Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 7

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается.
Но и неприятныё эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх — это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль — это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.
Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.
Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним, безусловно, очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему классный подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.
Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. По большому счёту, любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью. В идеальном случае радость возникает, когда человек делает <…> приятное и полезное и для себя, и для окружающих.

(По А. Г. Грецову)

1

Самостоятельно подберите неопределённое местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.

нечто <или> чтото <или> коечто <или> чтолибо <или> чтонибудь

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) РАЗВИТИЕ. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Законы общественного развития.
2) ФУНКЦИЯ. книжн. Роль, значение, назначение чего-н. Функции кредита.
3) ПРОЯВИТЬ. Совершая, делая что-н., обнаружить наличие каких-н. качеств, свойств. П. героизм. II. заботу.
4) АЛЬБОМ. Несколько объединённых одним названием музыкальных произведений одного исполнителя или одного ансамбля, записанных на грампластинку, кассету или на компакт-диск. Последний а.
5) НАГРАДА. Почётный знак, орден, которыми отмечают чьи-нибудь заслуги. Высокая правительственная н.

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст содержит предложения с различными осложняющими конструкциями (вводные слова, однородные члены предложения, деепричастные обороты).
2) В тексте наряду с общеупотребительной лексикой используется специальная (эмоции) и книжная (реакция, в глубине души) лексика.
3) Автор употребляет экспрессивно окрашенную лексику с оценочным значением (классный, по большому счёту), что придаёт тексту непринуждённую тональность.
4) Автор делится только собственными мыслями, излагает результаты собственных наблюдений.
5) Официальность тона обеспечивается путём полного отказа от разговорной и эмоционально-оценочной лексики, средств выразительности. В тексте используются готовые словесные формулы.

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) дозИровать
2) низведЁнный
3) прибЫв
4) ненАдолго
5) некрОлог

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
ИРОНИЧНЫЙ и всё понимающий Вольтер хитро смотрел на нас из своего мраморного кресла в центре эрмитажной анфилады.
Младшая сестра всегда мечтала ОТРАСТИТЬ такие же длинные волосы, как у старшей.
Как человек ПАМЯТНЫЙ, Иван Фёдорович проверил, не упустил ли чего-нибудь.
ГАРАНТИЙНЫЙ срок исчисляется с момента передачи товара потребителю.
Чего только он не совершил, чтобы ОГРАДИТЬ своих родных от новых бед и несчастий!

памятливый

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Посещение первой премьеры спектакля по пьесе современного французского драматурга доставило нам большое удовольствие.

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
самый ИЗВЕСТНЫЙ скульптор
более СЕМИСОТ рублей
российские ПРОФЕССОРЫ
ИСПЕЧЁТ каравай
сказал более ГРОМКО

профессора

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Н. А. Некрасов возобновил издание журнала «Современник», опубликовав в нём «Записки охотника» И. С. Тургенева.
2) Мама сказала, что не дам вам сладкое, пока не съедите первое.
3) В книге «Текст как объект лингвистического исследования» И. Р. Гальперин утверждает, что «один из существенных признаков текста — его завершённость».
4) Получив математическую модель, учёными была составлена компьютерная программа.
5) Ядро «передвижников» составили четырнадцать художников, не пожелавших оставаться в стенах Академии художеств
и организовавших собственное творческое объединение.
6) Право на получение жилого помещения в собственность или на условиях договора социального найма имеют военнослужащие,
признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижению общей продолжительности военной службы 20 и более лет.
7) Помнишь, что ты обещала приложить все усилия и по окончании школы поступить в вуз?
8) В картине «Портрете сына» В. А. Тропинина чувствуются и отцовская привязанность, и безграничная любовь к сыну.
9) Советские учёные Н. Г. Басов и А. М. Прохоров в середине 60-х годов удостоились и лично получили Нобелевскую премию по физике за создание первого квантового генератора.

А — 9; Б — 4; В — 2; Г — 6; Д — 8.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) опоздание, подравняться (в строю), реставрация
2) неиссякаемый (родник), разгл..дел, состязание
3) усм..рённый (поток), бл..стательный, ун.жальный
4) разр..дить (атмосферу в коллективе), волеизъявление, осв..щена (лампой)
5) обн..ружить (преступника), об..ятельный, произр..стают

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) об..ятия, в..едливый (сторож), п..едестал
2) транс..ранский, контр..гра, трёх..мпульсный
3) пристегнуться, причудливый, пр..вокзальный
4) бе..проглядный, и..готовленный, расчудесный
5) подсвеченный, о..данный, на..пись

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ноч..вка, дирижерский
2) дружоч.ж, ковш..к
3) прикле..л (марку), обессилить (в дороге)
4) перебеж..ик, вкладчик (человек)
5) черкеш..нка, большинство

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (преступник) раска..тся, (он) противореч..т (старшим)
2) (земля) выгор..т, (крестьянин) паш..т
3) обгоняемый, неотъемл..мое (право)
4) замеш..н (в деле), выброшенный (на обочину дороги)
5) посе..нный, взлеле..в

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) (НЕ)ИСПРАВЛЕИНАЯ вовремя ошибка может привести к трагическим последствиям.
2) Отнюдь (НЕ)ТОРЖЕСТВЕННО встретила Белогорская крепость Петра Андреевича Гринёва.
3) Несмотря на всё (НЕ)СХОДСТВО наших взглядов на жизнь, нас сблизила любовь к музыке.
4) Письмо (НЕ)ОТПРАВЛЕНО, хотя уже давно написано.
5) Уж не жду от жизни ничего я, и (НЕ)ЖАЛЬ мне прошлого ничуть.

1245 <или> любая другая последовательность этих цифр

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) М. М. Пришвин писал о том, что любил природу, (ПО)ЭТОМУ его творчество стало КАК(БЫ) формой проявления любви к окружающему миру, оно напоено светом и радостью бытия.
2) (В)ПРОЧЕМ, если чувства настоящие, они способны пройти через все испытания и остаться в человеке (НА)ВСЕГДА.
3) Мелодия, возникшая (КАК)БУДТО из ниоткуда, сопровождала его (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни.
4) Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.
5) (В)ВИДУ нехватки времени Виктор торопился (ПО)СКОРЕЕ закончить работу.

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Несомне(1)о, многим известна работа В. В. Верещагина «Апофеоз войны», относящаяся к серии картин «Варвары». Заметим лишь, что полотно было написа(2)о художником под впечатлением от подли(3)ых вое(4)ых действий в Туркестане.

134 <или> любая другая последовательность этих цифр

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В доме стояли напольные старинные часы с боем и висели две картины неизвестного итальянского мастера.
2) В один из последних вечеров в Коктебеле видел я и старую женщину с сухими цветами и её новых друзей.
3) Но ни усталость ни скука ни на минуту не смогли согнать с лица Ильи Ильича мягкость.
4) Ударам стихии подверглись западные южные юго-восточные районы города и его центральная часть.
5) Солнце садилось и окрашивало небосклон нежными красками то огненного то желтовато-бледного заката.

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Картину И. К. Айвазовского «Девятый вал» (1) знают даже люди (2) далёкие от искусства. Волна готова обрушиться на людей (3) пытающихся спастись (4) на обломках мачты. А пробивающееся (5) сквозь рваные тучи (6) солнце — это символ надежды на спасение.

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
«Скажи-ка (1) дядя (2) ведь (3) не даром Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь (4) были ж схватки боевые,
Да (5) говорят (6) ещё какие!
Недаром помнит вся (7) Россия (8)
Про день Бородина!»
(М. Ю. Лермонтов)

1256 <или> любая другая последовательность этих цифр

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Хотя гепарды селятся в открытых местах (1) между ними не возникает соперничества (2) потому что они охотятся на очень быстрых (3) а (4) потому и недоступных для других хищников животных.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вокруг не было ни души (1) когда я приходил на реку порыбачить (2) но (3) как только я закидывал удочки (4) из балки появлялись босоногие мальчишки.

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Из Тамани переехали мы в Керчь на корабле. (2)Я тотчас отправился к так называемой Митридатовой гробнице — развалинам башни. (З)Следы улиц, полузаросший ров, старые кирпичи — всё это я видел на развалинах древней Пантикапеи. (4)Из Феодосии до самого Гурзуфа передвигался морем. (5)3вёзды ярко блистали — всю ночь не спал. (6)«Вот Чатырдаг», — сказал мне капитан. (7)Я не различил его. (8)На рассвете корабль остановился в виду Гурзуфа. (9)Разноцветные горы, плоские кровли татарских хижин, тополи, справа огромный Аю-Даг — такие картины пленили моё воображение.

(По А. С. Пушкину)

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам… 
(А. С. Пушкин)
Б) Дам верный совет — он один, без сомненья. 
Прими это всё ты с покорным смиреньем. 
(Е. Ишутина) 
B) И ослабел вдруг ураганный ветер, 
Как будто сам он выбился из сил.
(А. Саватеева) 
Г) Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить.
(Н. А. Некрасов)
Д) И ненавидим мы, и любим мы случайно.
(М. Ю. Лермонтов)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) эпитет
2) бессоюзие
3) антитеза
4) парцелляция
5) литота
6) сравнение
7) риторическое обращение
8) эпифора
9) метонимия

А — 9; Б — 1; В — 6; Г — 5; Д — 3.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27

(1)Надя, голубка, ты пишешь, что тебя пугает наше счастье. (2)Боже мой! (3)И меня оно иногда пугает — так оно велико. (4)Иногда мне кажется, что это всё просто сон и что вот проснись — всё исчезнет. (5)В эти минуты мне так тяжело. (6)Одна из таких минут была, когда я получил твоё предпоследнее письмо, на которое вчера ответил. (7)Но зато, прочитав его, я более чем когда-нибудь убедился, что это не сон, что мы любим друг друга и что мы сойдёмся. (8)Без сомнений нельзя, голубка моя, и хотя очень тяжелы эти минуты, но зато они ещё рельефнее оттеняют другие минуты полного счастья и веры в будущее. (9)Последние так велики, так много дают наслажденья, что охотно прощаешь за них былые сомненья.
(10)Надя, крошка моя, мне кажется, что с каждым днём я всё больше и больше понимаю тебя, и чем больше понимаю, тем спокойнее становлюсь за наше будущее счастье. (11)С тех пор, как стала ты моей невестой, я стал совсем иным.
(12)Я всегда любил людей, немного идеально смотрел на всё и только к себе был недоверчив. (13)Последние годы я чувствовал, что во мне начала происходить перемена.
(14) То же недоверие к себе, но зато стало вкрадываться недоверие и к людям.
(15) Прежде я старался делать зависящее от меня добро, твёрдо уверенный, что люди ценят и понимают делаемое им, мало-помалу я продолжал делать добро, но всё более и более убеждаясь, что люди не стоят этого и не оценят. (16)Делал же добро потому, что зла делать не мог, и, когда бывала возможность сделать это, иногда и заслуженное ими зло, мне жаль становилось этих жалких людишек, пошлость которых и негодный эгоизм — главные причины их страданий. (17)Одним словом, я переставал верить в людей, а вместе с тем и в самого себя, и так как мстить, делать зло — все эти качества не в моей натуре, а сознательно делать добро при таких взглядах становится бессмысленным, то и выходит, что я обрекал себя таким образом на какое-то глупое бессознательное существование человека, сознающего одно и продолжающего делать другое. (18)Пожалуй, даже бесхарактерного.
(19)Ты снова, сильнее, чем когда-нибудь, возвратила меня таким образом к жизни, потому что только сознательная жизнь есть жизнь, бессознательная же жизнь — прозябание. (20)Мало того, ты дала мне веру в себя, чего у меня прежде было мало. (21)Теперь я хочу жить для тебя, трудиться, делать добро и приносить пользу людям, любя и жалея их по-настоящему. (22)Я верю в себя — эту веру в свои способности к труду дал мне опыт, а веру в людей и в свои отношения к ним возвратила и дала мне ты. (23)Крошка ты моя золотая! (24)Будь всегда моей путеводной звёздочкой, моим счастьем, моей гордостью. (25)Вот мои пожелания тебе ко дню твоего рождения, я очень хотел бы, чтобы письмо пришло в срок.

(По Н. Г. Гарину-Михайловскому)

23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик пишет своей невесте о том, что его пугает их счастье.
2) Чем больше рассказчик понимает Надю, тем спокойнее становится за будущее счастье.
3) Рассказчик всегда был недоверчив к людям, но со временем стал идеально смотреть на всех вокруг.
4) По словам рассказчика, Надя возвратила ему веру в людей.
5) Рассказчик пожелал Наде на день рождения гордиться самой собой.

24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 6 иллюстрирует, конкретизирует содержание предложения 5.
2) В предложениях 8, 9 представлено повествование.
3) В предложениях 10, 11 представлено рассуждение.
4) Предложение 14 поясняет, раскрывает содержание предложения 13.
5) В предложениях 21, 22 представлено описание.

134 <или> любая другая последовательность этих цифр

25

Из предложения 16 выпишите антонимы (антонимическую пару).

доброзла <или> зладобро <или> доброзло <или> злодобро

26

Среди предложений 12—15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему важна вера в себя?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) ИЛИ несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Проблема

Почему важна вера в себя?

Авторская позиция

Вера человека в себя важна потому, что делает его жизнь сознательной, пробуждает в нём желание жить для других, «трудиться, делать добро и приносить пользу людям, любя и жалея их по-настоящему». Недоверие же к себе обрекает человека «на какое-то глупое бессознательное существование», приводит его к прозябанию.

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: