Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
В связи с рассматриваемыми сейчас вопросами освещения истории Великой Отечественной войны вношу предложения:
I. Об издании сборников «Архив Великой Отечественной войны».
По опыту работы многих редакций известно, что туда приходят рукописи участников Великой Отечественной войны; часть этих рукописей представляет существенный интерес, однако они, как правило, нигде не публикуются.
В Союз писателей часто обращаются участники войны с просьбами помочь литературно оформить их дневники и воспоминания.
Значительное число участников войны, свидетелей важнейших исторических событий, в том числе лица, командовавшие крупными соединениями, армиями и фронтами, держа в памяти бесценный фактический материал, до сих пор не изложили его в виде записок и воспоминаний.
«Архив Великой Отечественной войны» должен проводить большую организационную работу по сбору и записи всех <…> важных для истории Великой Отечественной войны воспоминаний. Для такой работы «Архив» должен использовать опыт горьковской «Истории фабрик и заводов» и располагать большой группой опытных литераторов, умеющих проводить под стенограммы такие беседы с участниками войны, которые бы обеспечили возможность живой, полноценной записи со всеми живыми, неповторимыми подробностями человеческого рассказа. Литераторы, располагающие подобным опытом, есть. Примеры таких чрезвычайно интересных записей тоже есть. В ходе работы можно воспитать и новые кадры таких же высококвалифицированных литературных сотрудников.
Создание «Архива» не только будет серьёзным подспорьем для работы редакции «Истории Великой Отечественной войны», но и станет абсолютно необходимой базой для правдивого освещения хода Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий и веков и в художественной, и в исторической литературе.
(Из письма К. М. Симонова в ЦК КПСС, 25 апреля 1955 года)
особо <или> очень <или> особенно <или> чрезвычайно <или> наиболее <или> необыкновенно <или> весьма
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Синтаксически и интонационно оформленная конструкция, выражающая сообщение. Простое, сложное п. Главное, придаточное п., главные и распространяющие члены предложения.
2) ЧИСЛО. Количество считаемого, поддающегося счёту. Ч. собравшихся. Значительное ч. ошибок. Отряд числом в двадцать человек (в числе двадцати человек). Большое ч. людей.
3) МАТЕРИАЛ. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.
4) ЖИВОЙ. Подлинный, самый настоящий. Изобразить живых людей. Ж. пример героизма.
5) БАЗА. Учреждение, предприятие, центральный пункт по снабжению или обслуживанию. Туристская б. Экскурсионная б.
24 < или> 42
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст представляет собой фрагмент официального письма. Повод для написания письма указывается в первом (1) и третьем (3) абзацах текста. Затем приводятся аргументы, размышления и личные наблюдения К. М. Симонова, даётся обоснование необходимости создания «Архива Великой Отечественной войны».
2) Текст представляет собой эмоционально сдержанный документ, призванный подвигнуть адресата к решению заявленной проблемы. Однако автор письма очень лично воспринимает заявленную проблему. Это видно по тем эпитетам, которые он употребляет в ходе обоснования необходимости создания сборников «Архив Великой Отечественной войны» («бесценный… материал»; «живыми, неповторимыми подробностями»).
3) В тексте встречаются простые и сложные предложения.
4) Употреблённые в письме просторечные слова (кадры, подспорьем, базой) не имеют образности, не содержат оценки, они представляют собой точный смысловой эквивалент соответствующих литературных слов.
5) Автор письма отказывается от чрезмерного употребления вводных конструкций (употреблена одна конструкция), сконцентрировав внимание на сути, фактах.
1235 <или> любая другая последовательность этих цифр
134 <или> любая другая последовательность этих цифр
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Великий математик не может быть абсолютным НЕВЕЖЕЙ в литературе.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.
Между отцом и сыном на протяжении ряда лет складывались ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.
К предстоящей игре команда ПОПОЛНИТСЯ новыми, никому не известными спортсменами.
В стране проводятся ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ выборы.
невеждой
колючими
короткий <или> краткий
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) ошибка в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Я был тронут до глубины сердца, увидев знакомые и незнакомые лица.
2) Группа лингвистов использовали нейросети в своих научных исследованиях.
3) Дрожки прыгали по твёрдым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины.
4) Согласно распоряжения директора школы в научно-практической конференции смогут принять участие все желающие.
5) Правильно распорядиться возможностями памяти — вот стоящая задача перед каждым человеком.
6) Критик увидел в этом произведении то, что автор изменил стиль письма.
7) Пишу вам из деревни, где оказался вследствие печальных обстоятельств.
8) Оценят новую коллекцию модельера те, кто увлекается дизайном одежды.
9) Выехав из рощи, дорога круто повернула вправо.
А — 4; Б — 9; В — 6; Г — 2; Д — 5.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) цивилизация, ц.жлический, ц..линдр
2) з..рница, пол..скать (бельё), гармоничный
3) поч..татель (таланта), обж..гаться, проживать (по адресу)
4) обязательно, неув..дающая (красота), посв..тить (в рыцари)
5) разм..наться, с..дина (в волосах), с..мптомы
134 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) преисполнен (отваги), пр..дзащита, неприступная (крепость)
2) во..певать (красоту), (рожь) в..колосилась, чере..чур
3) пр..образ (героя), вз..браться (на гору), д..рассказать
4) порт..ера, кур..ёз, б..ющийся
5) п..солить, н..сахарить, надтреснутый
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
13 < или> 31
24 < или> 42
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Анна, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на происходящее, пыталась доказать свою правоту.
2) Эту очень (НЕ)ПРИЯТНУЮ историю следовало немедленно забыть.
3) Как (НИ)БЫЛ яростен ураган, он ослабевал.
4) Солнце, пока (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает город удивительно ярким светом.
5) Где-то здесь, в нескольких шагах от дома, раздавались (НЕ)ЗАБЫВАЕМЫЕ трели соловья.
25 < или> 52
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Очень долго он не мог уснуть, ворочался, а (ЗА)ТЕМ достал из нижнего ящика стола потёртую тетрадь, зажёг свечи и читал (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей ночи.
2) И КОМУ(БЫ) не было приятно вести (ПОД)РУКУ хорошенькую женщину, молодую и стройную?
3) Отряд был уже в самой низине, а (С)ВЕРХУ мчалась ему (НА)ПЕРЕРЕЗ неприятельская кавалерия.
4) Графиня, (В)ОТСУТСТВИЕ говоруна, предпочитала обращаться к ТУТ(ЖЕ) вертевшимся итальянцам.
5) Я однажды встал ТО(ЖЕ) до солнца, ЧТО(БЫ) на заре расставить силки на перепёлок.
35 < или> 53
12 < или> 21
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В большинстве своём сонеты если не хромали с точки зрения требований формы то отличались высокопарностью слога и невероятной пышностью метафор.
2) В новом музыкальном спектакле были представлены разнообразные приёмы воплощения авторского замысла.
3) Я бы давно всё сказал отцу да не решаюсь.
4) Белые хлопья снега загораются огненными искрами и пропадают в непроницаемом и густом мраке.
5) В XVI веке в Венеции запретили весь колёсный транспорт и с тех пор лодки стали единственным доступным средством передвижения горожан.
135 <или> любая другая последовательность этих цифр
234 <или> любая другая последовательность этих цифр
1245678 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Это был тот год (1) когда Москва начинала строить метро (2) когда приходилось ходить вдоль заборов по гнущимся доскам и возвращаться назад (3) потому что (4) забор заканчивался ямой (5) которой (6) ещё вчера не было (7) из которой (8) теперь слышался шум подземной работы.
12357 <или> любая другая последовательность этих цифр
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Одно из уникальных мест Кабардино-Балкарии — Чегемское ущелье. (2)Оно тянется вдоль реки Чегем, рассекая несколько горных хребтов: Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный. (3)В месте, где ущелье пронзает Скалистый хребет, образовалась теснина — наиболее узкая его часть. (4)Ширина ущелья сужается местами до 15 м, а по бокам его зажимают отвесные скалы, уходящие ввысь на 100-200 м, нависая над тропой и ревущим Чегемом. (5)Поток промыл здесь известняки, поэтому цвета горных пород теснины имеют тёплые оттенки: от кремового до оранжевого. (6)На горе возвышаются башни древнего поселения, а в конце ущелья открывается вид на самую живописную гору Главного Кавказского хребта высотой 4611 м — Тихтенген, западнее которой на уровне 3780 м проходит высокогорный перевал Твибер. (7)3десь путь туристов-любителей заканчивается: дорогу перекрывает мощный ледник — передвижение по нему разрешено только для альпинистов.
36 <или> 63
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Разве это не молодость, безумно тратившая избыток сил? Разве эта молодость не жила тысячами голосов, весёлой суматохой
и торопливой погоней за своим молодым счастьем?
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Б) И вода была живая, и лес, и каждая былинка, и каждая капля дождя, и каждый солнечный луч, и каждое дыхание ветерка.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
В) Как женщину, ты родину любил.
(Н. А. Некрасов)
Г) Тут попадается навстречу Ивану мужичок сам с пёрст.
(Народная сказка)
Д) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
(Пословица)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) риторическое обращение
2) эпифора
3) сравнение
4) парцелляция
5) антитеза
6) ассонанс
7) многосоюзие
В) анафора
9) литота
А — 8; Б — 7; В — 3; Г — 9; Д — 5.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27
(1) Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, «вопиющее дело». (2)Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, вошла в положение одного великосветского франта и выручила его из беды, заложив для него свой домик, составлявший всё её состояние. (З)Дом был заложен за пятнадцать тысяч, которые бессовестный франт полностью взял с обязательством уплатить в самый короткий срок.
(4)Добрая старушка этому верила, да и не мудрено было верить, потому что должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе. (5)Денежные затруднения, из которых благородная старушка его выручила, были последствием какого-то мимолётного увлечения или неосторожности за картами в дворянском клубе, что поправить ему было, конечно, очень легко, «лишь бы только доехать до Петербурга».
(6)Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему. (7)Он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку. (8)Приходят сроки, старушка напоминает о себе письмами. (9)Сначала самыми мягкими, потом немножко пожёстче и, наконец, жёсткими — она бранится — намекает, что «это нечестно». (10)Но должник её был травленый зверь и всё равно ни на какие её письма не отвечал.
(11) А между тем время уходит, приближается срок закладной — и перед бедной женщиной, которая уповала дожить свой век в своём домишке, вдруг разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою.
(12) Старушка в отчаянии поручила свою больную и ребёнка доброй соседке, а сама собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург «хлопотать».
(13) Хлопоты её вначале были очень успешны: адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение вышло скорое и благоприятное. (14)Но как ДОШЛО дело до исполнения — тут и пошла закорюка, да такая, что и ума к ней приложить было невозможно. (15)Не то чтобы полиция или иные какие приставы должнику мирволили — говорят, что тот им самим давно надоел и что они все старушку очень жалеют и рады ей помочь, да не смеют… (16)Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника.
(17)0 силе и значении этих связей достоверно не знаю, да думаю, что это и не важно. (18)Не умею тоже вам рассказать в точности, что над ним надо было учинить, но знаю, что нужно было «вручить должнику с распискою» какую-то бумагу, и вот этого-то никто не мог сделать. (19)К кому старушка ни обратится, все ей в одном роде советуют:
— Ах, сударыня! (20)И охота же вам! (21)Бросьте лучше! (22)Нам очень вас жаль, да что делать, когда он никому не платит… (23)Утешьтесь тем, что не вы первая, не вы и последняя.
(24) И вопрошаемые на неё только посмотрят да отвернутся или даже предложат идти высшим жаловаться.
(25) Ходила она и к высшим. (26)Там и доступ труднее, и разговору меньше, да и отвлечённее. (27)Говорят: «Да никто не знает, где он, о нём доносят, что его нет!»
(28)И приезжает ко мне старушка в состоянии самой трогательной и острой горести. (29)Во-первых, настаёт Рождество; во-вторых, из дома пишут, что дом на сих же днях поступает в продажу; в-третьих, она встретила своего должника под руку с дамой, и погналась за ними, и даже схватила его за рукав, и взывала к содействию публики, но это повело только к тому, что её от должника с его дамою отвлекли, а привлекли к ответственности за нарушение тишины и порядка в людном месте. (30)Ужаснее же этих трёх обстоятельств было четвёртое, которое заключалось в том, что должник старушки добыл себе заграничный отпуск и не позже как завтра уезжает с роскошною дамою своего сердца за границу, где, наверное, пробудет год или два, а может быть, и совсем не вернётся, «потому что она очень богатая»…
(31)3автра, стало быть, конец этой долгой и мучительной комедии: завтра должник, несомненно, улизнёт, и надолго, а может быть, и навсегда…
(По Н. С. Лескову)
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Молодой человек был дальним родственником старушки-помещицы, и поэтому она расплатилась с его долгами.
2) Великосветский франт не отвечал на письма старушки.
3) Старушка знала когда-то мать великосветского франта, которая просила её об услуге заложить для сына свой домик.
4) Суд, в который обратилась старушка, вынес решение в её пользу, однако исполнение решения суда затягивалось.
5) Великосветский франт, которому старушка дала в долг пятнадцать тысяч, являлся не только её должником.
13 <или> 31
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 4, 5 представлено описание.
2) Предложение 11 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 12.
3) Предложения 13, 14 содержат повествование.
4) Предложения 17 и 18 противопоставлены по содержанию.
5) В предложениях 20-23 представлено рассуждение.
235 <или> любая другая последовательность этих цифр
вопиющее <или> вопиющий
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Чем опасно чинопочитание? ».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проблема
Чем опасно чинопочитание?
Авторская позиция
Чинопочитание приводит к тому, что люди перестают руководствоваться в своих поступках понятиями о чести и бесчестии, справедливости и несправедливости и готовы принять такое положение в обществе, при котором в любых обстоятельствах правым оказывается тот, кто имеет влиятельных родственников, а его неблаговидные поступки остаются безнаказанными.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: