Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 28

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Корреспондент. Надежда Алексеевна, разве мы обязаны быть грамотными?
Н. А. Илюхина. Есть целый ряд профессий, требующих высокой грамотности. Это учитывается при приёме на работу. В отношении других такого требования нет, но я убеждена, что любой интеллигентный и/или образованный человек ощущает потребность быть грамотным. Стыдно не уметь правильно, точно, выразительно говорить и писать на родном языке — из чувства самоуважения, национального достоинства. А русский — ещё и государственный язык в нашей стране. Им необходимо владеть любому гражданину. Сейчас существуют текстовые редакторы, которые исправляют ошибки и тем облегчают положение пишущего. Но пусть такой (полезный!) редактор лишь подстраховывает пишущего, но не избавляет от «ответственности». Иначе со временем мы можем доверить роботу и думать за нас.
Корреспондент. Сейчас особо ярко наблюдается трансформация русского языка. Как вы считаете, это деградация или эволюция?
Я. А. Илюхина. Говорить о трансформации языка неправильно. Да, сейчас под влиянием множества причин процессы языкового развития протекают гораздо быстрее, чем даже 30 лет назад. И язык, особенно лексика, стилистика, заметно меняется на наших глазах. Но ядра языковой системы это не затрагивает.
Корреспондент. Врождённая грамотность — правда или миф?
Я. А. Илюхина. Разумеется, это миф. Врождённым не является <…> язык, правильнее говорить о врождённой способности к усвоению языка, которая передаётся генетически, а усваивается ребёнком, как известно, тот язык, на котором говорят в его окружении. Тем более неправильно говорить о врождённом знании правил орфографии и пунктуации. Другое дело, что есть определённые склонности, как к музыке, рисованию, конструированию. Одни люди хорошо чувствуют синтаксическую структуру предложения, другие — нюансировку смысла и легко оформляют его пунктуационно. Людям, которых называют визуалами, помогает зрительная память.
Корреспондент. Влияют ли соцсети на устную и письменную речь?
Н. А. Илюхина. Прежде всего соцсети (чаты, форумы и т. д.) отражают устную речь. Это не что иное, как устная речь, облечённая в письменную форму, с её особыми нормами, разительно отличающимися от норм письменной речи. Конечно, далеко не всегда грамотная. Всё это вместе бросается в глаза. Со временем привыкнем, поскольку у этой сферы и этого способа общения безусловные перспективы. Уже вырабатываются и дополнительные графические средства, и способы сокращения, и невербалика, характерные именно для интернет-коммуникации.

(Из интервью с профессором Самарского университета Надеждой Алексеевной Илюхиной)

1

Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в шестом (6) абзаце текста. Запишите эту частицу.

даже <или> и

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВЫСОКИЙ. книжн. Выдающийся по своему значению, очень важный, почётный. Высокая награда. В, гость.
2) ЯЗЫК. Речь, способность говорить. Лишиться языка.
3) ВЛАДЕТЬ. Уметь, иметь возможность пользоваться чем-н., действовать при помощи чего-н. В. оружием. В. пером.
4) ПРОТЕКАТЬ. Просачиваясь, проникать. Вода протекает в трюм.
5) МИФ. перен. О недостоверном рассказе, выдумке. Разбить м. о непобедимости фашизма.

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст относится к научному стилю, так как основные цели интервью — проанализировать важную лингвистическую информацию, дать научные определения понятиям.
2) В ходе интервью обсуждается проблема роли языковой грамотности в современном мире.
3) Наряду с общеупотребительными словами в тексте используются термины и терминологические сочетания (процессы языкового развития, лексика, стилистика, ядра языковой системы, синтаксическую структуру предложения и др.).
4) Текст имеет грамматические и лексические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные {влиянием, развития, конструированию и др.), абстрактную лексику (трансформация, деградация, эволюция и др.).
5) Убедительность речи интервьюируемого достигается путём использования приёма градации (музыке, рисованию, конструированию; и дополнительные графические средства, и способы сокращения, и невербалика).

234 <или> любая другая последовательность этих цифр

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) мЕстностей                4) зАперла
2) зАгнутый                    5) накрЕнится
3) килОметр

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
ДИПЛОМАНТА конкурса молодых исполнителей зрители встретили оглушительными аплодисментами.
Большая часть текстов автора написана в ПУБЛИЦИСТИЧНОМ стиле.
ВЫДАЧА коньков производится при наличии у посетителя катка паспорта или любого другого документа, который может быть оставлен в залог.
Занятия в бассейне приносят ДВОЙНУЮ пользу: они благотворным образом влияют и на физическое, и на эмоциональное состояние человека.
Она почувствовала себя беспомощной, УНИЖЕННОЙ, оттого что этот человек обошёлся с ней столь некрасиво.

публицистическом

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Животные, которые бросаются в спячку, остаются в своих берлогах, норах или убежищах на несколько недель или даже месяцев.

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более ВОСЕМЬСОТ миллионов ЯРЧЕ солнца пара ТУФЕЛЬ ночные СТОРОЖА ПРИВЛЕЧЁТ внимание

восьмисот

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение в построении предложения с косвенной речью
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Проживавшие три сестры в городе решили переехать в деревню, ближе к природе.
2) В разговоре с отцом я задал интересующий меня вопрос, и отец ответил на него.
3) Практически все, кто пользуется очками, имеют двое очков, чтобы всегда под рукой были запасные.
4) Баку гостеприимно приняла делегацию российских спортсменов, приехавших в этот город на соревнования.
5) Евгений Базаров ответил, что его дед землю пахал.
6) Приобретя лотерейный билет, у вас есть шанс выиграть удивительную поездку в Крым.
7) Таити был назван настоящим раем для любителей природы, не тронутой цивилизацией.
8) В университетах занятия ведутся строго в соответствии и на основе утверждённого учебной частью расписания.
9) Кирила Петрович, увидев Машу, спросил у неё, где ты была.

А — 8; Б — 9; В — 1; Г — 6; Д — 4.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пленительный, опираться, р..ализм
2) ш..к, ш..в, изж..га
3) утопический, ск..чу (на коне), комбинация (цифр)
4) МоТериализовать, г„релка, к..рикатура
5) вы..вленный, у„звлённый, землетроСение

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..даваться (унынию), пр..сесть (на корточки), пр„емник (престола)
2) не..бивчивый, ра..сориться, и..черпать (возможности)
3) преДоСтория, беЗоДейный, под..скать
4) суб..ективный, с..узил, с..агитировал
5) (великие) пр..отцы, пр..бежать (круг), пр..европейский (фонд)

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) услужловый, подстра..ваться
2) подразумевающий, им..иной (список)
3) побесед..вать, опрокид..вать
4) (певец) обезголос..л, враж..ский
5) мировоззренч..ский, разворач..вать

124 <или> любая другая последовательность этих цифр

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) задерж.-нный, улучш..нный
2) выбер..шь, (мастер) замаж..т
3) (он) постро..т, покле..нный
4) (они) обид..тся, пове..вший
5) опаса..шься, потрат..вший

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО.
Запишите номера ответов.
1) (НЕ)ДОЖДАВШИЕСЯ ужина путешественники легли спать.
2) Геологи работали в (НЕ)ИССЛЕДОВАННОЙ местности.
3) Пришлось подписать далеко (НЕ)ВЫГОДНЫЙ контракт.
4) Семён Ростиславович казался крайне (НЕ)ДОВОЛЬНЫМ.
5) Без труда (НЕ)ВЫЛОВИШЬ и рыбку из пруда.

135 <или> любая другая последовательность этих цифр

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
1) Вагоны именных поездов Московского метрополитена оригинально оформлены (ИЗ)НУТРИ, а (ЗА)ЧАСТУЮ и снаружи.
2) Успешность трудоустройства во многом зависит (ОТ)ТОГО, (НА)СКОЛЬКО корректно составлено резюме.
3) Ласко — пещера довольно сухая: её окружает прослойка мрамора, (ПО)ЭТОМУ (В)НУТРЬ не попадает влага.
4) Радуясь, что наш расчёт оправдался и мы (ВО)ВРЕМЯ добрались до места, мы (БЕЗ)РАЗБОРУ пилили небольшие ветки и клали их в костёр.
5) (В)ВИДУ того, что людям было негде жить, а зима приближалась, решили (С)НАЧАЛА построить дом.

135 <или> любая другая последовательность этих цифр

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого хозяйки дома.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Внизу в синих жёлтых лиловых пятнах мерно качалось отражение города.
2) Мне захотелось застать медведя на отдыхе или за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.
3) День был серый промозглый и ветреный.
4) В Доме колхозника шустрый по-городскому одетый человек посмотрел на удостоверение Натальи.
5) Приют наш мал зато спокоен,

345 <или> любая другая последовательность этих цифр

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Бил с правотой уверенной, весомой, и, взмокший,
раскрасневшийся, весёлый, он крикнул мне: «Добавь
и (1) ты (2) малыш!»
Не помню, сколько их, галдевших, било.
Быть может (3) сто (4) быть может (5) больше было, но я,
мальчишка, плакал от стыда.
И если (6) сотня, воя оголтело, кого-то бьёт, — пусть даже
и за дело! — сто первым я не буду никогда!
(Е. А. Евтушенко)

2345 <или> любая другая последовательность этих цифр

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если бы не знать (1) что это всё ветер делает (2) то так бы и думал (3) что не я тут (4) а кто-то другой пришёл.

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

234 <или> любая другая последовательность этих цифр

21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Итак, вы видели защитников Севастополя на самом месте защиты — теперь ВЫ идёте назад и уже не обращаете внимания на ядра и пули. (2)Они продолжают свистать по всей дороге до театра — здания, полностью разрушенного. (З)Идёте со спокойным, возвысившимся духом. (4)Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но и поколебать где бы то ни было силу российского народа. (5)Траверсы, брустверы, хитросплетённые траншеи, мины и орудия — во всём этом множестве трудно разобраться, да и вовсе не это отражает сущность происходящего. (6)Глаза, речи, приёмы — именно это называется духом защитников Севастополя, и это нам важно в первую очередь. (7)То, что они делают, делают так просто, так малонапряжённо и усиленно, что вы убеждены: они ещё могут сделать во сто раз больше, они всё могут сделать.
(По Л. Н. Толстому)

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) — Вы человек грамотный, — нарушив тягостное для Синцова молчание, сказал наконец Сергшлин.
(К. М. Симонов)
Б) Видали ли вы, как под хвойною крышей Гуляет в сапожках сафьяновых рыжик?
(А. А. Коваленков)
B) Иван Фёдорович стоял, как будто громом оглушённый.
(Н. В. Гоголь)
Г) А много ль рассветов ты встретил в лесу? Не больше, чем два или три.
(С. Я. Маршак)
Д) Как были те выходы в тишь хороши!
(Б. Л. Пастернак)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) олицетворение
2) синтаксический параллелизм
3) риторическое восклицание
4) гипербола
5) лексический повтор
6) вопросно-ответная форма изложения
7) анафора
8) эпитет
9) сравнение

А — 8; Б — 1; В — 9; Г — 6; Д — 3.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27.

(1)Подъезжая к родному гнезду, я не узнавал себя. (2)Я никогда не воображал, чтобы мне так легко обошлась разлука с Петербургом и так радостно было снова увидеть деревню, где протекло моё детство. (З)Всё, что казалось мне тогда тягостным, досадливым, исчезло как бы само собою. (4)Тёплое чувство по отношению к матери пробуждалось во мне в первый раз с такой силой. (5)Мне нетерпеливо хотелось обнять её и поблагодарить за снисхождение к моим бросаниям из стороны в сторону, к моим отступлениям против её желаний, — за всё, что она для меня сделала. (6)Я ждал минуты, когда увижу старого Николая, бывшего отцовского слугу, носившего меня на руках и любившего меня, будто родного сына. (7)Я вспоминал, как Николай часами караулил, когда меня пустят гулять, брал на руки, водил по полям и рощам, рассказывал разные истории и сказки.
(8)Сердце моё окончательно размягчилось, когда при въезде на последний пригорок передо мной открылась долина речки Смедвы. (9)Сама Смедва блеснула в своих изгибах, замкнутых зеленеющими склонами с их рощами, когда в глубине обрисовался тёмный старый сад с его липовыми аллеями и подле него крыша нашего дома.
10)Когда тарантас въехал на двор, матушка стояла на крыльце и махала платком, из-за её плеча выглядывал чепец бабушки. (11)Николай, окончательно поседевший, белый как лунь, и дворовые окружили меня. (12)После обниманий и целований мы вошли в дом, показавшийся мне несравненно меньше, чем казался в детстве. (13)После расспросов родных и близких о моих занятиях и творческих планах матушка отвела меня в комнату, заблаговременно для меня приготовленную.
(14) Она выходила окнами в сад, частью на поворот дороги, огибавшей Смедву, осенённую с этой стороны столетними деревьями.
(15) Не помню, чтобы я чувствовал когда-нибудь себя более счастливым. (16)Я сознавал, что пришёл конец моим мытарствам, что пора одуматься, пора прийти в себя, приняться за работу и доказать, что мои порывы к литературе были не мимолётными капризами, а признаком врождённого призвания. (17)Тишина, меня окружавшая, производила на меня обаятельное действие — я к ней прислушивался, как к сладчайшей музыке.
(18)Благословенная эта тишина нежила меня, но не давала, однако ж, подходящей темы для повести, которую я во что бы то ни стало хотел сочинить. (19)Я бродил по целым дням в полях и лесах, любовался картинами природы, напрасно целыми днями и ночами напрягал воображение, выискивая интересный сюжет.
(20)Бывали не только часы, но и дни, когда при всём усилии я не мог написать ни строчки. (21)Я приходил в совершенное отчаяние, искренне убеждённый, что лишился способности писать. (22)Такое состояние знакомо более или менее каждому писателю настолько же, насколько знакомо также то неожиданное нервное возбуждение, когда пишется легко и свободно, без всякого принуждения.
(23)Последнее можно было бы назвать настроением, расположением, пожалуй, вдохновением. (24)Как объяснить, в самом деле, таинственный процесс, внезапно охватывающий человека во время его работы? (25)Чем объяснить, например, что опытный писатель часто бьётся как рыба об лёд в бессилии собрать мысли, в бесполезном старании набросать их на бумагу, сочинить иногда складно самое незатейливое простое письмо, и вдруг без всякого повода, без всякой видимой, внешней причины возвращается бодрость духа, мысли проясняются, впечатления складываются в живые образы, слова, которые надо было высказать, напрашиваются как бы сами собой?
(26)Пробуждённая творческая способность настолько могущественнее воли писателя, что во время её прилива пишется точно под чью-то настоятельную диктовку, и всё, что выходит из-под пера, отмечается чем-то живым, образным, наблюдательным.

(По Д. В. Григоровичу)

23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Вопреки ожиданиям рассказчика разлука с Петербургом не вызвала у него тягостных чувств.
2) Рассказчик с нетерпением ждал встречи с близкими людьми, поэтому не обращал внимания на картины природы.
3) Николай, бывший слуга отца, проводил дорогого гостя в заранее приготовленную комнату.
4) Ощущение счастья, обаяние тишины сразу пробудили творческую способность писателя.
5) По мнению рассказчика, вдохновение — состояние, сравнимое с неожиданным нервным возбуждением, когда работается легко, свободно, без принуждения.

24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 2 поясняет, раскрывает содержание предложения 1.
2) Предложения 10-13 содержат повествование.
3) Предложение 18 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 19.
4) В предложении 22 представлено описание внешности человека.
5) В предложениях 24, 25 представлено рассуждение.

125 <или> любая другая последовательность этих цифр

25

Из предложений 15-17 выпишите один фразеологизм.

прийтивсебя <или> чувствовалсебя <или> чувствоватьсебя <или> пришёлконец

26

Среди предложений 15-20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексических повторов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Возвращение в родные края — это счастье или несчастье для человека?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Возвращение в родное гнездо вызывает ощущение счастья и действует на человека умиротворяюще. Возвращение в родные края, в отчий дом способствует раскрытию творческого потенциала человека, вызывает у него желание творить.

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: