!!!ВАЖНО!!! Используйте поиск по странице (ctrl+F) для нахождения нужного материала

Функциональный ансамбль темперамента

Функциональный ансамбль темперамента (FET) — нейрохимическая модель, предполагающая специфическую функциональную роль основных нейромедиаторных систем в регуляции поведения.

Темперамент и нейромедиаторы

Более ранние теории

Лекарства могут регулировать выработку нейромедиаторов в мозге в случаях депрессии, тревожного расстройства, шизофрении и других психических расстройств, поскольку дисбаланс в системах нейромедиаторов может проявляться как устойчивые характеристики поведения, ставящие под угрозу жизнь людей. У всех людей наблюдается более слабая форма такого дисбаланса по крайней мере в одной из таких нейромедиаторных систем, которые отличают каждого из нас друг от друга. Влияние этого слабого дисбаланса в нейрохимии можно увидеть в последовательных особенностях поведения у здоровых людей (темперамент). В этом смысле темперамент (как индивидуальные различия, основанные на нейрохимии) и психические заболевания представляют различные степени в одном и том же континууме дисбаланса нейротрансмиттеров в нейрофизиологических системах регуляции поведения.

Фактически, многочисленные черты темперамента (такие как импульсивность, стремление к сенсациям, невротизм, выносливость, пластичность, общительность или экстраверсия) были связаны с нейротрансмиттерами мозга и гормональными системами.

К концу 20 века стало ясно, что человеческий мозг оперирует более чем дюжиной нейротрансмиттеров и большим количеством нейропептидов и гормонов. Взаимосвязи между этими различными химическими системами сложны, поскольку некоторые из них подавляют, а некоторые индуцируют высвобождение друг друга во время нейронных обменов. Эта сложность взаимосвязей обесценивает старый подход к распределению ролей нейротрансмиттеров «тормозящие или возбуждающие»: одни и те же нейротрансмиттеры могут быть как тормозящими, так и возбуждающими в зависимости от того, с какой системой они взаимодействуют. Стало ясно, что впечатляющее разнообразие нейромедиаторов и их рецепторов необходимо для соответствия широкому спектру поведенческих ситуаций, но связи между чертами темперамента и конкретными нейромедиаторами все еще являются предметом исследований. Было предпринято несколько попыток присвоить специфические (единичные) нейромедиаторы специфическим (единичным) чертам характера. Например, предполагалось, что дофамин является нейромедиатором черты экстраверсии, норадреналин был связан с тревожностью, а серотонин считался нейромедиатором системы торможения. Эти распределения функций нейротрансмиттеров оказались чрезмерным упрощением, когда они столкнулись с доказательствами гораздо более разнообразных функциональных возможностей.

Разработка модели FET

Архитектура функционального ансамбля темперамента (FET) была разработана Трофимовой как компактная версия опросника структуры темперамента (STQ-77) в 1997-2007 годах. Дифференциация между рядами FET наследует деятельностно-ориентированный подход к структуре темперамента, предложенный Русаловым в середине 1980-х годов. Согласно этому подходу, черты темперамента (и поведенческая регуляция), связанные с двигательно-физическими, социально-вербальными и ментальными аспектами деятельности, основаны на разных нейрофизиологических системах и должны оцениваться отдельно (таким образом, вы можете видеть разделение черт на 3 ряда, связанных с этими 3 типами деятельности). Структура структуры FET, состоящая из 3 столбцов, соответствует теории трех функциональных нейроанатомических систем Александра Лурии (сенсорно-информационной, программирующей и энергетической) и соответствует подходу функционального конструктивизма. Этот подход рассматривает все поведение как конструируемое и генерируемое заново на основе способностей индивида и требований ситуации.
Окончательная модель STQ-77 / FET рассматривает 12 систем (и черт темперамента): 9 систем (и черт характера), регулирующих формальные функциональные аспекты поведения (энергичность, динамичность и ориентацию, каждая из которых оценивается в трех областях (интеллектуальной, физической и социально-вербальной), а также 3 системы, связанные с эмоциональностью (Невротизм, импульсивность и склонность к удовлетворенности (ранее называлась уверенностью в себе).
Различия между моделями темперамента Трофимовой и Русалова (и структурами их версий STQ) заключаются в следующем:

• Эмпатия
• Невротизм
• различная структура черт, связанных с эмоциональностью. ФЕТ рассматривает черты эмоциональности как системы, усиливающие три динамических аспекта поведения, представленные в трех столбцах модели. Усиление аспектов ориентации проявляется в черте невротизма; усиление скорости интеграции (т.е. незрелой интеграции) проявляется в Импульсивности, а усиление субъективного ощущения энергетических возможностей проявляется в черте Удовлетворения (уверенности в себе).

В 2007-2013 годах эта модель темперамента STQ-77 была пересмотрена и сопоставлена с основными открытиями в нейрофизиологии, нейрохимии, клинической психологии и кинезиологии, в результате чего была разработана нейрохимическая модель FET, предложенная Ириной Трофимовой из Университета Макмастер. Тревор Роббинсиз Кембриджского университета, который сотрудничал с Трофимовой над этим проектом в 2014-2016 годах, предложил пересмотреть часть нейрохимической гипотезы FET, связанную с чертой Интеллектуальной (умственной) выносливости (известной в когнитивной психологии также как «устойчивое внимание»). Этот нейрохимический компонент гипотезы FET был усовершенствован в 2015 году, обосновав ключевую роль ацетилхолина и норадреналина в поддержании внимания. В феврале 2018 года по предложению доктора Марины Колбеневой (Институт психологии Российской академии наук) шкала уверенности в себе была переименована в шкалу удовлетворенности диспозициями.

Обзор модели

Окончательная структура STQ-77 / FET классифицирует черты темперамента и их нейрохимические биомаркеры по 12 компонентам: девять компонентов, регулирующих формальные функциональные аспекты поведения (энергичность, динамичность и ориентацию), каждый из которых оценивается в трех областях (интеллектуальная, физическая и социально-вербальная); также три компонента, связанные с эмоциональностью (невротизм, импульсивность и Удовлетворенность (Уверенность в себе).
Структура FET обобщила существующую литературу, показывающую, что девять неэмоциональных черт регулируются системами моноаминов (МА) (норадреналин, дофамин, серотонин), ацетилхолина и нейропептидов), тогда как три черты, связанные с эмоциональностью, возникают в результате нарушения регуляции систем опиоидных рецепторов, которые непосредственно контролируют системы МА. Важно отметить, что модель FET предполагает, что нет однозначного соответствия между нейромедиаторными системами, лежащими в основе черт темперамента (или психических расстройств), но вместо этого специфические комплексные взаимосвязи между этими системами проявляются как черты темперамента. Концепция FET основана только на наиболее согласованных положениях в исследованиях, изучающих роль нейромедиаторов в регуляции поведения и компонентах темперамента; в ней не перечислены более противоречивые связи между этими многочисленными системами.

 

Черта темперамента

Описание

Предполагаемые связи с нейрохимическими системами 

 

Черты поведенческой ориентации

НЕ более…

Поиск ощущений

поведенческая ориентация на четко определенные и существующие сенсационные объекты и события, недооценка последствий рискованного поведения

высокий уровень тестостерона, колебания уровня адреналина (иногда приводящие к недостаточному возбуждению HPA), низкий уровень кортизола во взаимодействии с другими системами мозга

Эмпатия

поведенческая ориентация на эмоциональные состояния / потребности других в сравнении с ориентацией на себя (от социальной зависимости / полубредового социального восприятия до эгоизма и нечувствительности к социальным ожиданиям, известных при синдроме Аспергера)

Функции повышенного уровня оксигенации и пониженного уровня вазопрессина, взаимодействующие с нервной системой мозга

Чувствительность к вероятностям (аналитические способности)

стремление собирать информацию об общности, частоте и ценности событий, различать их специфические черты, проецировать эти черты на будущие действия

Взаимодействие между системами Glu, NE, DA и ACh неокортикальной коры головного мозга

 

Скорость действия-интегративные черты

DA +…

Физический темп

скорость интеграции действия в физические манипуляции с объектами с четко определенными сценариями действий

Взаимодействие DA-GABA в базальных ганглиях, DOR, с участием интернейронов ACh, NP и аденозина

Социально-вербальный темп

предпочтительная скорость речи и способность понимать быструю речь на хорошо известные темы, читать и сортировать известный словесный материал

Эстроген, NP под контролем DA, особенно в дорсальном полосатом теле

Пластичность

способность быстро адаптироваться к изменениям в ситуациях, вырабатывать новую программу действий и переключаться между различными задачами

Взаимодействие DA-ACh-GABA с системами ACh в сетях коры ибазальных ганглиев

 

Поддержание деятельностных качеств

5-НТ, ACh +…

Физическая выносливость

способность индивида поддерживать длительную физическую активность с использованием четко определенных поведенческих элементов

5-НТ, орексины, NP, гистамин

Социально-вербальная выносливость (общительность)

общительность; способность индивида поддерживать длительную социально-вербальную активность с использованием четко определенных поведенческих элементов

5-HT, эстроген, гистамин

Умственная выносливость (устойчивое внимание)

способность оставаться сосредоточенным на выбранных признаках объектов с подавлением поведенческой реактивности на другие признаки

Неокортикальный NE-ACh (с опережением ACh для тонизирующего внимания и опережением NE для аспектов новизны), поддерживаемый кортикальным 5-HT

 

Черты эмоционального усилителя

Системы опиоидных рецепторов + …

Невротизм

Склонность избегать новизны, непредсказуемых ситуаций и неопределенности.

КОР, цитокины или какая-либо кишечная микробиота, приводящая к активации HPA и / или высвобождению NE

Импульсивность

Инициирование действий, основанных на немедленной эмоциональной реакции

Без оси HPA → DOR > MOR, DA

Удовлетворенность

Чувство безопасности, расположение к хорошему настроению; при высоких значениях – чрезмерная уверенность с пренебрежением к деталям

MOR, некоторая кишечная микробиота → (5-HT, DA)

Нейромедиаторные системы: 5-НТ: серотонин; DA: дофамин; NE: норадреналин; ACh: ацетилхолин; Glu: глутамат; OXY: окситоцин; ВСП: вазопрессин; NP: нейропептиды; KOR, MOR, DOR: каппа-, мю- и дельта-опиоидные рецепторы соответственно; sANS — симпатические вегетативная нервная система; HPA — гипоталамо–гипофизарно–надпочечниковая ось.
FET указывает, что системы опиоидных рецепторов вовлечены не только в регуляцию эмоциональных склонностей, но и усиливают три неэмоциональных аспекта поведения (KOR для ориентации, DOR для интеграции действий и MOR одобрения-поддержания поведения). Это участие было подтверждено для систем MOR, которые связывают эндорфины: эксперименты показывают, что чрезмерная стимуляция MOR влияет на высвобождение серотонина в гипоталамусе и нейротрофического фактора головного мозга и влияет на аспекты поведения, связанные с выносливостью. Взаимодействие гормональных систем и его взаимодействие с серотонином также, по-видимому, являются фактором социальных эмоций, таких как стыд и вина.

Модель ФЕТА и классификации психических расстройств

Структура FET была предложена для упрощения классификации психических расстройств (DSM, ICD) с использованием 12 функциональных аспектов поведения, которые выделяет эта модель. Клинические исследования показали хорошую дифференциальную силу структуры FET для различных диагнозов психопатологии. Например, у людей с депрессией в профиле темперамента были низкая выносливость и психомоторное замедление. В отличие от них, пациенты с генерализованным тревожным расстройством имели более высокую импульсивность и невротизм. Разработчики FET предположили, что каждый симптом в диагнозах DSM / ICD может быть отображен в определенный код FET, отражающий дисрегуляцию в хорошо документированных нейрохимических системах.

Скорая помощь в обучении

Поделиться: