Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Жизнь — игра со многими правилами, но без рефери. Мы узнаём, как в неё играть, скорее наблюдая её, нежели справляясь в какой-нибудь книге. Поэтому неудивительно, что столь многие играют нечестно, столь немногие выигрывают, столь многие проигрывают.
Рассматривайте то, что вы сейчас услышите, просто как советы. Проигнорируйте их, если угодно, подвергните их сомнению, если необходимо, забудьте их, если иначе не можете: в них нет ничего обязательного.
И теперь, и в дальнейшем, я думаю, имеет смысл сосредоточиться на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счётом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды.
Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в быту или профессиональному успеху (хотя впоследствии возможно и это), и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом, цель — ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу. С каждым днём в душе человека меняется многое, однако способ выражения часто остаётся одним и тем же. Способность изъясняться отстаёт от опыта. Это пагубно влияет на психику. Чувства, оттенки, мысли, восприятия, которые остаются неназванными, непроизнесёнными и не довольствуются приблизительностью формулировок, скапливаются внутри индивидуума и могут привести к психологическому взрыву <…> срыву.
(Из речи И. А. Бродского)
или <или> либо
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СПРАВЛЯТЬСЯ. Наводить справку о ком-чём-н., осведомляться. С. в словаре.
2) СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ. Направить, напрячь, устремляя на что-н. одно. С. на мысли.
3) ЯЗЫК. Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса,
а у человека участвующий также в образовании звуков речи. Коровий я.
4) СЛОВАРЬ. Сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Толковый с.
5) ПАГУБНО. Очень вредно, губительно. П. сказаться на здоровье человека.
125 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
1) Этот текст — образец устной публичной речи; главная цель автора — убедить слушателей в необходимости постоянно пополнять свой словарный запас.
2) Автор даёт практические рекомендации, советы, как улучшить свою речь, чтобы она стала залогом профессионального успеха.
3) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (рефери, банковским счётом, дивиденды, светских умников и др.), устаревшая лексика (нежели, ибо), что позволяет автору быть более убедительным.
4) В тексте широко употребляются глаголы в повелительном наклонении (рассматривайте, проигнорируйте, подвергните, забудьте и др.), потому что автор хочет дать важный совет тем, к кому обращается, но данная грамматическая форма гармонично сочетается с придаточными условными (если угодно, если необходимо, если иначе не можете), чтобы снять интонацию категоричности и назидательности.
5) Для текста характерно использование развёрнутой метафоры (Жизнь — игра со многими правилами, но без рефери.).
145 <или> любая другая последовательность этих цифр
245 <или> любая другая последовательность этих цифр
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Главный редактор газеты обладал независимым характером и не выносил никакого ДИКТАТА.
За добро ПЛАТЯТ добром!
Трагедия произошла в результате БЕЗОТВЕТНЫХ действий сотрудников фирмы.
Новая фирма была зарегистрирована под красивым, ЗВУЧНЫМ названием.
Экологи препятствуют ХИЩНИЧЕСКОЙ вырубке лесов.
безответственных
жизней
апельсинов
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Согласно уговору мы встретились в библиотеке.
2) А. С. Пушкин всё-таки не до конца отказался и остался верным юношеским идеалам.
3) Я пошёл следом и на опушке, близ деревни, догнал человека с ружьём и спросил, что не охотник ли он.
4) Определяя значение непонятных слов, учитывается контекст.
5) Батальон, не замеченного противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.
6) Дмитрий пропустил целый месяц учёбы вследствие сложному заболеванию.
7) Целеустремлённый и неутомимый хирург, талантливый организатор, Генрих Иванович Турнер оставил яркий след в отечественной медицинской науке.
8) Событием в общественной жизни страны стал выход «Блокадной книги», которую Д. Гранин создал совместно с А. Адамовичем.
9) Только изучив основы физики, вы сможете приступить к освоению курса астрономии.
А — 2; Б — 3; В — 5; Г — 6; Д — 4.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пл..вник, наел., ж дающийся, подр..сти
2) начинать, заст..лая (кровать), словосочетание
3) подр..внять (чёлку), ск.жать, изложение
4) заг..рать, аплодисменты, громоздкий
5) дек..рация, в..лейбол, т..лковый (словарь)
145 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) непр..хотливый, пр..гожий, пр..прятать
2) не..гибаемый, в„бираться (на гору), бе..вкусный
3) испо..тишка, (в) пре..дверии, на..ломленный
4) деревообрабатывающий, под..слать, р..списные (стены)
5) фотооб..ектив, без..ядерный, от..явленный
135 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) овладевать, намереваться
2) трав..ной, клюквенный
3) барабан..ик (название профессии), дрессиров..ик (название профессии)
4) черкес..кий, дерз..кий
5) (увидеть) слев.., (отмыть) дочист..
135 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (ветер) растрепл..т (волосы), повал..иные (деревья)
2) задерж..шься, использу..мый
3) посе..шь (зёрна), напблн..вший (водой)
4) (недорого) сто’..щие (книги), (оладьи) жар..тся
5) (звёзды) блещ..т, теш..щий (себя надеждой)
14 <или> 41
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) За (НЕ)ИМЕНИЕМ в гостинице свободных номеров путников поселили в отдельном доме.
2) Вокруг тянулись (НЕ)СКОНЧАЕМЫЕ виноградники.
3) Путники вышли к ещё (НЕ)ОБРОСШЕМУ кромкой льда берегу.
4) (НЕ)МЕШКАЯ ни минуты, ребята собрали чемоданы.
5) Дом, выросший на глазах всего за полгода, (НЕ)СРАЗУ был принят комиссией.
345 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
1) (В)ПЕРИОД обучения в 10-м классе Григорий много занимался, а (ПО)ТОМУ написал контрольную работу на отлично.
2) (В)ПОЛОВИНЕ шестого, как и планировалось, (НА)ПРОТИВ здания театра собрались поклонники балета.
3) (В)МИГ прибежали соседи, (Н А)ПЕРЕГОНКИ неслись ребята даже из других подъездов.
4) Самосвалы, гружённые (ДО)ВЕРХУ, выезжали из карьера, а (НА)ВСТРЕЧУ им двигались порожние грузовики.
5) Товары лежали (В)ПЕРЕМЕШКУ, а ТАК(ЖЕ) не имели маркировки и ценников.
345 <или> любая другая последовательность этих цифр
134 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я стою перед бабушкой и глажу её тёплые мягкие добрые руки.
2) Радостно было на земле и на небе и в сердце человека.
3) К тишине ожидания уже примешивался не столько слышимый сколько угадываемый шум неотвратимого движения поезда.
4) Люди были смелые весёлые и сильные.
5) В сундуке я нашёл пожелтевшую написанную по-латыни гетманскую грамоту.
345 <или> любая другая последовательность этих цифр
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
124 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Сергиев Посад — прославленная духовная столица России. (2)Город стоит на реке Кончур. (3)К середине XIX века река обмелела, но в местных преданиях она остаётся полноводной красавицей, которая не раз спасала жителей города от засухи. (4)История посада тесно связана с Троице-Сергиевой лаврой, к которой со времён преподобного Сергия Радонежского тянулись люди. (5)В 1782 году указом императрицы Екатерины II эти небольшие поселения были объединены в городскую единицу, названную тогда Сергиевым Посадом. (6)Яркой достопримечательностью города является Музей игрушки, в котором представлена история традиционного городского промысла, а именно создания кукол. (7)Музей ведёт большую педагогическую работу и постоянно обновляет экспозиции. (8)В этом музее интересно как детям, так и взрослым. (9)Ведь создание игрушки — это особое искусство.
346 <или> любая другая последовательность этих цифр
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.
(М. Ю. Лермонтов)
Б) Страшен был и беспорядочный гул… за оградой сада.
(И. А. Бунин)
B) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
(А. С. Пушкин)
Г) Горячее лицо с тоской искало ветра, да ветра-то не было.
(И. С. Тургенев) Д) Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем.
(А. С. Пушкин)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) литота
2) лексический повтор
3) олицетворение
4) вопросно-ответная форма изложения
5) эпитет
6) метафора
7) сравнение
8) риторическое обращение
9) бессоюзие
А — 3; Б — 5; В — 8; Г — 2; Д — 6.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27.
(1)Кутузова не стало! (2)Весть эта бежит из города в стан, из дворца в хижину и наполняет всё унынием. (3)0дин передаёт другому это печальное известие, как будто лишился единственного друга или отца, как будто потерял с ним всё, что имел драгоценнейшего на свете. (4)Иной отвергает этот слух, чтобы продлить хоть на малое время сладкое заблуждение, что Герой живёт ещё среди преданного ему войска. (5)Другой, соразмеряя течение его жизни с бессмертием дел его, не верит, чтобы грозная коса смела прервать священную нить её, чтобы от этого отличнейшего мужа Природа потребовала себе дани наравне с толпой простых смертных. (6)Но всеобщее сокрушение удостоверяет нас, что Кутузов более не существует.
(7)Союзные цари погрузились в тёмную думу: кому поручать великое бремя предводителя войск и кто с полной уверенностью в своих дарованиях и опытности предпримет довершить подвиг, столь славно Исполином нынешней войны начатый и продолженный? (8)Германия, заранее предупреждённая молвой о славе дел его, давшая ей с восхищением дорогу между своими народами, готовая уже совершенно преклонить весы на священную сторону, объялась вдруг нерешимостью и с сомнением ожидает, кто заменит вождя, исполнявшего лучшие её надежды. (9)Между полководцами ходит уже проснувшаяся зависть, и прельщает их мечта честолюбия, ибо войско лишилось того, который неоспоримой славой заставил её умолкнуть, ибо не стало уже Гения, умевшего соединить в пользу общую умы беспокойные и несогласные.
(10)Здешний селянин, как будто увидев надежду полей своих, с ним погибшую, останавливает соху на незаконченной борозде. (11)«Кто защитит плоды трудов моих, — восклицает он, — когда судьба отняла у нас защитника?!» (12)Мать ведёт детей своих к гробу великого. (13)«Он был спаситель своего Отечества, — говорит она. — (14)Поклонитесь его праху и молитесь, чтобы Всевышний послал Родине подобного заступника!» (15)Но как словами представить сердечное сокрушение российских воинов? (16)Одни ещё просят ценой собственной жизни сохранить дни Вождя любимого. (17)Другие мысленно провожают в последний путь. (18)Кто-то рассказывает, как покойный князь накануне общего боя обменялся драгоценным наперсным крестом на медный солдатский, который после того носил под звёздами, от первых государей мира полученными. (19)Другой завещает престарелым родителям, как лучшее своё сокровище, серебряную монету, пожалованную ему недавно собственными руками фельдмаршалом. (20)Иной в трогательных воспоминаниях проходит длинный ряд годов, проведённых в служении царю и Отечеству под начальством великого, и считает годы эти победами, им достигнутыми. (21)Другой повествует о любимых его изречениях, достойных быть переданными потомству, о ласковом его обращении с подчинёнными, смягчавшем суровую жизнь ратника, о трудных походах, его заботами облегчённых. (22)Никто из них не может без слёз говорить о смерти Светлейшего — в его лице лишились они предводителя, родного им по вере и языку отцов их, родного и по любви к ним и неусыпным о них попечениям; в нём потеряли предводителя, который не допустил посрамления Земли Российской.
(23)В одном стане врагов слышны радостные клики и торжествуют смерть Героя: в нём видели они меч, каравший их от полей Бородина до берегов Эльбы. (24)«3а нас ныне и Судьба!» — провозглашают они в безумной слепоте и веселятся унынию священных легионов.
(25)Нет! (26)Мы не дадим смеяться врагам нечестивым. (27)Докажем им при первом бое, что Кутузов не умер, что он живёт в духе российских воинов и что никто не отнимет от них руки победы, доколе имя славного защитника Отечества не изгладится из сердец современников и памяти благодарного потомства.
(По И. И. Лажечникову)
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Известие о том, что Кутузова не стало, не подвергалось сомнению.
2) Кутузов обладал способностью преодолевать разногласия ради общей пользы.
3) Рядом с наградами, полученными от первых государей мира, Кутузов до конца своих дней носил драгоценный наперсный крест.
4) Кто-то из воинов вспоминает любимые изречения фельдмаршала, чтобы передать их потомкам.
5) Великий полководец продолжает жить в духе русских воинов.
13 <или> 31
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3-5 представлено описание.
2) В предложении 7 содержится рассуждение.
3) Предложение 11 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 10.
4) В предложении 22 обобщается содержание предложений 16-21.
5) В предложениях 25-27 представлено повествование.
24 <или> 42
лишилисьпотеряли <или> потерялилишились <или> лишитьсяпотерять <шга> потерятьлишиться
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какого полководца признают и называют великим?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проблема
Какого полководца признают и называют великим?
Авторская позиция
Великим становится полководец, который, будучи предводителем войска, не только одержал великие победы, признан спасителем Отечества, хранителем родной земли, но и завоевал любовь народа, который видит в нём своего заступника. Это полководец, завоевавший любовь заботой о ратниках и ласковым обращением с подчинёнными; полководец родной по вере и языку отцов. Великим называют полководца, который, благодаря умению «соединить в пользу общую умы беспокойные и несогласные», завоевал уважение союзников.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: