Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 30

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

В творчестве К. В. Скворцова семантический компонент «чувство глубокой привязанности к Родине» складывается из нескольких смысловых планов. Во-первых, это сильное чувство, несущее страдание и муку, во-вторых, это глубокое, духовное чувство, и, наконец, это чувство, дающее счастье.

Анализ языка поэта показал высокую частотность употребления слов со значением отвлечённой предметности, номинирующих чувство любви и связанные с ним переживания, ощущения, обозначающих состояния и отношения (отвлечённые существительные), слов со значением конкретной предметности, называющих субъект или объект чувства (конкретные существительные), обозначающих совокупность
лиц (собирательные существительные). Они дают отвлечённое обозначение чувств, характеризуют психическое состояние и свойства человека, эмоции, отношения.

<…> использованию большой группы слов с категориальным значением действия (глаголы, причастия, деепричастия, отглагольные существительные), передающих чувство любви и сопровождающие её чувства, автору удаётся адекватно отразить
действительность, её драматургию. Для отражения состояния человека и характеристики каких-либо действий используются слова с категориальным значением признака, состояния (прилагательные, причастия, наречия, слова категории состояния).

В поэзии К. В. Скворцова довольно часто встречаются междометия — категориальный класс слов, не обладающих номинативной функцией, но имеющих осознанное коллективом смысловое содержание, осмысленных «как коллективные знаки выражения душевного состояния».

(По Т. В. Соловьёвой)

1

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот предлог.

благодаря

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СЛОВО. Публичное выступление, речь. Вступительное с. Заключительное с. докладчика. Последнее с.
2) ПРИЗНАК. Показатель, примета, знак, по которому можно узнать, определить что-н. Различительные признаки. П. весны.
3) ПОЭЗИЯ, перен.; чего. Красота и прелесть чего-н., возбуждающие чувство очарования. П. летнего утра.
4) ФУНКЦИЯ. Роль, значение чего-н. (книжн.). Функции существительного.
5) ЗНАК. Обнаружение, признак чего-н. Знаки внимания. Молчание — з. согласия. Дурной з. (плохое предзнаменование).

245 <или> любая другая последовательность этих цифр

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст ориентирован на специалистов в узкой научной сфере, поэтому характеризуется сложностью лексики — обилием терминов (отвлечённые существительные, глаголы, причастия, деепричастия, отглагольные существительные и др.).
2) Цель автора текста — дать информацию о нескольких смысловых планах понятия «чувство глубокой привязанности к Родине» в творчестве К. В. Скворцова. Текст не содержит анализа языковых особенностей поэзии автора.
3) В тексте используются вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец), однородные члены предложения, причастные обороты.
4) Оценочная лексика («отвлечённое обозначение», «с категориальным значением», «душевного состояния» и др.) помогает эмоционально подать материал.
5) Текст относится к научному стилю.

135 <или> любая другая последовательность этих цифр

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) согнУтый                  4) стАтуя
2) конусОв                     5) откУпорить
3) сорвАла

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Этот памятник архитектуры находится за высокой КАМЕННОЙ стеной.
СТЕКЛЯННЫЙ завод освоил новый вид изготовления изделий.
ЛЕСИСТЫЕ холмы окружали старый замок.
Это животное ведёт СКРЫТНЫЙ образ жизни, поэтому мы очень мало знаем о нём.
Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придаёт ей царственный вид.

стекольный

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софьи одержали сокрушительное поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

потерпели

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ОБЕИХ сторон                          с ТЫСЯЧИ девятисотого года
много СОЛЕНИЙ                         ГЛУБОЧАЙШЕЕ озеро
не слушать БАСЕН

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Картина Ватто «Капризница» отличается изысканным колоритом: изумительный по богатству оттенков глубокий чёрный цвет платья дамы выделяется на фоне серебристого, наполненного воздухом пейзажа.
2) Ф. И. Тютчев написал первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики.
3) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, закрывавших небо.
4) Согласно библейской легенды, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была достигнуть неба.
5) Многие из тех, кто верно служил английскому королю, получил земельные владения в разных областях страны.
6) Лесные поляны покрыты яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.
7) Не увидев своих лошадей, я поинтересовался, где они.
8) Когда учитель узнал о конфликте, он не обсуждает его с классом.
9) Проводя специальную тепловую обработку продуктов, удлиняется срок их хранения и снижается риск заражения различными инфекциями.

А — 2; Б — 8; В — 9; Г — 5; Д — 4.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ограничение, конференция, (волосы) выг..рели (на солнце)
2) разв..твление, над..рёшь (в огороде лука), нас.жомое
3) треп..тать, характеризовать, в..теран
4) обл..котиться, декоративный, колоссальный
5) инт..рьер, (горько) прич..тать, с..реневый

234 <или> любая другая последовательность этих цифр

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) преломление (лучей), пр..дать (оттенок цвету), пр..бытие (самолёта)
2) несбыточная (мечта), ..бежать (из дома), ра..крыть (тайну)
3) за..граться, сверх..нтересно, постимпрессионизм
4) кон..юнктивит, орг..единица, с..ёжиться
5) бесполезный, ра..тратить, ..биться (с курса)

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) преследовать, атаковать
2) кож..ца (помидора), замш..вые (ботинки)
3) (она) соскучилась, незатейливый
4) расплывч..тый, гуттаперч..вый
5) опрометчивость, ветр..ный (день)

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) насыщенный, увенч..нный
2) выбер..м, построивший
3) посе..шь, потрач.-нный
4) клевещ..щий, грохоч..щий
5) (ничего не) значащий, (автомобили) движ..тся

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Со мной поздоровался совершенно (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек.
2) Всех смутили (НЕ)ПРОВЕРЕННЫЕ ещё слухи.
3) А. Н. Толстой умер, (НЕ)УСПЕВ дописать роман «Пётр Первый».
4) (НЕ)ЛЁГКИЙ, а довольно трудный путь предстоял герою романа.
5) Язык — это самая прочная, (НЕ)РАЗРЫВНАЯ связь, которая соединяет все поколения в одно великое историческое целое — народ.

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) Все приметы говорили о том, что речонка, (ПО)ВИДИМОМУ, не исчезла совсем, а протекает (ПО)НОВОМУ руслу.
2) Вдали, на (ЮГО)ЗАПАДЕ, виднеются (БЕЛО)СЕРЫЕ гряды гор с тающими на воздухе серебряными вершинами.
3) Вслед за баржей тянется не спеша широкий баркас с невысокими бортами, (ДО)ВЕРХУ нагруженный камышинскими арбузами, — ТОЧЬ(В)(ТОЧЬ) огромное блюдо с плодами плывёт по реке.
4) Лес и теперь (ПО)ПРЕЖНЕМУ хорош, и мы (ВОЛЕЙ)НЕВОЛЕЙ останавливаемся, заворожённые его красотой.
5) ОТКУДА(ТО) из подсознания — а (ПО)СТАРОМУ, так из глубины души — вынырнуло у Дробышева нечто похожее на давнее сновидение.

245 <или> любая другая последовательность этих цифр

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Опера С. С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману JI. Н. Толстого, реше(2)а в духе соверше(3)о традицио(4)ой русской оперной музыки XIX века.

134 <или> любая другая последовательность этих цифр

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Ответьте телеграммой а не письмом и сообщите дату выезда.
2) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
3) За перегородкой появился босой трёхлетний ребёнок пристально и молча поглядел на вошедшего и робко спрятался опять.
4) Жизнь писателя совпала с войной революцией и междоусобной смутой.
5) И вместе с леденящей струёй воздуха выносится из глубины здания медлительный мужской голос.

134 <или> любая другая последовательность этих цифр

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В мире не счесть мастеров (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией (3) и (4) создающих (5) великолепные полотна.

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
— Может быть (1) сегодня утром мелькнул последний розовый её луч, а там она будет (2) наверное (3) уже не блистать ярко, а согревать невидимо жизнь; жизнь поглотит её, и Ольга будет сильною (4) конечно (5) но скрытою пружиной.

(По И. А. Гончарову)

12345 <или> любая другая последовательность этих цифр

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сегодня в Подмосковье трудно отыскать сад (1) в котором с июля и до поздней осени (2) не красуются яркие тяжёлые соцветия георгинов (3) что подтверждает мнение садоводов (4) о неприхотливости этих цветов.

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В описаниях природы у А. П. Чехова всегда есть ряд соотносящихся планов (1) и (2) поэтому нужно помнить об этом (3) чтобы не упустить из виду ни одной краски (4) и не пропустить ни одной важной черты.

21

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В Уссурийском крае лето можно назвать сезоном дождей, так как они выпадают регулярно и отличаются обильностью. (2)Дождевые облака покрывают огромные территории, временами даже всю область — тогда краю угрожают разрушительные наводнения. (З)Наблюдая за погодой, люди заметили такую особенность: если во время дождя туман в горах появится и будет лежать неподвижно, то дождь скоро кончится. (4)А движение тумана предвещает затяжной дождь и даже тайфун. (5)После долгих дней изнурительной сырости солнечные лучи наконец прорвались сквозь тучи и пронзили облака тумана своим радостным, светло-золотистым светом. (б)Болота остались позади, но сырость была всюду: земля была напитана водой как губка, ручьи разлились по долине широкими озёрами. (7)Погодные приключения поистине оживляют путешествие по тайге, зачастую однообразное: сегодня вас окружает лес, завтра — лес, послезавтра — опять лес. (8)Даже глазу не отдохнуть среди этой унылой растительности: сухостоя, валежника, папоротника.

(По В. К. Арсеньеву)

367 <или> любая другая последовательность этих цифр

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
(К. М. Симонов)
Б) Его убийца хладнокровно навёл удар…
(М. Ю. Лермонтов)
B) Глаза — зеркало души.
(Л. Н. Толстой)
Г) Материнская ласка не знает конца.
(Пословица)
Д) Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
(Н. А. Некрасов)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) риторическое обращение
2) гипербола
3) литота
4) метафора
5) парцелляция
6) синтаксический параллелизм
7) инверсия
8) многосоюзие
9) эпитет

А — 7; Б — 9; В — 4; Г — 2; Д — 6.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27.

(1)Любовь к животным была тоже выдающейся чертой этого странного человека Игнатовича. (2)Бывали целые периоды, когда наше скромное жильё положительно превращалось в лечебницу. (З)Целую неделю он возился с замёрзшей вороной, которую вернул к жизни, а больную лошадь водил в поводу на прогулку по два раза в день, не смущаясь насмешками. (4)И замечательно, что чем более он сердился на человека, тем более нежности отдавал животным. (5)Он не только признавал в них ум, память, соображение, совесть, но даже считал эти стороны интеллекта исключительно их принадлежностью, совершенно чуждой человеку… (6)При этом он становился дьявольски, невыносимо остроумен и саркастичен, и порой мне некуда было скрыться в периоды его мизантропии, я совершенно изнемогал под градом его парадоксов и начинал, право же, чувствовать себя действительно ниже всякого скота, в то время как какая-нибудь собака со спиной, перешибленной поленом досужего бездельника, казалась мне чуть не сознательным страдальцем и философом. (7)Впрочем, когда эти припадки проходили, он опять оживал, опять парил под небесами и декламировал «мировые симфонии». (8)В то время он тоже получил место на прииске, что-то вроде смотрителя материального склада… (9)В практических вопросах я всегда имел преимущество. (10)Я нашёл ему эту должность и уговорил принять её.
(11) Он пассивно подчинился, и мы отправились в путь, как только получили аванс.
(12) Обстоятельства наши были не особенно блестящи.
(13)Ехали мы всё-таки несколько быстрее вашего и, несмотря на то что одежонка у нас была неважная, как-то ещё не успели озябнуть настоящим образом до самой Олёкмы и даже дальше. (14)Морозы были порядочные, но озябнешь и отогреешься, а на следующий день выезжаешь как ни в чём не бывало.
(15)3а Олёкмой река уже остановилась, оставались только полыньи… (16)Однажды, проезжая мимо одной из них, мы увидели двух уток. (17)На них указал ямщик кнутовищем. (18)Трудно мне теперь передать вам это истинно жалостное зрелище. (19)Утки были отсталые. (20)Товарищи давно улетели, а эти птицы, застигнутые болезнью или недостатком сил для перелёта, остались умирать на холодной реке. (21)Пока течение было ещё свободно хоть на середине, — утки плавали, спасаясь как-то от ледохода; потом пространство воды всё суживалось, потом остались только эти полыньи. (22)Когда и они замёрзнут, уткам предстояла гибель. (23)Теперь они вдвоём метались по узкой полынье, охваченные холодным паром, а кругом на них смотрели вот такие же сумрачные и безучастно холодные горы.
(24)Я помню, что ямщик смеялся, скаля свои белые зубы… (25)Мне стало немного жутко и холодно, и я запахнулся дохой, как будто это подо мной была эта тёмная, холодная глубина. (26)Но мой товарищ сразу заволновался и вспыхнул.
— (27)Стой! — закричал он ямщику. — (28)Неужели вы способны проехать мимо?.. — обратился он ко мне с горечью и, не ожидая, пока ямщик остановит лошадей, выскочил из кошевы1, затем, скользя и падая на торосах2, кинулся к полынье.
(29)Ямщик смеялся, как сумасшедший, и я тоже не мог удержаться от улыбки при виде того, как мой товарищ, наклонившись над узкой, но длинной полыньёй, старался поймать уток. (ЗО)Птицы, разумеется, кинулись от него. (31)Тогда мой спутник перебежал на нижний конец полыньи, правильно рассчитав, что уток теперь понесёт течением к нему, особенно когда, заинтересованный этим эпизодом, я тоже вышел на лёд и погнал их книзу… (32)Нырять они боялись, так как течение несло под лёд. (ЗЗ)Одна из этих птиц поднялась было на воздух, но другая, потерявшая силы, а может быть, когда-нибудь подстреленная, летать не могла, она только взмахнула крыльями и осталась. (34)Тогда и другая, сделав круг над холодными льдами реки, вернулась к своей подруге.
(35)Я не могу вам описать, какое действие произвело это проявление великодушия на моего друга. (Зб)Он стоял на льду, следя за полётом птицы, мелькавшей на фоне угрюмых гор, опушённых снегами, и, когда она самоотверженно шлёпнулась в нескольких шагах на воду с очевидным намерением разделить общую опасность, — у него на глазах появились слёзы… (37)3атем он решительно заявил, что мы можем, если угодно, ехать дальше, а он останется здесь, пока не поймает обеих уток.

(По В. Г. Короленко*)

23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Игнатович, выдающейся чертой которого была любовь к животным, работал в лечебнице.
2) Рассказчик признавал в животных ум, память, соображение, совесть.
3) Двух уток, которые плавали в полынье замерзающей реки, первым заметил ямщик.
4) Рассказчик, который поначалу не проявлял участия к попавшим в беду уткам, всё же сошёл на лёд и погнал птиц к верхнему концу полыньи.
5) Игнатович был глубоко тронут поведением утки, которая вернулась к своей подруге, утратившей способность летать.

24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 2, 3 раскрывают, поясняют содержание предложения 1.
2) Предложение 5 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 4.
3) В предложениях 20, 21 содержатся элементы повествования.
4) Предложение 25 содержит описание состояния человека.
5) В предложениях 32-34 представлено описание.

134 <или> любая другая последовательность этих цифр

25

Из предложений 5-7 выпишите слово со значением «нелюбовь, ненависть к людям, отчуждение от них».

мизантропии <или> мизантропия

26

Среди предложений 13-21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

1617 <или> 1716

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему человек лишается способности к сочувствию, состраданию?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Холодность, чёрствость души, боязнь насмешек, эгоизм, суровые жизненные условия лишают человека способности к сочувствию, состраданию.

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: