцем. (17)Ребячий милый мир тех сказочных существ, о которых наговорил мне дедушка Илья, казался мне необходимым. (18)Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией.
(По Н. С. Лескову)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Дедушка Илья заведовал прудами и болотами, которые находились в имении, купленном родителями рассказчика.
2) Мельник неохотно вступал в разговор и старался больше молчать.
3) Дедушка Илья — это старый седой мельник с большими чёрными усами.
4) Молодые люди и герой рассказа не верили тому, о чём рассказывал старый мельник, считали дедушкины истории выдумками.
5) Во время беседы дедушка Илья говорил намёками, вёл бессвязный разговор.
35 <или> 53
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 2, 3 содержится описание.
2) В предложениях 6-8 представлено повествование.
3) Предложение 10 противопоставлено по содержанию предложению 9.
4) Предложение 14 поясняет содержание предложения 13.
5) В предложениях 16-18 представлено описание.
235 <или> любая другая последовательность этих цифр
духовидцем <или> духовидец
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что влияет на формирование личности ребёнка?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проблема
Что влияет на формирование личности ребёнка?
Авторская позиция
Доверие родителей, близость к природе, общение со сверстниками, с интересными, опытными людьми из мира взрослых — всё это оказывает влияние на формирование личности ребёнка.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: