Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Капустная запеканка
Мелко нарезанную капусту слегка обжарьте в масле до появления сока, смешайте с манной крупой и варите до готовности. После охлаждения до 40-50 градусов добавьте яйцо, перемешайте массу, выложите на сковородку <.„> противень и запекайте. Её можно зажарить на сковороде, смазанной жиром (растительным или животным), или запечь в сметане, добавив панировочных сухарей.
На полкилограмма капусты — 2 ложки манной крупы, яйцо и 1-3 ложки панировочных сухарей, масло, соль по вкусу.
Запеканку можно приготовить с яблоками. 100-150 граммов мелко нарезанных яблок добавляют перед манной крупой, массу обжаривают повторно.
или <или> либо
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ГОТОВНОСТЬ. Согласие, желание сделать что-либо. С какой готовностью он помогает всем!
2) МАССА. Количество, объём вещества, составляющего, образующего тот или иной предмет; само вещество, материя, из которых состоит предмет. М. воды в водохранилище.
3) РАСТИТЕЛЬНЫЙ. Добытый, приготовленный из растения (растений). Р. клей.
4) ПРИГОТОВИТЬ. Заранее, заблаговременно заготовить для употребления, использования. П. на зиму варенье.
5) ДОБАВЛЯТЬ. Прибавлять к уже имеющемуся, дополнять до необходимого, нужного. Д. краску в раствор.
35 <или> 53
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в официально-деловом стиле; основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткую инструкцию по приготовлению блюда.
2) Точность — одно из требований к текстам в жанре инструкции, поэтому в рецепте приготовления данного блюда не допускается выбор ингредиентов.
3) Для обеспечения точности изложения в тексте используется общеупотребительная лексика, имеющая ограниченные возможности синонимической замены.
4) Количество предметов в тексте указано при помощи цифровых обозначений (40-50 градусов, 2 ложки и т. д.), а благодаря использованию глаголов в форме повелительного наклонения (обжарьте, смешайте, варите и др.) обеспечивается предписывающий характер текста.
5) Отсутствие в тексте эмоционально-экспрессивных средств обусловлено его стилистической принадлежностью.
1345 <или> любая другая последовательность этих цифр
245 <или> любая другая последовательность этих цифр
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На улице СОСЕДСКИЕ дети играли в прятки.
Невозможно ОБХВАТИТЬ взглядом просторы полей, расстилающихся вдали. Промышленные альпинисты, выполняющие ВЫСОТНЫЕ монтажные работы, должны обладать соответствующей квалификацией и уметь работать со спецтехникой. ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство талантливой певицы восхищало слушателей. МОРОЗИЛЬНАЯ камера холодильника была заполнена до предела.
охватить
зря <или> впустую
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) ошибка в построении сложного предложения
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) После того как заболел пятнадцатый ребёнок, детский сад, в соответствии
с требований безопасности, нужно было закрывать на карантин.
2) Потому что я закончил читать эту книгу, я понял глубокий замысел автора.
3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.
4) Людвиг ван Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета.
5) Спустя несколько дней Ефимову вспомнились сказанные художником слова: «Прошлому повезло: оно осуществилось, а будущее всегда несчастно: неизвестно, совершится оно или нет».
6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.
7) Находясь в пути, всегда скучаешь по дому.
8) Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме «Формы прошедшего времени глагола в древнерусском языке».
9) Начало XX века ознаменовалось для России военными неудачами: Русско-японская война завершилась гибелью крейсера «Варяга» и выплатой огромной контрибуции.
А — 2; Б — 4; В — 9; Г — 6; Д — 1.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) уплатить (долг), (сильное) оп..здание, обм.жнуть (кисть в краску)
2) (не) придерёшься, скр..пить (листы бумаги), интеллигентный
3) прис..гать (на верность), (душевное) см..тение, ув..дающий (цветок)
4) наКеЛить (утюг), (агитационная) к..мпания, приск..кал (на коне)
5) (совершили) подЖеГ, ш„лковый, расч..тливый
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) чере..строчный (пробел), неи..сякаемый, расщедриться
2) пр..сечь (разговоры), пр..сытиться, пр..возмочь
3) предыдущий, без..нициативный, с..знова
4) интерв..юировать, двух..ядерный, квартирос..ёмщик
5) запр..кинул, под..йти, р..списные (стены)
123 <или> любая другая последовательность этих цифр
25 <или> 52
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (лес) дремл..т, неприемлымый
2) дорогосто..щий, вылин..вшая (ткань)
3) колебл..мый (волной), прав..вший (лошадьми)
4) завещ..нный (дом), распор..шь (швы)
5) скро..нный (костюм), контролируемая (ситуация)
125 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Месяца (НЕ)БЫЛО на небе, и звёзды ярко светили.
2) До Нового года осталось (НЕ)БОЛЫНЕ недели.
3) Картина малоизвестного и почти (НИ)КЕМ не признанного художника вызвала живой интерес.
4) Серёжа (НЕ)ТОРОПЯСЬ перевернул страницу.
5) В (НЕ)ПРИКРЫТОЕ окно светил яркий месяц.
124 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.
Запишите номера ответов.
1) Брусники здесь оказалось (ВИДИМО)НЕВИДИМО, и мы разбрелись (ПО)ОДИНОЧКЕ, изредка перекликаясь друг с другом.
2) Одни исследователи считают синонимами слова, которые, называя одно и то же явление действительности, называют его (ПО)РАЗНОМУ, придают ему КАКИЕ(ТО) новые смысловые оттенки.
3) Вначале Сергей и Тимоша, которых за их дружбу окрестили назваными братьями, во всём действовали (ЗА)ОДНО, (ПО)ТОВАРИЩЕСКИ делили горе и радость.
4) И вот стало слышно, что ОТКУДА(ТО) справа (ДАЛЕКО)ДАЛЕКО раздаётся и нарастает шум, подобный прибою невидимого моря.
5) Живя с человеком издавна (БОК)(О)(БОК), в доружейные времена волк, надо думать, вёл себя (ПО)ДРУГОМУ.
24 <или> 42
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
2) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.
3) Сверчки стрекозы и тысячи других насекомых проснулись в высокой траве и наполнили воздух своими непрерывными звуками.
4) Сегодня в России существует уже много аудиторских фирм и создаётся система независимого аудиторского контроля.
5) Каждая фирма представляет свой проект и после его одобрения начинает реализацию этого проекта.
13 <или> 31
123 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
— Садись (1) Наташа (2) может быть (3) ты (4) увидишь его, — сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села.
-— Какого-то с усами вижу, — сказала Наташа, видевшая своё лицо.
— Не надо смеяться (5) барышня, — сказала Дуняша.
(По Л. Н. Толстому)
1235 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лицо дореволюционной России определялось (1) теми сотнями тысяч церквей и колоколен (2) что были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах (3) которые определяли силуэт каждого города — от самого большого до самого маленького.
23 <или> 32
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.
1245 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Я лежу в «Диком поле» и, положив подбородок на кулаки, смотрю к югу, где струится марево. (2)В его прозрачном серебре качаются, маячат какие-то окаянные серые былинки. (3)В окружении жаркой пустоты под синим небом, в сухом зное степного солнца такою же окаянной былинкой чувствую себя, должно быть, и я. (4)Вёрст за пять от меня лениво течёт речка Чан-гул, а по берегу её расположились белые хаты валахов, вытянувшиеся стройными рядами. (5)Версты на две ниже их приютилась мельница, такая бывает только в сказках.
(По М. Горькому)
23 <или> 32
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Мужество рождается в борьбе.
(Н. А. Островский)
Б) Верь в свой народ, создавший могучий
русский язык, и верь в его творческие силы.
(М. Горький)
В) Пойду теперь домой и буду питать себя
надеждами.
(А. П. Чехов)
Г) Я зевнул, закрыл глаза, снова открыл их.
Д) Столько здесь было пройдено дорог!
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) эпифора
2) литота
3) риторическое обращение
4) метафора
5) олицетворение
6) бессоюзие
7) риторическое восклицание
8) сравнение
9) эпитет
А — 5; Б — 9; В — 4; Г — 6; Д — 7.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27.
(1)Однажды Александр Иванович Куприн в разговоре о великом Льве Николаевиче Толстом выразился таким образом: «Старик нас всех обокрал: за что ни возьмёшься — уж им написано». (2)Шутливость замечания этого очевидна, и всё-таки так велико, так разнообразно художественное наследие Толстого, так разносторонне, на протяжении полувека изображена им жизнь русского общества, что, заменив слово «обокрал» словом «предупредил», приходится согласиться с А. И. Куприным по существу дела.
(З)Толстым не оставлено без внимания ни малейшее душевное движение человеческое. (4)Читая «Анну Каренину», с изумлением, с подавленностью убеждаешься, что здесь изображена главным образом вся русская жизнь того времени, вся русская душа в её целом, а уж затем, в огромном узоре этом, в этой сплошной толпе лиц, страданий, судеб, уделяешь необходимое внимание собственно романтической интриге.
(5)Толстой как художник является демократом в самом возвышенном значении этого слова. (6)Он демократичен, как солнце. (7)Сила и равномерная страстность художественного проникновения одинакова у него для мужика и даря, пьяницы и священника, светской дамы и простой русской женщины. (8)Одно прикосновение творческого внимания Льва Николаевича делает всех людей одинаково прозрачными. (9)Толстой, как никто, совершенно лишён оттенков отношения к своим персонажам в смысле их социального положения или рода их деятельности. (10)У него отсутствуют (чего не избегали подчас крупнейшие таланты) социальная мистика и социальная обывательская щепетильность. (11)Он пленительно суров и бесцеремонен в раздевании душ.
(12)Страсти, заблуждения, страдания, удовольствия и подлости человеческие вытекают из одних и тех же духовных явлений, причём кого бы он ни описывал: князя или полудикого черкеса, казака или Николая I. (13)Благодаря великой простоте выражения, описания человеческих жизней со всеми их внутренними пружинами читатель неизменно убеждается в тождественности духовной основы всех людей и вместе с Толстым видит, как жалки все ухищрения, все разделения, искусственны все различия одежд, званий, чинов, занятий. (14)Вообще человек, а не человек именно такой-то изучается и понимается читателем в книгах великого писателя.
(15)Особенность художественного таланта JI. Н. Толстого, его эта беспощадная сила реального изображения в связи с огромной любовью к жизни во всех видах её и окрасках, его плодовитость и ревнивое отношение к каждому слову, имевшее целью наибольшую, совершеннейшую полноту впечатления, сделали то, что действительно после Толстого осталось немного (если только осталось) в жизни, почему-либо не охваченного его волшебным пером.
(16)Без преувеличения можно сказать, что жизнь и творчество Толстого равны силой своей целой революции. (17)Тот возвышенный демократизм художника, О котором упомянули мы выше (кстати, единственно истинный демократизм), из года в год, из поколения в поколение оставляя свой мощный след в читательских массах, привёл к тому, что слова «Толстой», «толстовство» стали синонимами гуманности, возвышенного отношения к жизни, человечности и самоусовершенствования.
(18)Сама жизнь Толстого, столь удивительная и сложная, является одним из наиболее глубоких и ценных его произведений. (19)Он был близок к природе и звал к ней. (20)Вспоминая Толстого, в сущности, вспоминаешь Россию, народ, общество, исторические их судьбы, вспоминаешь даже всю русскую литературу.
(21)Толстой — это Россия. (22)Россия в настоящее время остро нуждается в Толстом. (23)Её лик преображается. (24)Потому-то хорошо и нужно всем нам вспомнить от JI. Н. Толстого о том, какая она, эта Россия, в своём духе и сущности, в целях своих и силах, чтобы, оглянувшись на великое и прекрасное, идти вперёд с надеждами и верой в лучшее.
(По А. Грину)
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Жизнь и творчество JI. Н. Толстого можно сравнить с настоящей революцией.
2) JI. Н. Толстого в творчестве интересует не вообще человек, а конкретный человек со своим социальным статусом.
3) По мнению автора, трудно согласиться со словами А. И. Куприна о великом Льве Николаевиче Толстом.
4) Современной России Л. Н. Толстой необходим, поскольку именно он поможет народу, опираясь на прошлое, смело двигаться в будущее.
5) Л. Н. Толстой трепетно относился к подбору каждого слова потому, что хотел передать всю полноту впечатления.
23 <или> 32
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
2) Предложение 4 противопоставлено по содержанию предложению 3.
3) В предложениях 5-11 представлено повествование.
4) В предложениях 16, 17 представлено описание.
5) Предложения 19, 20 поясняют, раскрывают содержание предложения 18.
15 <или> 51
главнымобразом
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Можно ли назвать Толстого-художника демократом?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается О баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
«Толстой как художник является демократом в самом возвышенном значении этого слова». У него отсутствует социальная предвзятость в изображении людей, поскольку их духовная основа одинакова.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: