СТРАНИЦА   1     3                                                                                                ТЕСТЫ                  ДОНАТ

СТРАНИЦА   1   2   3

!!!ВАЖНО!!! Используйте поиск по странице (ctrl+F) для нахождения нужного материала

Ответы на тесты по педагогике 3

Ответы даны по состоянию на 2024 год.  Если Вы оценили сайт, Вы можете поблагодарить разработчика и направить донат.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 Тема 1. Введение в возрастную психологию

Вариант 1

1. Фундаментальная отрасль психологической науки, изучающая психику, механизмы, факторы и закономерности психической жизни — это
= возрастная психология;
= общая психология;

2.Отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития человека и становление его личности на разных возрастных этапах от рождения до старости –
= акмеология;
= возрастная психология;

3.Объектом изучения возрастной психологии является –
= развивающийся, изменяющийся со временем нормальный и здоровый человек;

4.Предметом изучения возрастной психологии является –
= психика, ее динамика и развитие от рождения до старости;

5. Согласно Л.С. Выготскому, важнейшей составной частью возрастной психологии является –
= детская психология.

6. Структура возрастной психологии включает – = детскую психологию;
= психологию среднего возраста;
= геронтопсихологию;

7. В каком веке возрастная психология выделилась в самостоятельную научную область?
= на рубеже 19-20 вв.;

8. В отечественной психологии основные задачи возрастной психологии были определены –
= Л.С. Выготским;

9.Возрастная психология тесно связана –
= с медициной;
= с общей психологией;
= с педагогической психологией;

10. Возрастная и педагогическая психология тесно связаны общностью –
= методов исследования;
= объектом изучения;

11.Основным методом исследования детского развития является –
= эксперимент;

12. Стандартизированный, психодиагностический метод исследования для получения количественной и качественной оценки изучаемого психологического явления – это
= тестирование.

13. Метод исследования, предполагающий получение информации о психологии и поведении человека в результате ответов на целенаправленные, заранее разработанные вопросы психолога – это
= анкетирование;

14. Кем из ученых был разработан метод социометрии?
= американским социологом Дж. Морено.

15. Достоинствами беседы как метода исследования являются –
= естественные условия;
= гибкость;
= высокая информативность;
= возможность наблюдения за реакциями испытуемого.

Вариант 2

1. Возрастная психология – это:
= отрасль психологической науки, изучающая механизмы и закономерности развития психики человека и формирование его личности от рождения до смерти;

2. В самостоятельную область знаний возрастная психология выделилась на рубеже XIX-XX в.в. в качестве –
= детской психологии;

3. Книга какого ученого, вышедшая в 1882 г., послужила отправной точкой начала изучения развития детской психики?
= В. Прейера.

4. В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены выдающимся учеными –
= Л.С. Выготским;
= Д.Б. Элькониным;
= Л.И. Божович;

5. В центре внимания возрастной психологии находится –
= психика человека, ее возрастная динамика;

6. Геронтопсихология – это
= психология старости;

7. В структуру возрастной психологии не входит раздел –
= психология педагогической деятельности;
= психология учебной деятельности;
= психология групп.

8. Возрастная психология имеет широкие связи с –
= историей;
= медициной;
= общей психологией;
= обществознанием.

9. Метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего –
= эксперимент;

10. Метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных
(тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности –
= анализ продуктов деятельности;

11. Достоинства метода наблюдения –
= нет возрастных ограничений;
= естественные условия;
= большой объем информации об изучаемом психологическом явлении.

12. Метод, в ходе которого изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, способностей и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздей-
ствием –
= формирующий эксперимент;

13. Естественный эксперимент впервые был применен отечественным психологом –
= А.Ф. Лазурским;

14. Психология взрослости включает изучение психики –
= в молодости и зрелости от 21-ого года до 55-60-ти лет;

15. Социометрия –
= метод социально-психологического исследования, позволяющий выявлять, представлять схематически и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе.

Тема 2. Основные понятия возрастной психологии

Вариант 1

1. Краткие бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется во многих своих чертах – это
= кризисные периоды развития;

2. Возраст, который измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека с тем, что характерно для статистически нормальных его сверстников –
= социальный;

3. Понятие, фиксирующее неповторимое своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребенка, т.е. окружающей действи-
тельности и мотивационно-потребностной сферы –
= социальная ситуация развития;

4. Согласно Д.Б. Эльконину, структура психологического возраста включает:
= социальную ситуацию развития;
= ведущий вид деятельности;
= психологические новообразования.

5. Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности, где изменения, которые происходят на протяжении длительного времени незначительны и не заметны для окружающих, накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии, т.е. появляются возрастные новообразования –
= стабильные периоды развития;

6. Кто из отечественных ученых ввел понятие социальной ситуации развития?
= Л.С. Выготский.

7. Возраст, выражающийся количеством временных единиц, отделяющий момент появления объекта до момента его измерения –
= абсолютный;

8. Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию –
= развитие;

9. Формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида –
= онтогенез психики;

10. Нормативность развития связана –
= с изменениями, присущими большинству людей конкретного возраста.

11. Ребенок рассматривается как биологическое существо, наделенное от природы конкретными особенностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития и его темпы, быстрый и медленный – это
= биологизаторское направление;

12.Свойство живых организмов создавать себе подобных в нескольких поколениях –
= наследственность;

13. Ведущий вид деятельности –
= это вид деятельности, обуславливающий главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящих на каждом возрастном
этапе;

14. Факторами развития психики ребенка являются –
= наследственность, среда, собственная активность;

15. Возрастные новообразования –
= это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития;

Вариант 2

1. Изменение, выраженное в количественных и качественных преобразованиях психических процессов, называется…
= психическим развитием;

2. Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, т.е. переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему –
= развитие;

3. В основе развития высших психических функций, по Л.С. Выготскому, лежит …
= процесс интериоризации;

4. С точки зрения онтогенеза, развитие человека характеризуется последовательностью понятий…
= индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность;

5. Отправной точкой систематических научных исследований психического развития в детстве является –
= книга «Душа ребенка» немецкого биолога В. Прейера;

6. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях –
= развитие психики;

7. Зона ближайшего развития определяется С.Л. Выготским –
= как разница между уровнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития;

8. Возраст, определяющийся состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста –
= биологический.

9. Структура психологического возраста включает –
= социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, психологические новообразования;

10. Возраст, измеряющийся путем соотнесения уровня социального развития человека с тем, что статистически нормально для его сверстников –
= социальный;

11. Интегральная характеристика состояния организма, отражающая степень его биологической зрелости и соответствие средним групповым характеристикам, называется…
= биологическим возрастом;

12. Основные закономерности детского развития по Л.С. Выготскому

= неравномерность, цикличность, метаморфозы, пластичность, сочетание эволюции и инволюции;

13. Универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении – это
= развитие.

14. Социальные условия, в которых происходит развитие психики ребенка, включающие систему факторов, от которых зависит развитие –
= социальная ситуация;

15. Индивидуальное развитие связано –
= с вариативностью нормы;

Тема 3. Кризис новорожденности. Психическое развитие ребенка в младенчестве

Вариант 1

1. Период перехода от внутриутробного образа жизни к внеутробному называется —
= новорожденность;

2. В отечественной возрастной психологии условными границами периода новорожденности являются —
= 0 – 2 месяца;

3. Причины кризиса новорожденности –
= физиологические;
= психологические;

4. Период новорожденности характеризуется следующими особенностями:
= малое различение сна и бодрствования;
= преобладание торможения над возбуждением;
= спонтанная двигательная активность.

5. Психологическое новообразование периода новорожденности – = ответная реакция на обращение взрослого;

6. Границы периода младенчества в отечественной возрастной психологии –
= 2 месяца – 1 год;

7. Ведущая деятельность в младенчестве по Д.Б. Эльконину –
= непосредственно-эмоциональное общение;

8. Синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми —
= госпитализм.

9. Причиной возникновения госпитализма является –
= дефицит общения;

10. Особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому человеку называется —
= комплекс оживления;

11. Комплекс оживления проявляется –
= двигательной активностью, улыбкой, гулением;

12. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте может быть определена формулой –
= «Мы»;

13. К концу первого года ребенок приобретает –
= способность ходить;

14. Приобретенная реакция (рефлекс) организма на воздействия внешней и внутренней среды –
= условный рефлекс;

15. Ребенок появляется на свет, имея определенный запас –
= безусловных рефлексов;

Вариант 2

1. Кризис новорожденности – это
= переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни;

2. Безусловный рефлекс – это
= врожденная реакция организма на воздействия внешней и внутренней среды;

3. Чихание, мигание, сужение зрачка на яркий свет – это
= безусловные рефлексы;
= защитные рефлексы.

4. Центральным психологическим новообразованием кризиса новорожденности является –
= улыбка на обращение матери или близкого взрослого;

5. Термин «комплекс оживления» впервые ввел –
= Н.М. Щелованов.

6. В состав комплекса оживления входит:
= улыбка;
= замирание и зрительное сосредоточение;
= двигательное оживление;
= вокализация.

7. Комплекс оживления приблизительно складывается к –
= 1,5-2 месяцам;

8. Какое общение, согласно М.И. Лисиной, наблюдается в первом полугодии между ребенком и взрослым?
= ситуативно-личностное;

9. Период младенчества – это
= стабильный период развития, условными границами которого являются от 2 месяцев до 12 месяцев;

10. Социальная ситуация, характерная для младенческого возраста –
= неразрывное эмоциональное единство между ребенком и взрослым (ситуация «МЫ»);

11. Важное психическое новообразование периода младенчества –
= автономная детская речь;
= прямохождение;

12. Основное противоречие кризиса одного года –
= стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого;

13. Симптомами кризиса одного года являются –
= эмоциональный взрыв;
= нарушение удовлетворения витальных потребностей;
= нарушение биоритма;

14. Особая эмоционально-двигательная реакция младенца в ответ на обращение взрослого –
= комплекс оживления;

15. Какая речь складывается у ребенка к году?
= автономная;

Тема 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве

Вариант 1

1. Раннее детство – это
= стабильный период развития от года до трех лет;

2. Основная потребность ребенка в раннем детстве –
= познать окружающий мир через действия с предметами.

3. Социальная ситуация развития в раннем детстве –
= совместная деятельность с взрослым, ситуация «ребенок-предметвзрослый»;

4. Ведущий вид деятельности в раннем детстве –
= предметно-манипулятивная деятельность;

5. Ведущая деятельность в раннем детстве способствует –
= освоению общественно-выработанных способов действий с предметами;

6. Взрослый для ребенка раннего возраста является –
= носителем образцов действия;

7. Большинство совместных игр в раннем детстве основано на –
= подражании;

8. Существенную роль в развитии ребенка раннего возраста играет –
= взрослый;

9. Сензитивным периодом развития речи является –
= раннее детство;

10. Какой характер носят память и внимание ребенка раннего возраста?
= непроизвольный;

11. Какой вид мышления интенсивно формируется в раннем возрасте?
= наглядно-действенное;

12. Основная потребность ребенка в кризисе трех лет –
= признание повышенной самостоятельности и возможностей в отношении с взрослыми;

13. Симптомами кризиса трех лет по Л.С. Выготскому являются – = негативизм;
= упрямство;
= строптивость;

14.В кризисе раннего детства ребенок стремиться сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием – это
= негативизм;

15. Характер развития кризиса трех лет во много зависит от –
= терпения и тактичного поведения окружающих людей.

Вариант 2

1. Условные границы раннего детства в отечественной возрастной психологии —
= от года до трех лет;

2. Условные границы кризиса «Я сам» —
= 3 года;

3. Кризис раннего детства связан –
= со становлением самосознания ребенка.

4. Какое общение характерно для раннего детства?
= ситуативно-деловое общение;

5. Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является –
= предметно-манипулятивная деятельность;

6. Взрослый для ребенка раннего детства является –
= образцом для подражания;
= источником эмоциональной поддержки;
= контролер поведения и деятельности;

7. Одна из ранних форм игры детей раннего возраста – это
= предметная игра;

8. Феномен «Я сам» знаменует –
= психологическое отделение ребенка от матери;

9. Центральным психологическим новообразованием раннего возраста является –
= возникновение сознания, выступающего в виде собственного «Я»;

10. Кризис трех лет – это
= перестройка социальных отношений ребенка;
= смена детских позиций по отношению к взрослым;

11. Для детей трехлетнего возраста становятся значимыми –
= оценка и признание со стороны взрослого;

12. Познавательные процессы ребенка раннего возраста —
= непроизвольные;

13. Восприятие ребенка раннего детства, прежде всего, связано –
= с действиями с предметами;

14. Речь превращается для ребенка раннего возраста –
= в основное средство общения;

15. В раннем возрасте ребенок усваивает –
= образцы действий с окружающими предметами;

Тема 5. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Вариант 1

1. Условными границами дошкольного возраста является период –
= от 3 до 6-7 лет;

2. В психологической науке дошкольный возраст считается –
= стабильным периодом развития.

3. Взрослый выступает для ребенка дошкольного возраста как – = носитель общественных функций в системе общественных отношений;

4. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте представлена формулой –
= ребенок – общественный взрослый;

5. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является –
= сюжетно-ролевая игра;

6. Основной единицей сюжетно-ролевой игры является –
= социальная роль;

7. В игре происходит –
= развитие мотивационно-потребностной сферы;
= развитие произвольности поведения;
= развитие восприятия, мышления, памяти;
= развитие эмоциональной сферы.

8. Содержание общения в дошкольном возрасте становится –
= внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации;

9. Мотивом общения у ребенка 3-4 летнего возраста является –
= познание;

10. Сверстник для дошкольника является –
= желаемым партнером для общения;

11. Память в дошкольном возрасте носит –
= непроизвольный характер;

12. Поведение ребенка дошкольного возраста –
= волевое;

13. Способен ли ребенок дошкольного возраста эмоционально предвосхищать результат до завершения действия?
= да;

14. Кризис 7 лет в психологии называют –
= «тихим кризисом»;

15. Согласно Л.И. Божович, кризис 7 лет – это
= период рождения социального «Я» ребенка;

Вариант 2

1. В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов –
= к миру взрослых;

2. Границы дошкольного возраста –
= 7 – 11 лет;

3. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте –
= интимно-личностное общение;
= непосредственно-эмоциональное общение;
= учеба;

4. Форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения – это
= труд.

5. В дошкольном возрасте ведущую роль в познавательном развитии играет –
= внимание.

6.Что не относится к основным психологическим новообразованиям в дошкольном возрасте –
= соподчинение мотивов;

7. Условные границы кризиса дошкольного возраста –
= 1 год;

8. Манерничанье, паясничанье, кривляние – это симптомы кризиса
= 7 лет;

9. Сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности – это
= психологическая готовность к школьному обучению;

10. На первое место в системе психических функций в дошкольном возрасте выходит —
= память;

11. Какая форма общения характерна для ребенка 6 – 7 летнего возраста?
= внеситуативно-личностное общение;

12. В игре развиваются другие виды деятельности –
= рисование;
= конструирование;
= лепка;

13. В конце дошкольного возраста происходит формирование –
= наглядно-образного мышления;

14. Поведение дошкольника –
= непроизвольное;

15. Характер познавательных процессов в дошкольном возрасте –
= непроизвольный;

Тема 6. Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Вариант 1

1. Условными границами младшего школьного возраста является
период –
= от 6-7 до 10-11 лет;

2. Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте яв-
ляется –
= учебная деятельность;

3. Психологическая готовность к школьному обучению включает – = личностную готовность;
= двигательную готовность;
= интеллектуальную готовность;

4.Деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством –
= учеба.

5. Что не относится к структуре учебной деятельности –
= двигательная готовность.

6.Мотивы, лежащие за пределами учебного процесса и связанные лишь с его результатами –
= социальные мотивы;

7. Ведущим психическим процессом в младшем школьном возрасте является –
= мышление;

8. На начало развития теоретического мышления у младшего школьника указывает появление –
= интеллектуальной рефлексии;

9. Под влиянием какой деятельности психические процессы приобретают произвольный характер –
= учебной;

10. Нарушения школьной успеваемости и дисциплины, самочувствия в школьной ситуации могут быть причинами –
= школьной дезадаптации;

11. Основная потребность младшего школьника –
= учиться;

12. Что является предметом учебной деятельности?
= знания, умения, навыки;

13. Познавательные процессы в младшем школьном возрасте –
= произвольные;

14. Согласно теории Э. Эриксона школьный возраст называется –
= трудолюбие – неполноценность;

15. С каким социальным явлением может быть связан кризис 7 лет?
= с поступлением ребенка в школу

Вариант 2

1. Выделение кризиса 7 лет связано с именем –
= отечественного ученого Л.С. Выготского.

2. Старшего дошкольника в кризисе характеризует следующее поведение –
= манерничание;
= капризность;
= поясничание;
= «искусственное» поведение.

3. Чем объясняет Л.С. Выготский особенности поведения младшего школьника в кризисе?
= утратой детской непосредственности;

4. Младший школьный возраст в психологии считается –
= стабильным периодом развития;

5. Младший школьный возраст охватывает период –
= от 6-7 лет до 10-11 лет;
= от 3 лет – до 6 лет;
= от 10-11 лет до 14-15 лет;

6. Социальная ситуация в младшем школьном возрасте складывается формулой –
= ребенок – предмет – взрослый;

7. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится

= игра;

8. Основным психологическим механизмом учебной деятельности является –
= рефлексия;

9. В учебной деятельности формируются основные новообразования

= интеллектуальная рефлексия;
= произвольность;
= внутренний план действий;

10. Вторая по значимости деятельность младшего школьного возрас-
та –
= труд;

11. Познавательные процессы младшего школьника приобретают
характер –
= произвольности.

12. В младшем школьном возрасте начинает складываться –
= «Я» концепция;

13. В младшем школьном возрасте ребенок больше доверяет –
= взрослому;

14. Охотно ли младшие школьники подчиняются требованиям взрослых?
= да;

15. Согласно З. Фрейду, младший школьный возраст соответствует –
= латентной стадии развития;

Тема 7. Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте

Вариант 1

1. Условными границами подросткового возраста в отечественной психологии считается период –
= от 10-11 лет до 14-15 лет;

2. Социальная ситуация в подростковом возрасте представлена следующей формулой –
= ребенок – сверстник;

3. Согласно Д.Б. Эльконину, ведущая деятельность в подростковом возрасте – это
= интимно-личностное общение со сверстниками;

4. В подростковом возрасте происходит –
= стремительное формирование личности;
= интенсивное психофизиологическое развитие;
= совершенствование познавательных процессов;
= формирование теоретического понятийного мышления (взрослой логики).

5. Какой характер носят познавательные психические процессы в подростковом возрасте?
= произвольный;

6. На какой возраст приходится пик любознательности?
= 11-ть-12-ть лет;

7. Особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, принадлежащем к миру взрослых – это
= чувство взрослости;

8. Основная потребность в подростковом возрасте –
= стремление к общению со сверстниками;

9. Д.Б. Эльконин рассматривал подростковый возраст как –
= стабильный период и выделял кризисы;

10. Каким образом проявляется антисоциальное поведение в подростковом возрасте?
= хулиганство, кражи, грабежи;

11. Для подростков с отклоняющимся поведением характерно –
= дефекты системы ценностных ориентаций;
= низкий уровень культурно и интеллектуального развития;
= проблемы в общении с взрослыми и сверстниками.

12. Выделение какого-либо свойства, признака или какой-либо черты характера на фоне других – это
= акцентуация;

13. Специфическими особенностями поведения подростков являются

= реакция эмансипации;
= реакция группирования со сверстниками;
= реакция имитации;

14. Чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму –
это
= конформный тип акцентуации;

15. Сверстники для подростка являются –
= основным объектом общения

Вариант 2

1. Согласно периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, подростковый возраст охватывает период –
= от 10-11 до 14-15 лет;

2. Согласно Ж. Пиаже подростковый возраст охватывает период – = от 10-11 до 14-15 лет;

3. Основное притязание ребенка в подростковом возрасте –
= притязание на признание миром взрослых самостоятельности и равноправия;

4. Ведущей деятельностью подросткового периода Д.И. Фельдштейн считал –
= общественно-полезную деятельность.

5. Причиной психологического барьера в процессе общения подростка с взрослым может быть –
= стиль семейного воспитания;
= позиция взрослых;
= попустительская тактика взрослых по отношению к ребенку;

6. Типичная черта подростковых групп –
= конформность;

7. Какой стадии развития соответствует подростковый возраст согласно теории З. Фрейда –
= генитальной;

8. В подростковом возрасте мышление становится –
= понятийным;

9. Социальная ситуация в подростковом возрасте обозначена следующей формулой –
= ребенок – сверстники;

10. Память в подростковом возрасте –
= произвольная, имеет смысловой характер;

11. Восприятие в подростковом возрасте характеризуется –
= избирательностью;
= целенапраленностью;
= аналитико-синтетической деятельностью.

12. Центральное новообразование начала подростничества –
= чувство взрослости;

13. Интересы и ценностные ориентации в подростковом возрасте –
= не сформированы;
= меняются;

14. Основным итогом подросткового возраста в психологии считает-
ся –
= достижение нового уровня самосознания;

15. Важным механизмом самосознания является –
= рефлексия

Тема 8. Психическое развитие ребенка в юношеском возрасте

Вариант 1

1. Период юности предполагает –
= переходный этап от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни;

2. Хронологическими границами юности в отечественной психологии является период –
= от 15 до 23 лет;

3. Период ранней юности характеризуется –
= завершением процессов физического созревания человека;
= исчезновением диспропорций тела;

4. Переход от ранней юности к поздней знаменуется –
= кризисом 17 лет;

5. Основная потребность человека в юношеском возрасте –
= осознать себя в качестве члена общества, найти свое место и назначение в жизни;

6. Социальная ситуация развития в юности –
= «порог» самостоятельной жизни;

7. Согласно Д.Б. Эльконину и А.Н. Леонтьеву ведущей деятельностью в юности признается –
= учебно-профессиональная деятельность.

8. Д.И. Фельдштейн считает, что в юности основное развитие составляет –
= труд;
= учеба.

9. Какие функции выполняет юношеское общество для молодого человека?
= обучает нормам морали во взрослом обществе;
= учит выполнять гендерные роли;
= помогает утвердить себя как личность;

10. Юношеская дружба характеризуется –
= близостью;
= стабильностью;
= верностью.

11. Центральным новообразованием юношеского возраста является –
= предварительное профессиональное и личностное самоопределение;

12. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования –
= системы ценностных ориентаций;

13. К концу поздней юности человек переживает –
= кризис отрывания от родительских корней;

14. Стремление познать самого себя как личность приводит к развитию –
= рефлексии;
= саморганизации;
= самовоспитанию.

15. Характерная особенность личности старшего школьника –
= рост самосознания

Вариант 2

В российской психологии юность рассматривается как –
= переход к самостоятельности, период самоопределения, достижение психологической, физиологической и гражданской зрелости;

2. Какие социальные события характерны для юности?
= получение паспорта;
= наступление уголовной ответственности;
= возможность реализации избирательного права;
= возможность вступления в брак.

3. Можно ли в юношеском возрасте начинать трудовую деятельность?
= да.

4. В процессе кризиса 17 лет решается задача –
= становления человека как субъекта собственного развития;

5. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая характерна
для –
= юношеского возраста;

6. Многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность – это
= профессиональное определение;

7. Стадиями профессионального выбора являются —
= фантастический выбор;
= пробный выбор;
= реалистический выбор.

8. В юношеском возрасте познавательные процессы –
= совершенствуются;

9. Центральное психологическое новообразование юношеского возраста – это
= предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее;

10. Л.С. Выготский отводил в юности существенную роль –
= развитию самосознания и личности;

11. Характерные особенности юности –
= обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив.

12. Общение со сверстниками в юности играет –
= большую роль;

13. На психическое развитие и развитие познавательных процессов в юности влияет –
= учебная деятельность;
= труд.

14. Чем отличается поведение человека в юношеском возрасте от поведения в подростковом возрасте?
= менее конфликтное и демонстративное;

15. Центральным психологическим процессом развития самосознания в юности является –
= формирование личной идентичности

Итоговый тест

1. Фундаментальная отрасль психологии, изучающая психику, факты, механизмы и закономерности психической жизни –
= общая психология;

2. Из предложенных вариантов ответов выберите определение возрастной психологии как науки.

= возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики;

3. Основоположниками отечественной возрастной психологии являются –
= Л.С. Выготский;
= Д.Б. Эльконин;
= Л.И. Божович.

4. Возрастная психология как наука включает следующие разделы –
= детская психология, психология взрослости, психология пожилого возраста;

5. Объектом изучения отечественной возрастной психологии являет-
ся –
= изменяющийся, развивающийся в онтогенезе здоровый и нормальный человек;

6. Какие основные методы исследования использует возрастная психология?
= наблюдение;
= тестирование;
= эксперимент.

7. Соотнесите понятия с предложенными определениями.

1. Эксперимент —

Г.создание искусственной ситуации, в которой при активном вмешательстве психолога, изучаемое психологическое явление быстрее проявляется. 

2. Тестирование —

А. стандартизированный психодиагностический метод, направленный на получение количественной и качественной оценки изучаемого психологического явления

3. Наблюдение —

В. метод изучения особенностей психологии и поведения испытуемого при помощи органов чувств

4. Опрос —

Б. метод, при использовании которого испытуемый отвечает на ряд задаваемых ему вопросов психологом

8. Развитие психики, согласно отечественной возрастной психологии
– это
= закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях;

9. Важнейшим понятием в отечественной возрастной психологии является –
= психологический возраст.

10. Соотнесите понятия с предложенными определениями.

1. Биологический возраст

Б. возраст, определяющийся состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистическим средним уровнем развития характерным для всей популяции одного вида

2. Социальный возраст

В. возраст, измеряющийся путем соотнесения уровня социального развития человека с тем, что статистически нормально для его сверстников

3. Психологический воз-

раст

Г.возраст, который определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом, возможно не совпадающий с хронологическим возрастом.

4. Абсолютный возраст

А. возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения

11. Продолжите фразу «Возрастные новообразования – это…»
= психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени развития и которые в самом главном определяют сознание человека и весь ход его развития;

12. Согласно отечественному ученому Д.Б. Эльконину, структура психологического возраста включает –
= социальную ситуацию развития;
= ведущую деятельность;
= психологические новообразования.

13. Согласно отечественному ученому А.Н. Леонтьеву, ведущая деятельность – это
= это вид деятельности, обуславливающий главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящих на каждом возрастном
этапе;

14. Что относится к психологическим новообразованиям в познавательных процессах?
= произвольность психических процессов;
= рефлексия;
= взрослая логика мышления.

15. Условными границами периода новорожденности в отечественной возрастной психологии являются –
= от 0 до 2 месяцев;

16. Безусловные рефлексы – это те рефлексы, которые
= имеются с рождения;

17. Какие рефлексы относятся к безусловным?
= сосательный, пищеварительный, дыхательный;
= поворот головы в сторону сильного звука;
= сужение зрачка на яркий свет.

18. Наличие безусловных рефлексов у новорожденного свидетельст-
вует —
= о функциональной зрелости центральной нервной системы;

19. Согласно отечественному ученому Д.Б. Эльконину в младенчестве ведущей деятельностью является –
= непосредственно-эмоциональное общение.

20. Первая специфическая форма реагирования ребенка на взрослого человека в отечественной возрастной психологии получила название –
= комплекс оживления;

21. Основное новообразование младенческого возраста – это
= первоначальное сознание психической общности с взрослым человеком, предшествующего выделению собственного «Я»;

22. Основная потребность ребенка раннего возраста –
= познание окружающего мира через действия с предметами;

23. Кризис трех лет в отечественной психологии приходится на
= 3 года;

24. Продолжите фразу «Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте может быть представлена следующей формулой…»
= ребенок – предмет – взрослый.

25. Предметно-манипулятивная деятельность – это
= деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои потребности и осваивает общественно-выработанные действия с предметами;

26. Выберите утверждение, наиболее точно характеризующее поведение ребенка раннего возраста.
= поведение маленького ребенка ситуативное, его легко привлечь к чему-то, и столь же легко и переключить на что-то новое;

27. Сопоставьте определения с понятиями.

1. Стабильный период развития человека, который

предполагает             освоение              общественно-

выработанных действий с предметами в процессе предметно-манипулятивной деятельности 

В. Ранний возраст

2. Стабильный период развития, длящийся до конца одного года

Г. Младенчество

3. Переходный этап между двумя возрастами, характеризующийся феноменом «Я сам»

Б. Кризис трех лет

4. Переход от внутриутробной жизни к внеутробной

А. Новорожденность

28. Кто из отечественных ученых, описав кризис трех лет, дал ему название «семизвездье симптомов»?
= Л.С. Выготский;

29. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте может быть представлена следующей формулой –
= «ребенок – взрослый (обобщенный, общественный)»;

30. Верно ли утверждение о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, согласно Д.Б. Эльконину, является игра?
= да;

31. Верно ли утверждение о том, что в дошкольном возрасте ребенок осваивает социально-ролевые отношения?
= да;

32. Какой психический познавательный процесс считается основным психологическим новообразованием дошкольного возраста?
= воображение.

33. Как влияет игра на психическое развитие ребенка дошкольного возраста?
= развивает мотивационно-потребностную сферу;
= развивает произвольность поведения и психических процессов;
= развивает эмоциональную регуляцию;
= развивает речь.

34. Продолжите фразу «Дошкольный возраст – это период…»
= интенсивного морально-нравственного развития;

35. Кризис 7 лет связан –
= с поступлением ребенка в школу;

36. Условными границами младшего школьного возраста в возрастной психологии являются –
= 6-7 – 10-11 лет;

37. Психологическая готовность к школьному обучению включает –
= личностную готовность;
= интеллектуальную готовность;
= двигательную готовность;
= уровень развития предпосылок учебной деятельности.

38. Согласно Д.Б. Эльконину, в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является –
= учебная;

39. Что является психологическим новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников?
= интеллектуальная рефлексия.

40. Какие психологические новообразования характерны для младшего школьного возраста?
= произвольность;
= самоконтроль;

41. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте может быть представлена следующей формулой –
= «ребенок – взрослый»: «ребенок – учитель» и «ребенок – родитель»;

42. Ведущие потребности ребенка младшего школьного возраста –
= познать и понять явления окружающего мира и отношения внутри него.

43. Периодом завершения детства, переходным этапом от детства к взрослости в отечественной возрастной психологии считается –
= подростковый возраст;

44.Согласно Д.Б. Эльконину, подростковый возраст включает период

= от 10-11 до 14-15 лет;

45. Ведущая деятельность в подростковом возрасте (по Д.Б. Эльконину) –
= интимно-личностное общение со сверстниками.

46. Определите, о каких подростковых поведенческих реакциях говорится в утверждениях, и сопоставьте с названиями.

1. Стремление подростка к самостоятельности, освобождению из-под опеки, зависимости, подчиненности, контролировать свою жизнь самому

Г. реакция эмансипации

2. Потребность общаться со сверстниками перерастает в чувство «стадности», порождает стремление подростка занять свое место среди них

В. реакция группирования со сверстниками

3. Меняются отношения между мальчиками и девочками, сначала эти отношения проявляются в виде «задираний», затем появляются романтические отношения 

А. интерес к противоположному полу

4. Появление хобби

Б. появление многочисленных увлечений

47. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте представляется формулой –
= «ребенок – сверстники»;

48. Акцентуации характера чаще всего распространены среди –
= детей подросткового возраста.

49. Центральное новообразование начала подросткового возраста, выражающееся в потребности быть и считаться взрослым –
= чувство взрослости;

50. Социальная ситуация в юности характеризуется –
= обращенностью в будущее, построением жизненных планов и перспектив;

51. Согласно Д.Б. Эльконину и А.Н. Леонтьеву ведущей деятельностью юношеского возраста признается –
= учебно-профессиональная деятельность;

52. Характерный уровень когнитивного развития в юности –
= формально-логическое мышление;
= формально-операциональное мышление;

53. Центральное психологическое новообразование юношеского воз-
раста –
= предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее.

54. Какие психологические проблемы может повлечь кризис идентичности?
= отрицательную идентичность;
= диффузию времени;
= застой в работе;

55. Л.С. Выготский центральную роль в юности отводил –
= развитию самосознания и личности;

56. Характерные особенности юношеских оценок окружающего мира

= категоричность;
= прямолинейность;
= моральный скептицизм.

Скорая помощь в обучении

Поделиться: