Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 4

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Песня девушки

Милый мой, радость жизни моей,
За Отчизну уходит в поход.
Милый мой, солнце жизни моей,
Сердце друга с <…> унесёт.

Я расстанусь с любимым моим,
Нелегко провожать на войну.
Пусть бои он пройдёт невредим
И в родную придёт сторону.

Весть о том, что и жду, и люблю,
Я джигиту1 пошлю своему.
Весть о том, что я жду и люблю,
Всех подарков дороже ему.

(М. Джалиль)

1  Джиги́т — искусный и отважный наездник, удалец (у горских народов Кавказа и казаков России).

1

Самостоятельно подберите возвратное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первой (1) строфе текста. Запишите это местоимение.

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) УХОДИТЬ. Простираться, тянуться. Дорога уходит в глубь леса.
2) РАССТАТЬСЯ. Разойтись, попрощавшись; разлучиться. Р. у дверей дома. Р. на несколько лет. Расстался с приятелем и пошёл домой. Теперь мы не скоро расстанемся. Р. до вечера.
3) ПРОВОЖАТЬ. кого. Отправлять куда-либо, снаряжать в дорогу. П. сына в армию. П. дочку в отпуск. П. приятеля в санаторий.
4) СТОРОНА. Посторонний взгляд, точка зрения незаинтересованного. Смотреть на себя со стороны. Это было заметно со стороны. Я в этом деле с. Оставаться в стороне от чего-либо (не принимать участия, наблюдать за развитием событий).
5) ПОСЛАТЬ. что кому (с кем). Отправить для передачи, доставки. П. письмо по почте. П. телеграмму брату. П. посылку. П. цветы ко дню рождения. П. груз самолётом. П. книгу с кем-либо.

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Текст написан языком художественной литературы; цель автора — с помощью художественных образов воздействовать на чувства и воображение читателей.
2) Все предложения связаны цепной (последовательной) связью, средствами связи выступают в первой (1) строфе — контекстные синонимы (радостьсолнце), во второй (2) строфе — личное местоимение (он), в третьей (3) строфе — определительное местоимение (всех).
3) Все слова в тексте употреблены в прямом значении (солнце, сердце и др.), используются военные термины (бои, джигиту и др.).
4) Глаголы в стихотворении употреблены в том числе в форме настоящего и будущего времени, а также в форме повелительного наклонения (пустьпройдётипридёт).
5) Переживания лирической героини, провожающей любимого человека на фронт, передаются с помощью анафоры в первой (1) строфе (Милый мой…) и в последней строфе (Весть о том, что…), а также лексического повтора в первой (1) строфе (жизни моей) и в последней строфе (жду, люблю).

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) знАчимость
2) осведомИться
3) углублЁнный
4) кОрысть
5) пОручни

135 <или> любая другая последовательность этих цифр

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Проведённое исследование позволило выявить наиболее ЭФФЕКТИВНЫЕ методы профилактики возникновения аллергической реакции на новый препарат.
В одном из пунктов договора была закреплена обязанность исполнителя ПРЕДСТАВЛЯТЬ коммунальные услуги в необходимых для потребителя объёмах.
Исследование ГАРМОНИЧНОЙ личности относится к малоизученной области психологии.
Первокурсникам было предложено принять участие в ОТБОРОЧНОМ туре международной открытой студенческой олимпиады.
Желание быть полезным обществу ПОБУЖДАЕТ меня взяться за перо.

предоставлять

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Два мальчика и три девочки шли на смену к городскому памятному мемориалу, где на плитах из красного гранита были перечислены все военные части и корабли, защищавшие город в последней войне.

памятному

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

он более УГРЮМЕЕ
с ДЕВЯНОСТА тетрадями
ГЛОЖУТ сомнения
много спелых ВИШЕН
до ДВЕ тысячи пятого года

угрюмый <или> угрюм

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в употреблении имени числительного
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении сложного предложения
Г) нарушение в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Тот, кто верит в приметы, называется суеверным человеком.
2) Пётр Первый знал и надеялся на стремление российского народа жить лучше.
3) Пройдя всего два километра пути, у Павлика закружилась голова.
4) Человечество встретило двадцать первый век процессом глобализации, которое не было подготовлено к этому.
5) Мы с друзьями любили вечерами гулять, любуясь красотой природы, которая преображалась на наших глазах.
6) Его грёзы — это прежде всего мечта о большой семье.
7) Учитель хотя и был опытным, но справиться с классом всё-таки не мог, как ни старался.
8) Первыми решили высказаться представители Республиканской партии, о чём тут же написала местная пресса.
9) Сегодня двое дежурных медсестёр спасли жизнь нашему командиру.

А — 9; Б — 6; В — 4; Г — 2; Д — 3.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ож..г (руки́), ч..рствый (хлеб), (модная) прич..ска
2) б..гатство, заг..рающий, ур..внение (в математике)
3) выч.. тание, расп..лить (доску), л..берал
4) р..сточек, (читаю) с..нет, прод..лжение (сериала)
5) ч..ловечный, г..роический, вп..чатление

345 <или> любая другая последовательность этих цифр

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..готовить (завтрак), пр..открыть (дверь), пр..чудливый
2) ни..ходящий, во..становление (промышленности), ра..париться
3) (совершить) пр..ступление, пр..ломление (лучей), пр..одолеть
4) ад..ютант, об..ём, пред..январский
5) пре..сказание, на..строчный (символ), о..благодарить

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) снов.., (смотреть) искос..
2) магни..вый, нищ..та
3) завед..вать (отделением), проигр..вать (схватку)
4) боч..нок, камыш..вый
5) милост..вый, бел..зна

1245 <или> любая другая последовательность этих цифр

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вылеч..шься, невид..мый
2) вы́сто..вший (в бою), приемл..мый
3) (ветры) гон..т, (зерна) перемел..тся
4) увенч..нный, (люди) слыш..т
5) обид..шься, завис..вший

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Имение нельзя путать с усадьбой: усадьба (НЕ)ВСЁ землевладение, а лишь помещичий дом с примыкающими строениями, двором и садом.
2) Совершенно (НЕ)ПРИВЕТЛИВО встретил нас хозяин дома в тайге.
3) (НЕ)ЗАМЕТНАЯ контрастность увеличилась, и древние письмена стали видны отчётливо.
4) Мне (НЕ)СОВСЕМ удобно говорить с вами сейчас.
5) Выступление Андрея произвело сильное впечатление (НЕ)ТОЛЬКО на зрителей, но и на жюри.

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1)  ПРИ(ТОМ) учреждении есть попечительский совет, который много делает, ЧТО(БЫ) о нём ни говорили.
2) (НА)ВИД Степану было лет тридцать, но (НА)ДНЯХ я узнал, что недавно он отметил своё пятидесятилетие.
3) Вы (В)ПРАВЕ обратиться в бухгалтерию за разъяснением (НА)СЧЁТ компенсации  транспортных расходов.
4) У него было ТО(ЖЕ) самое серое пальто, и в руках он держал ТУ(ЖЕ) старую фуражку.
5) Сосед долго искал КАКОЙ(НИБУДЬ) способ, ЧТО(БЫ) помочь попавшему в беду человеку.

124 <или> любая другая последовательность этих цифр

15

Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Художник И. К. Айвазовский всегда оставался верен избра(1)ому им направлению — маринизму. Вот и представле(2)ая на выставке картина «Радуга» по сюжету ничем не отличается от большинства работ да(3)ого живописца: на полотне изображе(4)о кораблекрушение в бурю.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Во время нашего приезда на остров бакланов уже не было зато чаек и крячек не счесть.
2) По глубине воплощения жизненной правды силе художественных обобщений произведения Н. В. Гоголя принадлежат к числу наиболее значительных творений не только русского но и мирового искусства.
3) Раньше всех просыпался гусь Иван Иваныч и тотчас же подходил к Тётке или к коту выгибал шею и начинал говорить о чём-то горячо и убедительно.
4) Опекунские советы имели право брать в залог дома и ценности земли с крестьянами крепостных крестьян отдельно.
5) На перекладине из странной грубо сколоченной деревяшки висел колокол и был привязан игрушечный пистолет.

135 <или> любая другая последовательность этих цифр

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И. Н. Крамской был одним из основателей общества «передвижников» — объединения художников (1) противопоставлявших себя (2) представителям академизма в живописи (3) и (4) организующих передвижные выставки своих работ в разных городах страны.

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Князь Василий говорил (1) всегда (2) лениво, как актёр говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер (3) наоборот (4) была преисполнена оживления и порывов.

(По Л. Н. Толстому)

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В те далёкие-далёкие времена (1) когда Нил был так широк (2) что даже крокодилы не могли переплыть его (3) заспорило Золото с Алмазом (4) кто из них на Земле самый знатный и самый сильный.

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Деревни всё не было видно (1) и (2) если бы не два попавшихся навстречу мужика (3) то вряд ли бы довелось (4) добраться до места.

21

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

     (1)Адыгею прославила удивительная природа: прекрасные леса, бурные реки, величественные горные ландшафты. (2)Предстающий таинственным в седых преданиях старины Фишт-Оштеновский массив — одно из самых впечатляющих мест на Кавказе. (3)На адыгейском языке «Оштен» означает «вечный снег», однако это слово можно перевести и как «вершина, собирающая дождь и град». (4)И действительно, здесь дожди — частые гости. (5)В доисторическую эпоху на этом месте лежало дно моря, а то, что сейчас стало горами, было коралловыми рифами. (6)Поэтому бывшее морское дно — Фишт-Оштеновский горный массив с главными вершинами Оштен, Фишт и Пшехо-Су — часто образно именуют «коралловым островом». (7)Этот вознесённый почти на трёхкилометровую высоту морской известняковый риф пронизан коралловыми ветвями. (8)А Фишт — первая гора на западе Кавказского хребта, которая имеет на склонах ледники.

689 <или> любая другая последовательность этих цифр

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Он волновался, тревожился, сходил с ума.
(Ф. М. Достоевский)

Б) А после такой грозы, когда выглянет
солнце, разве горы не улыбались?
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)

В) Благородный человек погибнет
в окружении конкуренции и злобы? Нет!
Именно он и победит.
(Б. М. Бим-Бад)

Г) Заглянула синица в окошко.
Замерла. Покружилась немножко.
(А. Саватеева)

Д) Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
(А. С. Пушкин)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) риторический вопрос
2) метонимия
3) сравнение
4) парцелляция
5) риторическое обращение
6) литота
7) градация
8) лексический повтор
9) антитеза

А — 7; Б — 1; В — 9; Г — 4; Д — 5.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27.

     (1)Две тысячи пятьсот лет назад юноша-римлянин, патриот Муций Сцевола прославил себя и Родину незабываемым подвигом. (2)Во время вылазки из осаждённого Рима он был схвачен и приведён на допрос к самому царю. (3)На угрозу пытки и смерти неустрашимый юноша протянул руку над огнём пылающего жертвенника и сжёг её, не дрогнув ни одним мускулом лица. (4)Не глядя на горящую руку, он говорил царю:
говорил царю:
     — Царь, люди моей Родины не боятся войны. (5)Они не боятся страданий, лишений и смерти. (6)Мы не допустим тебя в наш город Рим. (7)Сегодня триста таких же смелых, как я, юношей поклялись умереть или убить тебя до восхода луны…
     (8)Двадцать пять веков славит человечество этот подвиг. (9)В честь героя сложено бесчисленное количество гимнов. (10)О нём говорят как о замечательном примере проявления великой нравственной силы, как о примере человеческой жертвенности во имя Родины.
     (11)В российской военной истории были свои ещё более яркие и сильные Муции Сцеволы, подвиги которых запечатлены в сердцах народа. (12)Много было подобных примеров, но я остановлюсь на одном, который произошёл на моём веку.
     (13)В Ленинграде, на улице Красных Зорь, стоит замечательный памятник, изображающий подвиг двух матросов на эскадренном миноносце «Стерегущий». (14)При каких обстоятельствах и как был совершён этот подвиг? (15)26 февраля 1904 года два наших миноносца — «Решительный» и «Стерегущий» — недалеко от Порт-Артура встретились с отрядом японских миноносцев. (16)На стороне противника была подавляющая сила. (17)А тут ещё подоспели его крейсеры. (18)Завязался неравный бой. (19)«Решительный», отстреливаясь, ушёл в свой порт. (20)Но «Стерегущий» не мог этого сделать — на нём была повреждена машина.
     (21)Окружённый противником со всех сторон и осыпаемый градом снарядов, он подвергся страшному разрушению. (22)Казалось, на нём не осталось ни одного живого места, а он всё ещё продолжал драться. (23)В результате все офицеры погибли, команда тоже почти вся была перебита. (24)Это был уже не живой корабль, а качающийся на волнах труп. (25)Неприятельский миноносец, наконец приблизившись к «Стерегущему», взял его на буксир. (26)Японцы торжествовали, что им достался такой военный трофей. (27)Но они и не подозревали, что на миноносце остались два живых матроса.
     (28)Два патриота никак не могли примириться с тем, чтобы их родной корабль достался противнику. (29)Они спустились в трюм и задраили за собою горловину. (30)Там, внизу, окутанные непроглядным мраком, действуя на ощупь, они открыли кингстоны. (31)Никто не знает и никто не расскажет, что эти два человека переживали, когда вода с ревом стала врываться во внутренние помещения миноносца.
     (32)Одно только можно сказать: нужно было иметь железные нервы и непоколебимую силу воли, чтобы совершить такой выдающийся подвиг. (33)Ведь с ними не было начальства, и никто не отдавал им приказа топить корабль, жертвуя для этого своими жизнями. (34)Они действовали самостоятельно, находясь под властью лишь одной несокрушимой нравственной силы, присущей верным сынам российского народа. (35)И «Стерегущий», вырванный из рук противника, вместе с двумя неизвестными героями пошёл ко дну.
     (36)А разве не похожи на юношу-римлянина и этих двух матросов наши славные герои, сражающиеся на полях Великой Отечественной войны? (37)Никогда не умолкнет слава о двадцати восьми гвардейцах из дивизии имени Панфилова, о подвиге капитана Гастелло, о доблести лётчика Супруна и потрясающей стойкости комсомолки-партизанки Тани. (38)Движимые нравственной силой, разве не умирают они с такой же непримиримой ненавистью к врагам и с великой всеобъемлющей любовью к Родине?
     (39)Вот будни фронта.
     (40)Баржа за баржей отходят от берега. (41)Эвакуируется ценное имущество. (42)Осталась одна баржа. (43)Ящики с тяжёлым грузом заполняли её нутро. (44)Это были грузы, необходимые для обороны. (45)Баржа казалась брошенной, но на ней был человек, моряк. (46)Он ждал — его баржа была последней на очереди. (47)Скоро должен подойти буксир.
     (48)Неподалёку, почти рядом, шёл бой. (49)Моряк приготовился к защите. (50)Он приладил пулемёт, обложил себя лентами. (51)С берега спускались враги. (52)Они шли тихо — баржа влекла их, но они боялись её. (53)Когда они подошли совсем близко, застрекотал пулемёт в руках моряка. (54)Три фашиста ткнулись в землю, а остальные побежали. (55)Потом они рассыпались и, скрываясь за камнями, начали обстреливать баржу.
     (56)Моряк стрелял редко, но точно. (57)После его коротких очередей всегда кто-нибудь падал. (58)Так расстрелял он ленты и взялся за пистолет-пулемёт. (59)Враги приближались, а он сыпал по ним очередь за очередью, пока не ударили его по голове (кто-то подплыл сзади, подкрался и ударил).
     (60)Когда его допрашивали, он молчал. (61)Ему грозили, но он был верен себе. (62)Он предпочёл погибнуть, но не сказать ни слова. (63)Никто не знал и не узнает его имени.

(По А. С. Новикову-Прибою*)

     * Алексей Силыч Новиков-Прибой (настоящее имя — Алексей Силантьевич Новиков; 1877-1944) — русский и советский писатель, публицист, посвятивший свои произведения морю и флоту.

23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Римлянин Муций Сцевола прославился как отважный защитник Родины, который на допросе в доказательство стойкости своего народа сжёг руку.
2) В российской военной истории много примеров подвигов, подобных подвигу Муция Сцеволы и даже ещё более ярких и отважных.
3) Немецкие крейсеры не смогли захватить ни миноносец «Стерегущий», который, отстреливаясь, ушёл в свой порт, ни миноносец «Решительный», который пошёл ко дну вместе с двумя неизвестными героями.
4) Немецкие суда попытались захватить баржу, перевозившую драгоценное имущество, и отвезти её на буксире.
5) Никто не знает имени моряка, который один отстреливался от гитлеровцев, пытавшихся с берега захватить баржу, и погиб на допросе, не проронив ни слова.

125 <или> любая другая последовательность этих цифр

24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 32-34 представлено рассуждение.
2) В предложениях 49-52 представлено описание.
3) В предложениях 53-55 представлено повествование.
4) В предложениях 56-59 представлено рассуждение.
5) Предложения 60 и 61 противопоставлены по содержанию.

25

Из предложений 36-38 выпишите антонимы (антонимическую пару).

ненавистьюлюбовью <или> любовьюненавистью <или> ненавистьлюбовь <или> любовьненависть

26

Среди предложений 56-63 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

5763 <или> 6357

27

     Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Во имя чего люди совершают подвиги в годы войны?».
     Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
     Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
     Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
     Объём сочинения — не менее 150 слов.
     Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
     Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Проблема

Во имя чего люди совершают подвиги в годы войны?

Авторская позиция

Движимые нравственной силой, люди умирают с непримиримой ненавистью к врагам и с великой, всеобъемлющей любовью к Родине. В этом заключается подвиг людей, бесстрашно защищающих Родину в годы войны: «…они не боятся страданий, лишений и смерти». Примеры человеческой жертвенности во имя Родины можно найти и в истории Древнего Рима, и в годы Великой Отечественной войны.

Смотрите также: