Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 29

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Статья 68

1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий <…> его изучения и развития.
4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием её многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

(Из Конституции Российской Федерации)

1

Самостоятельно подберите непроизводный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот предлог.

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЯЗЫК. Разновидность речи, обладающая теми или иными признаками; стиль. Литературный я. Разговорный я. Я. науки.
2) СОЮЗ. Общественная организация. С. писателей. С. художников.
3) НАРОД. Нация, национальность; народность. Белорусский н. Этикет и культура народов России.
4) ОРГАН. Государственное или общественное учреждение, организация. Местные органы. Органы здравоохранения. Судебные, органы.
5) КУЛЬТУРА. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков.

345 <или> любая другая последовательность этих цифр

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к официально-деловому стилю и характеризуется использованием стандартизированных оборотов речи, отсутствием эмоционально-оценочной лексики.
2) Текст построен на основе сопоставления языковых особенностей народов, населяющих Россию.
3) Отвлечённый, обобщённый характер текста создают глаголы несовершенного вида, употреблённые в форме настоящего времени.
4) Использование простых предложений и разговорных конструкций помогает автору придать тексту характер непринуждённой беседы.
5) Смысловая точность и однозначность достигаются за счёт употребления слов в их прямом значении, повторяемости одних и тех же слов, к которым невозможно подобрать синонимическую замену.

135 <или> любая другая последовательность этих цифр

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук. Запишите номера ответов.
1) запломбировАть            4) снятА
2) окружАт                            5) тАможня
3) лгАла

124 <или> любая другая последовательность этих цифр

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Бумажная продукция всегда пользовалась высоким ПОКУПАТЕЛЬСКИМ спросом.
Сестра заявила, что необходимо РАЗГРАНИЧИТЬ обязанности по дому.
Караваджо по праву считают ЗАЧИНЩИКОМ реалистического направления в европейской живописи.
Бушевала метель, и МОРОЗНЫЙ ветер бился в окно.
Филологи хорошо знакомы с ЭСТЕТИЧЕСКИМИ теориями XIX-XX веков.

зачинателем

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
В 1609 году был заключён договор со Швецией, по которому шведы дали поддержку России в обмен на её отказ от претензий на побережье Балтики.

оказали <или> обеспечили <или> предложили <или> гарантировали

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
почётные ТИТУЛЫ

СТРИЖЁТ волосы

душистого ШАМПУНЯ

ПЯТИСТАМИ метрами

СЛАДЧАЙШАЯ речь

пятьюстами

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное построение  предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Скромность, хвастающая собой, — это уже не скромность, а высокомерие, облачённое во власяную одежду скромности.
2) Память — это медная доска, покрытая буквами. Которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом.
3) Прочитав роман молодого писателя, многое для меня осталось непонятным.
4) Молекула хлорофилла поглощает свет не только в красной, но и в голубой области, а зелёный свет отражает; благодаря этого отражения мы можем любоваться зеленью трав и лесов.
5) Покрытые толстым слоем льда и снега окна домов были точно замазаны мелом.
6) В этом сказались его творческие задатки и размышления о существе художественного образа и строении логической идеи.
7)Там, к западу, за слоем мглы, есть маленький рыбачий посёлок с сохнущими сетями на ветру.
8) Желание подняться в воздух и передвигаться в нём у человека существует давно.
9) Довольно скоро он обжился не только в этом районе, но и подружился с соседями.

А — 7; Б — 9; В — 3; Г — 4; Д — 2.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) к..снулся, возл..жение (венков), акварельные (краски)
2) грамотный, г..рделивый, оскорбление
3) отб..рает, занимательный, оз..раться (по сторонам)
4) скептический, щ..бетать, г..потеза
5) Логичный, притв..риться (спящим), преод..леть

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) фотооб..ектив, р..яный, в..езжать
2) и..брать, ни..послать, ра..жечь
3) с..змала, сверх..зысканный, об..ск
4) пр..злой, пр..рвать, (камень) пр..ткновения
5) под..скать, с..митировать, без..скусный

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) моряц..кий, матрос..кий
2) затм..вать, просиживать
3) тюлен..вый, наста..вать (на своём)
4) (завершить) досрочн.., (переписать) начист..
5) тунк.нка, дириж..р

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) знаком..шься, сморщ..нный
2) относ..шься, ВЫКЛЮЧАВШИЙ
3) стро..щий (дом), (претенденты) бор..тся
4) перевяж..шь, неотъемлемое (условие)
5) мо..щиеся (обои), (избы) топ..тся

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Райский считал себя отнюдь (НЕ)ОТСТАЛЫМ человеком.
2) В мечтах он открывал ещё (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЕ земли.
3) Старая усадьба стояла на (НЕ)ВЫСОКОМ холме.
4) Некоторые упражнения (НЕ)ВЫПОЛНЕНЫ.
5) В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке (НЕ)МЕНЕЕ девяноста этюдов.

1245 <или> любая другая последовательность этих цифр

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) И вишнёвый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это ТЕПЕРЬ(ЖЕ), (ПО)СКОРЕЕ: аукцион на носу!
2) Аграрные компании прекрасно понимают, (НА)СКОЛЬКО важно их участие в (СЕЛЬСКО)ХОЗЯЙСТВЕННЫХ выставках для установления новых деловых контактов и обмена опытом.
3) Эпоха реакции, которая наступила в России (С)РАЗУ же после восстания декабристов, породила людей (НА)ПОДОБИЕ Печорина.
4) Примерно на (ПОЛ)ПУТИ дорога выводит на вершину высокого холма, (ОТ)КУДА можно увидеть город.
5) Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

234 <или> любая другая последовательность этих цифр

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
По да(1)ым учё(2)ых, заболевания людей, проживающих в экологически неблагополучных районах, прежде всего связа(3)ы с низким качеством воды. Однако ситуация с водными ресурсами в стране постоя(4)о улучшается.

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Ив дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной белых грибов.
2) Минералоги и ювелиры гранильщики и камнерезы должны учиться улавливать цветовые оттенки и понимать разницу между ними.
3) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой
привлекательностью.
4) В полной мере полководческий талант Жукова проявился в Великой Отечественной войне и имя Георгия Константиновича неразрывно связано с Победой.
5) Вдруг налетела буря с крупным и частым градом и проливным дождём и воздух тотчас превратился в белую водяную пыль.

245 <или> любая другая последовательность этих цифр

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Народные приметы заключают в себе знания (1) неоднократно доказывавшие (2) свою истинность. Ещё наши бабушки верили в явления (3) представлявшие для них (4) особую ценность. Сегодня люди неукоснительно соблюдают традиции и обычаи (5) опасаясь их нарушать.

135 <или> любая другая последовательность этих цифр

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Третьяковская галерея (1) как известно (2) называется по имени Павла Михайловича Третьякова — купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
И только весной (1) когда снег будет с веток сползать (2) он захватит с собой (3) и сосновые вйлочки (4) которые остались с поздней осени.

124 <или> любая другая последовательность этих цифр

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

2345 <или> любая другая последовательность этих цифр

21

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В дубовом редколесье Сихотэ-Алинского заповедника перед путником возникает волшебный разноцветный мир. (2)3десь мелькают ярко-красные с радужными переливами крапивницы, кружатся жёлто-белые с кровавыми и тёмными пятнами аполлоны, перелетают с цветка на цветок огромные исчерна-синие махаоны. (З)Махаоны ведут себя как заправские пловцы: садятся на воду и, распластав крылья, несутся по течению реки. (4)Сначала кажется, что бабочки случайно попали в воду и не могут подняться. (5)Желая спасти красавицу, человек протягивает руку — она вмиг взлетает. (6)А через минуту эти великолепные, красивые бабочки снова стремятся к воде. (7)Внизу, в траве, бегают проворные блестящие жужелицы. (8)Эти хищные жуки — друзья и помощники человека в борьбе с вредными насекомыми.

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) — Вы человек грамотный, — нарушив
тягостное для Синцова молчание, сказал
наконец Серпилин.
(К. М. Симонов)
Б) Эх, а ведь мы были так близки к цели!
В) Кто-то играл на фортепиано, девушка
напевала известную мелодию, смех
раздавался с разных сторон.
Г) Он был готов идти за ней на край света.
Д) Становилось страшно, как будто
какая-то опасность молчаливо
подстерегала его в этой тишине.
(В. П. Катаев).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) риторическое обращение
2) синтаксический параллелизм
3) эпифора
4) инверсия
5) лексический повтор
6) гипербола
7) парцелляция
8) риторическое восклицание
9) сравнение

А — 4; Б — 8; В — 2; Г — 6; Д — 9.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27.

(1)А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! (2)Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. (З)Всё текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни.
(4) Везде во всё входил зоркий взгляд хозяина. (б)Слишком сильные чувства не отражались в чертах его лица, но в глазах был виден ум; опытностью и познанием света была проникнута речь, и гостю было приятно его слушать. (б)Приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка.
(7) В доме были открыты все окна, антресоли были заняты квартирою учителя-француза.
(8) На антресолях жила также его компатриотка, наставница двух девиц. (9)Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты.
(10)Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. (И)Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. (12)На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром и обвенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров. (13)Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился. (14)В доме стало ещё пустее. (15)Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость; сверкнувшая в жёстких волосах его седина, верная подруга её, помогла ей ещё более развиться. (16)Учитель-француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу; мадам была прогнана, потому что оказалась не безгрешною в похищении Александры Степановны. (17)Сын определился в полк и написал отцу уже по своём определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш. (18)Наконец, последняя дочь, остававшаяся (1)А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! (2)Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. (З)Всё текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни.
(4) Везде во всё входил зоркий взгляд хозяина. (б)Слишком сильные чувства не отражались в чертах его лица, но в глазах был виден ум; опытностью и познанием света была проникнута речь, и гостю было приятно его слушать. (б)Приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка.
(7) В доме были открыты все окна, антресоли были заняты квартирою учителя-француза.
(8) На антресолях жила также его компатриотка, наставница двух девиц. (9)Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты.
(10)Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. (И)Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. (12)На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром и обвенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров. (13)Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать не заботился. (14)В доме стало ещё пустее. (15)Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость; сверкнувшая в жёстких волосах его седина, верная подруга её, помогла ей ещё более развиться. (16)Учитель-француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу; мадам была прогнана, потому что оказалась не безгрешною в похищении Александры Степановны. (17)Сын определился в полк и написал отцу уже по своём определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш. (18)Наконец, последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств.
(19)Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее. (20)Человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине. (21)С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два, из которых одно было заклеено бумагою; с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и пёрышкам, которые он собирал в своей комнате. (22)Неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения; покупщики торговались, торговались и наконец бросили его вовсе, сказавши, что это бес, а не человек. (23)Сено и хлеб гнили, Клади И СТОГИ обращались В чистый навоз, мука в подвалах превратилась в камень, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. (24)Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом её не выпил, да где лежало пёрышко или сургучик. (25)А между тем в хозяйстве доход собирался по- прежнему: столько же оброку должен был принести мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха. (26)Всё это сваливалось в кладовые, и всё становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве. (27)Александра Степановна как-то приезжала раза два с маленьким сынком, пытаясь, нельзя ли чего-нибудь получить. (28)Плюшкин, однако же, её простил и даже дал маленькому внучку поиграть какую-то пуговицу, лежавшую на столе, но денег никаких не дал. (29)В другой раз Александра Степановна приехала с двумя малютками и привезла ему кулич к чаю и новый халат, потому что у батюшки был такой халат, на который глядеть не только было совестно, но и даже стыдно. (ЗО)Плюшкин приласкал обоих внуков и, посадивши их к себе одного на правое колено, а другого на левое, покачал их совершенно таким образом, как будто они ехали на лошадях, кулич и халат взял, но дочери решительно ничего не дал; с тем и уехала Александра Степановна.

(По Н. В. Гоголю)

23

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Плюшкин когда-то был только бережливым хозяином, а скупость его была мудрой.
2) В семье Плюшкина не уделяли внимания воспитанию и образованию детей.
3) Плюшкин пытался образумить старшую дочь и сына, которые поступили против его воли.
4) Одинокая жизнь Плюшкина делала его скупость ненасытной.
5) Со временем всякая деятельность В хозяйстве Плюшкина полностью прекратилась.

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5, 6 содержатся элементы описания.
2) Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию.
3) Предложение 14 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 12 и 13.
4) В предложении 19 содержится рассуждение.
5) В предложениях 27-29 представлено повествование.

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

25

Из предложения 24 выпишите антонимы (антонимическую пару).

позабывалпомнил <или> помнилпозабывал <или> позабыватьпомнить <или> помнитьпозабывать

26

Среди предложений 1-9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного и личного местоимений. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Чем опасна скупость?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Скупость приводит к ничтожности человеческих чувств, духовному оскудению и деградации личности. Под влиянием скупости меняется система жизненных ценностей, разрушаются привычные человеческие отношения, утрачиваются родственные связи. Скупость опасна как для самого человека, которого она «пожирает», так и для близких ему людей.

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: