Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 31

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Ахматова и Маяковский столь же враждебны друг другу, сколь враждебны эпохи, породившие их. Ахматова есть бережливая наследница всех драгоценнейших дореволюционных богатств русской словесной культуры. У неё множество предков: и Пушкин, и Баратынский, и Анненский. В ней те душевная изысканность и прелесть, которые даются человеку веками культурных традиций. А Маяковский в каждой своей строке, в каждой букве есть порождение нынешней эпохи, в нём её верования, крики, провалы, экстазы. Предков у него никаких. За нею многовековое великолепное прошлое. Для неё высшая святыня — Россия, Родина, «наша земля». Он, как и подобает революционному поэту, интернационалист, гражданин всей вселенной, равнодушен к Родине, а любит всю планету, весь мир. Она — уединённая молчальница: «Как хорошо в моём затворе тёмном». Он — митинговый, весь в толпе. И если Ахматова знает только местоимение «ты», обращённое к возлюбленному и ещё к Богу, то Маяковский непрестанно горланит: «Эй вы», «вы, которые».
Она, как и подобает наследнице высокой и старой культуры, чутка ко всему еле слышимому, к еле уловимым ощущениям и мыслям. Он видит только грандиозное, глух ко всякому шёпоту, шороху.
Во всём у неё пушкинская мера. Её коробит всякая гипербола. Он без гипербол не может ни минуты.
Словом, тут не случайное различие двух — плохих или хороших — поэтов, тут две мировые стихии, два воплощения исторических сил, — пусть <…> по-своему решает, к какому из этих полюсов примкнуть, какой отвергнуть и какой любить.

(По К. И. Чуковскому)

1

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.

каждый <или> всякий <или> любой

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) КУЛЬТУРА. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда.
2) ГЛУХОЙ, полн. ф. Сплошной, без просветов. Г. лес. Глухая стена.
3) МИРОВОЙ. Высший, лучший, первый во всём мире. М. рекорд. М. рекордсмен.
4) СИЛА. мн. Общественная группа, общественный слой, а также вообще люди, обладающие какими-н. характерными для них признаками. Соотношение классовых сил. Лучшие артистические силы.
5) ПОЛЮС, перен. Нечто прямо противоположное чему-н. другому (книжн.). Эти характеры — два полюса.

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к научному стилю речи, поскольку рассчитан на аудиторию специалистов, занимающихся анализом творчества А. А. Ахматовой.
2) В тексте речь идёт не просто о творчестве двух, по мнению автора, разных поэтов, а о двух стихиях, ими представляемых: Ахматова — это старая культура, вообще культура, Маяковский — революция. Неслучайно уже в первом (1) предложении заявлено: Ахматова и Маяковский столь же враждебны друг другу, сколь враждебны эпохи, породившие их.
3) В тексте наблюдается обилие эпитетов («бережливая наследница», «великолепное прошлое», «высшая святыня», «уединённая молчальница» и др.), которыми автор характеризует Ахматову. Это позволяет усилить эмоциональность высказывания, передать отношение К. И. Чуковского к творчеству поэта.
4) В тексте, написанном в официально-деловом стиле, перечислены предки А. А. Ахматовой.
5) Последний абзац текста начинается с вводного слова и содержит вывод, который стал результатом рассуждений автора.

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) окружИт                      4) пОртфель
2) подЕленный               5) обнЯлась
3) налИвший

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного
языка.
ЕДИНСТВЕННЫМ человеком, которому доверял Цезарь, был его лекарь.
ИСКУСНЫЙ камень имеет широкую область применения: он используется для отделки фасадов зданий, а также для внутренней отделки помещений.
Депутат не дождался ОТКЛИКА на свои инициативы и выступил с новым предложением.
Его всегда выручала какая-то неведомая сила: он обладал своеобразной ЖИТЕЙСКОЙ мудростью ещё в молодые годы.
Сердце девушки ПЕРЕПОЛНЯЛА радость.

искусственный

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.

симпатизирует

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее
без ЗАМОРОЗКОВ
ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ростками
ДЛИНЫПЕ других
на ОБОИХ берегах

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) ошибка в построении сложного предложения
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Вооружённый комендант шпагой вошёл в дом и прямиком направился в нашу комнату.

2) Слушая доносившийся снизу шум моря, я мечтал о покое.
3) Преподаватель напомнил о том, что рефераты необходимо сдать сразу по окончании праздников.
4) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
5) Григорий вывел лошадь из конюшни во двор, которая в его отсутствие простояла в духоте целый день.
6) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на уровне прошлого года.
7) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.
8) У учёных, обнаружив в кометах органические вещества, возникло предположение о существовании жизни вне Земли.
9) Дорога вилась по влажным косогорам, густо заросшим осинами и клёнами, ещё хранившими багряную листву поздней осени.

А — 1; Б — 4; В — 5; Г — 8; Д — 6.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) выр..внять (дыхание), непромокаемый, к..манда
2) отв..рить (картофель), обогащение, излагать (мысли)
3) выт..реть (пыль), (трава покрыта) ин..ем, (флаги) развеваются (на ветру)
4) поднимать (тяжести), инж..нер, петербургский
5) ц..ганский, панц..рь, ц..плёнок

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..интересный, пр..успеть, пр..творить (в жизнь)
2) р..спорядок, поз..горать, под..звать
3) об..ект, из..ездить, фельетонный
4) расчётливый, ..бивчивый (рассказ), чересчур
5) без..сходность, супер..гра, раз..скать

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) исповед..ваться, просо’в..вать (руку)
2) париж..кий, низ..кий
3) (свернуть) направ.., (встать) засветл..
4) замоч.ж, мешоч.ж
5) ослаб..вать, ливн..вый (дождь)

345 <или> любая другая последовательность этих цифр

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ненавид..щий (предательство), выеме..нный (всеми)
2) ве..щий (ветерок), (птицы) корм..тся (насекомыми)
3) реж..щий (инструмент), (они) держ..т (кур)
4) захоч..шь, предрасположенный
5) зыбл..щийся (песок), (листья) распускается

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Строгий и (НЕ)ГНУЩИЙСЯ металл сродни стиху В. В. Маяковского.
2) (НЕ)ОГРАНИЧЕННО и беспредельно счастье, которое человек черпает из полноты своих растущих душевных сил.
3) Путь (НЕ)ИЗМЕРЕН, но он всегда ведёт к весне.
4) Для знающего мир светел, для (НЕ)ЗНАЮЩЕГО — тёмен.
5) Глаза птицы, (НЕ)МИГАЯ, смотрели на вечернее солнце.

124 <или> любая другая последовательность этих цифр

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Она посмотрела на Ирину и улыбнулась ей, (КАК)БУДТО узнала; Ирина ТО(ЖЕ) её узнала.
2) Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) могло случиться, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
3) Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, (ПРИ)ЭТОМ часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.
4) (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему и (ПО)ЧЕМУ вы судите о культуре этого человека: по его манерам, вкусам или привычкам?
5) Я недолго размышлял (НА)СЧЁТ её слов: долго думать было не о чем, всё уже ДАВНЫМ(ДАВНО) продумано и решено.

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Промышле(1)ые предприятия, которые сконцентрированы в мегаполисах, отравляют стоками близлежащие районы и даже отдалё(3)ые области. Загрязнё(4)ая вода проникает глубоко в грунт и делает непригодными подземные источники. Не меньший урон экологии наносит и сельскохозяйстве(5)ое производство.

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.
2) Каждый из нас приходил к больному бельчонку почти ежедневно и приносил или кусочек яблока или орешек.
3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.
4) На всякий случай к району аварии были подтянуты три бригады экстренной медицинской помощи и одиннадцать пожарных расчётов.
5) В. М. Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приёмы были им применены в работе над историческими картинами.

125 <или> любая другая последовательность этих цифр

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
М. А. Булгаков (1) писавший роман «Мастер и Маргарита» около 12 лет (2) так и не закончил финальную версию (3) много раз переписывая эпизоды (4) и (5) меняя персонажей.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мать-земля родная наша (1)
В дни беды и в дни побед Нет (2) тебя (3) светлей и краше И желанней сердцу нет.
Помышляя о солдатской Непредсказанной судьбе,
Даже лечь в могиле братской Лучше (4) кажется (5) в тебе.
(А. Т. Твардовский)

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
До того похоже на март (1) что я долго искал каких-нибудь признаков в лесу (2) чтобы человеку (3) который очнулся бы после многих лет спанья (4) определиться в сезоне.

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна зала тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

21

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Степь раскалена солнцем, как огромная сковорода, а посредине этой рыжей сковороды жарюсь я, несчастный ёрш. (2)Выскакивают из нор суслики и, стоя на задних лапках, чистят передними свои хитрые мордочки, тонко пересвистываясь друг с другом. (3)В них есть что-то общее с монастырскими послушниками.
(4)По солончаку ползают заботливые букашки, трещат кузнечики и прыгают перед лицом моим маленькими серыми сучками. (5)В пустом синем небе, немного правее и чуть-чуть пониже солнца, распластался, как и я, одинокий коршун. (б)Болыне нет ничего живого в знойной высоте, как нет живого и на рыжем круге горячей земли. (7)Эту землю, бесплодную и иссохшую, как старая дева, простые люди зовут «Дикое поле».

(По М. Горькому)

157 <или> любая другая последовательность этих цифр

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Встаёт заря во мгле холодной.
(А. С. Пушкин)
Б) И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
(В. И. Лебедев-Кумач)
В) Фу, какая гадость!
Г) Недаром говорится,
Что дело мастера боится.
Д) (И. А. Крылов) Шум его [моря], подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы.
(М. Ю. Лермонтов)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) эпитет
2) риторическое восклицание
3) риторическое обращение
4) парцелляция
5) сравнение
6) литота
7) лексический повтор
8) бессоюзие
9) олицетворение

А — 1; Б — 7; В — 2; Г — 9; Д — 5.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27.

(1)Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу. (2)Вся природа содержится в душе человека, но в природе не весь человек. (З)Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы и теперь больше и дальше её. (4)Только оглянувшись назад, в своё прошлое, человек в зеркале видит свою собственную природу.
(4) В природе рождается человек, и потому мы часто говорим: природа — это наша мать. (6)Но в природе человек умирает от нападения на него видимых и невидимых врагов. (7)Он умирает в борьбе с этими врагами своими, включёнными в природу. (8)Природа является местом борьбы человека за существование. (9)3начит, природа человеку и мать, и злая мачеха; и из этого начались все наши сказки.
(Ю)Природа старается бороться со смертью количеством своих семян: сколько-то выживет, — и так продолжается жизнь. (11)И когда от природы вернёшься к себе, то представляется, что мы, люди, за своё бессмертие боремся не количеством, а качеством; и так стараемся создавать бессмертные вещи.
(12)0тчасти мы этого и достигаем: есть произведения искусства очень древние, и они нас и сейчас восхищают. (13)Как ели сеют своими шишками, так и люди берутся за кисть, за перо, за смычок, чтобы один вырос и дал посев.
(14)Природа, как и жизнь, не поддаётся логическому определению; и спросите любого, что он понимает в слове «природа». (15)Никто не даст всеохватывающего определения: одному — это дрова и стройматериалы, другому — цветы и пенье птиц, третьему — небо, четвёртому — воздух, и так без конца. (16)И в то же время каждый человек понимает, что это не всё.
(17)Нечто большее, чем личный интерес, мы почувствовали к природе во время Великой Отечественной войны, мы понимали: это Родина, наш дом. (18)Природа явилась нам как Родина, и Родина-мать обратилась в Отечество.
(19)Почему же чувство Родины овладевает нами, когда мы слышим крик родной птицы, слышанной в детстве, или песенку, или запах скромного цветка? (20)Каждый из нас, путешествуя, непременно что-нибудь открывает для себя вдали новое. (21)И вернувшись домой, открывает глаза на знакомое и обогащает и расширяет свою родину: чувство Родины есть движение к свету.
(22)В юности я поехал на Кавказ и лето прожил среди снежных гор, похожих на облака. (23)Когда я вернулся домой, то впервые увидал у себя на родине облака.
(24) Никакого внимания я на них раньше не обращал, но после снежных гор понял облака над равниной Елецкого района с её ржаными полями, васильками и ромашками.
(25) Так снежные горы в моём растущем поэтическом сознании превратились на родине в облака, и благодаря поездке на Кавказ я в душе стал поэтом родных облаков.
(26)Так и нужно понимать: наше чувство Родины складывается из любви к тому месту, где родился, из устремлений вдаль, путешествий, расширяющих и обогащающих наше чувство Родины. (27)Радостью жизни, средоточием внимания и дружбой питали наши великие предки живущее в нас чувство Родины.

(По М. М. Пришвину*)

23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Природа является местом борьбы человека за существование.
2) Природа, как и жизнь, поддаётся логическому определению.
3) Чувство Родины, любовь к природе особенно сильно проявились в годы Великой Отечественной войны.
4) Путешествия помогают больше полюбить чужие страны.
5) Путешествия расширяют и обогащают наше чувство родной земли.

135 <или> любая другая последовательность этих цифр

24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-4 представлено рассуждение.
2) В предложениях 5-7 представлено повествование.
3) Предложение 9 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 8.
4) Предложения 22, 24 содержат элементы описания.
5) Предложение 25 указывает на следствие того, о чём говорится в предложениях 22—24.

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

25

Из предложений 19-21 выпишите один фразеологизм.

открываетглаза <или> открыватьглаза <или> глазаогкрывает <или> глазаоткрывать

26

Среди предложений 5-9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, лексических повторов, форм(ы) слов(а) и антонимов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Насколько прочно связан человек с природой и почему?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, мата, фаифик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Человек неразрывно связан с природой, он её часть. Природа является для человека и матерью, и мачехой. В борьбе за своё существование он создаёт бессмертные произведения искусства.

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: