Услуги         О нас         Скидки         Контакты

+7 (922)078-61-14

resoilprz@yandex.ru

Процедура согласования и утверждения проекта рекультивации

В этой статье мы разберём вопросы, касающиеся придания проекту законного статуса, такие как:

— Проверка ПРЗ на соответствие нормативным документам.

— Согласование ПРЗ.

— Утверждение ПРЗ.

— Экспертиза ПРЗ.

Допустим Вы планируете заказать разработку проекта организации и Вам необходимо представлять какие процедуры необходимы для проверки и узаконивания документа. На первый взгляд процедура довольно проста и описана в ПРАВИЛАХ ПРОВЕДЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 (Далее «ПРАВИЛА РЕКУЛЬТИВАЦИИ»). Для начала разберём процедуру, описанную в этом документе, а затем опишем нюансы в зависимости от возможных вариантов.

Согласование-ПРЗ

Оставьте заявку на бесплатную консультацию

В общем случае проект подлежит согласованию с:

— Собственником земельного участка. В этом случае необходимо будет предоставить проект на ознакомление владельцу земельного участка чтобы получить его согласие на проведение работ, описанных в проекте. Если заказчик проекта сам является собственником участка, этот этап не проводится и проект сразу утверждается.

— Арендатором, землевладельцем, землепользователем. Обычно под этот пункт попадают участки, принадлежащие государству или муниципалитету и находящиеся в бессрочном пользовании научной, образовательной, медицинской или другой подобной организации.

— Государственными органами или муниципалитетами в управлении которых находится интересующий нас участок, соответственно принадлежащий государству или муниципалитету. Как правило речь идёт о сельскохозяйственных землях, принадлежащих муниципалитету или лесных землях, принадлежащих государству. В первом случае проект согласовывается с органом местного самоуправления, во втором с региональным департаментом/министерством лесного хозяйства. В каждом конкретном случае организация – согласователь определяется в зависимости от принадлежности земельного участка.

В случаях, когда когда проект подлежит экспертизе его согласование не требуется. Здесь возможно несколько вариантов, которые мы рассмотрим ниже.

Для инициации процедуры согласования проект вместе с заявлением о согласовании направляется согласователю. Допускается направлять проект в виде бумажного документа или в электронной форме по почте, лично или через сеть интернет. В этом заявлении необходимо указать способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель или об отказе в таком согласовании.

Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренных правилами рекультивации. Документом определён срок согласования проекта — 20 рабочих дней. В течение этого периода согласователь обязан направить уведомление о согласовании проекта или об отказе в согласовании.

В ПРАВИЛАХ РЕКУЛЬТИВАЦИИ приведён закрытый перечень причин для отказа от согласования. Если в согласовании проекта отказано, заявитель в течение трёх месяцев устраняет недостатки и направляет проект на согласование повторно.
Предусмотрено всего четыре причины для отказа в согласовании проекта рекультивации:

Мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.
Площадь рекультивируемых, консервируемых земель и земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель, проектом консервации земель, не соответствует площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации, консервации.
Раздел «Пояснительная записка» проекта рекультивации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых, консервируемых землях и земельных участках.
Несогласие с целевым назначением и разрешенным использованием земель после их рекультивации, если такие целевое назначение и разрешенное использование не соответствуют целевому назначению и разрешенному использованию, установленным до проведения рекультивации.
В случае отказа в согласовании в уведомлении приводятся замечания к проекту и рекомендации для корректировки. После корректировки проект направляется на повторное согласование. Максимальный срок корректировки и подачи на повторное согласование составляет 3 месяца.

Рассмотрим варианты, когда проект рекультивации подлежит экспертизе:
1. Государственная экологическая экспертиза. Данный вид экспертизы проводится в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ. В статье 11 закона приведён закрытый перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3) проекты соглашений о разделе продукции;
4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;
5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
7.1) проектная документация:
— объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах, указанных в статье 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
— особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
7.2) проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
7.3) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
7.4) проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов;
7.7) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;
7.8) проектная документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах Байкальской природной территории, за исключением проектной документации объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, за пределами особо охраняемых природных территорий;
7.9) проектная документация объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции в Арктической зоне Российской Федерации, за исключением проектной документации:
— объектов социальной и транспортной инфраструктур, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах Арктической зоны Российской Федерации, за пределами особо охраняемых природных территорий;
— не подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с подпунктом 7.5 настоящей статьи;
— автомобильных дорог межмуниципального значения, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий;
7.10) проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;
8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
— доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
— реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
— истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
— внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В статье 12 закона об экологической экспертизе приведён закрытый перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
— доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
— реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
— истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
— внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

2. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ («Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ) экспертизе подлежат проекты на строительство объектов капитального строительства. Причём закон предусматривает как государственную экспертизу, так и негосударственную. Таким образом проект рекультивации подлежит экспертизе в составе проекта на строительство. Экспертизе подлежат не все объекты капитального строительства, полный перечень исключений приведён в статье 49 ГрК РФ.

Когда план рекультивации согласован или получил положительное заключение экспертизы, заявитель обязан утвердить документ в течение 30 дней. Заключительным этапом процедуры является уведомление государственных органов исполнительной власти. Если категория земель участка – сельскохозяйственные, необходимо направить один экземпляр проекта в региональное управление Россельхознадзора с уведомлением о согласовании. Для иных категорий земель ПРЗ и уведомление направляются в региональное управление Росприроднадзора.

Мы рассмотрели общую схему согласования/экспертизы и утверждения проекта. На практике часто возникают нюансы и дополнительные вопросы. Для приведения Вашей ситуации к общему знаменателю, пожалуйста, обращайтесь за консультацией по адресу: khoteyev@mail.ru или звоните на номер: 8-922-078-61-14. Также Вы можете заполнить форму обратной связи на этой странице. Устная консультация предоставляется бесплатно.

© Хотеев Вячеслав Владимирович, 2021.12.07.

Закажите проект рекультивации

ИП Хотеев Вячеслав Владимирович зарегистрирован и находится в городе Тюмень, Тюменской области. Географическое положение области позволило получить опыт разработки проектов рекультивации нарушенных земель в различных природных условиях, от степи, до арктической тундры. В настоящее время мы оперативно и качественно разрабатываем проекты на любые земельные участки в Российской Федерации

 

© ИП Хотеев Вячеслав Владимирович, все права защищены 2018 — 2025

ИП Хотеев Вячеслав Владимирович зарегистрирован и находится в городе Тюмень, Тюменской области. Географическое положение области позволило получить опыт разработки проектов рекультивации нарушенных земель в различных природных условиях, от степи, до арктической тундры. В настоящее время мы оперативно и качественно разрабатываем проекты на любые земельные участки в Российской Федерации

 

© ИП Хотеев Вячеслав Владимирович, все права защищены 2018 — 2025