Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 9

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Словари, представившие и описавшие русскую синонимию, содержат неоценимый материал для изучения выразительных возможностей языка, его лексических богатств, стилистического многообразия. Однако успехи в создании синонимических словарей русского языка не исключают трудностей в теоретической разработке проблем лексической синонимии.
Само понятие синонимии получает у лингвистов разное истолкование. Лингвисты, стремящиеся дать исчерпывающее определение понятию «синоним», для выделения синонимов предлагают различные критерии. Одни считают обязательным критерием синонимичности слов обозначение ими одного и того же понятия. Другие исследователи берут за основу выделения синонимов их взаимозаменяемость. <…> точка зрения сводится к тому, что решающим условием синонимичности признаётся близость лексических значений слов (при этом в качестве критериев выдвигаются: 1) близость или тождественность лексических значений; 2) только тождественность лексических значений; 3) близость, но не тождественность лексических значений).
На наш взгляд, важное условие синонимичности слов — их семантическая близость, а в особых условиях — тождество. В зависимости от степени семантической близости синонимичность слов может проявляться в большей или меньшей мере. Например, синонимичность слов «спешить — торопиться» выражена яснее, чем, скажем, слов «смеяться — хохотать — заливаться — закатываться — покатываться — хихикать — фыркать — прыскать», имеющих значительные смысловые и стилистические различия. Наиболее выраженный характер получает синонимия при смысловом тождестве слов (ср.: здесь — тут, языкознание — лингвистика).

(По И. Б. Голуб)

1

Самостоятельно подберите порядковое числительное, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это числительное.

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) МАТЕРИАЛ. Тканевое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.
2) ЯЗЫК, устар. Народ, нация. Нашествие двунадесяти (т. е. двенадцати) языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 года).
3) УСЛОВИЕ. Обстоятельство, от которого что-н. зависит. Требовательность к себе — у. успеха.
4) ВАЖНЫЙ. Имеющий особое значение, значительный. Важное событие. Важное сообщение.
5) ХАРАКТЕР. Отличительное свойство, особенность, качество чего-н. Затяжной х. болезни. Беседа делового характера. X. местности.

345 <или> любая другая последовательность этих цифр

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к научному стилю речи, поэтому отличается сдержанностью тона изложения. В тексте используются термины и терминологические сочетания (синонимия, понятие, лексическое значение, лингвистика и др.).
2) Обобщённый, отвлечённый характер тексту придают глаголы несовершенного вида, употреблённые в форме настоящего времени. Так, в первом (1) и втором (2) абзацах использованы глаголы содержат, исключают, получает, предлагают, берут и др.
3) В тексте используются отглагольные имена существительные изучение, создание, разработка, истолкование и др.
4) Второе (2) предложение текста указывает на причину того, о чём говорится в первом (1) предложении.
5) В тексте употребляется ряд слов, которые можно отнести к разряду узкоспециальных экономических терминов, что обусловлено тематикой текста.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) клЕить                      4) красИвее
2) рвал А                       5) нАрост
3) послалА

124 <или> любая другая последовательность этих цифр

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Леонид Иванович резко встал и окинул собеседника исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.
Весной КОРЕННЫЕ побеги следует осмотреть и вырезать у самого основания.
Родители собрали ЦЕЛУЮ библиотеку о дельтапланеризме.
С. Я. Маршак был пристрастен к людям трудолюбивым и НЕТЕРПИМ к бездельникам. БЕЗОТВЕТНОЕ чувство вызывало во мне грусть.

корневые

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Актёр произносил монолог героя, оживлённо жестикулируя руками, и его энергичные движения завораживали зал.

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
играть более ЗВОНЧЕ
наиболее СПОКОЙНЫЙ
НАПОИВ молоком
ГЛОЖУТ сомнения
в ста ШЕСТИДЕСЯТИ километрах

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
B) нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».
2) Обнаружив в кометах органические вещества, у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.
3) Сегодня люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем прежде.
4) Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попали на выставку художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.
5) Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.
6) Изготовляемый из растительных волокон или тряпичной массы материал для письма и печатания называют бумагой.
7) Согласно расписания вступительные экзамены состоятся в июле.
8) Благодаря комментариям Ю. М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А. С. Пушкина.
9) В журнале «Юности» была опубликована интересная рецензия на вышедшие сборники стихотворений.

А — 7; Б — 1; В — 9; Г — 2; Д — 3.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) з..рница, организовать, (посевная) кампания
2) нав..вать (мечты), объед..нение, менталитет (народа)
3) нат..жение (нити), про..витель, ч..столюбивый
4) аккомп..немент, осн..щение, подг..релый
5) воспом..нание, в..ртуоз, достижение

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр. .забавный, соприкосновение, пр..школьный
2) отбрасывать, на..пись, по..черкнуть
3) бе..чувственный, в..пыхнуть, ра..калённый
4) без..языкий, в..явь, пред..юбилейный
5) пр..жился, пр..старелый, пр..амурский

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) передёрг..вая, обессил..ли (врага)
2) ветр..ная (мельница), плат..ной (шкаф)
3) матрос..кий, француз..кий
4) собач..нка, (нам) хорош..
5) разнос..ик, бан..ик (работник бани)

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) выгор..шь, ограничивший (расходы)
2) курлыч..щие (журавли), (рыбы) дыш..т (жабрами)
3) (родители) тревож..тся, тащ..щаяся (повозка)
4) уполномоченный, СЛЫШ..МЫЙ
5) скоропорт. лциеся (продукты), выгул..нный (пёс)

135 <или> любая другая последовательность этих цифр

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Радость, (НЕ)РАЗДЕЛЁННАЯ с друзьями, не радость.
2) Маргарита через несколько минут вошла в (НЕ)ОСВЕЩЁННУЮ комнату, в которой серебрилась только узенькая дорожка от луны.
3) Фильм «Макбет» 2015 года — далеко (НЕ)ПЕРВАЯ экранизация одноимённой трагедии Шекспира.
4) Весной тоже случались штормы, но ветер тогда дул (НЕ)ХОЛОДНЫИ, а тёплый и ласковый.
5) Н. М. Карамзин знал, что происхождение и значение слова «Коломна» (НЕ)ВЫЯСНЕНО, и решил сочинить легенду, которую и изложил в письме.

1345 <или> любая другая последовательность этих цифр

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Именно (ПО)ЭТОМУ нельзя (В)СЕРЬЁЗ относиться к подобным заявлениям.
2) Ему в голову не может прийти, ЧТО(БЫ) КТО(НИБУДЬ) его заметил или занялся им.
3) Высокая стройная дама спускалась с ТОЙ(ЖЕ) лестницы и, увидав Литвинова, остановилась, КАК(БЫ) поражённая изумлением.
4) КАКИЕ(БЫ) ни были твои убеждения, я их ТО(ЖЕ) не знаю.
5) ТОТЧАС(ЖЕ), повернувшись к Литвинову спиной, господин ступил несколько раз по ковру, медленно и странно переваливаясь, КАК(БУДТО) крадучись.

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Одна из призна(1)ых картин Третьяковской галереи — полотно В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Стрелецкие полки были приговоре(2)ы к казни в результате неудавшегося бунта, вызва(3)ого тяготами вое(4)ой службы. Однако на картине преднамере(5)о изображе(6)а не сама казнь, а лишь люди в её ожидании.

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера
этих предложений.
1) В каждом человеке есть сила и слабость мужество и страх твёрдость и сомнение.
2) Прозрачные русалки замахали Маргарите и над пустынным зеленоватым берегом прозвучали их приветствия.
3) В позднем творчестве Сальвадора Дали заметны новые художественные тенденции и интерес к классической ясности и внутренней гармонии.
4) В настоящее время газодобывающая компания располагает как развитой инфраструктурой так и бесценным опытом для организации промышленного освоения месторождений газа.
5) В ясный ветреный день мы бродили по проталинам тундры и наблюдали массу прелюбопытных явлений.

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Знаменитое выражение «достойно кисти Айвазовского» (1) популяризированное (2) А. П. Чеховым (3) используется до сих пор (4) для описания чего-то несказанно прекрасного.

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мне вас не жаль (1) неверные друзья (2)
Венки пиров и чаши круговые —
Мне вас не жаль (3) изменницы (4) младые, — Задумчивый, забав чуждаюсь я.
Но где же вы (5) минуты умиленья,
Младых надежд, сердечной тишины?
Где (6) прежний жар и слёзы вдохновенья?
Придите вновь (7) года моей весны!
(А. С. Пушкин)

12357 <или> любая другая последовательность этих цифр

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если идёт сильный дождь (1) или дует холодный ветер (2) то это намного хуже (3) чем стоит солнечный день (4) когда можно с радостью отправиться в поход.

234 <или> любая другая последовательность этих цифр

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В горах прошли дожди (1) и (2) если мост через реку сорван (3) то геологам придётся дожидаться полного спада воды (4) чтобы добраться до базы.

134 <или> любая другая последовательность этих цифр

21

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В Гурзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом. (2)Я тотчас привык к полуденной природе, я наслаждался ею с равнодушием и беспечностью, присущими обычным людям. (3)Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря. (4)Поверьте, я заслушивался этим шумом целые часы. (5)В двух шагах от дома рос молодой кипарис, и каждое утро я навещал его. (6)Я к нему даже привязался чувством, похожим на дружество. (7)Вот всё, что пребывание моё в Гурзуфе оставило у меня в памяти.

(По А. С. Пушкину)

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Как наша планета всё-таки замечательна!
Б) Человек ощущает своё ничтожество перед величием жизни.
В) Так было всегда, так будет, и так же есть сейчас.
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Г) Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман.
(А. С. Пушкин)
Д) Ты, боль, угомонись уже!

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) риторическое обращение
2) антитеза
3) риторическое восклицание
4) анафора
5) метонимия
6) инверсия
7) эпифора
8) аллитерация
9) сравнение

А — 3; Б — 2; В — 4; Г — 6; Д — 1.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27

Эта заметка предназначалась для газеты, которую в 1924 году.
Союз писателей решил выпустить к 125-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Опубликована лишь в 1962 году.

(1)Сто двадцать пять лет — очень немного на весах истинного искусства. (2)3а такое короткое время можно, однако, успеть повернуться спиной к собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак.
(3)Мы призваны, — согласились, — и я в том числе, — писать о гении. (4)Писать — значит судить. (5)Подлежит ли гений суду? (6)Возможна ли канцелярская бумага, посланная Александру Сергеевичу Пушкину с требованием немедленно пересмотреть «Бориса Годунова» и выкинуть из этой книги всё, что я не понимаю или с чем не согласен?
(7)Ответ ясен. (8)Итак, можно написать только, что дал он тебе и что ты взял от него, — и, пожалуй, ещё: сохранил ли до сего дня?
(9)Да, сохранил.
(10)Почему этот гений — не страшен? (11)Без молний и громов, без режущего глаза блеска? (12)Когда я думаю о Пушкине, немедленно и отчётливо представляется мне та РОССИЯ, которую я люблю и знаю. (13)Я знаю его с той поры, как начал читать. (14)Лет семи-восьми, в гостях, я уединился с книгой Пушкина, прочёл «Руслана и Людмилу», и у меня до сего времени, несмотря на тот бессильный читательский возраст, остаётся ясное сознание, что я очень хорошо понимал всё, что читал у Пушкина — в первый раз. (15)Путь воплощения строк в образы, а образов — в подлинную действительность был краток, мгновенен и оставил сознание не чтения, а переживания.
(16)Так было и дальше. (17)Входя в книги Пушкина, я переживал всё, что было написано в них, с простотой летнего дня и со всей сложностью человеческой души.
(18) Так полно переложить в свои книги самого себя, так лукаво, с такой подкупающей улыбкой заставить книгу обернуться Александром Сергеевичем — мог только он один.
(19) Я слышал, что где-то в воздухе одиноко бродит картинный вопрос: «Современен ли Пушкин?» (20)То есть: «Современна ли природа? (21)Страсть? (22)Чувства? (23)Любовь? (24)Современны ли люди вообще?» (25)Пусть ответят те, кто заведует отделом любопытных вопросов. (26)Теперь, когда «искусство» приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью, Пушкин представляется мне таким, каким он стоит на памятнике и взглядом настоящего, большого, а потому и доброго человека смотрит на русский мир, задумывая поэтическое создание с трепетом и тоской при мысли, какой гигантский труд предстоит совершить ему, потому что нужно работать, работать и работать для того, чтобы хаотическая пыль непосредственного видения слеглась в ясный и великий пейзаж.
(27)P.S. А. С. Пушкин знал, что такое искусство.

(По А. Грину*)

23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) А. С. Пушкин — «вчерашний день подлинного искусства».
2) А. С. Пушкин, отчётливо отразив «хаотическую пыль непосредственного видения», не успел превратить её «в ясный и великий пейзаж».
3) Автор текста убеждён в том, что знает творчество А. С. Пушкина с тех пор, как начал читать книги.
4) Автор считает, что современное ему искусство не ставит высоких целей и не является подлинным искусством.
5) При жизни А. С. Пушкина критики требовали изъятия спорных фрагментов из «Руслана и Людмилы».

24

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-7 представлено рассуждение.
2) В предложениях 13-15 представлено описание.
3) В предложениях 16-18 сообщается о происходящих друг за другом событиях.
4) Предложения 20-24 поясняют, раскрывают смысл вопроса, заданного в предложении 19.
5) В предложении 26 представлено повествование.

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

25

Из предложений 19-25 выпишите слово, употреблённое в тексте со значением «производящий впечатление своей внешней красотой».

картинный

26

Среди предложений 1-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Нужны ли потомкам произведения А. С. Пушкина?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) ПО проблеме ИСХОДНОГО текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Проблема

Нужны ли потомкам произведения А. С. Пушкина?

Авторская позиция

Настоящие классические произведения, в том числе и произведения А. С. Пушкина, нужны во все времена. В произведениях А. С. Пушкина отражён подлинный «русский мир», настоящие человеческие чувства. Писатель ясен и доступен для понимания даже детям.

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: