Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Бактерии — это особые возбудители. <…> провоцируют в человеческом организме различные болезни. Обычные нарывы или пищевые отравления, воспаление лёгких, брюшной тиф — всё это результат воздействия бактерий.
Опасность заболеваний, вызванных бактериями, заключается не только в том, что страдает заболевший человек, но и в том, что человек способен легко заразить болезнью другого. Почти все бактериальные заболевания заразны, что ставит перед обществом серьёзную задачу искать и находить средства борьбы с болезнями.
На сегодняшний день основным способом излечения бактериальных заболеваний являются антибиотики. Эти лекарственные средства применяются только по назначению врача, поскольку вещества, содержащиеся в них, в буквальном смысле уничтожают бактерии и рассматриваются как активно действующие на организм человека. Антибиотики или не позволяют бактериям построить собственную защиту, или препятствуют выработке бактериями протеина, без которого они не могут выжить.
которые <или> что
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВОЗБУДИТЕЛЬ, спец. То, что стимулирует собой, вызывает что-н. В. болезни. В. инфекции.
2) РЕЗУЛЬТАТ. Показатель мастерства (обычно спортивного). Р. пловца. Р. в беге на 100 метров.
3) ОБЩЕСТВО. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-н. цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы.
4) ЯВЛЯТЬСЯ. Становиться, оказываться. Простуда является причиной болезни.
5) СОБСТВЕННЫЙ. Принадлежащий кому-н., чему-н. по праву собственности. С. дом.
14 <или> 41
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан языком художественной литературы. На это указывает прежде всего обилие средств выразительности: эпитетов («обычные нарывы», «пищевые отравления», «брюшной тиф»), метафоры (средства борьбы), олицетворения (антибиотики… не позволяют бактериям построить… защиту).
2) Цель автора текста — убедить читателей в необходимости использования антибиотиков при бактериальной инфекции.
3) Помимо общеупотребительной лексики в тексте активно используются термины (бактерии, воспаление лёгких, антибиотики), что позволяет говорить о принадлежности текста к научному стилю.
4) Текст имеет ряд грамматических особенностей, характерных для книжной речи: в нём используются отглагольные имена существительные (нарывы, воздействия, заболеваний, борьбы), обособленные члены предложения, сложноподчинённые предложения.
5) Во многих предложениях текста прямой порядок слов, что позволяет исключить дополнительную эмоциональную окрашенность изложения.
345 <или> любая другая последовательность этих цифр
2345 <или> любая другая последовательность этих цифр
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ещё с раннего утра всё небо обложили ДОЖДЕВЫЕ тучи; было тихо, как бывает в серые пасмурные дни.
Успех в КОНСКОМ спорте во многом зависит от взаимопонимания всадника и лошади.
В ЛЕСИСТЫХ районах нашей области встречаются лоси.
Работодатель обязан ПРЕДОСТАВИТЬ оплачиваемый учебный отпуск работнику, который учится в аспирантуре заочно.
ЖИЛИЩНОЕ строительство развернулось уже и за пределами мегаполиса.
конном
климатические <или> погодные
лягте
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Футболист, игравшим в нападении и который забил два гола, был воспитанником известного тренера.
2) Между британцами и римлянами, завоевав Британские острова, устраивались встречи по футболу.
3) Все, кто любит поэзию, знает А. А. Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.
4) В фамильном архиве М. С. Щепкина есть послание актёра, в котором он пишет, что «я с душевной болью сообщаю о закрытии театра в Тифлисе».
5) Молодой геолог, вопреки скептическим прогнозам друзей, блестяще справился с задачей, которую перед собой поставил.
6) На картине И. И. Фирсова «Юном живописце» изображена домашняя мастерская художника.
7) Прочитав пьесу А. В. Вампилова, я решил ближе познакомиться с творчеством драматурга.
8) Каждый, кто участвует в велопробеге, должен иметь шлем и светоотражающие элементы на одежде.
9) Научным и гражданским подвигом стало создание Н. М. Карамзиным двенадцатитомного труда «История государства Российского».
А — 2; Б — 1; В — 6; Г — 3; Д — 4.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) цифровой, ц..плячий (пух), вакцинировать
2) р..са (на листьях), колыхаться, преклоняться (перед мужеством)
3) К0ЛЛ..КТИВНЫЙ, выТоСненный (из толпы), обл..денение
4) принадл..жать, гор..зонтальный, прил..пает (к руке)
5) к..ролевство, выр..внять (поверхность), ут..нчённый
235 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..даное (невесты), пр..брежная (полоса), пр.жусить (язык)
2) (не видно ни) ..ги, (отремонтировать) ..дание, бли..сидящий
3) заинтересоваться, меж..нститутский, контр..гра
4) конъюнктура, суб..ядерный, контр..удар
5) д..верять, п..дарить, проветривать
1235 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (лечь спать) затемн.., доверительн.. (рассказать)
2) белорус..кий, близ..кий
3) кож..ный (портфель), плат..ной (шкаф)
4) гуттаперч..вое (дерево), замш..вые (перчатки)
5) младенч..ский, привередливый
14 <или> 41
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (они) построит, (сатирики) выеме..т
2) (кони) брод..т (по лугу), дремл..щий (в поезде)
3) взвеш..нный (товар), откуш..нный (пончик)
4) наве..нный (сон), раду..щийся
5) удостове’р..вшийся, независимый
35 <или> 53
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Надо было (НЕ)СПЕША ехать дальше.
2) С середины XIX века русские учёные (НЕ)РАЗ организовывали экспедиции на вулканы Камчатки.
3) Широкая, (НЕ)ОБОЗРИМАЯ степь раскинулась перед нами.
4) (НЕ)ВСЯКИЙ способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.
5) За (НЕ)ВЫПОЛНЕНИЕ условий контракта предусмотрена материальная ответственность сторон.
124 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
1) После пожара 1812 года землевладельцев обязали разбивать палисадники (ВО)ВСЮ длину домов, ЧТО(БЫ) со временем проезд Земляного города с обеих сторон был между садами.
2) Мой спутник (ПО)НЕМНОГУ обдумывал план нашей будущей охоты и, заметив ГДЕ(НИБУДЬ) утиные стаи, просил шофёра остановиться.
3) Понадобилось (ПОЛ)ЧАСА или больше, ЧТО(БЫ) всем стало понятно случившееся.
4) Пока дорога шла близ болот, (В)ВИДУ соснового бора, всё время отклоняясь (В)БОК, мы зачастую вспугивали целые выводки уток, притаившихся здесь.
5) Исходная вода поступает (В)НУТРЬ фильтра через верхний распределитель, (ЗА)ТЕМ проходит через фильтрующую среду.
35 <или> 53
24 <или> 42
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Многие поколения будут любить каждую строчку этого насмешливого и бесстрашного и в бою и в творчестве поэта.
2) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.
3) Геомагнитное поле Земли состоит из свободных протонов и электронов и разделено на два пояса.
4) Феликс сидел на носу яхты и свежий морской ветер овевал его загорелое лицо.
5) Ученье да труд к славе ведут.
14 <или> 41
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда у него, у Веньки, будет собственный сын (1) он внимательно изучит (2) в чём будут ходить друзья сына (3) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку (4) которую (5) носит Петя Комиссаров: скромную, с многочисленными удобными карманами на молниях и кнопках.
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставитея(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) В Приморском крае Дальнего Востока, как в восточной причудливой сказке, всё волшебно и восхитительно. (2)На притоке реки Стеклянухи есть удивительное место — водопад Неожиданный. (З)Неболыная речушка-ключ Левый Горбатов мирно бежит по Шкотовскому плато и вдруг обрывается с 12-метровой высоты в каньон.
(4) Шестигранные столбы, которые образовались при кристаллизации вулканической лавы, разбивают поток воды на бесчисленные каскады. (5)Окружает этот пышный водяной дворец фантастический мир камня и зелени, до поры скрывая обитель Шахерезады. (б)Густые, мощные заросли уссурийской растительности, словно зелёный коридор, ведут к водопаду. (7)Мелодия падающей воды зачаровывает путника.
(8) Но вот живая стена неожиданно расступается перед колоннами, похожими на древнюю крепость. (9)Пенный водопад низвергается по её шестиугольным каменным столбам, словно по громадным ступеням.
169 <или> любая другая последовательность этих цифр
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет.
(А. С. Грибоедов)
Б) Всякая работа мастера хвалит.
(Пословица)
В) И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
(Н. А. Некрасов)
Г) Какая прелесть в речах твоих!
(А. Н. Островский)
Д) Кустики дикой малины, бузины, калины были видны повсюду.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) метонимия
2) олицетворение
3) риторическое обращение
4) метафора
5) сравнение
6) бессоюзие
7) лексический повтор
8) риторическое восклицание
9) эпитет
А — 4; Б — 2; В — 9; Г — 8; Д — 6.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27.
(1) Для того чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним.
(2) Без любви можно обращаться только с вещами, но с людьми нельзя обращаться без любви, так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности. (З)Свойство пчёл таково, что если станешь обращаться с ними без осторожности, то им повредишь и себе. (4)То же с людьми.
(5) Не чувствуешь любви к людям — сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не людьми. (6)Только начни обращаться с людьми без любви — ив один миг станешь не человеком, а зверем: и людям повредишь и себя замучаешь.
(7)Если ты обижен человеком, то на обиду ты можешь отвечать, как собака, как корова, как лошадь: либо бежать от обидчика, если обидчик сильнее тебя, либо огрызаться, бодаться, брыкаться. (8)А можешь отвечать на обиду как разумный человек — можешь сказать себе: человек этот обидел меня, это его дело; моё же дело — делать то, что я считаю хорошим: делать ему то, чего я себе желаю.
(9) Когда видишь людей, всегда всем недовольных, всех и всё осуждающих, хочется сказать им следующие слова: «Ведь вы не затем живёте, чтобы понять нелепость жизни, осудить её, посердиться и умереть. (10)Не может этого быть. (И)Подумайте: не сердиться вам надо, не осуждать, а трудиться, чтобы исправить то дурное, которое вы видите.
(12) Устранить же то дурное, которое вы видите, вы можете никак не раздражением, а только тем чувством доброжелательства ко всем людям, которое всегда живёт в вас и которое вы сейчас же почувствуете, как только перестанете заглушать его».
(13) Надо привыкать к тому, чтобы быть недовольным другим человеком только так же, как бываешь недоволен собой. (14)Собой бываешь недоволен только так, что недоволен своим поступком, но не своей душой. (15)Так же надо быть и с другим человеком: осуждать его поступки, а его любить.
(16) Для того чтобы не делать ближнему своему дурного — любить его, нужно приучать себя не говорить ни ему, ни о нём дурного, а для того чтобы приучить себя к этому, надо приучить себя не думать о нём дурного, не допускать в свою душу чувства недоброжелательства даже в мыслях.
(17) Можешь ли ты сердиться на человека за то, что у этого человека гнойные раны? (18)0н не виноват, что вид его ран неприятен. (19)Точно так же относись и к чужим порокам.
(20)Но ты скажешь, что у человека есть разум для того, чтобы он мог сознавать и исправлять свои пороки. (21)Это верно. (22)Стало быть, и у тебя есть разум, и ты можешь обсудить то, что тебе не сердиться надо на человека за его пороки, а, напротив, постараться разумным и добрым обхождением, без гнева, нетерпения и надменности пробудить в человеке его совесть.
(23)Есть такие люди, что любят быть сердитыми. (24)Они всегда чем-нибудь заняты и всегда рады случаю оборвать, обругать того, кто к ним обратится за каким-нибудь делом. (25)Такие люди бывают очень неприятны. (26)Но надо помнить, что они очень несчастны, не зная радости доброго расположения духа, и потому надо не сердиться на них, а жалеть их.
(По Л. Н. Толстому)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Чужие пороки необходимо гневно осуждать.
2) Отвечать на обиду человеку следует учиться у животных: либо бежать от обидчика, либо сопротивляться.
3) Ко всему в мире необходимо относиться с любовью: и к вещам, и к людям.
4) Человек может быть недоволен качествами другого человека, его поступками, но он должен любить этого человека.
5) Людей сердитых можно только пожалеть, ведь они несчастны.
45 <или> 54
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5, 6 представлено описание.
2) Предложение 8 противопоставлено по содержанию предложению 7.
3) В предложениях 13-15 представлено повествование.
4) Предложение 22 указывает на следствие того, о чём говорится в предложениях 20, 21.
5) В предложениях 23-26 представлено рассуждение.
13 <или> 31
водинмиг
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «При каком важнейшем условии может состояться общение между людьми?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В основе общения (отношений) между людьми должна быть любовь. Поэтому общаться с людьми следует только тогда, когда ты их любишь.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: