Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.
Опять Егорушка лежал на тюке, воз тихо скрипел и покачивался, внизу шёл Пантелей, притопывал ногами, хлопал себя по бёдрам и бормотал; в воздухе по-вчерашнему стрекотала степная музыка.
Егорушка лежал на спине и, заложив руки под голову, глядел вверх на небо. Он видел, как зажглась вечерняя заря, как потом она угасала: ангелы-хранители, застилая горизонт <…> золотыми крыльями, располагались на ночлег; день прошёл благополучно, наступила тихая, благополучная ночь, и они могли спокойно сидеть у себя дома на небе… Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды.
Когда долго, не отрывая глаз, смотришь на глубокое небо, то почему-то мысли и душа сливаются в сознание одиночества. Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким, и всё то, что считал раньше близким и родным, становится бесконечно далёким и не имеющим цены. Звёзды, глядящие с неба уже тысячи лет, само непонятное небо и мгла, равнодушные к короткой жизни человека, когда остаёшься с ними с глазу на глаз и стараешься постигнуть их смысл, гнетут душу своим молчанием; приходит на мысль то одиночество, которое ждёт каждого из нас в могиле, и сущность жизни представляется отчаянной, ужасной…
(По А. П. Чехову)
своими
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) УГАСАТЬ. Затихать, прекращаться. Разговор угасал сам собой.
2) ПРОЙТИ. Явиться, предстать в своей последовательности в воображении кого-либо. Передо мной прошли воспоминания детства.
3) ГЛУБОКИЙ. Очень давний, отдалённый (во времени). Преданья старины глубокой.
4) СОЗНАНИЕ. Ясное понимание, осознание чего-либо, мысль, чувство, ощущение чего-либо. С. необходимости, невозможности, важности чего-либо.
5) ЦЕНА. Степень ценности, значимости кого-либо, чего-либо. Знать цену времени.
45 <или> 54
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан языком художественной литературы; основные цели автора — создать художественные образы, выразить отношение к изображаемому, оказать эстетическое воздействие на чувства и воображение читателя.
2) Лексический повтор (видел) является средством связи предложений в третьем (3) абзаце и средством замедления повествования.
3) Использование антонимов (внизу — вверх, зажглась — угасала, день — ночь, близким — далёким), слов различных тематических групп (обоз, тюке, воз; небо, заря, горизонт, мгла, звёзды; мысли и душа, сознание одиночества, сущность жизни) способствует эмоционально-образному воздействию на читателя.
4) Экспрессивность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых — ряды однородных членов предложения, односоставные обобщённо-личные конструкции.
5) Использование олицетворений (садилось солнце; звёзды, глядящие с неба, с глазу на глаз), эпитетов («вечерняя заря», «благополучная ночь», «глубокое небо», «короткой жизни») помогает дать авторскую оценку описываемым явлениям.
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
235 <или> любая другая последовательность этих цифр
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
СЫТНЫЙ голодного не разумеет.
КОРЕННЫЕ жители Южной Америки — индейцы — составляют большинство преимущественно в странах Анд, а также в Боливии и Парагвае.
В этом году наступила ранняя ДРУЖНАЯ весна и вода в реках быстро поднялась.
Первая любовь Андрея была, к сожалению, БЕЗОТВЕТНОЙ.
Рассказ написан БЕДНЫМ, невыразительным языком.
СЫТЫЙ
заранее
бухгалтеры
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В. Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, специально посвящённых творчеству Н. В. Гоголя.
2) Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубоким знаниям человека.
3) Стараясь убедить читателей, многое зависит от того, какие примеры приводит писатель
в мемуарах.
4) Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека.
5) Одно из чудес на знаменитой Курильской гряде, привлекающего туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
6) Прочитав повесть «Собачье сердце», осознаёшь, в какой мере превращение Шарика в Шарикова является буквальной реализацией идеи строчек известного гимна: «Кто был ничем, тот станет всем».
7) В нашей семье журнал «Природу»
мы выписываем уже несколько лет и читаем с большим удовольствием.
8) По завершению строительства нового корпуса рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
9) При написании диктанта, вставляя пропущенные буквы, обязательно надо вспоминать соответствующие правила.
А — 5; Б — 4; В — 7; Г — 3; Д — 8.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) тр..стинка, преклонение, риторический
2) сн..гирь, соч..тать, св..детель (преступления)
3) пон..мание, цементный (завод), угн..здиться
4) вы..вить (недостатки), св..щенный, (спортивное) снаряжение
5) пр..вительство, пол..гаться, выр..стить
145 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) претвориться (спящим), пр..знание (в любви), пр..дел (в храме)
2) ра..смешить, в..крывать (письма), чере.лур
3) меж..нтегральный, воз..меть (действие), про..грать (соревнование)
4) пан..американский, транс..альпийский, раз..яснение
5) н..значить, з..горать, пр..славянский (язык)
125 <или> любая другая последовательность этих цифр
2345 <или> любая другая последовательность этих цифр
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО.
Запишите номера ответов.
1) Во всех домах крыши (НЕ)КРАШЕНЫ, ставни затворены.
2) Я видел одно и то же: уставившийся на меня золотой лорнет и в нём (НЕ)МИГАЮЩИЕ глаза.
3) Была какая-то (НЕ)ОБЪЯСНИМАЯ прелесть в этом представлении.
4) Аукционист пел голосом, (НЕ)ДОПУСКАЮЩИМ возражений.
5) Но барьер помешал — осталось изобретение полностью (НЕ)ИЗВЕСТНЫМ.
14 <или> 41
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.
Запишите номера ответов.
1) По вошедшей в берега, но ещё (ПО)ВЕСЕННЕМУ полноводной реке шёл (В)ВЕРХ колёсный пассажирский пароход.
2) Высшее художественное достижение И. Н. Крамского ВСЁ(ТАКИ) в портретах, которые он делал по внутреннему влечению, когда ЧЬЁ(ТО) лицо захватывало его.
3) Снегу навалило (ПОЛ)АРШИНА, сани непрерывно въезжали в сугробы, (ПО)ЭТОМУ выйти из них было нельзя.
4) У раннего В. Г. Перова меньше тонкости, чем у П. А. Федотова, но больше решимости действовать (ПО)СВОЕМУ и (ПО)НОВОМУ.
5) Плоды живучки Лаксмана, (ЧЕТЫРЁХ)КОРЕШКОВЫЕ, (ЖЕЛТОВАТО)БУРЫЕ, созревают в июле — августе.
24 <или> 42
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Европейская часть России имеет равни(1)ый характер. С запада сюда беспрепятстве(2)о проникают загрязнё(3)ые воздушные массы из других государств. Из-за промышле(4)ых выбросов стран ближнего зарубежья в Россию регулярно попадают то(5)ы окисле(6)ого азота и серы.
123456 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Всякий вечно забывал на кухне или шапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное.
2) Вода в родном и до боли знакомом озере всегда тёплая приятная.
3) Сквозь затянутое льдом маленькое оконце пробивался лунный свет.
4) Недавно ещё в этом районе были низкие деревянные дома а теперь стоят высокие каменные строения.
5) Старый чёрный шёлковый платок окутывал огромную шею Дикого Барина.
24 <или> 42
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
За маленьким столом (1) сидел красивый мужчина (2) сухощавый и смуглый. Нагнувшись вперёд (3) и (4) опираясь обеими руками на палку (5) он сидел просто и спокойно (6) как человек, которому и в голову не может прийти, чтобы кто-нибудь его заметил или занялся им.
256 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Свадьба Наташи (1) видимо (2) на время заняла его своей внешней стороной. Он заказывал обеды, ужины и (3) наверное (4) хотел казаться весёлым; но веселье его не передавалось другим, как прежде; наоборот (5) оно возбуждало сострадание в людях, знавших и любивших его.
12345 <или> любая другая последовательность этих цифр
24 <или> 42
14 <или> 41
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Вскоре перевели меня на Кавказ, и я сказал себе: «Это самое счастливое время моей жизни». (2)Я надеялся, что скука не живёт под пулями, но напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию, что, право, обращал больше внимание на комаров.
(3) И мне стало скучнее прежнего: я потерял почти последнюю надежду. (4)Когда я увидел Бэлу в своём доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её чёрные локоны, я, глупец, подумал: она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… (5)Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни.
(6) Невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.
(7) И всё-таки я благодарен ей за всё: за любовь, за несколько довольно сладких минут.
(8) Я за неё отдам жизнь — только мне с ней скучно.
(По М. Ю. Лермонтову)
2345 <или> любая другая последовательность этих цифр
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Весело сияет месяц над селом.
(И. С. Никитин)
Б) В лесу уже пахнет весною света!
В) Лодка была точно приклеена к чёрной воде.
(М. Горький)
Г) Кипяток нарзана быстро превращался в холодную воду.
Д) Войдя в комнату, я спрятался в толпе гостей. И начал наблюдать за происходящим.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО -ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) антитеза
2) эпитет
3) метафора
4) бессоюзие
5) парцелляция
6) сравнение
7) синтаксический параллелизм
8) литота
9) риторическое восклицание
23615
Прочитайте текст и выполните задания 23-27.
(1)Да, один раз я была счастлива. (2)Я давно определила, что такое счастье, очень давно — в шесть лет. (3)А когда оно пришло ко мне, я его не сразу узнала.
(4) Но вспомнила, какое оно должно быть, и поняла теперь, что я счастлива.
(5)Я помню: мне тогда было шесть лет, моей сестре — четыре. (6)Мы долго бегали после обеда вдоль длинного зала. (7)Потом мы устали и притихли. (8)Стоим рядом, смотрим в окно на мутно-весеннюю сумеречную улицу. (9)Сумерки весенние всегда тревожны и всегда печальны. (ИДИ мы молчим. (11)Слушаем, как дрожат хрусталики канделябров от проезжающих по улице телег.
(12)Если бы мы были большие, мы бы думали о людской злобе, об обидах, о нашей любви, которую оскорбили, и о той любви, которую мы оскорбили сами, и о счастье, которого нет. (13)Но мы — дети, и мы ничего не знаем. (14)Мы только молчим. (15)Нам жутко обернуться. (16)Нам кажется, что зал уже совсем потемнел и потемнел весь этот большой, гулкий дом, в котором мы живём. (17)Отчего он такой тихий сейчас?
(18)Может быть, все ушли из него и забыли нас, маленьких девочек, прижавшихся к окну в тёмной огромной комнате?
(19)Около своего плеча вижу испуганный, круглый глаз сестры. (20)Она смотрит на меня — заплакать ей или нет? (21)И тут я вспоминаю моё сегодняшнее дневное впечатление, такое яркое, такое красивое, что забываю сразу и тёмный дом, и тускло-тоскливую улицу.
(22)Лена! — говорю я громко и весело. — (23)Я сегодня видела конку!
(24)Я не могу рассказать ей всё о том безмерно радостном впечатлении, какое произвела на меня конка. (25)Лошади были белые и бежали скоро-скоро; сам вагон был красный или жёлтый, красивый, народа в нём сидело много, все чужие, так что могли друг с другом познакомиться и даже поиграть в какую-нибудь тихую игру. (26)А сзади на подножке стоял кондуктор, весь в золоте, — а может быть, и не весь, а только немножко, на пуговицах, — и трубил в золотую трубу:
— Ррам-рра-ра!
(27)Само солнце звенело в этой трубе и вылетало из неё златозвонкими брызгами. (28)Как расскажешь это всё! (29)Можно сказать только:
— Лена! (30)Я видела конку!
(31)Да и не надо ничего больше. (32)По моему голосу, по моему лицу она поняла всю беспредельную красоту этого видения. (33)И неужели каждый может вскочить в эту колесницу радости и понестись под звоны солнечной трубы?
— (34)Ррам-рра-ра!
(35)Нет, не всякий. (Зб)Фрейлейн говорит, что нужно за это платить. (37)Оттого нас там и не возят. (38)Нас запирают в скучную, затхлую карету с дребезжащим окном, пахнущую сафьяном и пачулями1, и не позволяют даже прижимать нос к стеклу. (39)Но когда мы будем большими, мы будем ездить только на конке. (40)Мы будем, будем, будем счастливыми!
(41)Я зашла далеко, на окраину города. (42)И дело, по которому я пришла, не выгорело, и жара истомила меня. (43)Кругом глухо, ни одного извозчика.
(44) Но вот, дребезжа всем своим существом, подкатила одноклячная конка.
(45) Лошадь, белая, тощая, гремела костями и щёлкала болтающимися постромками о свою сухую кожу. (46)Зловеще моталась длинная белая морда. (47)«Измывайтесь, измывайтесь, а вот как остановлюсь на повороте — всё равно вылезете на улицу». (48)Безнадёжно унылый кондуктор подождал, пока я влезу, и безнадёжно протрубил в медный рожок:
— Ррам-рра-ра!
(49) И больно было в голове от этого резкого медного крика и от палящего солнца, ударявшего злым лучом по завитку трубы.
(50) Внутри вагона было душно, пахло раскалённым утюгом. (51 )Я встала и вышла на площадку. (52)Конка остановилась, подождала встречного вагона и снова задребезжала. (53)А на тротуаре стояла маленькая девочка и смотрела нам вслед круглыми голубыми глазами удивлённо и восторженно. (54)И вдруг я вспомнила. (55)«Мы будем ездить на конке. (56)Мы будем, будем, будем счастливыми!»
(57)Ведь я, значит, счастливая! (58)Я еду на конке и могу познакомиться со всеми пассажирами, и кондуктор трубит, и горит солнце на его рожке. (59)Я счастлива! (60)Я счастлива!
(61)Но где она, та маленькая девочка в большом тёмном зале, придумавшая для меня это счастье? (62)Если бы я могла найти её и рассказать ей, она бы обрадовалась. (6З)Как страшно, что никогда не найду её, что нет её больше и никогда не будет её, самой мне родной и близкой, — меня самой. (64)А я живу…
(По Н. А. Тэффи)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Героиня была счастлива каждый раз, когда ехала в трамвае.
2) Карета казалась маленькой девочке менее комфортным средством передвижения, чем конка.
3) Героиня хочет вернуться в своё детство, но понимает, что это невозможно.
4) В детстве поездка на конке ассоциировалась у героини со счастьем.
5) Кондуктор трубил в рожок, требуя от пассажиров оплатить проезд.
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 25-27 содержатся элементы описания.
2) Предложения 38 и 39 противопоставлены по содержанию.
3) Предложение 50 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 51.
4) В предложении 53 перечислены последовательные действия.
5) В предложениях 57-60 представлено повествование.
123 <или> любая другая последовательность этих цифр
тогдатеперь <или> теперьтогда
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как оставаться счастливым в любых обстоятельствах?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Быть счастливым можно в любых обстоятельствах, если вспомнить самое яркое и восторженное впечатление своего детства. Мир детства неповторим, но наша память бережно хранит счастливые минуты и даёт веру и надежду в любом возрасте и в любой жизненной ситуации.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: