Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Имя Достоевского не нуждается в преувеличенных восторгах — он <…> велик. По-видимому, оценочные категории, применимые ко всему его творчеству, выходят за вульгарно-социологические пределы однозначных «да» или «нет», решительно ломают банальные измерения таланта, подобно тому как глобальные понятия несовместимы с комнатными аксиомами.
Достоевский огромен и обыкновенен, страстно целеустремлён и противоречив, добр и зол, любвеобилен и исполнен ненависти — он сложен. Но при всём этом, несомненно, его объединяет в нераздельно целую фигуру одно — одержимое стремление к познанию человеческой сути через трагедию и страдание, постигающее истину. Фигурально выражаясь, формула движения его героев складывается из следующих этапов: жизнь — ад, в муках осознание самого себя — чистилище, смирение — врата нравственного рая.
Как и у всех художников мирового звучания, истина для Достоевского не золотое сияние прекрасного июльского дня, не любовь как просто любовь, не зло как просто зло, не добро как просто добро. Мысли и страсти человеческие всегда лежат в сердцевине этих извечных чувств, однако проявлены они при столкновении с жизнью с такой пронзительной болью, что все персонажи писателя из людей будто заурядных вырастают в явления необычные, исключительные, неповторимые. Дмитрий и Иван Карамазовы, князь Мышкин, Раскольников, Настасья Филипповна, Грушенька, Свидригайлов, Ставрогин — это уже не литературные характеры как воплощение самой натуры, это нечто большее, ибо они ходят по земле, они абсолютно реальны, но в то же время в них ошеломительная и выходящая из ряда вон объёмность.
(По Ю. В. Бондареву)
слишком <или> чересчур
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПРЕДЕЛ. Пространственная или временная граница чего-н. За пределами страны.
2) СУТЬ. Самое главное и существенное в чём-л., сущность. Войти в с. дела. Вникнуть в с. вопроса. Самую с. узнал.
3) БОЛЬ. Ощущение страдания. Физическая б. Душевная б.
4) ХАРАКТЕР. Образ, содержащий типичные, обобщённые черты какой-либо группы людей; тип. Комедия характеров. Характеры, изображены с поразительной живостью.
5) НАТУРА. То, что существует в действительности, настоящая, естественная обстановка, условия, в отличие от изображённого. Познакомиться с чем-н. в натуре. Рисовать с натуры и натуру.
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите
номера ответов.
1) Текст характеризуется рядом особенностей: преобладанием общеупотребительной лексики, отказом от узкоспециальной терминологии; ярко выраженной позицией автора.
2) Автор стремится передать личное отношение к тому, о чём он говорит, продемонстрировать свою точку зрения, убедить читателя. Для этого в тексте используются различные средства выразительности, например антонимы («да» — «нет», добр — зол, ад — рай, заурядных — необычные), синонимы (необычные, исключительные, неповторимые).
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, обособленные определения, вводные слова.
4) Система доказательств, используемая автором текста, позволяет ему убедить читателя в мысли, высказанной им во втором (2) предложении текста: «По-видимому, оценочные категории, применимые ко всему его творчеству, выходят за вульгарно-социологические пределы однозначных „да“ или „нет», решительно ломают банальные измерения таланта, подобно тому как глобальные понятия несовместимы с комнатными аксиомами».
5) Текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется слабой выраженностью личной позиции автора.
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Я вернулся в комнату, где мой ГОДОВАЛЫЙ сын спал, ворочаясь в кровати. ОРГАНИЧЕСКИЙ дуэт балерины и танцора стал важной находкой хореографа, ставившего спектакль.
В новой квартире мы не стали устанавливать ВАННУ, посчитав душевую кабину более правильным решением.
Цветы этого растения содержат стойкий жёлтый КРАСЯЩИЙ пигмент.
ПОЧЁТНЫЙ гражданин — звание, присуждаемое за большой вклад в культуру, науку, искусство, экономику города.
органичный
ветхую
вишен
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное употребление имени числительного
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) У ребёнка есть некая ежедневная норма движения, заданная самой природой: пробежать около семи километров, напрячь диафрагму (закричать) более двухсот раз, поднять в сумме чуть менее ста килограммов.
2) Я ответил бабушке, что проснулся в три часа утра, потому что озяб.
3) А. С. Пушкин бросает вызов обществу, заявляя, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
4) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
5) В архиве дела должны храниться девяносто шесть лет, а по истечению этого срока они подлежат уничтожению.
6) Вследствие длительного отсутствия катера на поиски судна было послано двое самолётов.
7) Рассматривая экспонаты коллекции, молодому геологу казалось, что он уже видел эти минералы в природе.
8) Надя попросила, чтобы её хотя бы раз выслушали до конца.
9) Анна Ивановна, приходившая к ним раз в две недели стирать бельё, воскликнула, глядя на эту вечно склонённую над письменным столом голову, что для такого человека она б не только выстирала, но и накрахмалила всё.
А — 6; Б — 4; В — 3; Г — 7; Д — 5.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) разжигание (костра), фигурировать, ут..шение
2) вещественные (доказательства), осл..плённый, сув..ренитет
3) нагром..здить, конкурент, сторониться
4) обр..зность, либерализм, м.жнуть (хлеб в соль)
5) мот..вировать, ист..на, экспрессивный
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и.людлобья, мировоззрение, ра..жать
2) недоверие, поз..вчера, пр..славяне
3) без..нвентарный, подытожить, сверх..скусный
4) с..ёжиться, необъезженный, от..единить
5) Пр..уралье, пр..танцовывать, пр..поднять
45 <или> 54
14 <или> 41
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) почу..вший (опасность), припа..нный (к чайнику носик)
2) танцу..шь, невид..мый
3) (он) выжив..т, выкач..нный (из гаража автомобиль)
4) вер..щий (в добро), (они) ма..тся (от жары)
5) грохоч..щие волны, (продавцы) назнач..т (цену)
13 <или> 31
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Литвинов также понимал, что именно опыта и знания ему (НЕ)ДОСТАВАЛО.
2) В эту осень (НЕ)БЫЛО золотых деньков.
3) Не сияли берёзовые перелески под (НЕ)ГРЕЮЩИМ солнцем.
4) Дорога в Каменку пролегала через старый, подгнивший мост, мимо покрытых ещё (НЕ)СКОШЕННОЙ травой заливных лугов.
5) Однако концерт всё же был (НЕ)ОКОНЧЕН.
13 <или> 31
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) Лучше (КАК)НИБУДЬ в солнечный погожий день пробежаться на лыжах (ПО)ХОРОШЕМУ ровному снегу.
2) ПОДХОДИТЕ(КА) (ПО)БЛИЖЕ, дайте на вас посмотреть.
3) Когда уходили от берега, море уже подёрнулось (ТЁМНО)СВИНЦОВОЙ рябью совсем (ПО)ЗИМНЕМУ.
4) Как мне ни было страшно, ВСЁ(ТАКИ) КАКАЯ(ТО) сила не позволила мне отступить.
5) Вокруг была потрясающая тишина и струились волны, а она пела, и, (ПО)МОЕМУ, ЧТО(ТО) грустное.
345 <или> любая другая последовательность этих цифр
1356 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите
номера этих предложений.
1) Но неизвестный человек уже распахнул окно и выпрыгнул в маленький привокзальный садик.
2) В XIX веке в Европе и Америке наука и производство развивались быстрыми темпами.
3) Сняли городской театр на всю зиму и сдавали его на короткие сроки то малороссийской труппе то приезжему фокуснику то местным любителям.
4) Богатый не бедствует да жалуется.
5) Картина М. Врубеля «Сирень» прямо на выставке была куплена П. М. Третьяковым и вот уже более ста лет это полотно находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
45 <или> 54
14 <или> 41
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
— Ты (1) любишь эту арию? Я очень рад; её прекрасно поёт Ольга Ильинская… Впрочем (2) может быть (3) я пристрастно сужу: у меня к ней слабость… Однако (4) не отвлекайся, не отвлекайся, — прибавил Штольц, — рассказывай!
(По И. А. Гончарову)
23 <или> 32
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Руководство концерна прекрасно понимает (1) что для осуществления программ нужны высококвалифицированные специалисты (2) которые (3) способны работать в условиях рыночной экономики (4) вследствие чего с помощью концерна (5) организован международный экономический колледж.
124 <или> любая другая последовательность этих цифр
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Вы отчалили от берега. (2)Кругом вас блестящее уже на утреннем солнце море, а впереди — старый матрос в верблюжьем пальто и молодой белоголовый мальчик, молча усердно работающий вёслами. (3)Вы смотрите и на полосатые громады кораблей, близко и далеко рассыпанных по бухте, и на чёрные небольшие точки шлюпок, движущихся по блестящей лазури, и на красивые светлые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, виднеющиеся на той стороне, и на пенящуюся белую линию бона и затопленных кораблей, и на далёкий неприятельский флот, маячащий на хрустальном горизонте моря. (4)Вы слушаете равномерные звуки ударов вёсел и звуки голосов, по воде долетающих до вас. (5)Ещё слушаете величественные звуки стрельбы, она, как вам кажется, усиливается в Севастополе. (6)Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества и чтобы кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах.
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Установите соответствие между предложениями И названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Да, странная это вещь — любовь!
Б) Новая дума поселилась в моей голове.
В) Прости, родной приют.
(С. А. Есенин)
Г) В сто сорок солнц закат пылал.
(В. В. Маяковский)
Д) Он уже рассказал мне о себе, а мне было
нечего рассказывать.
(М. Ю. Лермонтов)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) гипербола
2) риторическое восклицание
3) риторическое обращение
4) сравнение
5) парцелляция
6) инверсия
7) градация
8) олицетворение
9) антитеза
А — 6; Б — 8; В — 3; Г — 1; Д — 9.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27
(1)Я исходил по Парижу десятки вёрст, нося в своей душе груз горького, подлого и страшного, и совершенно неожиданно доплёлся до Лувра. (2)Без малейшей нравственной потребности вошёл я в музей. (З)Машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой ровно ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках. (4)И вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, поражённый чем-то необычайным, непостижимым, я остановился перед Венерой Милосской.
(5)Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?» (6)Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость… (7)До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (8)Похожа ли она видом на руку человеческую? (9)Нет, это просто какой-то кожаный комок. (10)Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (11)Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, измученного, искалеченного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растёт, заставило также бодро проснуться и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
(12)Мне невозможно было даже мысли допустить, чтобы в эту минуту я мог подумать жить чем-нибудь таким, что составляло простую житейскую необходимость той поры, то есть того времени, когда я был скомканной перчаткой. (13)0пять позволить скомкать себя так, как это было час тому назад и всю жизнь до этого часа? (14)Нет, нет! (15)Я не мог даже есть, пить в этот день, до такой степени мне казалось это ненужным и обидным для того нового, что я бережно нёс в себе.
(16)С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чём-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (17)Это значило потерять счастие ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (18)Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу «с чистою совестью» принять в себя животворную тайну. (19)Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда ещё никого там не было.
(20) И как бы вы тщательно ни разбирали Венеру Милосскую с точки зрения «женской прелести», вы на каждом шагу будете убеждаться, что творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую цель.
(21) Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека — мужчину, женщину, ребёнка, старика — с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными — вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой.
(22) Он брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, ловя в этом только человеческое. (23)Из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что составляет смысл всей его работы, то, чего сейчас, сию минуту нет ни в ком, ни в чём и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе.
(По Г. И. Успенскому)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик пришёл в музей с целью увидеть статую Венеры Милосской.
2) Осмысливая свои ощущения, рассказчик сравнивает себя со скомканной в руке перчаткой.
3) Венера Милосская стала для рассказчика источником душевной радости, поэтому он старался бывать в музее как можно чаще.
4) По мнению рассказчика, создатель Венеры Милосской ставил перед собой цель запечатлеть образец женской красоты.
5) После встречи с Венерой Милосской рассказчик почувствовал необходимость перемен в своём поведении.
25 <или> 52
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5-9 представлено рассуждение.
2) Предложения 10 и 11 противопоставлены по содержанию.
3) Предложение 14 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 13.
4) В предложениях 16, 17 представлено повествование.
5) Предложение 21 поясняет, раскрывает содержание предложения 20.
135 <или> любая другая последовательность этих цифр
напротив
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Искусство… В чём его сила?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Истинное творение искусства способно произвести в человеке неожиданные перемены, принести радость, ощущение свежести, света; пробуждает осознание собственного достоинства, нравственно исцеляет человека.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: