Ответы даны по состоянию на 2024 год. Если Вы оценили сайт, Вы можете поблагодарить разработчика и направить донат.
Вариант 1
1. Фундаментальная отрасль психологической науки, изучающая психику, механизмы, факторы и закономерности психической жизни — это
= возрастная психология;
= общая психология;
2.Отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития человека и становление его личности на разных возрастных этапах от рождения до старости –
= акмеология;
= возрастная психология;
3.Объектом изучения возрастной психологии является –
= развивающийся, изменяющийся со временем нормальный и здоровый человек;
4.Предметом изучения возрастной психологии является –
= психика, ее динамика и развитие от рождения до старости;
5. Согласно Л.С. Выготскому, важнейшей составной частью возрастной психологии является –
= детская психология.
6. Структура возрастной психологии включает – = детскую психологию;
= психологию среднего возраста;
= геронтопсихологию;
7. В каком веке возрастная психология выделилась в самостоятельную научную область?
= на рубеже 19-20 вв.;
8. В отечественной психологии основные задачи возрастной психологии были определены –
= Л.С. Выготским;
9.Возрастная психология тесно связана –
= с медициной;
= с общей психологией;
= с педагогической психологией;
10. Возрастная и педагогическая психология тесно связаны общностью –
= методов исследования;
= объектом изучения;
11.Основным методом исследования детского развития является –
= эксперимент;
12. Стандартизированный, психодиагностический метод исследования для получения количественной и качественной оценки изучаемого психологического явления – это
= тестирование.
13. Метод исследования, предполагающий получение информации о психологии и поведении человека в результате ответов на целенаправленные, заранее разработанные вопросы психолога – это
= анкетирование;
14. Кем из ученых был разработан метод социометрии?
= американским социологом Дж. Морено.
15. Достоинствами беседы как метода исследования являются –
= естественные условия;
= гибкость;
= высокая информативность;
= возможность наблюдения за реакциями испытуемого.
Вариант 2
1. Возрастная психология – это:
= отрасль психологической науки, изучающая механизмы и закономерности развития психики человека и формирование его личности от рождения до смерти;
2. В самостоятельную область знаний возрастная психология выделилась на рубеже XIX-XX в.в. в качестве –
= детской психологии;
3. Книга какого ученого, вышедшая в 1882 г., послужила отправной точкой начала изучения развития детской психики?
= В. Прейера.
4. В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены выдающимся учеными –
= Л.С. Выготским;
= Д.Б. Элькониным;
= Л.И. Божович;
5. В центре внимания возрастной психологии находится –
= психика человека, ее возрастная динамика;
6. Геронтопсихология – это
= психология старости;
7. В структуру возрастной психологии не входит раздел –
= психология педагогической деятельности;
= психология учебной деятельности;
= психология групп.
8. Возрастная психология имеет широкие связи с –
= историей;
= медициной;
= общей психологией;
= обществознанием.
9. Метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего –
= эксперимент;
10. Метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных
(тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности –
= анализ продуктов деятельности;
11. Достоинства метода наблюдения –
= нет возрастных ограничений;
= естественные условия;
= большой объем информации об изучаемом психологическом явлении.
12. Метод, в ходе которого изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, способностей и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздей-
ствием –
= формирующий эксперимент;
13. Естественный эксперимент впервые был применен отечественным психологом –
= А.Ф. Лазурским;
14. Психология взрослости включает изучение психики –
= в молодости и зрелости от 21-ого года до 55-60-ти лет;
15. Социометрия –
= метод социально-психологического исследования, позволяющий выявлять, представлять схематически и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе.
Вариант 1
1. Краткие бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется во многих своих чертах – это
= кризисные периоды развития;
2. Возраст, который измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека с тем, что характерно для статистически нормальных его сверстников –
= социальный;
3. Понятие, фиксирующее неповторимое своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребенка, т.е. окружающей действи-
тельности и мотивационно-потребностной сферы –
= социальная ситуация развития;
4. Согласно Д.Б. Эльконину, структура психологического возраста включает:
= социальную ситуацию развития;
= ведущий вид деятельности;
= психологические новообразования.
5. Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности, где изменения, которые происходят на протяжении длительного времени незначительны и не заметны для окружающих, накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии, т.е. появляются возрастные новообразования –
= стабильные периоды развития;
6. Кто из отечественных ученых ввел понятие социальной ситуации развития?
= Л.С. Выготский.
7. Возраст, выражающийся количеством временных единиц, отделяющий момент появления объекта до момента его измерения –
= абсолютный;
8. Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию –
= развитие;
9. Формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида –
= онтогенез психики;
10. Нормативность развития связана –
= с изменениями, присущими большинству людей конкретного возраста.
11. Ребенок рассматривается как биологическое существо, наделенное от природы конкретными особенностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития и его темпы, быстрый и медленный – это
= биологизаторское направление;
12.Свойство живых организмов создавать себе подобных в нескольких поколениях –
= наследственность;
13. Ведущий вид деятельности –
= это вид деятельности, обуславливающий главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящих на каждом возрастном
этапе;
14. Факторами развития психики ребенка являются –
= наследственность, среда, собственная активность;
15. Возрастные новообразования –
= это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития;
Вариант 2
1. Изменение, выраженное в количественных и качественных преобразованиях психических процессов, называется…
= психическим развитием;
2. Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, т.е. переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему –
= развитие;
3. В основе развития высших психических функций, по Л.С. Выготскому, лежит …
= процесс интериоризации;
4. С точки зрения онтогенеза, развитие человека характеризуется последовательностью понятий…
= индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность;
5. Отправной точкой систематических научных исследований психического развития в детстве является –
= книга «Душа ребенка» немецкого биолога В. Прейера;
6. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях –
= развитие психики;
7. Зона ближайшего развития определяется С.Л. Выготским –
= как разница между уровнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития;
8. Возраст, определяющийся состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста –
= биологический.
9. Структура психологического возраста включает –
= социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, психологические новообразования;
10. Возраст, измеряющийся путем соотнесения уровня социального развития человека с тем, что статистически нормально для его сверстников –
= социальный;
11. Интегральная характеристика состояния организма, отражающая степень его биологической зрелости и соответствие средним групповым характеристикам, называется…
= биологическим возрастом;
12. Основные закономерности детского развития по Л.С. Выготскому
–
= неравномерность, цикличность, метаморфозы, пластичность, сочетание эволюции и инволюции;
13. Универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении – это
= развитие.
14. Социальные условия, в которых происходит развитие психики ребенка, включающие систему факторов, от которых зависит развитие –
= социальная ситуация;
15. Индивидуальное развитие связано –
= с вариативностью нормы;
Вариант 1
1. Период перехода от внутриутробного образа жизни к внеутробному называется —
= новорожденность;
2. В отечественной возрастной психологии условными границами периода новорожденности являются —
= 0 – 2 месяца;
3. Причины кризиса новорожденности –
= физиологические;
= психологические;
4. Период новорожденности характеризуется следующими особенностями:
= малое различение сна и бодрствования;
= преобладание торможения над возбуждением;
= спонтанная двигательная активность.
5. Психологическое новообразование периода новорожденности – = ответная реакция на обращение взрослого;
6. Границы периода младенчества в отечественной возрастной психологии –
= 2 месяца – 1 год;
7. Ведущая деятельность в младенчестве по Д.Б. Эльконину –
= непосредственно-эмоциональное общение;
8. Синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми —
= госпитализм.
9. Причиной возникновения госпитализма является –
= дефицит общения;
10. Особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому человеку называется —
= комплекс оживления;
11. Комплекс оживления проявляется –
= двигательной активностью, улыбкой, гулением;
12. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте может быть определена формулой –
= «Мы»;
13. К концу первого года ребенок приобретает –
= способность ходить;
14. Приобретенная реакция (рефлекс) организма на воздействия внешней и внутренней среды –
= условный рефлекс;
15. Ребенок появляется на свет, имея определенный запас –
= безусловных рефлексов;
Вариант 2
1. Кризис новорожденности – это
= переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни;
2. Безусловный рефлекс – это
= врожденная реакция организма на воздействия внешней и внутренней среды;
3. Чихание, мигание, сужение зрачка на яркий свет – это
= безусловные рефлексы;
= защитные рефлексы.
4. Центральным психологическим новообразованием кризиса новорожденности является –
= улыбка на обращение матери или близкого взрослого;
5. Термин «комплекс оживления» впервые ввел –
= Н.М. Щелованов.
6. В состав комплекса оживления входит:
= улыбка;
= замирание и зрительное сосредоточение;
= двигательное оживление;
= вокализация.
7. Комплекс оживления приблизительно складывается к –
= 1,5-2 месяцам;
8. Какое общение, согласно М.И. Лисиной, наблюдается в первом полугодии между ребенком и взрослым?
= ситуативно-личностное;
9. Период младенчества – это
= стабильный период развития, условными границами которого являются от 2 месяцев до 12 месяцев;
10. Социальная ситуация, характерная для младенческого возраста –
= неразрывное эмоциональное единство между ребенком и взрослым (ситуация «МЫ»);
11. Важное психическое новообразование периода младенчества –
= автономная детская речь;
= прямохождение;
12. Основное противоречие кризиса одного года –
= стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого;
13. Симптомами кризиса одного года являются –
= эмоциональный взрыв;
= нарушение удовлетворения витальных потребностей;
= нарушение биоритма;
14. Особая эмоционально-двигательная реакция младенца в ответ на обращение взрослого –
= комплекс оживления;
15. Какая речь складывается у ребенка к году?
= автономная;
Вариант 1
1. Раннее детство – это
= стабильный период развития от года до трех лет;
2. Основная потребность ребенка в раннем детстве –
= познать окружающий мир через действия с предметами.
3. Социальная ситуация развития в раннем детстве –
= совместная деятельность с взрослым, ситуация «ребенок-предметвзрослый»;
4. Ведущий вид деятельности в раннем детстве –
= предметно-манипулятивная деятельность;
5. Ведущая деятельность в раннем детстве способствует –
= освоению общественно-выработанных способов действий с предметами;
6. Взрослый для ребенка раннего возраста является –
= носителем образцов действия;
7. Большинство совместных игр в раннем детстве основано на –
= подражании;
8. Существенную роль в развитии ребенка раннего возраста играет –
= взрослый;
9. Сензитивным периодом развития речи является –
= раннее детство;
10. Какой характер носят память и внимание ребенка раннего возраста?
= непроизвольный;
11. Какой вид мышления интенсивно формируется в раннем возрасте?
= наглядно-действенное;
12. Основная потребность ребенка в кризисе трех лет –
= признание повышенной самостоятельности и возможностей в отношении с взрослыми;
13. Симптомами кризиса трех лет по Л.С. Выготскому являются – = негативизм;
= упрямство;
= строптивость;
14.В кризисе раннего детства ребенок стремиться сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием – это
= негативизм;
15. Характер развития кризиса трех лет во много зависит от –
= терпения и тактичного поведения окружающих людей.
Вариант 2
1. Условные границы раннего детства в отечественной возрастной психологии —
= от года до трех лет;
2. Условные границы кризиса «Я сам» —
= 3 года;
3. Кризис раннего детства связан –
= со становлением самосознания ребенка.
4. Какое общение характерно для раннего детства?
= ситуативно-деловое общение;
5. Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является –
= предметно-манипулятивная деятельность;
6. Взрослый для ребенка раннего детства является –
= образцом для подражания;
= источником эмоциональной поддержки;
= контролер поведения и деятельности;
7. Одна из ранних форм игры детей раннего возраста – это
= предметная игра;
8. Феномен «Я сам» знаменует –
= психологическое отделение ребенка от матери;
9. Центральным психологическим новообразованием раннего возраста является –
= возникновение сознания, выступающего в виде собственного «Я»;
10. Кризис трех лет – это
= перестройка социальных отношений ребенка;
= смена детских позиций по отношению к взрослым;
11. Для детей трехлетнего возраста становятся значимыми –
= оценка и признание со стороны взрослого;
12. Познавательные процессы ребенка раннего возраста —
= непроизвольные;
13. Восприятие ребенка раннего детства, прежде всего, связано –
= с действиями с предметами;
14. Речь превращается для ребенка раннего возраста –
= в основное средство общения;
15. В раннем возрасте ребенок усваивает –
= образцы действий с окружающими предметами;
Вариант 1
1. Условными границами дошкольного возраста является период –
= от 3 до 6-7 лет;
2. В психологической науке дошкольный возраст считается –
= стабильным периодом развития.
3. Взрослый выступает для ребенка дошкольного возраста как – = носитель общественных функций в системе общественных отношений;
4. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте представлена формулой –
= ребенок – общественный взрослый;
5. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является –
= сюжетно-ролевая игра;
6. Основной единицей сюжетно-ролевой игры является –
= социальная роль;
7. В игре происходит –
= развитие мотивационно-потребностной сферы;
= развитие произвольности поведения;
= развитие восприятия, мышления, памяти;
= развитие эмоциональной сферы.
8. Содержание общения в дошкольном возрасте становится –
= внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации;
9. Мотивом общения у ребенка 3-4 летнего возраста является –
= познание;
10. Сверстник для дошкольника является –
= желаемым партнером для общения;
11. Память в дошкольном возрасте носит –
= непроизвольный характер;
12. Поведение ребенка дошкольного возраста –
= волевое;
13. Способен ли ребенок дошкольного возраста эмоционально предвосхищать результат до завершения действия?
= да;
14. Кризис 7 лет в психологии называют –
= «тихим кризисом»;
15. Согласно Л.И. Божович, кризис 7 лет – это
= период рождения социального «Я» ребенка;
Вариант 2
1. В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов –
= к миру взрослых;
2. Границы дошкольного возраста –
= 7 – 11 лет;
3. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте –
= интимно-личностное общение;
= непосредственно-эмоциональное общение;
= учеба;
4. Форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения – это
= труд.
5. В дошкольном возрасте ведущую роль в познавательном развитии играет –
= внимание.
6.Что не относится к основным психологическим новообразованиям в дошкольном возрасте –
= соподчинение мотивов;
7. Условные границы кризиса дошкольного возраста –
= 1 год;
8. Манерничанье, паясничанье, кривляние – это симптомы кризиса
= 7 лет;
9. Сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности – это
= психологическая готовность к школьному обучению;
10. На первое место в системе психических функций в дошкольном возрасте выходит —
= память;
11. Какая форма общения характерна для ребенка 6 – 7 летнего возраста?
= внеситуативно-личностное общение;
12. В игре развиваются другие виды деятельности –
= рисование;
= конструирование;
= лепка;
13. В конце дошкольного возраста происходит формирование –
= наглядно-образного мышления;
14. Поведение дошкольника –
= непроизвольное;
15. Характер познавательных процессов в дошкольном возрасте –
= непроизвольный;
Вариант 1
1. Условными границами младшего школьного возраста является
период –
= от 6-7 до 10-11 лет;
2. Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте яв-
ляется –
= учебная деятельность;
3. Психологическая готовность к школьному обучению включает – = личностную готовность;
= двигательную готовность;
= интеллектуальную готовность;
4.Деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством –
= учеба.
5. Что не относится к структуре учебной деятельности –
= двигательная готовность.
6.Мотивы, лежащие за пределами учебного процесса и связанные лишь с его результатами –
= социальные мотивы;
7. Ведущим психическим процессом в младшем школьном возрасте является –
= мышление;
8. На начало развития теоретического мышления у младшего школьника указывает появление –
= интеллектуальной рефлексии;
9. Под влиянием какой деятельности психические процессы приобретают произвольный характер –
= учебной;
10. Нарушения школьной успеваемости и дисциплины, самочувствия в школьной ситуации могут быть причинами –
= школьной дезадаптации;
11. Основная потребность младшего школьника –
= учиться;
12. Что является предметом учебной деятельности?
= знания, умения, навыки;
13. Познавательные процессы в младшем школьном возрасте –
= произвольные;
14. Согласно теории Э. Эриксона школьный возраст называется –
= трудолюбие – неполноценность;
15. С каким социальным явлением может быть связан кризис 7 лет?
= с поступлением ребенка в школу
Вариант 2
1. Выделение кризиса 7 лет связано с именем –
= отечественного ученого Л.С. Выготского.
2. Старшего дошкольника в кризисе характеризует следующее поведение –
= манерничание;
= капризность;
= поясничание;
= «искусственное» поведение.
3. Чем объясняет Л.С. Выготский особенности поведения младшего школьника в кризисе?
= утратой детской непосредственности;
4. Младший школьный возраст в психологии считается –
= стабильным периодом развития;
5. Младший школьный возраст охватывает период –
= от 6-7 лет до 10-11 лет;
= от 3 лет – до 6 лет;
= от 10-11 лет до 14-15 лет;
6. Социальная ситуация в младшем школьном возрасте складывается формулой –
= ребенок – предмет – взрослый;
7. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится
–
= игра;
8. Основным психологическим механизмом учебной деятельности является –
= рефлексия;
9. В учебной деятельности формируются основные новообразования
–
= интеллектуальная рефлексия;
= произвольность;
= внутренний план действий;
10. Вторая по значимости деятельность младшего школьного возрас-
та –
= труд;
11. Познавательные процессы младшего школьника приобретают
характер –
= произвольности.
12. В младшем школьном возрасте начинает складываться –
= «Я» концепция;
13. В младшем школьном возрасте ребенок больше доверяет –
= взрослому;
14. Охотно ли младшие школьники подчиняются требованиям взрослых?
= да;
15. Согласно З. Фрейду, младший школьный возраст соответствует –
= латентной стадии развития;
Вариант 1
1. Условными границами подросткового возраста в отечественной психологии считается период –
= от 10-11 лет до 14-15 лет;
2. Социальная ситуация в подростковом возрасте представлена следующей формулой –
= ребенок – сверстник;
3. Согласно Д.Б. Эльконину, ведущая деятельность в подростковом возрасте – это
= интимно-личностное общение со сверстниками;
4. В подростковом возрасте происходит –
= стремительное формирование личности;
= интенсивное психофизиологическое развитие;
= совершенствование познавательных процессов;
= формирование теоретического понятийного мышления (взрослой логики).
5. Какой характер носят познавательные психические процессы в подростковом возрасте?
= произвольный;
6. На какой возраст приходится пик любознательности?
= 11-ть-12-ть лет;
7. Особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, принадлежащем к миру взрослых – это
= чувство взрослости;
8. Основная потребность в подростковом возрасте –
= стремление к общению со сверстниками;
9. Д.Б. Эльконин рассматривал подростковый возраст как –
= стабильный период и выделял кризисы;
10. Каким образом проявляется антисоциальное поведение в подростковом возрасте?
= хулиганство, кражи, грабежи;
11. Для подростков с отклоняющимся поведением характерно –
= дефекты системы ценностных ориентаций;
= низкий уровень культурно и интеллектуального развития;
= проблемы в общении с взрослыми и сверстниками.
12. Выделение какого-либо свойства, признака или какой-либо черты характера на фоне других – это
= акцентуация;
13. Специфическими особенностями поведения подростков являются
–
= реакция эмансипации;
= реакция группирования со сверстниками;
= реакция имитации;
14. Чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму –
это
= конформный тип акцентуации;
15. Сверстники для подростка являются –
= основным объектом общения
Вариант 2
1. Согласно периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, подростковый возраст охватывает период –
= от 10-11 до 14-15 лет;
2. Согласно Ж. Пиаже подростковый возраст охватывает период – = от 10-11 до 14-15 лет;
3. Основное притязание ребенка в подростковом возрасте –
= притязание на признание миром взрослых самостоятельности и равноправия;
4. Ведущей деятельностью подросткового периода Д.И. Фельдштейн считал –
= общественно-полезную деятельность.
5. Причиной психологического барьера в процессе общения подростка с взрослым может быть –
= стиль семейного воспитания;
= позиция взрослых;
= попустительская тактика взрослых по отношению к ребенку;
6. Типичная черта подростковых групп –
= конформность;
7. Какой стадии развития соответствует подростковый возраст согласно теории З. Фрейда –
= генитальной;
8. В подростковом возрасте мышление становится –
= понятийным;
9. Социальная ситуация в подростковом возрасте обозначена следующей формулой –
= ребенок – сверстники;
10. Память в подростковом возрасте –
= произвольная, имеет смысловой характер;
11. Восприятие в подростковом возрасте характеризуется –
= избирательностью;
= целенапраленностью;
= аналитико-синтетической деятельностью.
12. Центральное новообразование начала подростничества –
= чувство взрослости;
13. Интересы и ценностные ориентации в подростковом возрасте –
= не сформированы;
= меняются;
14. Основным итогом подросткового возраста в психологии считает-
ся –
= достижение нового уровня самосознания;
15. Важным механизмом самосознания является –
= рефлексия
Вариант 1
1. Период юности предполагает –
= переходный этап от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни;
2. Хронологическими границами юности в отечественной психологии является период –
= от 15 до 23 лет;
3. Период ранней юности характеризуется –
= завершением процессов физического созревания человека;
= исчезновением диспропорций тела;
4. Переход от ранней юности к поздней знаменуется –
= кризисом 17 лет;
5. Основная потребность человека в юношеском возрасте –
= осознать себя в качестве члена общества, найти свое место и назначение в жизни;
6. Социальная ситуация развития в юности –
= «порог» самостоятельной жизни;
7. Согласно Д.Б. Эльконину и А.Н. Леонтьеву ведущей деятельностью в юности признается –
= учебно-профессиональная деятельность.
8. Д.И. Фельдштейн считает, что в юности основное развитие составляет –
= труд;
= учеба.
9. Какие функции выполняет юношеское общество для молодого человека?
= обучает нормам морали во взрослом обществе;
= учит выполнять гендерные роли;
= помогает утвердить себя как личность;
10. Юношеская дружба характеризуется –
= близостью;
= стабильностью;
= верностью.
11. Центральным новообразованием юношеского возраста является –
= предварительное профессиональное и личностное самоопределение;
12. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования –
= системы ценностных ориентаций;
13. К концу поздней юности человек переживает –
= кризис отрывания от родительских корней;
14. Стремление познать самого себя как личность приводит к развитию –
= рефлексии;
= саморганизации;
= самовоспитанию.
15. Характерная особенность личности старшего школьника –
= рост самосознания
Вариант 2
В российской психологии юность рассматривается как –
= переход к самостоятельности, период самоопределения, достижение психологической, физиологической и гражданской зрелости;
2. Какие социальные события характерны для юности?
= получение паспорта;
= наступление уголовной ответственности;
= возможность реализации избирательного права;
= возможность вступления в брак.
3. Можно ли в юношеском возрасте начинать трудовую деятельность?
= да.
4. В процессе кризиса 17 лет решается задача –
= становления человека как субъекта собственного развития;
5. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая характерна
для –
= юношеского возраста;
6. Многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность – это
= профессиональное определение;
7. Стадиями профессионального выбора являются —
= фантастический выбор;
= пробный выбор;
= реалистический выбор.
8. В юношеском возрасте познавательные процессы –
= совершенствуются;
9. Центральное психологическое новообразование юношеского возраста – это
= предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее;
10. Л.С. Выготский отводил в юности существенную роль –
= развитию самосознания и личности;
11. Характерные особенности юности –
= обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив.
12. Общение со сверстниками в юности играет –
= большую роль;
13. На психическое развитие и развитие познавательных процессов в юности влияет –
= учебная деятельность;
= труд.
14. Чем отличается поведение человека в юношеском возрасте от поведения в подростковом возрасте?
= менее конфликтное и демонстративное;
15. Центральным психологическим процессом развития самосознания в юности является –
= формирование личной идентичности
Итоговый тест
1. Фундаментальная отрасль психологии, изучающая психику, факты, механизмы и закономерности психической жизни –
= общая психология;
2. Из предложенных вариантов ответов выберите определение возрастной психологии как науки.
= возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики;
3. Основоположниками отечественной возрастной психологии являются –
= Л.С. Выготский;
= Д.Б. Эльконин;
= Л.И. Божович.
4. Возрастная психология как наука включает следующие разделы –
= детская психология, психология взрослости, психология пожилого возраста;
5. Объектом изучения отечественной возрастной психологии являет-
ся –
= изменяющийся, развивающийся в онтогенезе здоровый и нормальный человек;
6. Какие основные методы исследования использует возрастная психология?
= наблюдение;
= тестирование;
= эксперимент.
7. Соотнесите понятия с предложенными определениями.
1. Эксперимент — | Г.создание искусственной ситуации, в которой при активном вмешательстве психолога, изучаемое психологическое явление быстрее проявляется. |
2. Тестирование — | А. стандартизированный психодиагностический метод, направленный на получение количественной и качественной оценки изучаемого психологического явления |
3. Наблюдение — | В. метод изучения особенностей психологии и поведения испытуемого при помощи органов чувств |
4. Опрос — | Б. метод, при использовании которого испытуемый отвечает на ряд задаваемых ему вопросов психологом |
8. Развитие психики, согласно отечественной возрастной психологии
– это
= закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях;
9. Важнейшим понятием в отечественной возрастной психологии является –
= психологический возраст.
10. Соотнесите понятия с предложенными определениями.
1. Биологический возраст | Б. возраст, определяющийся состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистическим средним уровнем развития характерным для всей популяции одного вида |
2. Социальный возраст | В. возраст, измеряющийся путем соотнесения уровня социального развития человека с тем, что статистически нормально для его сверстников |
3. Психологический воз- раст | Г.возраст, который определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом, возможно не совпадающий с хронологическим возрастом. |
4. Абсолютный возраст | А. возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения |
11. Продолжите фразу «Возрастные новообразования – это…»
= психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени развития и которые в самом главном определяют сознание человека и весь ход его развития;
12. Согласно отечественному ученому Д.Б. Эльконину, структура психологического возраста включает –
= социальную ситуацию развития;
= ведущую деятельность;
= психологические новообразования.
13. Согласно отечественному ученому А.Н. Леонтьеву, ведущая деятельность – это
= это вид деятельности, обуславливающий главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящих на каждом возрастном
этапе;
14. Что относится к психологическим новообразованиям в познавательных процессах?
= произвольность психических процессов;
= рефлексия;
= взрослая логика мышления.
15. Условными границами периода новорожденности в отечественной возрастной психологии являются –
= от 0 до 2 месяцев;
16. Безусловные рефлексы – это те рефлексы, которые
= имеются с рождения;
17. Какие рефлексы относятся к безусловным?
= сосательный, пищеварительный, дыхательный;
= поворот головы в сторону сильного звука;
= сужение зрачка на яркий свет.
18. Наличие безусловных рефлексов у новорожденного свидетельст-
вует —
= о функциональной зрелости центральной нервной системы;
19. Согласно отечественному ученому Д.Б. Эльконину в младенчестве ведущей деятельностью является –
= непосредственно-эмоциональное общение.
20. Первая специфическая форма реагирования ребенка на взрослого человека в отечественной возрастной психологии получила название –
= комплекс оживления;
21. Основное новообразование младенческого возраста – это
= первоначальное сознание психической общности с взрослым человеком, предшествующего выделению собственного «Я»;
22. Основная потребность ребенка раннего возраста –
= познание окружающего мира через действия с предметами;
23. Кризис трех лет в отечественной психологии приходится на
= 3 года;
24. Продолжите фразу «Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте может быть представлена следующей формулой…»
= ребенок – предмет – взрослый.
25. Предметно-манипулятивная деятельность – это
= деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои потребности и осваивает общественно-выработанные действия с предметами;
26. Выберите утверждение, наиболее точно характеризующее поведение ребенка раннего возраста.
= поведение маленького ребенка ситуативное, его легко привлечь к чему-то, и столь же легко и переключить на что-то новое;
27. Сопоставьте определения с понятиями.
1. Стабильный период развития человека, который предполагает освоение общественно- выработанных действий с предметами в процессе предметно-манипулятивной деятельности | В. Ранний возраст |
2. Стабильный период развития, длящийся до конца одного года | Г. Младенчество |
3. Переходный этап между двумя возрастами, характеризующийся феноменом «Я сам» | Б. Кризис трех лет |
4. Переход от внутриутробной жизни к внеутробной | А. Новорожденность |
28. Кто из отечественных ученых, описав кризис трех лет, дал ему название «семизвездье симптомов»?
= Л.С. Выготский;
29. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте может быть представлена следующей формулой –
= «ребенок – взрослый (обобщенный, общественный)»;
30. Верно ли утверждение о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, согласно Д.Б. Эльконину, является игра?
= да;
31. Верно ли утверждение о том, что в дошкольном возрасте ребенок осваивает социально-ролевые отношения?
= да;
32. Какой психический познавательный процесс считается основным психологическим новообразованием дошкольного возраста?
= воображение.
33. Как влияет игра на психическое развитие ребенка дошкольного возраста?
= развивает мотивационно-потребностную сферу;
= развивает произвольность поведения и психических процессов;
= развивает эмоциональную регуляцию;
= развивает речь.
34. Продолжите фразу «Дошкольный возраст – это период…»
= интенсивного морально-нравственного развития;
35. Кризис 7 лет связан –
= с поступлением ребенка в школу;
36. Условными границами младшего школьного возраста в возрастной психологии являются –
= 6-7 – 10-11 лет;
37. Психологическая готовность к школьному обучению включает –
= личностную готовность;
= интеллектуальную готовность;
= двигательную готовность;
= уровень развития предпосылок учебной деятельности.
38. Согласно Д.Б. Эльконину, в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является –
= учебная;
39. Что является психологическим новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников?
= интеллектуальная рефлексия.
40. Какие психологические новообразования характерны для младшего школьного возраста?
= произвольность;
= самоконтроль;
41. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте может быть представлена следующей формулой –
= «ребенок – взрослый»: «ребенок – учитель» и «ребенок – родитель»;
42. Ведущие потребности ребенка младшего школьного возраста –
= познать и понять явления окружающего мира и отношения внутри него.
43. Периодом завершения детства, переходным этапом от детства к взрослости в отечественной возрастной психологии считается –
= подростковый возраст;
44.Согласно Д.Б. Эльконину, подростковый возраст включает период
–
= от 10-11 до 14-15 лет;
45. Ведущая деятельность в подростковом возрасте (по Д.Б. Эльконину) –
= интимно-личностное общение со сверстниками.
46. Определите, о каких подростковых поведенческих реакциях говорится в утверждениях, и сопоставьте с названиями.
1. Стремление подростка к самостоятельности, освобождению из-под опеки, зависимости, подчиненности, контролировать свою жизнь самому | Г. реакция эмансипации |
2. Потребность общаться со сверстниками перерастает в чувство «стадности», порождает стремление подростка занять свое место среди них | В. реакция группирования со сверстниками |
3. Меняются отношения между мальчиками и девочками, сначала эти отношения проявляются в виде «задираний», затем появляются романтические отношения | А. интерес к противоположному полу |
4. Появление хобби | Б. появление многочисленных увлечений |
47. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте представляется формулой –
= «ребенок – сверстники»;
48. Акцентуации характера чаще всего распространены среди –
= детей подросткового возраста.
49. Центральное новообразование начала подросткового возраста, выражающееся в потребности быть и считаться взрослым –
= чувство взрослости;
50. Социальная ситуация в юности характеризуется –
= обращенностью в будущее, построением жизненных планов и перспектив;
51. Согласно Д.Б. Эльконину и А.Н. Леонтьеву ведущей деятельностью юношеского возраста признается –
= учебно-профессиональная деятельность;
52. Характерный уровень когнитивного развития в юности –
= формально-логическое мышление;
= формально-операциональное мышление;
53. Центральное психологическое новообразование юношеского воз-
раста –
= предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее.
54. Какие психологические проблемы может повлечь кризис идентичности?
= отрицательную идентичность;
= диффузию времени;
= застой в работе;
55. Л.С. Выготский центральную роль в юности отводил –
= развитию самосознания и личности;
56. Характерные особенности юношеских оценок окружающего мира
–
= категоричность;
= прямолинейность;
= моральный скептицизм.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: