Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 5

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Науку давно интересует вопрос: как далеко распространяется речная вода в море или океане? Ответ на него имеет важное практическое значение.
Реки несут в себе много органических веществ, которые служат пищей рыбе. <…>, знание того, как смешивается речная вода с морской, может быть значимым в рыболовстве. Геологи также должны ориентироваться в том, где и как именно в местах впадения рек в море могут быть обнаружены те или иные полезные ископаемые.
Советские океанологи на судне «Профессор Штокман» провели такое исследование у побережья Южной Америки, там, где впадает в океан крупнейшая на планете река — Амазонка. Учёные, взяв одновременно пробы воды у побережья и в центральной части океана, попытались сравнить основные её показатели, такие как прозрачность воды, цвет, солёность. Оказалось, что воды Амазонки присутствуют в океане на расстоянии в 1500 километров от её устья.

1

Самостоятельно подберите вводное слово, которое указывает на связь мыслей и последовательность их изложения и которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это вводное слово.

значит <или> следовательно <или> итак

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПРОВЕСТИ. что. Осуществить, произвести, выполнить (какие-либо действия, работу). П. репетицию. П. заседание. Хорошо п. урок. П. соревнования. П. уборку урожая.
2) ВПАДАТЬ. Склоняться в своих взглядах, поведении к чему-либо неверному, неправильному. В. в авантюризм. В. в идеализм. В. в крайность. В. в противоречие (начинать противоречить самому себе).
3) ПРОБА. Количество весовых частей благородного металла, заключающееся в определённом числе весовых долей сплава; а также клеймо на слитках благородного металла и изделиях из него, указывающее на это количество. Золото высокой пробы. Определить пробу серебра. Поставить пробу.
4) ВОДА, только мн. Водная масса моря, реки и т. п., её потоки, струи, волны. Воды Волги, Енисея. Весенние воды.
5) УСТЬЕ, проф. и нар.-разг. Выходное отверстие чего-либо. У. трубы. У. шахты. У. печи.

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в научном стиле; цель автора — сообщить научную информацию о том, как речная вода смешивается с морской (океанической).
2) Ответ на проблемный вопрос, сформулированный в первом (1) предложении текста, даётся в последнем предложении на примере информации о водах реки Амазонки.
3) Наряду со стилистически нейтральной лексикой в тексте используются разговорные и просторечные фразеологизмы (давно интересует, несут в себе, служат пищей, те или иные и др.).
4) Стремясь сделать текст понятным широкому кругу читателей, автор использует только простые предложения, некоторые из них осложнены причастными оборотами и уточняющими членами предложения.
5) Отличительной особенностью текста является использование большого количества тропов, среди которых — метафора (смешивается… вода), эпитеты («полезные ископаемые», «крупнейшая на планете река») и сравнение (попытались сравнить основные её показатели).

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) воспринЯть               4) цЕмент
2) закупОрив                 5) новостЕй
3) сверлИт

135 <или> любая другая последовательность этих цифр

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ орган муниципального образования — выборный орган местного самоуправления.
Для предупреждения травм во время катания на роликовых коньках нужно НАДЕВАТЬ наколенники, налокотники и специальные защитные перчатки. Номинированный на премию молодой учёный уже считался ПРИЗНАТЕЛЬНЫМ авторитетом в области ядерной физики.
Занятия спортом, полноценный сон, правильное питание повышают СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма простудным заболеваниям.
При включении поворотников устройство издаёт ЗВУКОВОЙ сигнал в салоне автомобиля, что позволяет водителю контролировать процесс манёвра.

признанным

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Своеобразной особенностью таланта человека является высокий уровень творчества при осуществлении той или иной деятельности.

своеобразной

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
к ПОЛУТОРА метрам                     не хватает СЕМИСТА учебников
ЛЯГТЕ на спину                               отряд ПАРТИЗАН
пара САПОГ

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в употреблении имени числительного
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным первого мая от главного диспетчера аэропорта.
2) Учитель литературы спросил учеников, что какие проблемы возникли у них при написании сочинения.
3) Делегатов приветствовал министр культуры, собравшихся на Съезде работников киноискусства.
4) Создав математическую модель, учёные в двухтысячном году разработали компьютерную программу.
5) Те, кто много и осмысленно читает, как правило, умеет свободно излагать свои мысли в письменной форме.
6) Живописец Н. М. Ромадин, мечтавший о покое и гармонии, воплотил новый замысел в пейзаже «Сон Андерсена».
7) Филологи должны не только изучать труды отечественных, но и зарубежных лингвистов.
8) Двадцать двое суток геологи не могли получить продукты питания, потому что были оторваны от большой земли.
9) Очевидно, что любые слова, введённые автором в стихотворение, несут большую смысловую нагрузку.

А — 8; Б — 3; В — 5; Г — 2; Д — 7.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) работодатель, значение, к..сание
2) разув..рять, президент, примирение (сторон)
3) г..олог, р..зидент, б..реговая (линия)
4) р..стение, прил..скать (пса), благополучный
5) с..реневый, завершение, землетр..сение

134 <или> любая другая последовательность этих цифр

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (он нашёл) пр..бежище (в работе), пр..станционный, присмотреться (к пейзажу)
2) во..делывать, (печатное) и..дание, чре..мерный
3) прот..тип, провожать, пр..дедушка
4) двух..этажный, необ..ятный, вз..ерошенный
5) пре..рассудок, о..бросить (в сторону), на..черепная (мышца)

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) беж..вый (цвет), со..вый (соус)
2) сгущ..нка, юбч..нка
3) жёрд..чка, сводч..тый (потолок)
4) ненавид..ть (врага), засе..ть (поле)
5) толщ..на, юрод..вый

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вымоч..шь (яблоки), СЛЫШ..МЫЙ
2) хлещ..щий (дождь), множащий (сущности)
3) (ребёнок) лопоч..т, выгляд..шь
4) вер..щий, кле..щий
5) (волны) рокоч..т, (куры) кудахч..т

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Детство — (НЕ)ПОВТОРИМАЯ пора жизни.
2) Он разговаривал со мной (НЕ)ПО-ДРУЖЕСКИ.
3) В Мещёрском крае можно встретить никогда (НЕ)КОШЕННЫЕ луга.
4) Всю ночь отряд шёл по (НЕ)ИСХОЖЕННОМУ насту.
5) Кому (НЕ)ЧЕГО сказать, тому лучше молчать.

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.
Запишите номера ответов.
1) ДАВНЫМ(ДАВНО) он очень любил макароны (ПО)ФЛОТСКИ.
2) В (ПОЛУ)РАЗРУШЕННОМ городе было пустынно, БУД(ТО) всех унёс с собой мощный ураган.
3) Владимир Николаевич говорил (ПО)ФРАНЦУЗСКИ прекрасно, (ПО)АНГЛИЙСКИ тоже хорошо.
4) (В)ПРОЧЕМ, мне бы, (ПО)НАСТОЯЩЕМУ, не следовало говорить о Лежнёве.
5) Потом мама устроилась реквизитором на (КИНО)СТУДИЮ и спустя КАКОЕ(ТО) время уехала в Москву.

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НИ.
На картине И. Н. Крамского «Неизвестная» изображе(1)а царстве(2)ая, величестве(3)ая дама, проезжающая в экипаже. Интересно, что личность женщины так и осталась загадкой и для совреме(4)иков художника, и для искусствоведов.

234 <или> любая другая последовательность этих цифр

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Собачка обнюхала углы и мебель заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного.
2) В понимании поэтов-символистов стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора сколько пробуждать в читателе собственные переживания.
3) Желание освободиться от унылого существования толкало героев либо на экстравагантные поступки либо на нелепый и бессмысленный бунт.
4) Дерево выросло высокое и крепкое и устойчивое.
5) В поисках способов изображения народной жизни Н. А. Некрасов не мог не опираться на фольклорные образы и использовал устно-поэтический мотив в качестве одного из средств типизации.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Знаменитые механические часы «Павлин» (1) в своё время подаренные Екатерине Второй князем Потёмкиным (2) изготовлены в виде скульптурной композиции (3) состоящей из ствола дерева с циферблатом (4) и (5) сидящих на ветвях животных и птиц.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Красивая Вера презрительно улыбнулась, не чувствуя (1) видимо (2) ни малейшего оскорбления.
— Ежели бы (3) вы (4) мне сказали давно (5) маменька (6) я бы тотчас ушла, — сказала она и пошла в свою комнату.

(По Л. Н. Толстому)

1256 <или> любая другая последовательность этих цифр

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку (1) за то (2) что он проник в её жизнь (3) и (4) что он воспел её (5) то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю М. М. Пришвина.

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Марья Дмитриевна попросила Паншина повторить романс (1) но он объявил (2) что не желает оскорблять ушей учёного немца (3) и предложил Лизе (4) заняться бетховенской сонатой.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

21

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Если художнику-пейзажисту случится быть на Сахалине, то рекомендую его вниманию Арковскую долину. (2)Это место, помимо красоты положения, чрезвычайно богато красками, так что трудно обойтись без устаревшего сравнения с пёстрым ковром или калейдоскопом. (З)Вот густая сочная зелень с великанами-лопухами, блестящими от только что бывшего дождя. (4)Рядом с ней на небольшой площадке зеленеет рожь. (5)Потом клочок с ячменём, а там опять лопух, за ним клочок земли с овсом, потом
грядка с картофелем и два недоросля подсолнуха с поникшими головами, затем
клинышком входит густо-зелёный конопляник, там и сям гордо возвышаются похожие на канделябры растения из семейства зонтичных. (6)И вся эта пестрота усыпана розовыми, ярко-красными и пунцовыми пятнышками мака. (7)По дороге встречаются бабы, которые укрылись от дождя большими листьями лопуха, как косынками. (8)А по сторонам горы, хотя это были вовсе не Кавказские горы.

(По А. П. Чехову)

1278 <или> любая другая последовательность этих цифр

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) Всё жило кругом удесятерённой жизнью и притягивало к себе жизнь, и всё было неразрывно связано между собой.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Б) Разве эта молодость не жила тысячами голосов, весёлой суматохой и торопливой погоней за своим молодым счастьем? 
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
B) Мой друг, Отчизне посвятим 
Души прекрасные порывы! 
(А. С. Пушкин)
Г) Но ведь надо
заработать сколько!
(В. В. Маяковский)
Д) Будет дом пусть не полная чаша,
Но не в бедности горькой погрязший.
(А. Саватеева)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) риторическое восклицание
2) парцелляция
3) сравнение
4) лексический повтор
5) антитеза
6) риторический вопрос
7) вопросно-ответная форма изложения
8) риторическое обращение
9) литота

А — 4; Б — 6; В — 8; Г — 1; Д — 5.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27

(1)Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пересветно сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы, языка живого, сотворённого и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово «воля».
(2) Так было в детстве, так и теперь. (З)Это слово самое дорогое и всеобъемлющее.
(4)Уже один его внешний вид пленителен. (5)Веющее «в», долгое, как зов далёкого хора, «о», ласкающее «л», в мягкости твёрдое утверждающее «я». (6)А смысл этого слова — двойной, как сокровища в старинном ларце, в котором два дна. (7)Воля есть воля-хотение, и воля есть воля-свобода. (8)В таком ларце легко устраняется разделяющая преграда двойного дна, и сокровища соединяются, взаимно обогащаясь переливаниями цветов. (9)Один смысл слова «воля», в самом простом, изначальном словоупотреблении, светит другому смыслу, в меру отягощает содержательностью и значительностью его живую существенность.
(10)Говоря «воля», русская речь имеет в виду, что и воля-свобода, и воля-хотение — два талисмана, беспредельно желанные, но неизбежно нуждающиеся в точно определённых пределах. (11)И любимая няня ласково скажет детям: «Ишь расшалились, вольница, спать пора». (12)А народ наш, кроме того, звал вольницей всех уходивших к волжскому раздолью от московской тесноты. (13)И зовёт вольницей разгулявшихся весельчаков. (14)И зовёт вольницей разбойников. (15)А ярославец, сказавши «вольный», разумеет «лешего». (16)Что же касается этого изумрудного самодура, любящего кружить прямолинейных людей, то существует народное слово,
являющееся обворожительным и красноречивым противоречием: «Леший нем, но голосист».
(17)Художественное противоречие, восхищающее вкус верный и изысканный, вовсе не есть противоречие, но особенный путь души достигать красоты. (18)Когда ребёнок, захваченный глубоким чувством, лепечет своей матери: «Я люблю тебя больше всех на свете», а отец, услыхав его лепет, спросит: «А меня?» — ребёнок, не колеблясь, ответит: «И тебя больше всех на свете». (19)Эти слова покажутся противоречием лишь тому, кто тусклыми своими глазами не умеет вслушиваться в слова.
(20)Пока мы говорим и рассуждаем о воле, вокруг этого слова ткётся мгла жути. (21)Но марево исчезает сразу, когда смелый скажет: «Волей свершаются подвиги», когда мудрец скажет: «Мир как воля», когда няня скажет ребёнку: «Солнышко светит, пойдём-ка на волю», когда ребёнок, радуясь весне и проникаясь мудростью, наклонной к щедрости, выпустит из клетки на волю своего любимого щеглёнка,
а поздней, сознав эту великую радость освобождения, роднящую ребёнка с великим итальянцем, обнявшим все стихии мира, будет читать с восторгом в детской книжке западающие навсегда в память стихи:

Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей.
(22) Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
(23) Она исчезла, утопая
В сиянье голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась на меня.

(24)Улетела в небо или в лес. (25)Туда, где правит леший, а леший нем, но голосист. (26)Немота — имеющая голос, молчание — говорящее, безмолвие — исполненное красноречия. (27)Наш народ так определил лес, что в этом определении есть и указание на основную тайну мира. (28)Немой мир ищет голоса и веяньем ветра, плеском волн, перекличкой птиц, жужжанием жуков, рёвом зверя, шорохом листьев,
шёпотом травинок, разрывающим всё небо гимном грома даёт своей внутренней ищущей воле вырваться на волю.

(По К. Д. Бальмонту)

23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Любимое рассказчиком слово «воля» самое для него дорогое и всеобъемлющее.
2) У слова «воля» два значения, которые рассказчик определяет как воля-хотение и воля-свобода.
3) Ярославцы под словом «вольный» подразумевают разбойника.
4) Художественное противоречие — это особенный путь души достигать красоты.
5) Фраза «Волей свершаются подвиги» принадлежит одному известному мудрецу.

124 <или> любая другая последовательность этих цифр

24

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 1 и 3 противопоставлены по содержанию.
2) В предложениях 4-7 представлено повествование.
3) В предложениях 12-15 представлено описание.
4) В предложениях 17—19 представлено рассуждение.
5) Предложение 28 поясняет, раскрывает содержание предложения 27.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

25

Из предложений 10, 11 выпишите один фразеологизм.

имеетввиду <или> иметьввиду

26

Среди предложений 10-16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, контекстных синонимов и форм(ы) слов(а). Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Каковы возможности русского языка?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается
обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Проблема

Каковы возможности русского языка?

Авторская позиция

Слова русского языка, «могучие и первородные», способны через звучание и оттенки значений передать разнообразные смыслы. Так, слово «воля» подобно сокровищам в старинном ларце, а в определении слова «лес» есть указание на основную тайну мира. Разные смыслы, заложенные в этих и других русских словах, только на первый взгляд кажутся противоречивыми: «…художественное противоречие, восхищающее вкус верный и изысканный, вовсе не есть противоречие, но особенный путь души достигать красоты».

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться: