Русский язык ЕГЭ 2025 Вариант 1

Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Приказ Верховного Главнокомандующего 9 мая 1945 года № 369 о победоносном завершении Великой Отечественной войны и безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил
По войскам Красной Армии и Военно-Морскому Флоту

8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил.
Великая Отечественная война, которую вёл советский народ <…> немецко- фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена.
Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны.
В ознаменование полной победы над Германией сегодня, 9 мая, в День Победы, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Красной Армии, кораблям и частям Военно-Морского Флота, одержавшим эту блестящую победу, тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Да здравствуют победоносные Красная Армия и Военно-Морской Флот!

Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин
9 мая 1945 года

1

Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот предлог.

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВЕСТИ. Осуществлять, делать что-нибудь (в соответствии со значением относящегося к нему существительного). В. переписку. В. следствие. В. борьбу с кем-либо. В. огонь (стрелять).
2) ПОЛНЫЙ. Упитанный, умеренно толстый. Полная дама. П. живот. Полная рука.
3) ЧАСТЬ. Отдельная войсковая единица. Авиационная ч. Пехотные части. Передовые части противника.
4) БЛЕСТЯЩИЙ. Отражающий свет; обладающий блеском; сияющий, сверкающий. Блестящая поверхность льда. Блестящая ткань. Блестящие бусы. Блестящие волосы, глаза.
5) ПАСТЬ, книжн. Погибнуть на поле боя. П. в сражении. П. смертью храбрых.

135 <или> любая другая последовательность этих цифр

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите
номера ответов.
1) Текст написан в научном стиле; цель автора — сообщить научную информацию о военных технологиях, применявшихся в годы Великой Отечественной войны.
2) Приказом Верховного Главнокомандующего было утверждено решение провести 9 мая 1945 года салют в честь победоносного завершения Великой Отечественной войны.
3) Наряду со словами одной тематической группы «Вооружённые силы страны» в тексте встречается книжная лексика (в ознаменование) и лексика высокого стиля (доблестным).
4) В тексте используются ряды однородных членов предложения, причастные обороты, уточняющие члены предложения, обращение, восклицательные предложения.
5) Отсутствие средств выразительности, характерное для текстов публицистического стиля, компенсируется преобладанием стандартизированных оборотов (безоговорочной капитуляции, победоносным завершением, блестящую победу, вечная слава).

234 <или> любая другая последовательность этих цифр

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) ворвалАсь
2) облЕгчит
3) досУха
4) прИнятый
5) туфлЯ

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного
языка.
Родители дали сыну ДЕЛЬНЫЙ совет.
Не каждый человек может легко РАЗЛИЧИТЬ рожь от пшеницы.
Едва расположившись, он громко заметил, что некоторые НЕВЕЖИ позволяют себе сидеть в шапках.
Летом очень важно в помещении поддерживать КОМФОРТНУЮ температуру воздуха.
В Интернете без труда можно найти максимально полную карту ВЫСОТНЫХ зданий нашего города.

отличить

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Учился Фредерик Шопен старательно и серьёзно, из всех предметов делал предпочтение истории и польской литературе.

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
много СВАДЕБ                                  ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ способами
примерить КРОССОВКУ                 пара ТУФЕЛЬ
нет БОТИНКОВ

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены; к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Свойственная для автора «Сатирикона» ирония подходит к мастерски обрисованному историком Тацитом характеру Петрония.
2) При написании драмы «Маскарада» М. Ю. Лермонтов не имел ещё такого жизненного опыта, какого достиг, например, в пору создания «Героя нашего времени».
3) Сразу по приходе с улицы нужно мыть руки и лицо, а также переодеваться в домашнюю одежду.
4) Человека во все времена ценят благодаря двум качествам: уму и доброте.
5) Это была вторая полученная медаль российским спортсменом.
6) В. М. Васнецов называл картину «Богатыри» своим обязательством перед народом, благодарностью за то, что был воспитан им.
7) Возвратившись домой, его ожидал сюрприз.
8) Писатель подробно и убедительно рассказывает о событии, но не показал, как оно воспринималось современниками.
9) Этот учебно-методический комплект, вопреки общепринятому мнению, предназначен не только для учителей, но и для учеников.

А — 5 ; Б — 8; В — 2; Г — 1; Д — 7.

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) укр..тить (льва), прик..сался, г..лактика
2) в..негрет, переб..рали, разлинованный
3) компетентный, бракосочетание, зан..мательный
4) благосл..влять (на подвиг), г..ревать, б..гатство
5) ок..менеть, р..внинный, (агитационная) к..мпания

245 <или> любая другая последовательность этих цифр

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр…даваться (веселью), преемственность, преступник
2) не…добровать, ра…красить, бе…вкусный
3) н…илучший, пр…российские (интересы), пр…бабушка
4) вз…ерошить, пред…юбилейный, об…ект
5) з…рубежный, пр…родина, н…пример

145 <или> любая другая последовательность этих цифр

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) горош…нка, масл…це
2) гуттаперч…вый (мальчик), (по) старш…нству
3) ситц…вый, марл…вый
4) размеж…вывать, танц…р
5) шёлк…вый, завед…вать

135 <или> любая другая последовательность этих цифр

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (трава) колышется, (пароход) тащ…т (баржу)
2) ненавид…вший, закле…вший
3) слыш…щий, паш…щий (землю)
4) приемл…мый, промасл…нный (блин)
5) веру…шь, (орех) кол…тся

Ответ = 45 <или> 54

13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) (НЕ)ВЫСОКИЕ, но крутые горы обступали озеро со всех сторон.
2) (НЕ)КОПЬЁМ побеждают, а умом.
3) (НЕ)СМОТРЯ на проливной дождь, дети прекрасно себя чувствовали на даче.
4) Лес уже (НЕ)КАЗАЛСЯ притихшим.
5) В беседе (НЕ)СКАЗАНО ни одного лишнего слова.

245 <или> любая другая последовательность этих цифр

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) Цветы ещё цветут, и солнце светит (ПО)ВЕСЕННЕМУ ярко, но ОТКУДА(ТО) с севера льётся холодный воздух.
2) ИЗ(ЗА) убеждения в том, что подлинная свобода предполагает добровольное подчинение «высшей цели», Л. Н. Толстой ВСЁ(ТАКИ) увидел в личности Наполеона проявление несвободы.
3) Марья Дмитриевна ЧТО(ТО) спросила (В)(ПОЛ)ГОЛОСА.
4) ЗА(ТО) Рудин узнал в подробностях, что именно Дарья Михайловна говорила ТАКОМУ(ТО) известному сановнику.
5) МОЖНО(ЛИ) было ЧЕГО(НИБУДЬ) ещё желать?

15

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Герб Ростовской области представляет собой геральдический щит, в лазоревом поле
которого — серебря(1)ый столб с поставле(2)ой на волнистый пояс червлё(3)ой
крепостной стеной стари(4)ого вида.

16

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера
этих предложений.
1) В мире тщеславия и отсутствия любви впечатлительная Лариса с самого начала ощущает себя холодно и неприютно.
2) Стихотворения К. Д. Бальмонта воздействуют на слушателя не столько смыслом слов сколько звуковой «ворожбой».
3) Столяр то и дело терял собачку из виду останавливался и кричал на неё.
4) Поэт-имажинист готов был пожертвовать ясностью смысла и даже лексической сочетаемостью слов ради нужных ему звуков.
5) В лугах печально кричали ночные птицы и в предутреннем небе белая звезда переливалась над Прорвой.

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

17

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Часто люди (1) выбирая неподходящий для себя (2) спектакль (3) откровенно скучают (4) и (5) сделав неверные выводы (6) решают, что театр не для них.

1356 <или> любая другая последовательность этих цифр

18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
— Что (1) Пётр (2) не видать ещё? — спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора, барин лет (3) кажется (4) сорока с небольшим у своего слуги.
(По И. С. Тургеневу)

1234 <или> любая другая последовательность этих цифр

19

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Чем более я наблюдал за Радиловым (1) тем более мне казалось (2) что он принадлежал к числу таких людей (3) степень утомления работой которых (4) была налицо.

123 <или> любая другая последовательность этих цифр

20

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Многие думают (1) будто (2) если пойти в лес (3) то непременно встретишь медведей.

21

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Если вы живёте в такой местности, где на реке есть мельница и пруд, спешите туда: там найдёте вы самое разнообразное уженье и приволье в выборе места. (2) Там всё приводит в тихое и сладкое волнение душу старого рыбака: вид пруда и мельницы, стук её снастей, шум падающей воды. (З) Чем-то дорогим, прошедшим глядят воды и водяные травы, шумят вертящиеся колёса, дрожит мельничный
амбар и пенятся кипящие под ним волны! (4) Кустами обросшая плотина, дорожки, протоптанные прохожими, переходы через воду из жёрдочек — всё говорит о чём-то давно знакомом, близком сердцу. (5) Где мельница, там и рыба: в пруду много всякой пищи, там привольно метать икру и выводиться маленькой рыбёшке. (6) Около мельницы во всякую пору дня охотник найдёт и достанет рыбу: под навесом водяных труб, обросших зелёным мхом, он бросает удочку, насаженную червяком или всего лучше рыбкой, в самую быстрину, в волны и пену — и таскает жадных окуней и небольших щук…

156 <или> любая другая последовательность этих цифр

22

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) Одних горных озёр можно насчитать до сотни, что придаёт картине совершенно особенный характер, точно горами прикрыто какое-то подземное море. 
(Д.Н. Мамин-Сибиряк) 
Б) Вообще цепь горных озёр составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь в то же время неистощимым запасом живой силы. 
(Д.Н. Мамин-Сибиряк) 
B) Этот год был тёмным от растаявшего снега. Шумным от лая караульных псов.
(С. Д. Довлатов)
Г) Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе.
(А. С. Пушкин)
Д) Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
(М. Ю. Лермонтов)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО¬ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1 метонимия
2 парцелляция
3 метафора
4 сравнение
5 литота
6 многосоюзие
7 риторическое обращение
8 анафора
9 антитеза

А — 4; Б — 3; В — 2; Г — 1; Д — 8.

Прочитайте текст и выполните задания 23-27

(1) Каждый человек — отдельная определённая личность, которой вторично не будет. (2) Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. (З)Чем больше становится кто сам собою, чем глубже начинает понимать себя, тем яснее проступают его самобытные черты. 

(4) И в жизни отдельного человека мелькнувшее мгновение не повторится. (5) Каждое мимоидущее настроение возникает лишь однажды для вечности. (6) Если я вспоминаю былое чувство, оно возвращается уже в ином качестве. (7) Словом, или стихом, или внушением. (8) Тождественности нет. (9) Мгновения отходят в могилу без надежды воскреснуть.
(10) Задача искусства — сохранить для времени, воплотить это мгновенное, это мимоидущее. (11)Художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель — раскрыть другим свою душу. (12) Человек умирает, его душа, неподвластная разрушению, ускользает и живёт иной жизнью. (13) Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, — душа его, всё та же, жива и для земли, для человечества.
(14) Кто дерзает быть художником, должен найти себя, стать самим собою. (15) Не многие могут сказать не лживо: «Это — я». (16) В общем употреблении есть ограниченное число личин, которыми и прикрываются люди, то из подражания, то из страха. (17) А художнику необходимо осмелиться и снять с себя такую личину. (18) Необходимо освободиться и от всего чужого, хотя бы то были заветы великих учителей. (19) Под наносными красками надо усмотреть свет души своей. (20) Пусть художник готовится к подвигу жизни, как пророк. (21) Есть для избранных годы молчания. (22) Только одинокие раздумья создают право вынести людям свои скрижали. (23) Но конца этим раздумьям нет; бесконечна возможность познавать себя, бесконечен путь к совершенству.
(24) Кто дерзает быть художником, должен быть искренним — всегда без предела. (25) Все настроения равноценны в искусстве, ибо ни одно не повторится. (26) Каждое дорого уже потому, что оно единственное. (27) Чем яснее поймёт кто свою душу, тем чище и возвышеннее будут его думы и чувства. (28) Стремление глубже понять себя, идти всё вперёд, уже святыня. (29) Нет осуждения думам и чувствам истинного художника. (30) Иное в отдельности ещё неполная правда, но, как часть души, может быть необходимым.
(31) Тот более велик из художников, кто глубже понял и полнее пересказал свою душу. (32) Это наша ограниченность делит художников на великих и меньших. (33) В малом мире человека, как в великом мире вселенной, всё находится в связи, всё дышит взаимным согласием. (34) Пусть художник с новых и новых точек зрения озаряет свою душу. (35) Пусть, как к цели, стремится он к тому, чтобы воссоздать весь мир в своём истолковании.
(З6)Единственный признак истинного искусства — своеобразие; искусство всегда создаёт нечто новое. (37) Постоянный признак лжеискусства заключается в том, что оно подражательно. (38) Так, не понявший себя принимает своё чувство за одно из запечатлённых раньше другими; вместо исповеди он даёт пересказ, не творит, а подделывает. (39) Лицемер в искусстве обречён повторять других; кто лжёт, тот подражает.
(40) Достойный имени художника может довольствоваться тем, что будет записывать свои мелькающие настроения. (41) Вдохновение — миг более живого чувствования. (42) В «искусстве для искусства» нет смысла. (43) Повесть дорога не как рассказ о приключениях вымышленных лиц, а как средство узнать душу написавшего. (44) В картине важен замысел, а не красота изображённого моря или тела, — они красивее в действительности. (45) Чем дальше в свою область вступает искусство, тем определённее становится оно свободным излиянием чувства (то есть лирикой).
(46) Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создания искусства. (47) Если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца и для нас, живущих. (48) Искусство воплощает настроения; в настроении проявляет свою жизнь душа. (49) Душа первее мёртвой природы, осуждённой исчезнуть, как призрак. (50) Вот почему создания искусства мы называем бессмертными.
(По В. Я. Брюсову*)

23

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Каждый человек — отдельная неповторимая личность, самобытность которой определяется сущностью души.
2) Слово художника вызывает у людей негативные чувства, тождественные тем, что пережили они сами.
3) Художнику необходимо освободиться от всего чужого, наносного, чтобы найти себя, стать самим собой.
4) Мысли и чувства истинного художника не подлежат осуждению.
5) Море или тело, изображённые истинным художником, красивее, чем в действительности.

24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 4-9 представлено повествование.
2) Предложения 17-19 раскрывают, поясняют содержание предложения 14.
3) Предложения 36 и 37 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 44, 45 представлено описание.
5) В предложениях 46-50 представлено рассуждение.

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

25

Из предложений 4, 5 выпишите антонимы (антонимическую пару).

мгновениевечности <или> вечностимгновение

26

Среди предложений 14-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

1723 <или> 2317

27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «В чём состоят цели творчества художника?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Цели творчества художника должны быть подчинены главной задаче искусства — сохранить для вечности «мгновенное», «мимоидущее». Художнику необходимо запечатлевать свои настроения; стремиться к тому, чтобы «воссоздать весь мир в своём истолковании». Важно постоянно познавать себя и быть правдивым в своих произведениях; исповедоваться, а не пересказывать; творить, а не подделывать.

Смотрите также:

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: