Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
К а б а н о в а. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
К а б а н о в. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
К а б а н о в а. Не очень-то нынче старших уважают.
В а р в а р а (про себя). Не уважишь тебя, как же!
К а б а н о в. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
К а б а н о в а. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
К а б а н о в. Я, маменька…
К а б а н о в а. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?
К а б а н о в. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
К а б а н о в а. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
К а б а н о в (вздыхая в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!
К а б а н о в а. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А сохрани господи каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.
К а б а н о в. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
К а б а н о в а. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдёт, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.
К а б а н о в. Да отсохни язык…
К а б а н о в а. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
К а б а н о в. В чём же вы, маменька, это видите?
К а б а н о в а. Да во <…>, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у неё сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
(По А. Н. Островскому)
всём
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое
значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите
номера ответов.
1) ВОЛЯ. Сознательное стремление к осуществлению чего-либо; упорство, настойчивость в достижении чего-либо. Усилие воли.
2) ПЕРЕНЕСТИ. Направить на что-либо другое, переключить с одного на другое. П. главный удар в центр расположения противника.
3) ДОБРО. Всё хорошее, положительное, направленное на благо (противоп.: зло). От завистливого человека добра не жди.
4) СЛАВИТЬ. Воздавать хвалу; создавать славу кому-, чему-либо. С. стихами.
5) ЗАКАЗАТЬ. Запретить. Ходить туда никому не заказано.
35 <или> 53
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите
номера ответов.
1) В диалогах героев произведения А. Н. Островского представлена разговорная речь. Задачи этой речи — общение, обмен впечатлениями в обиходно-бытовой обстановке.
2) Для беседы характерны такие черты, как конкретность содержания и подготовленность высказываний.
3) В тексте преимущественно используется общеупотребительная лексика; можно выделить тематическую группу слов (мать, родителям, детей, снохе, свекровь, жена, женился). Экспрессивность текста обеспечивается использованием разговорных и просторечных фразеологизмов (ни на шаг, проходу не даёт, со свету сживает, отсохни язык), антонимов (стара — молодые, умные — дураков).
4) Текст имеет следующие грамматические особенности: употребление формы
будущего времени глагола в значении настоящего (Разговор близкий сердцу пойдёт, ну и согрешишь, рассердишься)-, полное отсутствие деепричастий; употребление частиц, междометий (же, -то, ну, ах, нетто, ох, господи)’, частое использование восклицательных предложений.
5) Использование в тексте вопросно-ответной формы изложения способствует выражению авторской позиции.
134 <или> любая другая последовательность этих цифр
12 <или> 21
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Маленький ребёнок ещё не может координировать движения рук со ЗРИТЕЛЬНЫМИ впечатлениями.
ДОЖДЛИВЫХ дней в Петербурге больше, чем ясных, солнечных.
Фильм имел большой успех благодаря УДАЧЛИВОМУ подбору актёров.
Этот холодильник очень ЭКОНОМИЧНЫЙ: он расходует вдвое меньше электричества, чем другие современные модели.
Во время переговоров стороны заключили ДВОЙСТВЕННЫЙ союз против общего врага.
удачному
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
В недавно вышедшей статье была сделана характеристика почти всем редким металлам, встречающимся в природе.
дана
месяцы
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
B) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что в «Вечернем звоне» И. И. Левитану удалось «достигнуть впечатления общности и единства изображения, гармонии частей в целом».
2) В области знаний о зарождении и эволюции
Вселенной учёные располагают лишь предположениями, которые зачастую противоречат друг другу и рождают новые неразрешимые вопросы.
3) А. П. Чехов признавался, что «мне надо писать добросовестно, с чувством, с толком, писать не по пяти листов в месяц, а один лист в пять месяцев».
4) И. И. Левитан начал работу над картиной «Золотой осенью» в сентябре 1895 года, когда он жил в Тверской губернии.
5) Бронзовый памятник первопечатнику Ивану Фёдорову, созданному архитектором Иваном Машковым по проекту преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина, был открыт в Москве 12 октября 1909 года.
6) Реставрацией называют укрепление и восстановление как повреждённых памятников истории, культуры и искусства, а также старых зданий.
7) На заседании совета директоров компании было выдвинуто ряд конструктивных предложений, связанных с памятниками истории и культуры.
8) Нельзя не согласиться с В. Г. Распутиным, который утверждал, что наш язык «вмещает в себя всё: и характер народный, и опыт, и историю».
9) Исследования морских экосистем показывают, что окисление воды мешает таким морским организмам, как моллюски, ракообразные и кораллы, «выстраивать» свои скелеты, а также изменяет поведение мальков и взрослых рыб некоторых видов.
А — 4; Б — 5; В — 6; Г — 3; Д — 7.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) суверенный, зап..реться, реж..ссёр
2) п..ссимизм, уб..речь, нав..вать (тоску)
3) вым.лить, отражение, аккомп..ниатор
4) отв..рить (калитку), сг..ряча, тв..рец
5) поместить (в колбу), расст..лить, сов..щание
245 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1) непременное (условие), пр..терпеть (изменения), преимущества
2) бе..бородый, бе..полезный, во..создавать
3) пред..нфарктное (состояние), без..дейный, небез..звестный
4) обез..яна, в..юга, об..елся
5) пр„исшествие, пр..свещение, д..веренное (лицо)
135 <или> любая другая последовательность этих цифр
25 <или> 52
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1) УХУДШ..ННЫЙ, уСЛЫШеННЫЙ
2) (кустарник) кол..тся, почита..мый (святой)
3) бореЩийся (с врагом), (они) кос..т (траву)
4) леч..щий (врач), (тексты) содерж..т (ошибки)
5) невид..мый, разгон..шься
245 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется
РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Слова Томского были (НЕ)ЧТ0 иное, как мазурочная болтовня, но они глубоко заронились в душу молодой мечтательницы.
2) (НИ)КТО иной не мог подготовить такое выступление, кроме Эдуарда.
3) Уже было темно, но мы почему-то шли, (НЕ)СМОТРЯ по сторонам.
4) Никто (НИ)РАЗУ не спросил меня, как моё самочувствие.
5) Виктор был (НЕ)ОДИН — с незнакомой девушкой, такой крепкой, стройной, сероглазой.
1345 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) В детстве я читала книги (БЕЗ)РАЗБОРУ и знала (НА)ИЗУСТЬ много стихотворений.
2) Он (КАК)РАЗ приблизился к решению задачи, но (В)ОДИНОЧКУ осилить её не смог.
3) Городок больше не высился на (ТЁМНО)ЗЕЛЁНОМ откосе: поднятая плотиной вода подошла почти (В)ПЛОТНУЮ к его бульвару.
4) Я попросил очистить себе уголок, (КОЕ)КАК разобрал вещи и сел на чемодан (ЗА)НЕИМЕНИЕМ стула.
5) И не будем больше возвращаться к этому вопросу, ТАК(КАК) мы ВСЁ(РАВНО) не поймём друг друга.
25 <или> 52
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Впечатления оставили в душе чувство, в котором слилось всё, что я видел в эти три дня, — тонкий запах смолы по лесам, немолчная болтовня светлых ручейков с пёстрыми форелями на песча(1)ом дне, чистенькие деревеньки с почте(2)ыми старыми церквами, радушные лица поселян, их си(3)ие камзолы и серые чулки, скрипучие возы, запряжё(4)ые лошадьми, молодые дли(5)оволосые стра(6)ики по чистым дорогам, обсаже(7)ым яблонями и грушами.
13 <или> 31
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Алёша подал отцу маленькое чуть запотевшее зеркальце.
2) Небо то заволакивалось белыми облаками то вдруг местами расчищалось на мгновение.
3) Грушницкий ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперёд по комнате.
4) Обычно и согласие и отказ тренер узнавал по взгляду.
5) Лукерья говорила тихо и слабо но без остановки.
1245 <или> любая другая последовательность этих цифр
12 <или> 21
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Николай старался молчать, когда мать говорила о княжне, но молчание его раздражало графиню.
— Княжна очень достойная и прекрасная девушка, — говорила она, — и тебе надо к ней съездить. Всё-таки (1) увидишь кого-нибудь; а то тебе скука (2) я думаю (3) с нами.
— Да я нисколько не желаю (4) маменька.
— Я тебя (5) мой (6) милый (7) не понимаю…
(По Л. Н. Толстому)
23457 <или> любая другая последовательность этих цифр
124 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Даже у меня сжимается сердце при мысли (1) о том (2) что испытала Маргарита (3) когда (4) пришла на другой день в домик Мастера, не успев переговорить с мужем (5) который не вернулся в назначенный срок (6) и узнала (7) что Мастера уже нет.
23567 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Отец сказал, что этими местами шёл когда-то с низов на Москву и по пути дотла разорил наш город сам Мамай — военачальник Золотой Орды. (2)Сейчас мы будем проезжать мимо Становой — большой деревни, ещё недавно бывшей знаменитым притоном разбойников. (З)Помню, что как раз в это время между Становой и нами, влево от большой дороги, шёл ещё никогда не виденный мной поезд. (4)Сзади нас склонялось к закату солнце и в упор освещало эту быстро обгонявшую нас, бегущую в сторону города как бы заводную игрушку — маленький, но заносчивый паровозик. (5)Паровоз, домики, возбуждавшие желание пожить в них, их окошечки, блестевшие против солнца, этот быстрый и мёртвый бег колёс — всё было очень странно и занятно. (6)Но хорошо помню, что всё же гораздо больше влекло меня другое, то, что рисовалось моему воображению там, за железной дорогой, где виднелись лозины таинственной и страшной Становой. (7)Я живу в России — значит, я русский. (8)Россия — это моё прошлое и настоящее. (9)Я чувствовал своё кровное родство с ней.
(По И. А. Бунину)
124 <или> любая другая последовательность этих цифр
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) И озеро с волной зеркальной, И луг с цветным своим ковром.
(П. А. Вяземский)
Б) Длинные серёжки развешаны, словно колокольчики, по ветвям.
(Е. Б. Максимов)
В) Врага отбросила Москва, И спасена Россия.
(А. Т. Твардовский)
Г) Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой.
(М. Ю. Лермонтов)
Д) Но знай, читатель, эти строки.
(А. Т. Твардовский)
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) бессоюзие
2) риторическое обращение
3) антитеза
4) парцелляция
5) эпитет
6) гипербола
7) эпифора
8) метонимия
9) сравнение
А — 5; Б — 9; В — 8; Г — 3; Д — 2.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27.
(1)Пятьдесят лет со дня смерти Антона Павловича Чехова. (2)Мне было около пяти лет, когда он умер.
(З)Чехов — это смешно. (4)Вот восприятие Чехова, детское, домашнее: смешно, Чехов.
(5)Чехов осмеял все фигуры. (6)Художника в «Попрыгунье», бюрократа и вместе с ним революционера в «Рассказе неизвестного человека», профессора в «Скучной истории», профессора в «Дяде Ване», крестьян в «Мужиках», торгового человека в «Холодной крови», помещика в «Вишнёвом саде», там же делового человека, там же актрису, там же лакея, двух слуг, молодого и старого, чиновников в целом ряде произведений, от Чехонте до «Трёх сестёр», купечество в «Трёх годах».
(7)Трудно говорить о положительном персонаже Чехова. (8)Напрягаешь память… (9)Разумеется, не осмеяны дети.
(10)Заграница не отразилась в его произведениях. (11)Это странно, если вспомнить, что он бывал в Европе много раз, жил там подолгу.
(12)Чехову не нравилась Европа. (13)Нет, например, описаний музеев, упоминаний о шедеврах живописи. (14)Правда ли, что не нравилась? (15)Этот вопрос остаётся, пожалуй, открытым. (16)Я не могу вспомнить имени какого-либо великого русского или европейского художника в произведениях Чехова. (17)Никаких появившихся, скажем, по ассоциации воспоминаний о Рафаэле, или Рубенсе, или Рембрандте. (18)Этот ход мыслей был совершенно ему чужд. (19)В рассказе, где одну из главных ролей играет художник, в «Попрыгунье», тема живописи обходится без упоминаний о европейских живописцах.
(20)При этом Чехов проявлял живой интерес к отечественной литературе, восхищался её великими созданиями. (21)Известно его полное поклонения высказывание об «Отцах и детях» Тургенева — о сцене смерти Базарова, читая которую он, по его словам, слышит запах йода. (22)Чехов восторгается тем, как изобразил Тургенев конец Базарова. (23)Самоотверженная любовь к науке, приводящая к гибели героя, повторяется потом, кстати говоря, у Чехова: смерть Дымова в «Попрыгунье». (24)Не под влиянием ли это того восхищения, которое вызвал у Чехова конец Базарова?
(25)Чехов представляется мне великим писателем. (26)Обычно, когда говорят о великих писателях, имя Чехова вспоминают не сразу. (27)Почему — неизвестно. (28)Может быть, потому, что у Чехова нет романов?
(29)Иногда думаешь так: да, я могу написать, скажем, «Мёртвые души», скажем, «Божественную комедию», скажем, «Дон Кихота». (30)Прошу понять, в каком смысле я это говорю. (31)Конечно, у меня нет ни таланта, ни сил, чтобы написать подобные вещи, подобные мировые произведения. (32)Однако я отдаю себе отчёт, как это написано, — принципиально я мог бы их написать. (ЗЗ)Но есть произведения, которые я не мог бы написать даже принципиально: это пьесы Чехова.
(34)Я не знаю, как они написаны, в чём их секрет, почему он их завершает именно тут, почему делает тот или иной переход именно там и т.д. (35)Для меня эти пьесы — вечная загадка. (36)Я говорю о таких пьесах, как «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры», о непонятности, неизучаемости их механики.
(37)«Три сестры» — удивительная пьеса по тем многозначительным событиям, неизвестно для чего привлечённым в неё: пожар, дуэль. (38)Тут ничего не исполняется, над всеми висит рок. (39)Что за личность — Солёный? (40)Что это за офицеры, говорящие о будущем? (41)Что это за изящная жизнь, о которой мечтает провинциальный артиллерийский офицер?
(42)Пьесы Чехова — это одно из удивительнейших явлений русской литературы, наиболее личное, не имевшее ни примеров, ни продолжения. (43)Назовите хоть одну русскую пьесу, похожую на пьесы Чехова. (44)Такой нет. (45)Жизнь, которую он видел, была далека от красоты. (46)Жизнь должна быть красивой. (47)Она будет красивой. (48)Таким оптимистическим утверждением пронизано всё творчество великого писателя. (49)Просто, с какой-то удивительной чистотой произносит он это «будет».
(По Ю. К. Олеше*)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Во многих произведениях А. П. Чехов осмеял чиновников.
2) Рассказчик перечисляет причины, по которым А. П. Чехову не нравилась Европа.
3) Так же как и в тургеневском романе «Отцы и дети», в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» героя приводит к гибели его самоотверженная любовь к науке.
4) Рассказчик близок к разгадке секрета пьес А. П. Чехова.
5) В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» все герои находятся во власти несчастной судьбы.
135 <или> любая другая последовательность этих цифр
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 6 иллюстрирует, поясняет содержание предложения 5.
2) В предложениях 12-19 представлено повествование.
3) В предложениях 20-24 представлено рассуждение.
4) Предложение 26 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 25.
5) В предложениях 45-49 представлено описание.
245 <или> любая другая последовательность этих цифр
молодогостарого <или> старогомолодого <или> молодойстарый <или> старыймолодой
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему А. П. Чехов — великий писатель?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
А. П. Чехова можно назвать великим писателем, потому что он создал произведения, которые являются новым словом в литературе, не имеют «ни примеров, ни продолжения».
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: