Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
В школьных учебниках (да и во многих научных работах) высказывается мысль, что смысл искусства — в передаче знаний, что художник делает то же, что и учёный, только если учёный передаёт свои знания в форме логических выкладок, рассуждений, силлогизмов, то художник выражает их образно, наглядно, картинно. Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, как выразился однажды Белинский.
Вслушайтесь: то же, что учёный, только образно, наглядно, занимательно. Сразу же встаёт вопрос: какие это знания, какие истины передаёт нам архитектор, создающий городской ансамбль, или ваятель, вылепивший декоративную вазу? Получается, художник особых знаний не передаёт, а только раскрашивает эмоциями уже открытые в научной форме (пусть даже и им самим) истины. Получается, что искусство — нечто вроде науки, но не в чистом виде, а подслащённой сиропом. Но если это так, то юные физики и техники имеют вроде бы все основания похлопывать искусство по плечу: они не дети, они, ого-го, мужчины, их ни горьким, ни крепким не напугаешь!
«Ив космосе нужна будет ветка сирени» — так на вопрос о назначении искусства отвечали многие люди. Жидкий получился довод, гимназистский. Приятно, конечно, настоящему, деловому человеку после настоящей работы понюхать цветочек, но хлебу, кислороду или кольту на бедре он не конкурент!
Восторги перед искусством, любовь к нему, наслаждение, которое оно даёт, — недостаточные аргументы в споре. Главный вопрос пока остался без ответа, но это <…> не значит, что искусству нечего сказать о себе в оправданье!
(По А. А. Нуйкину)
вовсе <или> отнюдь <или> совсем <или> совершенно <или> абсолютно <или> ещё <или> решительно
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВЫКЛАДКИ. Расчёт, вычисление. Математические в.
2) ЧИСТЫЙ, перен. Нравственно безупречный, честный, правдивый. Сказать от чистого сердца. С чистой совестью.
3) ЖИДКИЙ, перен. Недостаточный, неполноценный по величине, силе, жизненности, выразительности. Жидкие мускулы. Ж. голос. Жидкое деревцо.
4) РАБОТА. Материал, подлежащий обработке, находящийся в процессе изготовления. Брать работу на дом.
5) СПОР. Словесное состязание, обсуждение чего-н., в котором каждый отстаивает своё мнение. Вести с. Учёные споры.
135 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к публицистическому стилю речи, рассчитан на широкую аудиторию и посвящён проблеме назначения искусства.
2) Использование однородных членов предложения, вопросительных и восклицательных предложений, анафоры («получается» во втором (2) абзаце) позволяет усилить эмоциональность высказывания, выразить отношение автора текста к поставленной
проблеме.
3) Проблематика статьи обусловила широкое использование лексики из сферы искусства (искусство, художник, ваятель, архитектор).
4) Использование эпитетов («в школьных учебниках», «вылепивший вазу ваятель», «деловому человеку» и др.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает выразить точку зрения автора.
5) В начале текста обозначается предмет рассуждения, который затем конкретизируется во втором (2) предложении второго (2) абзаца: какие это знания, какие истины передаёт нам архитектор, создающий городской ансамбль, или ваятель, вылепивший вазу?
1235 <или> любая другая последовательность этих цифр
124 <или> любая другая последовательность этих цифр
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Учитель с волнением ловил на себе ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды ребят и продолжал проникновенно рассказывать о событиях знаменательного дня.
Чтобы побеждать в СЛОВЕСНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.
Сергей был (и это признавали все) очень НАБЛЮДАТЕЛЬСКИМ человеком в нашей команде.
Состоявшаяся накануне международная встреча ещё раз подтвердила ЭФФЕКТИВНОСТЬ работы российских дипломатов.
Детские врачи рекомендуют переводить ребёнка на ИСКУССТВЕННОЕ питание только с десятимесячного возраста.
наблюдательным
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Весной, когда опасность заморозков завершилась, азалии были вынесены на улицу в затенённое место.
миновала <или> исчезла <или> отступила
падежей
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) За последним поворотом открылась широкая дорога, по которой шли впряжённые волы в большую гружёную арбу.
2) Благодаря существующим в языке синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.
3) Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, а также культура.
4) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, часто становится новатором.
5) Наслаждаясь тёплым летним днём, ощущается запах созревших трав.
6) Даниель Дефо (1660-1731) — английский писатель, автор известного романа «Робинзона Крузо».
7) Употребляя деепричастие, нужно учитывать структуру предложения.
8) Те, кто читал статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», знакомы с оценкой критиком образа Катерины.
9) Пётр I, издав указ, обязал всех оружейников, которые не работали на заводе, перейти в Оружейную слободу.
А — 1; Б — 3; В — 6; Г — 4; Д — 5.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) прор..дить (всходы), р..цензент, интеллектуальный
2) закоренелый, воспалительный (процесс), гр..мадных (размеров)
3) аккомпанировать, ан..логичный, пол..гаться (на чьё-то мнение)
4) в..новатый, пол..нявшая (от стирки вещь), заст..лать (пол ковром)
5) раст..рать (в порошок), б..рёзовый, скр..пят (ворота)
14 <или> 41
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..дать (друга), пр..бывать (в городе), пр..пятствие
2) (дать) ..дачу, не..гораемый, не..дешний
3) предостория, меж..гровой, раз..скать
4) двух..ярусный, трёх..язычный, супер..ядро
5) пр..язык, пр..родина, пр..дедушка
145 <или> любая другая последовательность этих цифр
23 <или> 32
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) затер..нный (в лесу), (они) посел..тся (в деревне)
2) вытерп..шь, представл..нный
3) разлож..шь (вещи), устро..вший (встречу)
4) движ..щаяся (колонна), (овощи) туш..тся
5) излеч..шься, муч..мый (сомнениями)
135 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) В марте (НЕ)ОСТАЁТСЯ никаких следов паутинок.
2) (НЕ)СКОЛЬКО мельчайших шестигранных снежинок облепили застывшую капельку.
3) Басистов катал шарики из хлеба и (НИ)(0)ЧЁМ не думал.
4) Дарья Михайловна (НЕ)МНОГО смутилась.
5) Ученик возразил учителю с (НЕ)КОТОРЫМ недоумением.
13 <или> 31
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Вот (НА)ЧЁМ мы остановились наконец: (ВО)ИЗБЕЖАНИЕ беды я должен был идти на свиданье и честно объясниться с Асей.
2) Надо было дождаться ребят во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ТАК)КАК нельзя бросать друзей в беде.
3) Хозяйка не могла понять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут, разглядываю семейные фотографии на стене.
4) (В)ВИДУ сложности предстоящего маршрута было решено ВСЁ(ТАКИ) не включать подростков в состав туристической группы.
5) ТАК(ЖЕ), как и вчера, сегодня душно, (ОТ)ТОГО все окна открыты.
12 <или> 21
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Установле(1)о, что Христофор Колумб, рождё(2)ый в 1451 году в Генуэзской республике, впервые путешествовал по морю в 14 лет. Своё величайшее открытие — открытие Америки — путешестве(3)ик совершил осенью 1492 года. Тогда и сам он не предполагал,
что найде(4)ые им земли — это часть неизвестного ра(5)ее континента.
15 <или> 51
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предметы или явления так и представить их признаки в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и слушателя.
4) Охрана была поставлена не только у чёрного хода но и у дымовых труб.
5) Солнце скрывается за горами и от реки ощутимо тянет холодом.
245 <или> любая другая последовательность этих цифр
13 <или> 31
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
134 <или> любая другая последовательность этих цифр
125 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Московский Кремль — древнейшая крепость в центре Москвы, а ныне главный общественно-политический, историко-художественный комплекс столицы и официальная резиденция Президента Российской Федерации. (2)Со времён Средневековья Кремль является символом власти, многие события в истории страны связаны с этим сооружением. (З)Существующие кремлёвские стены возведены в 1485-1516 годах. (4)Общая их протяжённость — две тысячи двести тридцать пять метров, высота — от пяти до девятнадцати метров, толщина — от трёх с половиной до шести с половиной метров. (5)Во времена, когда Москва состояла в основном из деревянных построек, князь Дмитрий Донской в 1366 году начал строительство крепостных стен из белого камня. (6)Грандиозность замысла вызвала восхищение современников, отсюда пошло выражение «Москва белокаменная». (7)Другой выдающийся российский правитель, Иван III Васильевич, в конце XV века пожелал перестроить Кремль, для этого были приглашены итальянские мастера. (8)Именно поэтому во внешнем облике Московского Кремля видны элементы итальянской архитектуры.
2467 <или> любая другая последовательность этих цифр
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) «Сынок, посмотри на меня!» — ласково
произнесла мама, в глазах которой виден был
океан материнской любви!
Б) Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум —
Буря на море и думы,
Много мучительных дум.
(А. А. Фет)
В) Как долго ждали мы тебя, весна!
(Я. Омельченко)
Г) И каковы же причины сложившейся
ситуации? Они заключаются в безалаберном,
вызывающем, совершенно неподобающем
отношении ответственных лиц к своим
обязанностям.
Д) Не станет нас. А миру — хоть бы что!
Исчезнем мы. А миру — хоть бы что!
(0. Хайям)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) риторический вопрос
2) эпифора
3) аллитерация
4) метонимия
5) градация
6) ассонанс
7) риторическое обращение
8) литота
9) метафора
А — 9; Б — 6; В — 7; Г — 5; Д — 2.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27
(1)Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. (2)Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!
(З)Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. (4)Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди них как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. (5)Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. (6)Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. (7)Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими. (8)При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах… (9)Нет равного ему в силе — он бог!
(10)Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! (11)Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ. (12)К нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем. (13)Ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков. (14)Ему не избежать современного суда, лицемерно¬бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. (15)Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солнцы — и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья. (16)Ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! (17)Не признаёт сего современный суд и всё обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. (18)Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.
(19)И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы!
(По Н. В. Гоголю)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) У каждого человека найдётся угол, где его ждёт отдых в кругу семьи после долгого, скучного пути.
2) Писатель, избегающий острых социальных тем, идеализирующий жизнь и человека, получает всеобщее признание.
3) Только суд современников способен вынести творчеству художника справедливую, объективную оценку.
4) Писателю нужно быть глубоко неравнодушным человеком, чтобы посвятить своё творчество правдивому изображению реальной жизни.
5) Писатель, не признанный, не принятый современниками, обречён на одиночество.
245 <или> любая другая последовательность этих цифр
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 2 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 1.
2) В предложениях 3, 4 содержится рассуждение.
3) Предложение 5 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 6-8.
4) Предложения 11-14 раскрывают, поясняют смысл предложения 10.
5) В предложениях 15-18 представлено повествование.
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
поприще
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как писатели понимают жизнь и изображают её в произведениях?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, мата, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проблема
Как писатели понимают жизнь и изображают её в произведениях?
Авторская позиция
Писатели по-разному подходят к изображению жизни. Одни из них поверхностно изображают жизнь, исключают темы неугодные и безрадостные, идеализируя тем самым жизнь и человека. Другие берут на себя неблагодарный труд показывать всё, что «ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи».
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: