Тема 14
В процессе психологического консультирования психолог помогает клиенту решить эту проблему (выступая в качестве основного, а не вспомогательного специалиста):
=выбор профессии
=кризис супружеской жизни
=купирование абстинентного синдрома
=суицидальное поведение
=переживание утраты
В процессе психологического консультирования психолог помогает клиенту решить эту проблему (выступая в качестве основного, а не вспомогательного специалиста):
=возрастной кризис
=школьный буллинг
=отстаивание личных границ в отношениях
=конфликт в рабочем коллективе
Слово консультирование произошло от латинского слова consultare, которое переводится как:
=заботиться
=советоваться
В отечественной психологической литературе термин «психологическое консультирование» появился:
=в начале 1990-х гг.
Психологическое консультирование как вид профессиональной деятельности, сфокусированной на помощи в решении психологических проблем психически здоровых людей, раньше других твердился в этой стране:
=США
Разработчик недирективного клиент-центрированного подхода в психологическом консультировании Карл Роджерс придавал особое значение:
=переживанию психологом эмпатического понимания внутреннего состояния клиента
=безусловной положительной оценке и принятию клиента консультантом
=искренности (конгруэнтности) консультанта
Целью психологического консультирования в рамках психоаналитического психолого-психотерапевтического направления является:
=осознание вытесненных в бессознательное переживаний клиента
Целью психологического консультирования в рамках поведенческого психолого-психотерапевтического направления является:
=исправление неадекватного поведения и обучение эффективному поведению
Целью психологического консультирования в рамках модели рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса является:
=помощь в пересмотре системы убеждений, норм, представлений, коррекция иррациональных установок
Целью психологического консультирования в рамках модели клиент-центрированной терапии К. Роджерса является:
=поощрение открытости клиента собственным переживаниям, уверенности в себе
Консультант имеет право нарушить правило конфиденциальности в этом случае:
=риск для жизни клиента или других людей
=преступные действия клиента
Принцип разграничения личных и профессиональных сторон в пространстве консультирования предполагает, что:
=не рекомендуется консультировать знакомых, друзей и родственников
Конгруэнтность – это:
=искренность консультанта
=согласованность или соответствие информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом
Цель работы с клиентом при проблемно-ориентированном консультировании:
=формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям
=овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль
Цель работы с клиентом при личностно-ориентированном консультировании:
=анализ индивидуальных, личностных причин проблемы
=предотвращение подобных проблем в будущем
Минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней – это:
=нерефлексивное слушание
=пассивное слушание
В отношении активного слушания верно следующее:
=основано на особых приемах участия в беседе, предполагающих активное выражение собственных переживаний и соображений
=позволяет точнее понять психологические состояния, чувства, мысли собеседника
Содержанием первого этапа психологического консультирования является:
=оценка проблем клиента, формирование конструктивного запроса клиента на психологическую помощь
=установление доверительного контакта с клиентом
Содержанием второго этапа психологического консультирования является:
=работа с проблемой клиента посредством различных психокоррекционных методов
Содержанием третьего этапа психологического консультирования является:
=соотнесение изменений, произошедших с клиентом в течение сеанса, с его жизненной реальностью (заземление)
Характерной особенностью медицинской модели психотерапии является:
=ориентация на устранение жалоб-симптомов
=реализуется лицами с высшим медицинским образованием (врач-психотерапевт)
Характерной особенностью психологической модели психотерапии является:
=ориентация на исследование жалоб-симптомов с целью выявления первопричины их появления и работы уже с ней
=реализуется лицами с высшим медицинским или психологическим образованием (врач-психотерапевт или психолог)
В соответствии с представлениями о целевых стратегиях психотерапии определите направленность действий специалиста, позволяющую добиться наибольших результатов, хотя и требующую наиболее длительной психотерапевтической работы:
=реконструкция внутреннего мира личности пациента
=коррекция неадекватных, самофрустрирующих стереотипов переживания и поведения
=выработка новых, более зрелых и конструктивных способов восприятия, переживания и поведения
В соответствии с представлениями о целевых стратегиях психотерапии определите направленность действий специалиста, при которой улучшение состояния пациента происходит в наиболее короткие сроки, хотя результаты могут быть неустойчивыми:
=непосредственное воздействие на симптомы болезни с помощью суггестии и тренинга
Термин «психологическая коррекция» возник как наиболее корректный с юридической точки зрения аналог термина:
=психологическая психотерапия
Психотерапия в отличие от психологического консультирования (преимущественно):
=затрагивает глубинные аспекты личности, лежащие в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов
=ориентирована на реконструирование личности
Классификация методов психотерапии по фокусу приложения включает:
=социоориентированные методы
=симптомо-ориентированные методы
=личностно-ориентированные методы
Классификация видов психотерапии в зависимости от разных механизмов психотерапевтических техник включает:
=когнитивно-бихевиоральную психотерапия
=телесно-ориентированную психотерапию
=психодинамическую психотерапию
К психодинамическому направлению в психотерапии относится:
=личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова
=классический психоанализ Зигмунда Фрейда
К экзистенциально-гуманистическому направлению в психотерапии относится:
=гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлз
=клиент-центрированная психотерапия Карла Роджерса
=экзистенциальное консультирование Ролло Мея и Ирвина Ялома
Наиболее успешно поведенческая психотерапия применяется при:
=тревожно-фобических и обсессивно-компульсивныхрасстройствах
=аддиктивномповедении и зависимостях
=состояниях, при которых возможно выделить какой-то определенный симптом как «мишень» для психотерапевтического вмешательства
Целью когнитивно-поведенческой психотерапии является:
=изменение нелогичных или нецелесообразных мыслей и убеждений человека
Целью экзистенциально-гуманистической психотерапии является:
=приобретение пациентом способности к самоактуализации личности
=восстановление способности личности к свободному сознательному выбору с чувством ответственности за этот выбор
Факторами, обеспечивающими успешность психотерапии, являются:
=способность к рефлексии
Каким видом профессиональной деятельности не может заниматься клинический психолог:
=медицинская психотерапия
Фрагмент беседы «Клиент: Я так ждал сегодняшнюю встречу, потому что должен многое рассказать. Консультант: Да, но Вы опоздали на пятнадцать минут, и теперь уже некоторое время сидите со скрещенными руками …» иллюстрирует этот прием психологического консультирования:
=конфронтация
Терпимость ко всем аспектам субъективного мира клиента, словно ты сам являешься его частью — это:
=безусловное позитивное отношение
Упражнение «Отрезок моей жизни», где клиенту предлагается начертить на листе бумаги отрезок, один конец которого представляет его рождение, а другой — его смерть, а затем отметить на отрезке крестиком то место, где он [клиент] находится в настоящий момент, базируется на принципах:
=экзистенциально-гуманистического подхода
системного подхода
Упражнение «Похороны», где клиенту, введенному в трансовое состояние, помогают представить и пережить свои собственные похороны, разработано на базе:
=экзистенциально-гуманистического подхода
Методика самораскрытия консультанта, вариантом которой может быть рассказ консультанта и своем жизненном опыте и демонстрация его схожести с ситуацией клиента, базируется на теоретико-методологических принципах:
=экзистенциально-гуманистического подхода
Методика свободного ассоциирования разработана на базе:
=психодинамического подхода
В рамках психодинамической модели консультирования используются приемы:
=дневник мыслей
Классический вариант проведения методики свободного ассоциирования включает эту деталь:
=затемненная, изолированная от внешних воздействий комната
=клиент полулежит на кушетке
=консультанта располагается позади клиента, вне его поля зрения
=клиенту предлагается произносить все, что приходит ему в голову
Согласно представления Зигмунда Фрейда к ошибочным действиям относятся:
=оговорки
=описки
=очитки
=забывание имен, фраз, намерений
=ошибки в моторных действиях
В рамках психоаналитической модели психологического консультирования ошибочное действие определяется как действие, соответствующие этому условию:
=оно вызывает неодобрение окружающих и социальнуюдезадаптацию
=оно должно находиться в границах нормального поведения
=оно должно носить характер временного, преходящего расстройства
=имеется склонность объяснять его случайностью, невнимательностью и т.п.
Техника анализа сопротивления в рамках психоаналитической модели психологического консультирования включает эту процедуру:
=процесс осознавания сопротивления
=демонстрация факта сопротивления пациенту
=прояснение мотивов и форм сопротивления
=интерпретация сопротивления
=интерпретация формы сопротивления
Самодостаточность и способность отстаивать свои интересы без агрессии и манипуляций — это:
=ассертивность
Просьба перестает быть просьбой и становится требованием, если:
=Вы даете другому каким-то образом понять что Вы ожидаете определенного ответа
=Вы даете другому каким-то образом понять что Вы имеете право на определенный ответ
=Вы даете другому каким-то образом понять что Вы будете чувствовать себя обиженным (расстроенным, рассерженным, покинутым), если Ваша просьба не будет удовлетворена
Упражнения «Ассертивная просьба» и «Ассертивный отказ» разработаны на базе этого психолого-психотерапевтического направления:
=когнитивно-поведенческое
Аверсивноеобусловливание применяется в рамках этого психолого-психотерапевтического направления:
=когнитивно-поведенческое
Использование неприятных для пациента стимулов, для того чтобы снизить вероятность появления болезненного или опасного поведения — это:
=аверсивная терапия
Методы аверсивной терапии используются с учетом следующих правил:
=аверсивная терапия никогда не используется в качестве самостоятельного метода лечения
=устранение нежелательного поведения дополняется формированием желательного
=аверсивную терапию не применяют к пациентам с сильными страхами
=аверсивные стимулы используют с согласия клиента
Фраза консультанта «Вам очень одиноко и вы скучаете по сыну» является примером этого базового навыка психологического консультирования:
=отражение чувств
Цель эмпатического слушания — … :
=понимание чувств, переживаемых другим человеком
=ответное выражение своего понимания чувств собеседника
Первая фаза структурной помощи семье по структурной модели Сальвадора Минухина включает:
=включение психолога в структуру семьи на правах лидера
=присоединение психолога к семье (к стилю общения, к иерархии ценностей)
Вторая фаза структурной помощи семье по структурной модели Сальвадора Минухина включает:
=исследование семейной структуры
Третья фаза структурной помощи семье по структурной модели Сальвадора Минухина включает:
=изменение структуры семьи
Описание «Напишите по одному примеру на каждый из этих трех способов (Родитель — Взрослый — Ребенок) своего поведения, мыслей и чувств за последние сутки» соответствует этой технике трансактного анализа:
=»Определение Эго-состояний»
Упражнение «Определение жизненного сценария» разработано на базе этой модели психологического консультирования:
=трансактная модель консультирования Э. Берна
«Треугольник Карпмана» — психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми — применяется в …:
=трансактноманализе
Одна из ролей в «Драматическом треугольнике» С. Карпмана, которая описывается как «человек, который унижает и принижает других людей, считая их стоящими ниже себя и «не ОК»» — это:
=Преследователь
Одна из ролей в «Драматическом треугольнике» С. Карпмана, которая описывается как «человек, которыйсчитает других ниже себя и «не ОК», однако предлагает свою помощь, исходя из своего более высокого положения» — это:
=Спаситель
Одна из ролей в «Драматическом треугольнике» С. Карпмана, которая описывается как «человек, который ощущает свое приниженное положение и свой «не ОК»» — это:
=Жертва
Коррекция неконструктивного стремления к превосходству и повышение социального интереса составляют сущность этой модели психологического консультирования:
=адлерианская модель консультирования
Методика, где человека просят рассказать самое раннее воспоминание о каком-либо событии, после чего консультант может задать уточняющие вопросы — это:
=метод анализа ранних детских воспоминаний
Поиск аргументов «за» и «против» автоматических мыслей применяется в рамках этой модели психологического консультирования:
=когнитивно-ориентированное консультирование А. Бека
Фрагмент сеанса, где пациент жалуется: «Когда я иду по улице, на меня все оборачиваются», а консультант предлагает: «Попробуйте нормально пройтись по улице и посчитать, сколько человек обернулось на вас» иллюстрирует эту методику:
=экспериментальная проверка ошибочного дезадаптивного мышления
В когнитивно-ориентированной модели консультирования Аарона Бека автоматические мысли предлагается оценивать по этому критерию:
=достоверности
=выгоды
Высказывание консультанта «Получается, что всю ответственность за ситуацию вы приняли на себя. Не могли бы вы уточнить подробнее, на какой почве случаются конфликты?» является примером этого навыка:
=прояснение
Высказывание консультанта «Вы старались повлиять на дочь, а со свекровью вы пробовали разговаривать?» является примером этого навыка:
=прояснение
Высказывание консультанта «Время от времени каждый чувствует себя так же» является примером этого навыка:
=успокаивание
Высказывание консультанта «Я знаю, что будет тяжело, но Вы не только можете, но и обязаны это сделать» является примером этого навыка:
=успокаивание
Высказывание консультанта «Я поняла так, что вас очень ранило то, что муж как бы отстранился от этой проблемы» является примером этого навыка:
=присоединение чувств к содержанию
Высказывание консультанта «Вы были единственным ребенком?» является примером этого навыка:
=закрытые вопросы
Высказывание консультанта «Что вы сейчас чувствуете?» является примером этого навыка:
=открытые вопросы
Высказывание консультанта «Вы описали, что раньше успешно трудились и то, как сейчас трудно без работы. Но что, же заставило вас так поспешно уволиться?» является примером этого навыка:
=прояснение
Высказывание консультанта «То есть, тогда вы ушли с работы, так как поняли, что вам не хватит сил выполнять чрезмерные требования руководства. А сейчас этот опыт каким-то образом влияет на поиски работы?» является примером этого навыка:
=прояснение
Высказывание консультанта «Похоже, что вы испытываете чувство стыда всякий раз, когда кто-то оценивает вас» является примером этого навыка:
=интерпретация
Высказывание консультанта «Похоже, что ваш протест по отношению ко мне очень напоминает те чувства, которые вы испытывали к вашему отцу в подростковый период» является примером этого навыка:
=обратная связь
Высказывание консультанта «Вы не доверяете мужчинам и держитесь с ними отстраненно и холодно, поскольку боитесь почувствовать себя также незащищено как в детстве, когда ваш отец приходил домой пьяный и устраивал скандалы с угрозами» является примером этого навыка:
=интерпретация
Высказывание консультанта «Возможно, эти ссоры являются для вас с мужем единственной возможностью пережить эмоциональную близость друг с другом» является примером этого навыка:
=интерпретация
Высказывание консультанта «Похоже, вы испытываете дискомфорт во время пауз, а вопросы — это способ избежать этого» является примером этого навыка:
=интерпретация
Высказывание консультанта «Вы утверждаете, что для вас важно обрести любящего и понимающего спутника жизни. Но рассказываете уже второй случай, когда вы первая разрывали отношения из-за того, что партнер не стремился больше зарабатывать. Как вы это объясняете?» является примером этого навыка:
=конфронтация
Высказывание консультанта «Мы уже две консультации посвятили обсуждению темы вашего развода с мужем 3 года назад. Хотя целью вашего обращения к психологу было желание найти возможности в построении новых отношений» является примером этого навыка:
=конфронтация
Высказывание консультанта «Если бы это произошло со мной, думаю, меня бы это разозлило» является примером этого навыка:
=самораскрытие и отражение собственных чувств
Высказывание консультанта «Я чувствую себя некомфортно от того, что вы постоянно недовольны и никогда не позволяете себе других чувств» является примером этого навыка:
=самораскрытие и отражение собственных чувств
Высказывание консультанта «Я заметил, что уже не один раз при упоминании о ней ваше лицо оживает, после чего вы на некоторое время замолкаете» является примером этого навыка:
=обратная связь
Высказывание консультанта «Я вижу, как ты смотришь в книгу и потираешь лоб. Мне кажется, что ты чем-то озабочена и я хочу тебе помочь» является примером этого навыка (техники):
=«Трехступенчатая ракета»
=обратная связь
Высказывание консультанта «Я вижу, ты нахмурилась, мне кажется, ты чем-то недовольна, и мне хочется узнать, чем я могу помочь тебе» является примером этого навыка (техники):
=«Трехступенчатая ракета»
=обратная связь
Высказывание консультанта «Вы разозлились на мужа из-за его равнодушного отношения к вашему рассказу о проблемах с успеваемостью сына» является примером этого навыка:
=присоединение чувств к содержанию
Высказывание консультанта «В ваших описаниях семейных отношений, школьных переживаний и отношений на работе я слышу ощущение провала и разочарования» является примером этого навыка:
=отражение чувств
Высказывание консультанта «Вы чувствуете печаль, потому что день рождения – это также свидетельство того, что годы уходят» является примером этого навыка:
=отражение чувств
Высказывание консультанта «Из того, что вы говорите, создаётся впечатление, что ваши чувства по отношению к матери прямо противоположны вашим чувствам к отцу» является примером этого навыка: ( вообще мне кажется это интерпретация)
=обобщение
Высказывание консультанта «Как мне кажется, то, что вы говорите сегодня о вашей жене, очень сходно с тем, что вы говорили на прошлой сессии о вашей матери» является примером этого навыка:
=интерпретация
Высказывание консультанта «Я заметил, что уже не один раз при упоминании о ней ваше лицо оживает, после чего вы на некоторое время замолкаете. Словно вы вспоминаете о чем-то особенном. И я раздумываю, о чем же вы вспоминаете» является примером этого навыка (техники):
=«трехступенчатая ракета»
Высказывание консультанта «Похоже, что вы испытываете чувство стыда всякий раз, когда кто-то оценивает вас» является примером этого навыка:
=интерпретация
Высказывание консультанта «Как пример собственной ленивости, вы нарисовали драматичный образ оставленного в одиночестве ребёнка» является примером этого навыка:
=конфронтация
Высказывание консультанта «Похоже, что ваш протест по отношению ко мне очень напоминает те чувства, которые вы испытывали к вашему отцу в подростковый период» является примером этого навыка:
=интерпретация
Высказывание консультанта «Если бы это произошло со мной, думаю, меня бы это разозлило» является примером этого навыка:
=самораскрытие консультанта
Высказывание консультанта «В начале беседы вы жаловались на то, что муж часто конфликтует с вами, но вы только что рассказали о нескольких ситуациях, в которых вы сами выступили инициатором конфликтов, а муж не только не пытался обвинить вас в чём-то, а наоборот, искал пути примирения. Что вы думаете по этому поводу?» является примером этого навыка:
=конфронтация
Высказывание консультанта «Вы рассказываете о том, насколько бесчувственны окружающие вас люди. Похоже, вам легче говорить о раздражении на тех, кого здесь нет, чем об обиде на меня» является примером этого навыка:
=интерпретация
Высказывание консультанта «Я чувствую себя некомфортно от того, что вы постоянно недовольны и никогда не позволяете себе других чувств» является примером этого навыка:
=самораскрытие консультанта
Высказывание консультанта «Вы плачете и при этом отворачиваетесь. Мне кажется, вам тяжело и вы за что-то себя осуждает» является примером этого навыка (техники):
=обратная связь
=«трехступенчатая ракета»
Высказывание консультанта «Вы как будто куда-то погрузились. Где вы сейчас? Что с вами?» является примером этого навыка (техники):
=обратная связь
=«трехступенчатая ракета»
Высказывание консультанта «Вы выглядите печальной, мне кажется, вы испытываете боль, и мне хочется вас поддержать» является примером этого навыка (техники):
=«трехступенчатая ракета»
Высказывание консультанта «Может быть, ваши реакции раздражения — это крик, чтобы он обратил внимание, что вам плохо?» является примером этого навыка:
=интерпретация
Высказывание консультанта «Вы сказали «мне все равно» и махнули рукой, но при этом ваш голос дрожит, и на глазах появились слезы» является примером этого навыка:
=конфронтация
Диалог «Клиент: Да, я хочу больше доверять своим близким. – Консультант: Вы понизили голос и ваш ответ прозвучал неубедительно» иллюстрирует этот прием консультирования:
=обратная связь
Высказывание консультанта «Вы можете предложить мужу взять детей на тренировку или на соревнование …» является примером этого навыка:
=рекомендация
Высказывание консультанта «Представьте себе, что вы вновь оказались в этой ситуации. Закройте глаза и подробно опишите ее. Что вы видите, слышите, чувствуете?» является примером этого навыка:
=директива
Высказывание консультанта «Опишите ваш идеальный день (работу, партнера)» является примером этого навыка:
=директива
Высказывание консультанта «Говорите со своей матерью, как будто она сидят напротив вас на стуле. А сейчас пересядьте на этот стул и ответьте за неё» является примером этого навыка (техники):
=«Пустой стул»
Во время сеансов психологической разгрузки преимущественно используется этот прием психологического консультирования
= открытые вопросы
По представлениям Хакни и Кормьера хорошо сформулированная цель включает:
религиозные представления клиента
=условия, при которых произойдет изменение в поведении клиента
=поведение клиента, которое следует изменить
=степень или объем изменения в поведении клиента
Высказывание консультанта «На следующей неделе Вам требуется отказать в просьбе другим людям не менее 5 раз» является примером этого навыка:
=директива
Целью, сформулированной в позитивных терминах, является:
=стать увереннее
=развить наблюдательность
Фраза клиента «Я все поняла. Значит, ничего конкретного вы мне посоветовать не можете?» иллюстрирует этот феномен психологического консультирования:
=ловушка консультирования
Фраза клиента «Вы мне так помогли! Я вам очень благодарна! Вы не первый психолог, к которому я обращаюсь, но только вы смогли понять меня и помочь мне!» иллюстрирует этот феномен психологического консультирования:
= ловушка консультирования
Фраза клиента «Вы моя последняя надежда. Если вы мне не поможете, у меня остается только один выход» иллюстрирует этот феномен психологического консультирования:
=ловушка консультирования
Фраза клиента «Вы — волшебник! Может быть, вы действуете какими-то лучами?» иллюстрирует этот феномен психологического консультирования:
=ловушка консультирования
Фраза клиента «Вы знаете, я ведь не первый раз обращаюсь. Месяц назад я была у другого психолога. По его словам выходило, что для того, чтобы помочь моему ребенку, нужно разбираться в моих отношениях с мужем. Я ему прямо сказала: «Я к вам обратилась не за этим!» Больше мы с этим «специалистом не встречались» иллюстрирует этот феномен психологического консультирования:
=ловушка консультирования
Ответственность за результат консультирования распределяется между консультантом и клиентом следующим образом:
=50% ответственности несет консультант, 50% – клиент
Высказывание консультанта: «Голубушка, я шесть лет училась на психолога, постоянно прохожу курсы повышения квалификации и могу Вам точно сказать, что никакая поп-литература не поможет Вам стать хорошей матерью» иллюстрирует следующую типичную ошибку в психологическом консультировании:
=самоутверждение психолога-консультанта в диалоге
Ситуация «После сеанса с клиенткой, ребенок которой погиб в ДТП, психолог часто возвращался мысленно к этой трагической ситуации, потерял аппетит и сон» иллюстрирует следующую типичную ошибку в психологическом консультировании:
=психолог переживает проблемы клиента как свои собственные
Фраза консультанта «Вы себя ужасно запустили. Лишний вес, волосы в беспорядке, на ногти смотреть страшно. Я бы в таком виде даже в магазин за хлебом не вышла» иллюстрирует следующую типичную ошибку в психологическом консультировании:
=психолог оценивает клиента
=самоутверждение психолога-консультанта в диалоге
Слова консультанта на первой встрече с клиентом «Здравствуйте! Располагайтесь, чувствуйте себя как дома. Я уверена, нам удастся с Вами подружиться!» иллюстрируют следующую типичную ошибку в психологическом консультировании:
=излишняя естественность поведения психолога-консультанта в диалоге
Ситуация «Испугавшись затянувшейся паузы, психолог начинает давать клиентке советы о том, как легче выйти из подавленного состояния: пойти на шоппинг, в салон красоты, на фитнес и т. д. Он говорит очень долго, надеясь, что поможет клиентке настроиться на позитивный лад» иллюстрирует следующую типичную ошибку в психологическом консультировании:
=психологическая консультация как монолог психолога-консультанта
=стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет
Ситуация «Консультант-женщина, которая имела негативный опыт взаимоотношений с мужчинами, при консультировании мужчин воспринимает их как главных виновников семейных неурядиц» иллюстрирует следующую типичную ошибку в психологическом консультировании:
=психолог переносит (проецирует) собственные трудности на клиента
Высказывание клиента «Очень Вас прошу, поговорите с моим мужем и убедите его уделять больше времени нашим детям. Вы же такой хороший психолог, я уверена, что Вы сумеете подобрать нужные слова» иллюстрирует следующую типичную ошибку в психологическом консультировании:
= психолог как объект манипулирования со стороны клиента
Слова консультанта «Да, хороший отец не поступил бы так ….» иллюстрируют следующую типичную ошибку в психологическом консультировании:
= психолог оценивает клиента
К ситуациям, в которых психолог может (и даже должен) нарушить правило конфиденциальности, относится:
=преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними
=участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях
=повышенный риск для жизни клиента или других людей
=необходимость госпитализации клиента
Причиной «синдрома сгорания» у консультанта является:
=отсутствие (или непонимание) смысла профессиональных обязанностей
=работа с «немотивированными» клиентами
=неразрешенные личностные конфликты консультанта
Причиной «синдрома сгорания» у консультанта является:
=вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки
=незначительные, трудно ощутимые результаты работы
=напряженность и конфликты в профессиональной среде
Способом преградить путь «синдрому сгорания» для консультанта является:
=внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация
=сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных статей
=участие в семинарах и конференциях
К мерам профилактики «синдрома сгорания» у консультантов относится:
=поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации
=умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни
=хобби, доставляющее удовольствие
=удовлетворяющая социальная жизнь
Меры профилактики «синдрома сгорания» у психолога-консультанта включают:
=наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс
=чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы
=способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
=стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях
Риск развития «синдрома сгорания» у консультанта снижает:
=культивирование других интересов, не связанных с консультированием
= умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности
=участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой
=периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно
Психолог-консультант рискует попасть в ловушку спасательства, если:
=не уделяет достаточного внимания заключению контракта с клиентом
=игнорирует ресурсы клиента по совладанию с проблемой, опирается только на собственные силы (в т. ч. знания, опыт, стратегии преодоления)
=убежден в полной беспомощности клиента
К группам базовых навыков психологического консультирования относятся:
=навыки действий
=навыки исследования
=навыки сопровождения и выслушивания
Группа навыков (приемов) сопровождения и выслушивания включает:
=отражение чувств
=прояснение
=присоединение чувств к содержанию
=перефразирование
=закрытые вопросы
Группа навыков (приемов) исследования включает:
=самораскрытие консультанта
=конфронтацию
=интерпретацию
Группа навыков (приемов) действия включает:
=рекомендацит
=директиву
=информирование
Принято выделять следующие типы интерпретации:
=установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами или событиями.
=акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента
=интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса
=увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым
=предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем
На этом уровне присутствия (по Бьюдженталю) общение центрировано на «имидже». Спонтанность и естественность минимальны или отсутствуют вовсе, сильна ориентация на стереотипную вежливость и соблюдение ритуалов ролевого поведения:
=формальные отношения
На этом уровне присутствия (по Бьюдженталю) собеседники настолько психологически сближаются, что достигают высочайшего уровня взаимопонимания, не только и не столько на рациональной основе, сколько на основе эмпатии и интуиции:
=интимность
На этом уровне присутствия (по Бьюдженталю) собеседники почти не обращают внимания на имидж, сосредоточены на собственной субъективности и готовы к откровенному обсуждению своих проблем:
=критические ситуации
По представлениям Бьюдженталя на этом уровне присутствия протекает большая часть повседневных разговоров. Здесь собеседники уже более искренни и имеется определенное «равновесие между заботой о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний»:
=стандартная беседа
На этом уровне присутствия (по Бьюдженталю) собеседники пытаются одновременно, и поддержать беседу, и не привнести в нее «ничего личного». Такой разговор обычно краткий, внешне непринужденный, сосредоточен на непосредственном деле и на простых приветствиях:
=поддержание контакта
На символическом полюсе взаимоотношений между консультантом и клиентом больше других сосредоточены:
=психоаналитически-ориентированные консультанты
Формой неактивного (нерефлексивного, пассивного) слушания является:
=поощрение
=повторение
Поощрение, как форма слушания, включает реплики:
=короткие типа «Ага», «Угу», «Так»
=«Да-да, продолжайте»
=«Я понимаю»
=«Не могли бы Вы более подробно рассказать о Ваших отношениях»
=«Продолжим нашу беседу»
К основным видам рефлексивных ответов относится:
=резюмирование
=выяснение
=отражение чувств
=перефразирование
На первом этапе психологического консультирования осуществляется:
=заключение контракта
=установление контакта (раппорта) с клиентом
=исследование проблем клиента
=формулировка психологического (психотерапевтического) диагноза
К условиям формулирования эффективной цели психологического консультирования относятся:
=определен соответствующий контекст – круг жизненных ситуаций, в которых клиент желает достижения результата
=позитивная формулировка (без частицы «не»)
=учет положительных преимуществ проблемного поведения или состояния
=экологичность результата (результат должен вписываться в образ жизни клиента)
=клиент может вызывать и поддерживать будущий результат самостоятельно, без требования к другим создавать условия для этого
Наиболее благоприятной для консультирования позицией является расположение консультанта и клиента:
=по одну сторону стола, друг напротив друга
Факторы, определяющие величину дистанции между консультантом и клиентом, включают:
=отношения между участниками беседы
=обсуждаемую тему
Физический контакт между консультантом и клиентом:
=должен быть спонтанным и искренним
=допускается в форме прикосновений или объятий
=может представлять терапевтическую ценность
=не должен носить эротического характера
Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится:
=от 50 минут до 1 часа
Беседа с 5-7 летним ребенком длится:
=не более 20 минут
Продолжительность беседы с 8-12 летними детьми составляет:
=около 30 минут
Консультативная беседа с детьми старше 12 лет может продолжаться:
=от 50 минут до 1 часа
Оптимальной считается частота сеансов консультирования:
=1-2 встречи в неделю
Для установления обоюдного доверия с клиентом консультанту необходимо качество:
=эмпатия
=конгруэнтность (искренность)
=безусловное позитивное отношение
Согласно Лиетар безусловное позитивное отношение консультанта распространяется на:
=чувства клиента
=мысли клиента
=желания клиента
Реже других делятся с клиентами своими чувствами
=психоаналитики
Способом достижения большей общности с клиентом является (по Дж. Бьюдженталю):
=обращение к неявному содержанию
=распределение ответственности за ход интервью
=обращение к субъективности
=поддержание непрерывности процесса общения
Правило обращения к субъективности в ходе консультирования предписывает консультанту ориентироваться на следующие характеристики высказываний клиента:
=проговаривание чувств, переживаний
=настоящее время
=первое лицо
=конгруэнтность между содержанием высказывания и непосредственным переживанием
=меньше абстрактного, больше конкретного
Частая смена тематики беседы в ходе консультирования:
=понижает шансы выйти на достаточную глубину обсуждения и осознания
=ведет к переходу на более поверхностные уровни общения
=мешает достижению необходимой концентрации и вовлеченности в беседу
Символический аспект взаимоотношений между консультантом и клиентом включает:
=контрперенос
=перенос
Описание «Клиент, которому в детстве недоставало любви, склонен видеть в консультанте человека более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле» является примером случая:
=положительного переноса
Основными чертами, характерными для переноса в консультировании, являются:
=бывает положительным и отрицательным
=всегда ошибочен
=возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями
=является бессознательным процессом
=легче возникает при нейтральности и неопределенности консультанта
Модель эффективного консультанта включает качество
=аутентичность
=сила личности и идентичность
Модель эффективного консультанта включает качество
=развитие самопознания
=толерантность к неопределенности
Модель эффективного консультанта включает качество
=открытость собственному опыту
=принятие личной ответственности
Модель эффективного консультанта включает качество
=способность к построению глубоких отношений с другими людьми
=эмпатия
Вредными для консультанта личностными качествами являются:
=невротическая установка в отношении денег
=замкнутость
=пассивность
=склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей
Аутентичность предполагает:
=способность свободно выражать себя
=стабильно высокую самооценку
=развитое самопонимание
=право быть неидеальным (совершить ошибку, не знать правильный ответ)
=независимость от одобрения или неодобрения других людей
Представления об аутентичности, как одном из значимых качеств эффективного консультанта, разработал:
=Карл Роджерс
Перечень общих правил ведения психологического консультирования включает:
=осторожность с гипотезами до тех пор, пока не будет собран достаточный объем сведений о клиенте
=формулирование своих суждений о клиенте и о его проблеме в предположительной, но не в безапелляционно-утвердительной форме
=рекомендуется записывать основные аспекты прошедшей беседы
Перечень общих правил ведения психологического консультирования включает:
= задача консультанта – помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, направить его стремление в социально полезное русло
=осторожность с советами
=отказ от рассмотрения клиента как объекта бесстрастного изучения или манипулирования
Перечень общих правил ведения психологического консультирования включает:
=не пытаться «расколоть» или «переиграть» клиента
=чем меньше профессионального опыта у психолога-консультанта, тем больше времени он должен уделять внимательному выслушиванию исповеди клиента
=задача консультанта – подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни
Перечень общих правил ведения психологического консультирования включает:
=раскрытие клиенту своего личного опыта допускается только при том условии, что это необходимо для достижения целей консультирования
=чем меньше профессионального опыта у психолога-консультанта, тем осторожнее он должен формулировать свои выводы
=от психолога требуется соблюдение известного самоотречения, временного отказа от собственной личности
Перечень общих правил ведения психологического консультирования включает:
=не давать клиенту рекомендаций, если неизвестно наверняка, имеет ли он возможность выполнять их
=восприятие клиента, как своеобразную, уникальную личность, а не по аналогии с собой
=рекомендуется вести и затем анализировать видеозаписи хода психологической консультации (с согласия клиента)
Кхарактеристиками медицинской модели психотерапии относится:
=ориентация на устранение симптома
=осуществляется врачом-психотерапевтом
К характеристикам немедицинской модели психотерапии относится:
=ориентация на изучение жалоб-симптомов (иногда – усиление), чтобы понять их истинную причину
=осуществляется как врачом-психотерапевтом, так и психологом
=используются только психологические средства (слово, средства невербальной коммуникации, разные виды научения, творчество, группа людей и др.)
Характеристики психологического консультирования включают следующее:
=ориентация на психически здоровую личность
=воздействие на сознание клиента (без затрагивания глубинных слоев психики)
Характеристики психологического консультирования включают следующее:
=краткосрочность (обычно не более 15 встреч)
=отсутствие медикаментозного воздействия
Характеристики психологического консультирования включают следующее:
=выполняет функцию профилактики и развития
=изменения происходят между встречами и по окончании курса оказания профессиональной помощи
Характеристики психотерапии включают следующее:
=процесс изменений сопровождается специалистом
=чаще ориентируется на прошлое, настоящее и будущее
Характеристики психотерапии включают следующее:
=постановка диагноза, учет симптоматики
=решение неосознаваемых и глобальных проблем пациента
Характеристики психотерапии включают следующее:
=использование медикаментозных средств
=процесс изменений сопровождается специалистом
В качестве синонима термина «контрперенос» используется термин:
=контртрансфер
На этой стадии процесса консультирования консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия:
=исследование проблем
На этой стадии процесса консультирования консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты:
=двумерное определение проблем
На этой стадии процесса консультирования выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем:
=идентификация альтернатив
На этой стадии процесса консультирования осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения:
=планирование
На этой стадии процесса консультирования происходит последовательная реализация плана решения проблем:
=деятельность
На этой стадии процесса консультирования клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты:
=оценка и обратная связь
Клиента с преобладанием визуальной репрезентативной системы характеризуют высказывания, содержащие слова-маркеры:
=видеть
=никаких перспектив
Клиента с преобладанием визуальной репрезентативной системы характеризуют высказывания, содержащие слова-маркеры:
=с моей точки зрения
=ярко, смутно
=в фокусе
Клиента с преобладанием аудиальной репрезентативной системы характеризуют высказывания, содержащие слова-маркеры:
=слышать
=звучать
=громко
Клиента с преобладанием аудиальной репрезентативной системы характеризуют высказывания, содержащие слова-маркеры:
=шумный
=мелодично
=тихо
Клиента с преобладанием кинестетической репрезентативной системы характеризуют высказывания, содержащие слова-маркеры:
=чувствую
=ощущаю
=остро
Клиента с преобладанием кинестетической репрезентативной системы характеризуют высказывания, содержащие слова-маркеры:
=схватываю
=свободно
=удобно
Клиента с преобладание дискретной репрезентативной системы характеризуют высказывания, содержащие слова-маркеры:
=глупый
=придумать
=вероятный
Клиента с преобладание дискретной репрезентативной системы характеризуют высказывания, содержащие слова-маркеры:
=понимать
=осмыслить
=оценивать
При определении ведущей системы человека стоить обращать внимание:
=как человек описывает свои переживания и воспоминания
=внешний вид человека (одежда, опрятность и т.д.)
=его увлечения и хобби
=как он получает информацию (смотрит видео, читает книги, слушает аудио)
=состояние его рабочего места
Для того, чтобы помочь человеку в поиске смысла жизни, Франкл разработал технику:
=дерефлексии
=сократовского диалога
=парадоксальной интенции
Маркером эго-состояния «Родитель» (по Эрику Берну) являются слова:
=должен
Маркером эго-состояния «Ребенок» (по Эрику Берну) являются слова:
=хочу
=нравится
Маркером эго-состояния «Взрослый» (по Эрику Берну) являются слова:
=целесообразно
=полезно
С позиции трансактного анализа фраза «Сегодня вы чудесно выглядите» является примером:
=позитивного поглаживания
С позиции трансактного анализа фраза «Вам очень идет этот платок, он закрывает морщины на вашей шее» является примером:
=фальшивого поглаживания
В трансактном анализе Эрика Берна человек с такой позицией считает, что жизнь его и каждого человека – это огромная ценность. Поэтому он поддерживает добрые отношения с окружающими, избегает конфликтов, не тратит время и энергию на борьбу с самим собой и с окружающими:
=»Я благополучен – ты благополучен»
В трансактном анализе Эрика Берна позиция отчаяния и разочарования, которая формируется она у человека, избалованного вниманием и заботой, а потом по каким-либо причинам лишенного такого отношения – это:
=»Я неблагополучен – ты неблагополучен»
В трансактном анализе Эрика Берна человек, который себя и свою жизнь ценит очень низко, а других – высоко, стоит на позиции:
=»Я неблагополучен – ты благополучен»
В трансактном анализе Эрика Берна установка надменного превосходства, при которой человек весьма высоко ценит свою жизнь и свое «Я», но не ценит другого человека – это:
=»Я благополучен – ты неблагополучен»
Выделенный Ф. Перлзом невротический механизм, при котором человек некритично усваивает чувства, опыт, взгляды, нормы других людей, которые вступают в дальнейшем в противоречие с его собственным опытом – это:
=интроекция
Выделенный Ф. Перлзом невротический механизм, при котором человек не признает в себе те качества, которые не укладываются в его «Я-концепцию», но видит эти качества в других – это:
=проекция
Выделенный Ф. Перлзом невротический механизм, при котором человек избегает неформальных контактов, склонен к ритуальности, болтливости и условности поведения – это:
=дефлексия
Выделенный Ф. Перлзом невротический механизм, при котором потребность личности блокируется социальной средой и неизрасходованная на реализацию потребностей энергия направляется на себя – это:
=ретрофлексия
Выделенный Ф. Перлзом невротический механизм, при котором происходит слияние человека с его средой, т. е. ситуация, когда свои мысли, желания не отличаются от чужих – это:
=конфлюэнция
Утверждение «Не бывает поражений – бывает только обратная связь» является одним из базовых положений:
=нейролингвистического программирования
Утверждение «В основе любого поведения лежит позитивное намерение» является одним из базовых положений:
=нейролингвистического программирования
Утверждение «Любое поведение – выбор наилучшего варианта из тех, что имеются в данный момент» является одним из базовых положений:
=нейролингвистического программирования
Техника нейролингвистического программирования, которая заключается в переименовании проблемы, для чего достаточно просто сместить внимание на другие стороны проблемы и дать клиенту новый взгляд на ситуацию (н-р переименовать «проблему в «задачу») – это:
=рефрейминг
Симптомом «синдрома сгорания» можут быть:
=агрессивные и упаднические чувства
=негативное отношение к работе
Установление раппорта с клиентом производится посредством подстройки под:
=позу
=жесты
=мимику
=дыхание
=голос (тональность, темп, громкость, тембр)
Основатель структурной школы семейного консультирования Сальвадор Минухин предложил вместо понятия «субсистема» использовать термин:
=холон
К целям структурной психологической помощи семье по Минухну относится:
=создание эффективной иерархической структуры, в которой родители являются авторитетом для детей
=образование эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований к детям
=расширение субсистемы детей в субсистему сверстников
=создание отвечающих возрасту детей условий для эксперимента с автономией и субсистемами
=обособление субсистемы пары от субсистемы родителей
Объектом психологического консультирования могут являться:
=группа
=клиент
=семья
=организация
Предметом психологического консультирования можно назвать:
=процесс восстановления психического здоровья
В соответствии с этим этическим принципом психологического консультирования консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношение к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам:
=безоценочности
Соблюдение этого этического принципа психологического консультирования включает не только отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т. п., но также и умение слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы и оказывать ему необходимую эмоциональную и психологическую поддержку:
=доброжелательности
В соответствии с этим этическим принципом психологического консультирования консультант не должен привносить в консультативное поле и навязать клиенту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента:
=ориентации на систему ценностей клиента
В соответствии с этим этическим принципом психологического консультирования информацию, полученную от клиента во время сессий (сеансов психологического консультирования), консультант не вправе разглашать без ведома и разрешения самого клиента:
=анонимности и конфиденциальности
В соответствии с этим этическим принципом психологического консультирования консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, а также вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме профессиональных, отношения (дружеские, сексуальные и т.п.):
=разграничения личных и профессиональных сторон
В соответствии с этим этическим принципом психологического консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант:
=активности позиции клиента
В рамках психоаналитической модели консультирования инсайт означает внезапное, до этого момента не суще¬ствующее в сознании клиента понимание им:
=причин проблемы
=особенностей ситуации
=своих внутренних конфликтов
=природы своего поведения
=скрытых мотивов
=ролей, которые он играет, и того, какую функцию эти роли выполняют в его жизни, мешая или помогая нормально функционировать
Диалог «Клиент: Сегодня я какая-то растерянная. Не могу мысли собрать вместе, всё путается. Консультант: Всё путается…» является примером этой техники консультирования:
=парафраз
К критериям оценки результатов консультирования можно отнести:
=социальную приспособленность
=личностные особенности
=профессиональную приспособленность
=успешность учебы
Краткосрочное постконсультационное сопровождение проводится:
=в течение 3-6 месяцев после прекращения консультирования
Долгосрочное постконсультационное сопровождение проводится:
=не менее 6 месяцев после завершения консультирования
Наиболее эффективной формой постконсультационного сопровождения является:
=приглашении клиента на сессию
Обобщение чаще всего используется в ситуации:
=когда консультант хочет структурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами
=когда клиент говорит очень долго и запутанно
=когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы
=в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи
Утверждение «Говорят, что УорденДаффи утверждал: лучший способ помочь человеку — это дать ему возможность помочь вам» иллюстрирует этот механизм лечебного действия клинико-психологических интервенций:
=альтруизм
Механизм лечебного действия клинико-психологических интервенций, в основе которого лежит осознание и ощущение общности – это:
=безусловное принятие
Утверждение «После того как пациент выслушивает других членов группы и обнаруживает, что он не одинок в своих страданиях, он открывается для окружающего мира» иллюстрирует этот механизм лечебного действия клинико-психологических интервенций:
=универсальность
Утверждение «Во время первой встречи с пациентом я стремлюсь поделиться с ним своей уверенностью и стараюсь передать ему свой оптимизм» иллюстрирует этот механизм лечебного действия клинико-психологических интервенций:
=внушение надежды
В качестве примера этого явления можно привести ситуацию, когда пациентка, испытывавшая неприязнь и недоверие к мужчинам, изменила свои взгляды по отношению к ним после работы в психотерапевтической группе, мужчины-участники которой проявили неожиданное терпение, доброжелательность и понимание:
= корригирующий эмоциональный опыт
Механизм лечебного действия клинико-психологических интервенций, в основе которого лежит получение новой информации о себе (включая производимое впечатление, раздражающие привычки и пр.) – это:
=конфронтация