Ответами, к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Липа — романтическое дерево наших парков. Её запах слышен только на отдалении. Вблизи дерева он почти не заметен. В этом есть целесообразность, но она нами ещё целиком не разгадана.
Настоящая литература как липовый цвет. Часто нужно расстояние во времени, чтобы проверить и оценить её силу и степень совершенства, чтобы почувствовать её дыхание и неумирающую красоту. <„.> время может погасить любовь и все другие человеческие чувства, как и самую память о человеке, то для подлинной литературы оно создаёт бессмертие.
Следует вспомнить слова Салтыкова-Щедрина, что литература изъята из законов тления. И слова Пушкина: «Душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит». И слова Фета: «Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье».
Можно привести много таких же высказываний писателей, поэтов, художников и учёных всех времён и народов. Эта мысль должна побуждать нас к постоянному непокою, к завоеванию новых вершин мастерства. И к сознанию неизмеримого расстояния, лежащего между подлинными творениями человеческого духа и той серой, вялой и невежественной литературой, что совершенно не нужна живой душе человеческой.
Да, вот как далеко может завести разговор о свойствах липового цвета! Очевидно, всё может быть пособником человеческой мысли и ничем нельзя пренебрегать. Ведь рождаются же сказки при скромной помощи таких ненужных вещей, как сухая горошина или горлышко от разбитой бутылки,
(По К. Г. Паустовскому)
если
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) НАСТОЯЩИЙ. Подлинный, действительный, неподдельный. Н. бриллиант.
2) ТЛЕНИЕ. Слабое горение, горение без пламени. Т. угольков в золе.
3) ПРИВЕСТИ. Ведя, помочь дойти. П. ребёнка домой.
4) ПОБУЖДАТЬ. Склонять к какому-нибудь действию. П. действовать.
5) СЕРЫЙ. Посредственный, ничем не примечательный. Серое существование.
145 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Разнообразные художественные средства, среди которых — метафоры (время может погасить любовь, рождаются же сказки), эпитеты («неумирающую красоту», «вялой и невежественной литературой»), гипербола (всех времён и народов), способствуют эмоциональности и выразительности изложения.
2) В тексте широко используются термины (дыхание, бессмертие, пособником и др.), содержатся научные определения понятий.
3) Текст характеризуется типичной для разговорной речи непринуждённой манерой повествования, которая создаётся многочисленными цитатами и использованием автором глаголов в повелительном наклонении (следует вспомнить, побуждать), вовлекающих читателей в воображаемый диалог.
4) В основе текста лежит сопоставление впечатления, которое производят на человека аромат липы и подлинная литература: чтобы ощутить запах липового цвета, необходимо отойти на расстояние; чтобы люди смогли постичь глубину литературного произведения, должно пройти время.
5) Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора — сообщить информацию о непреходящей роли литературы в обществе, указать на взаимосвязь наук — биологии и литературы.
14 <или> 41
45 <или> 54
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ефим тоже растерялся и второпях — от благодарности — слишком ЗАНИЗИЛ цену.
Этот человек мог бы по достоинству реализовать свой ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ талант. Он ОТРАСТИЛ небольшую бородку, и суровое выражение не сходило с его лица даже в минуты довольства.
Современная концепция создания автомобильного кузова ПЕРЕТЕРПЕЛА значительные изменения.
ОТЛИЧИЕ нового способа укладки пола от ранее известных кажется на первый взгляд несущественным, но значительно облегчает работу.
претерпела
столичная <или> московская
монголов
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В жизни каждого человека не только бывают успехи, но и неудачи.
2) Древнегреческий философ Сократ когда-то произнёс, что он знает, что ничего не знает.
3) Ещё не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звёзды, ещё не успевших разгореться.
4) Молва о красных флагах, вывешенных в Краснодоне, прошла по всем городам и весям.
5) Если говорящему или пишущему лексическое значение слова известно плохо или совсем незнакомо, то может возникнуть ошибка в употреблении этого слова.
6) Когда Андрей отправился спать, мать незаметно перекрестила его, а через полчаса тихонько спросила, почему ты не спишь.
7) Прочитав роман известного писателя, нас вдруг осенила мысль о подлинном источнике этой книги.
8) Способность слова называть предметы, их признаки, действия, признаки признаков и многое другое получило название номинативной, то есть назывной, функции слова.
9) Серые дрозды сидели в поломанных клетках, одурев от зноя и кухонного чада, идущего из-за дощатой перегородки, за которой
хозяин готовил нам завтрак.
А — 3; Б — 6; В — 1; Г — 7; Д — 8.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) тревожиться, дер..вяшка, ослепительный
2) л..петать, выб..рать, Демонстрировать
3) осн..щение, т..лант, г..лерея
4) т..ржественный, вплотную, н..велла
5) изд..лека, ди..пазон, заг..рать
134 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..амурский, пр..клеить (к картону), пр..следование (врага)
2) бе..конечный, во..пламениться, в..пыхнуть
3) пр..станище, пр..мадонна, пр..града
4) вороб-.и, сер..ёзный, павил..он
5) п..дправить, пр..родитель, ..задачить
24 <или> 42
25 <или> 52
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) обсуд..шь, повес..вший (сумку на плечо)
2) самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся
3) проветр..шь (комнату), предусмотренный
4) изобража..мый, разве..нные (сомнения)
5) граниЧеЩий, (бабушки) нянч..тся (с внуками)
15 <или> 51
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Кажется, что стоишь на (НЕ)ВЫСОКОМ холме и любуешься просторами.
2) В этот момент тебя охватывает чувство (НЕ)ОБЫЧАЙНОЙ гордости.
3) Иногда мне кажется, что я глухой и (НЕ)СЛЫШУ музыки.
4) В полях тает, а в лесу ещё снег лежит (НЕ)ТРОНУТЫЙ.
5) Владимир Николаич с пятнадцатилетнего возраста уже умел, (НЕ)СМУЩАЯСЬ, войти в любую гостиную.
35 <или> 53
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (НА)ВСТРЕЧУ ей вышла сероглазая старая женщина, очень полная, в серебряных очках, и ТАК(ЖЕ), как вчера, спросила: «Кого вам угодно?»
2) (В)СЛЕД за баржей тянутся широкие баркасы с низкими бортами, (ДО)ВЕРХУ нагруженные арбузами.
3) Листья трепещут, поворачиваются к солнцу серебром (ИЗ)НАНКИ, и синева осеннего неба ТО(ЖЕ) трепещет.
4) (ПО)ТОМУ, что говорил дед, ясно было, что он доволен Витькой, и (ОТ)ЭТОГО хорошо становилось на душе.
5) Признаюсь, сколько я ни старался различить (В)ДАЛЕКЕ что-нибудь (НА)ПОДОБИЕ лодки, но безуспешно.
235 <или> любая другая последовательность этих цифр
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Высокие столетние сосны расступились перед путешественником.
2) Мешковатость моего попутчика исчезла и он оказался очень красивым и красноречивым человеком.
3) Росистые кусты держидерева кизила и карагача обозначились с чрезвычайной ясностью и выпуклостью.
4) С незапамятных времён лес не только кормил и одевал человека но и делал наших предков сильными и выносливыми.
5) После тихой лесной полутьмы по-иному воспринимались и поникшие большие колокольчики и цветы дикой гвоздики на смолистых стеблях.
2345 <или> любая другая последовательность этих цифр
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
12 <или> 21
14 <или> 41
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Приехал я в Бахчисарай, о нём много слышал я прежде в связи с памятником влюблённого хана. (2)Друзья поэтически описывали мне его, называя «фонтаном слёз».
(З)Правда, войдя во дворец, увидел я фонтан недействующим. (4)Сопровождающий повёл меня по ветхой лестнице в развалины гарема, на ханское кладбище. (5)Кто растолкует мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? (б)Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мною с таким равнодушием? (7)Или воспоминание — самая сильная способность души нашей, и им очаровано всё подвластное ему?
(По А. С. Пушкину)
23 <или> 32
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Моя визави — дама просто святая!
Моя визави — моя мама родная.
(Е. Ишутина)
Б) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
(А. С. Пушкин)
В) Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.
(Е. М. Винокуров)
Г) Колокольчик звонко плачет.
(П. А. Вяземский)
Д) С моей душой стряслась беда.
С душой моей стряслась беда.
(С. А. Есенин)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) антитеза
2) литота
3) олицетворение
4) сравнение
5) анафора
6) риторическое обращение
7) эпифора
8) парцелляция
9) бессоюзие
А — 5; Б — 1; В — 8; Г — 3; Д — 7.
Прочитайте текст и выполните задания 23-27
(1) Последнее время замечается новое оживление в изучении Пушкина. (2)Появился ряд очень интересных, частью весьма ценных работ о Пушкине, его биографии, его творчестве, его рукописях. (З)Таково издание «Атенея», под заглавием «Неизданный Пушкин», где впервые опубликованы пушкинские рукописи, хранящиеся в Париже, в «Онегинском музее»; таково новое издание «Гавриилиады», тщательно проредактированное по всем известным спискам поэмы Б. В. Томашевским; таковы материалы, собранные А. С. Поляковым «О смерти Пушкина»; таковы работы М. Гофмана — «Пропущенные строфы „Евгения Онегина11», «Посмертные произведения Пушкина» и «Пушкин, вступительная глава науки о Пушкине»; таковы и ещё несколько менее значительных книжек.
(4) В наши дни никто более не сомневается, что Пушкин — величайший из наших поэтов, что его влияние на русскую литературу было и остаётся огромным, что поэтому историко-литературное изучение Пушкина необходимо и плодотворно. (5)Но в новейших работах о Пушкине, не только перечисленных выше, но всех вообще появлявшихся за последние два десятилетия, сказывается одно определённое направление: исследователи, отказываясь временно от обобщающих выводов, заняты преимущественно мелочами, деталями, огромное, подавляющее место оставляя изучению рукописей Пушкина. (6)В печати постепенно воспроизводятся все черновики Пушкина, причём исследователи стараются прочесть буквально каждое слово,
написанное Пушкиным, хотя бы и зачёркнутое им.
(7)Читатель-неспециалист, естественно, может задать вопрос: да нужны ли все эти мелочи? (8)Пусть они полезны, даже необходимы редакторам и издателям сочинений Пушкина для установления правильного текста его произведений или немногим пушкинистам, изучающим поэтическую и стихотворную технику поэта. (9)Пусть для этих специалистов существуют и специальные издания в ограниченном числе экземпляров, точно воспроизводящие рукопись Пушкина, предпочтительнее всего — фотомеханически. (10)Но стоит ли читателям более широкого круга, которых интересует поэзия, а не техника писательского дела и не вопрос «критики текста», вникать в те издания, вся сущность которых состоит в перепечатке пушкинских черновиков (а таково, повторяем, большинство из новых работ по Пушкину)?
(11) Можно на эти вопросы отвечать общими словами, что Пушкин — великий поэт, что «каждая его строка драгоценна» и т. д. (12)Но такой ответ вряд ли будет убедителен. (13)Неужели тем же методом должно изучать всех вообще «великих» и даже просто значительных, выдающихся писателей, полностью воспроизводя в печати все их черновые рукописи, сравнивая все их сохранившиеся «варианты», в том числе зачёркнутые, уничтоженные самим автором (подобные попытки уже делаются, притом иногда именно по отношению к писателю определённо «средней величины»)? (14)Ведь для этого потребуются целые армии исследователей, а читатели окажутся перед целым океаном печатной бумаги, в котором потонут сами произведения писателей. (15)Отброшенные редакцией варианты, разночтения и всё подобное заслонят сам текст.
(16)По счастью, дело обстоит не так страшно. (17)Во-первых, лишь у немногих поэтов найдётся такое количество черновых рукописей, как у Пушкина. (18)Во-вторых, по нашему глубокому убеждению, не все черновые рукописи, вернее — рукописи не всех поэтов, заслуживают того, чтобы их изучать. (19)Пушкин и среди великих поэтов составляет исключение.
(20)Есть два метода творческой работы писателя. (21)Некоторые сначала долго обдумывают будущее произведение, пишут его, так сказать «в голове», переделывая, поправляя мысленно, может быть, десятки раз каждое выражение; на бумаге они записывают только уже готовые строки, которые впоследствии, конечно, могут быть ещё раз изменены. (22)Так писал, например, Лермонтов. (23)Другие, и таких меньшинство, берутся за перо при первом проблеске поэтической мысли; они творят «на бумаге», отмечая, записывая каждый поворот, каждый изгиб
своей творческой мысли, весь процесс создания запечатлевается у таких писателей в рукописи; рукопись отражает не только техническую работу над стилем, но и всю психологию поэта в моменты творчества. (24)Так писал Пушкин.
(25)Понятно после этого, какой огромный интерес — и не только для специалистов- пушкиноведов — представляют рукописи Пушкина; по ним мы знакомимся с работой гениального ума: читая их, мы как бы становимся причастны интимнейшим мыслям великого поэта. (26)По рукописям Пушкина мы можем следить, как постепенно вырастали в нём те образы, которые поражают, пленяют нас в его произведениях, а попутно видим бесконечное богатство других образов и мыслей, которым не суждено было воплотиться в законченном поэтическом создании. (27)Мы как бы присутствуем в лаборатории гения, который при нас совершает чудо превращения неясного контура в совершенную художественную картину, тёмного намёка — в глубокую, блистающую мысль.
(28)Вот почему мы думаем, что и читатель-неспециалист, «рядовой» читатель, должен не пренебрегать новыми работами о Пушкине. (29)Мы решаемся рекомендовать читателям и «Неизданного Пушкина», и «Пропущенные строфы „Евгения Онегина»», и «Посмертные стихотворения Пушкина». (ЗО)Вдумчивое чтение этих книг покажет, что значение их больше, чем, может быть, думали сами их составители.
(По В. Я. Брюсову)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Новое оживление в изучении Пушкина рассказчик связывает с появлением ряда очень интересных, частью весьма ценных работ об этом величайшем поэте.
2) На смену работам с обобщающими выводами о творчестве Пушкина пришли исследования, посвящённые преимущественно мелочам и деталям.
3) Читатель-неспециалист может пренебречь черновыми рукописями Пушкина, поскольку они способны заслонить сам текст.
4) У многих поэтов найдётся столь же большое количество черновых рукописей, как у Пушкина, и все эти записи заслуживают изучения.
5) В отличие от писателей, которые долго обдумывают будущее произведение и записывают только готовые строки, Лермонтов вёл черновые записи.
12 <или> 21
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 4-6 представлено рассуждение.
2) В предложениях 17, 18 содержится обоснование тезиса, сформулированного в предложении 16.
3) Предложения 21-24 поясняют, раскрывают содержание предложения 20.
4) В предложениях 25—27 представлено повествование.
5) В предложениях 28-30 представлено описание.
45 <или> 54
можетбыть
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Каково значение черновых рукописей поэтов?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или несамостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проблема
Каково значение черновых рукописей поэтов?
Авторская позиция
Черновые рукописи важны прежде всего для поэтов: эти рукописи позволяют фиксировать «каждый поворот, каждый изгиб… творческой мысли». Не менее важны они для специалистов-литературоведов и читателей-неспециалистов: «рукопись отражает не только техническую работу над стилем, но и всю психологию поэта в моменты творчества».
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: