!!!ВАЖНО!!! Используйте поиск по странице (ctrl+F) для нахождения нужного материала

Темперамент

Что такое четыре вида темперамента? Определение и значение
Модель четырех видов темперамента
Нейрофизиологическая модель темперамента Русалова-Трофимовой
     • Шкалы, связанные с выносливостью
     • Шкалы, связанные со скоростью интеграции поведения
     • Шкалы, связанные с типом ориентации поведения
     • Шкалы эмоциональности
Исследование Кагана
Девять характеристик темперамента Томаса и Чесс
Мэри К. Три измерения темперамента Ротбарта
     • Оперативность/экстраверсия
     • Негативное влияние
     • Эффективный контроль
Другие исследования
     • Причинно-следственные и коррелирующие факторы. Биологическая основа темперамента
     • Темперамент и психические расстройства
     • Семья и темперамент
     • Темперамент и воспитание
     • Определение типа темперамента
Личностный опросник Айзенка
     • Экстраверсия-интроверсия
     • Нейротизм
     • Психотизм Р
     • Ложь / Социальная желательность
     • Личностный опросник Айзенка

В психологии темперамент в широком смысле относится к устойчивым индивидуальным различиям в поведении, которые биологически обусловлены и относительно независимы от обучения, системы ценностей и установок.
Понимание вашего типа темперамента имеет решающее значение для поддержания успешной карьеры и максимизации ваших личных отношений. Без четкого понимания своего типа темперамента вы будете менее осведомлены о себе и уверены в себе, а также будете менее способны достигать своих целей.
Некоторые исследователи указывают на связь темперамента с формальными динамическими особенностями поведения, такими как энергетические аспекты, пластичность, чувствительность к специфическим подкреплениям и эмоциональность. Черты темперамента (такие как нейротизм, общительность, импульсивность и т.д.) являются отчетливыми моделями поведения на протяжении всей жизни, но они наиболее заметны и наиболее изучены у детей. Младенцев обычно описывают по темпераменту, но лонгитюдные исследования 1920-х годов начали устанавливать темперамент как нечто стабильное, не изменяющееся на протяжении всей жизни.
Возможно, вы считаете, что для получения ключевой информации о вашем темпераменте требуются часы исследований. Однако это не так, поскольку сейчас в Интернете доступно множество простых тестов. Одним из наиболее распространённых тестов является — Айзенка личностный опросник (EPI)/Текст опросника (вариант А) (вариант Б).
Определение: Темперамент определяется как «совокупность врожденных черт, которые формируют уникальный стиль поведения человека и то, как он воспринимает мир и реагирует на него».

Девушка холерик - топ менеджер

Что такое четыре вида темперамента? Определение и значение

Чтобы понять теорию четырех типов темперамента, необходимо сначала разобраться в значении этого понятия. Темперамент — это то, как человек проявляет себя в личной жизни, как он оценивает свой повседневный опыт, свой общий подход к жизни и так далее.
На ваш темперамент будут влиять ключевые черты личности и значимый жизненный опыт. Обычно темперамент человека остается неизменным, независимо от того, в какой ситуации он находится.
Было разработано множество классификационных схем темперамента, но единого мнения нет. Латинское слово temperamentum означает «смесь». Некоторые исследователи рассматривают темперамент как один из факторов, лежащих в основе личности.
Как формируются темпераменты и что на них влияет — это вопрос, на который ученые все еще пытаются ответить. Однако некоторые ранние данные свидетельствуют о том, что развитие ствола мозга, начинающееся в детстве, играет ключевую роль.
Поскольку морфология мозга не меняются в течение жизни, основные типы личности и темпераменты, как правило, остаются одинаковыми на протяжении всей вашей жизни. Однако изменить свою индивидуальность можно с помощью факторов окружающей среды.

Модель четырех видов темперамента

Исторически сложилось так, что во втором веке нашей эры врач Гален описал четыре классических темперамента (меланхолик, флегматик, сангвиник и холерик), соответствующие четырем гуморам или жидкостям организма. Это историческое понятие исследовалось философами, психологами, психиатрами и психофизиологами с самых ранних времен психологической науки, с теориями, предложенными Иммануилом Кантом, Германом Лотце, Иваном Павловым, Карлом Юнгом, Герардусом Хеймансом и другими. В более поздней истории Рудольф Штайнер подчеркивал важность четырех классических темпераментов в начальном образовании, в то время, когда, по его мнению, влияние темперамента на личность было наиболее сильным. Ни Гален, ни Штайнер обычно не применяются к современному изучению темперамента в подходах современной медицины или современной психологии.
В целом, существует четыре категории темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Модель, на которой основаны эти типы темперамента, восходит ко временам Древней Греции и Гиппократа.
Существуют некоторые совпадения между теорией четырех темпераментов и описаниями личности Карла Юнга, а также MBTI (типология Майерс — Бриггс). Например, 4 из 16 типов личности, описанных MBTI, очень хорошо согласуются с четырьмя темпераментами.

Нейрофизиологическая модель темперамента Русалова-Трофимовой

Эта модель основана на давней традиции нейрофизиологических экспериментов, начатых в рамках исследований типов и свойств нервной системы школой Ивана Павлова. Эта экспериментальная традиция началась с исследований на животных в 1910-20–х годах, но с 1930-х и особенно с 1960-х годов распространила свою методологию на людей, включая ЭЭГ, тесты на кофеин, вызванные потенциалы, поведенческие задания и другие психофизиологические методы.

Последняя версия этой модели основана на «Деятельностно-ориентированном подходе в исследовании темперамента», исследованиях Александра Лурии в области клинической нейрофизиологии и на нейрохимической модели Функционального ансамбля темперамента. В настоящее время модель связана с Опросником Структуры темперамента и имеет 12 шкал:

Шкалы, связанные с выносливостью

Двигательно-физическая выносливость: способность индивида выдерживать длительную физическую активность с использованием четко определенных поведенческих элементов. Социально-вербальная выносливость (общительность): способность индивида поддерживать длительную социально-вербальную активность, используя четко определенные элементы поведения. Умственная выносливость, или Внимание: способность оставаться сосредоточенным на выбранных признаках объектов с подавлением поведенческой реакции на другие признаки.

Шкалы, связанные со скоростью интеграции поведения

Двигательно-физический темп: скорость интеграции действия в физические манипуляции с объектами с четко определенными сценариями действий. Пластичность: способность быстро адаптироваться к изменениям в ситуациях, менять программу действий и переключаться с одной задачи на другую. Социально-вербальный темп: предпочтительная скорость речи и способность понимать быструю речь на хорошо известные темы, читать и сортировать известный вербальный материал.

Шкалы, связанные с типом ориентации поведения

Стремление к сенсации (СС): поведенческая ориентация на четко определенные и существующие сенсационные объекты и события, недооценка последствий рискованного поведения. Эмпатия: поведенческая ориентация на эмоциональные состояния / потребности других (начиная от эмпатической глухоты при аутизме и шизофрении и заканчивая социальной зависимостью). Чувствительность к вероятностям: стремление собирать информацию об уникальности, частоте встречаемости и ценности объектов / событий, различать их специфические особенности, проецировать эти особенности на будущие действия.

Шкалы эмоциональности

Удовлетворенность (уверенность в себе): склонность быть удовлетворенным текущим положением дел, чувство защищенности, уверенности в будущем. Несмотря на оптимизм в отношении результатов своей деятельности, респондент может быть небрежен в деталях. Импульсивность: Инициирование действий, основанных на немедленной эмоциональной реакции, а не на планировании или рациональных рассуждениях. Невротизм: тенденция избегать новизны, непредсказуемых ситуаций и неопределенности. Предпочтение хорошо известных условий и людей неизвестным и потребность в одобрении и обратной связи от окружающих.

Девушка флегматик системный администратор

Исследование Кагана

Джером Каган и его коллеги сосредоточили эмпирические исследования на категории темперамента, называемой «реактивность». Четырехмесячные младенцы, которые становились «моторно возбужденными и испытывали беспокойство» при предъявлении новых стимулов, были названы «высокореактивными». Те, кто оставался «двигательно-расслабленным, не плакал и не волновался из-за одного и того же набора незнакомых событий», были названы низкореактивными. Эти дети с высокой и низкой реактивностью были повторно протестированы в 14 и 21 месяц «в различных незнакомых лабораторных ситуациях». Высокореактивные младенцы преимущественно характеризовались выраженным страхом перед незнакомыми событиями, который Каган назвал заторможенным. Напротив, дети с низкой реактивностью испытывали минимальный страх перед новыми ситуациями и характеризовались раскованностью. Однако, при повторном наблюдении в возрасте 4,5 лет лишь незначительная доля детей сохранила свой ожидаемый профиль из-за опосредующих факторов, таких как вмешивающийся семейный опыт. Те, кто оставался сильно заторможенным или раскованным после 4,5 лет, были подвержены более высокому риску развития тревожности и расстройств поведения соответственно.
Каган также использовал две дополнительные классификации: одну для младенцев, которые были неактивны, но часто плакали (расстроены), и другую для тех, кто проявлял большую активность, но мало плакал (возбужден). Эти группы детей, за которыми наблюдали в возрасте 14-17 лет, показали разные результаты, включая некоторые различия в активности центральной нервной системы. Подростки, которых в младенчестве классифицировали как высокореактивных, с большей вероятностью были «подавленными в незнакомых ситуациях, сообщали о мрачном настроении и тревоге за будущее, были более религиозными».

Девять характеристик темперамента Томаса и Чесс

Александр Томас, Стелла Чесс, Герберт Г. Берч, Маргарет Херциг и Сэм Корн начали классическое Нью-йоркское лонгитюдное исследование темперамента младенцев в начале 1950-х годов. Исследование было сосредоточено на том, как качества темперамента влияют на адаптацию на протяжении всей жизни. Они оценивали маленьких младенцев по девяти характеристикам темперамента, каждая из которых сама по себе или в связи с другой влияет на то, насколько хорошо ребенок адаптируется в школе, устанавливает контакт со своими друзьями и дома. Каждая из этих черт изменяется в некотором диапазоне. Если ребенок склоняется к верхней или нижней границе шкалы, это может быть причиной для беспокойства. Специфическими особенностями поведения являются: уровень активности, регулярность сна и приема пищи, начальная реакция, адаптивность, интенсивность эмоций, настроение, отвлекаемость, настойчивость и продолжительность внимания, а также сенсорная чувствительность. Были обнаружены различия между категориями, и сегодня психологи обычно используют сокращенный список.
Томас, Чесс, Берч, Херциг и Корн обнаружили, что многих младенцев можно отнести к одной из трех групп: легкие, трудные и заторможенные. Не всех детей можно отнести к одной из этих групп. группы. Примерно 65% детей соответствуют одному из шаблонов. Из 65% 40% соответствуют простому шаблону, 10% выбрали сложный шаблон, а 15% медленно осваивались. У каждой категории есть свои сильные и слабые стороны, и одна не превосходит другую.
Исследователи выяснили, что легкие младенцы легко приспосабливаются к новому опыту, в целом демонстрируют позитивное настроение и эмоции, а также имеют нормальный режим питания и сна. Трудные дети, как правило, очень эмоциональны, раздражительны и суетливы, много плачут. Они также, как правило, нерегулярно едят и спят. У заторможенных младенцев низкий уровень активности, и они склонны отстраняться от новых ситуаций и людей. Они медленно приспосабливаются к новому опыту, но принимают его после многократного воздействия.
Томас, Чесс, Берч, Херциг и Корн обнаружили, что эти широкие паттерны темпераментных качеств удивительно стабильны в детстве. Эти черты также обнаруживаются у детей во всех культурах.
Томас и Чесс также изучали зависимость темперамента от окружающих условий. Одна выборка состояла из белых семей среднего класса с высоким образовательным статусом, а другая — из семей пуэрториканского рабочего класса. Они обнаружили несколько различий.
Родители детей из среднего класса чаще сообщали о проблемах с поведением в возрасте до девяти лет, а у детей были проблемы со сном. Это может быть связано с тем, что дети начинают посещать дошкольные учреждения в возрасте от трех до четырех лет. У пуэрториканских детей в возрасте до пяти лет проявлялись редкие признаки проблем со сном, однако проблемы со сном стали более распространенными в возрасте шести лет.
Родители из среднего класса также придавали большое значение раннему развитию ребенка, полагая, что проблемы в раннем возрасте указывают на более поздние проблемы в психологическом развитии, в то время как пуэрториканские родители считали, что их дети перерастут любые проблемы.
В возрасте девяти лет количество сообщений о новых проблемах среди детей среднего класса уменьшилось, но у пуэрториканских детей они усилились, возможно, из-за требований школы.
Наблюдаемые черты характера:
Активность: относится к физической энергии ребенка. Ребенок постоянно движется или по большей части малоподвижен? Энергичному ребенку может быть трудно усидеть на месте на уроке, в то время как ребенок с низкой энергией может переносить очень структурированную среду. Первые могут чаще использовать грубые двигательные навыки, такие как бег и прыжки. И наоборот, ребенок с более низким уровнем активности может больше полагаться на мелкую моторику, такую как рисование и собирание пазлов. Эта черта может также относиться к умственной деятельности, такой как глубокое мышление или чтение — деятельности, которая становится более значимой по мере взросления человека.
Регулярность: также известная как ритмичность, относится к уровню предсказуемости биологических функций ребенка, таких как пробуждение, утомление, чувство голода и опорожнение кишечника. Есть ли у ребенка рутинные привычки в еде и сне, или эти события более случайны? Например, ребенок с высоким показателем регулярности может хотеть есть в 14:00 каждый день, в то время как ребенок с более низким показателем регулярности может есть в разное время в течение дня.
Первоначальная реакция: также известная как сближение или отстранение. Это относится к тому, как ребенок реагирует (положительно или отрицательно) на новых людей или окружающую среду. Подходит ли ребенок к людям или предметам в окружающей среде без колебаний или уклоняется? Смелый ребенок склонен подходить к делу быстро, как бы не задумываясь, в то время как осторожный ребенок обычно предпочитает некоторое время наблюдать, прежде чем ввязываться в новый опыт.
Адаптивность: относится к тому, сколько времени требуется ребенку, чтобы приспособиться к изменениям с течением времени (в отличие от первоначальной реакции). Легко ли ребенок приспосабливается к изменениям в окружающей среде или он сопротивляется? Ребенок, который легко приспосабливается, может быстро привыкнуть к новому распорядку дня, в то время как сопротивляющемуся ребенку может потребоваться много времени, чтобы приспособиться к ситуации.
Интенсивность: относится к уровню энергии положительной или отрицательной реакции. Интенсивно ли ребенок реагирует на ситуацию или реагирует спокойно? Более энергичный ребенок может прыгать вверх и вниз, крича от возбуждения, в то время как спокойный ребенок может улыбаться или не проявлять никаких эмоций.
Настроение: относится к общей склонности ребенка к счастливому или несчастливому поведению. Всем детям присущи разнообразные эмоции и реакции, такие как жизнерадостность и бурность, счастье и несчастье. Тем не менее, биологически каждый ребенок склонен в целом к позитивному или негативному мировоззрению. Ребенка, который часто улыбается и ластится, можно считать жизнерадостным ребенком, в то время как ребенка, который часто плачет или суетится, можно считать вспыльчивым ребенком.
Отвлекаемость: относится к склонности ребенка отвлекаться на другие вещи, происходящие вокруг него. Легко ли ребенка отвлекает то, что происходит в окружающей среде, или он может сосредоточиться, несмотря на помехи? Легко отвлекающийся ребенок занят внешними событиями и ему трудно вернуться к выполнению поставленной задачи, в то время как редко отвлекающийся ребенок остается сосредоточенным и выполняет поставленную задачу.
Настойчивость и концентрация внимания: относятся к продолжительности выполнения ребенком задания и способности оставаться при выполнении задания, несмотря на разочарование — остается ли ребенок при выполнении какого-либо занятия в течение длительного периода времени или быстро теряет интерес.
Чувствительность: относится к тому, насколько легко ребенка беспокоят изменения в окружающей среде. Это также называется сенсорным порогом или порогом отзывчивости. Беспокоят ли ребенка внешние раздражители, такие как шумы, текстуры или свет, или кажется, что ребенок игнорирует их? Чувствительный ребенок может потерять концентрацию внимания, когда хлопает дверь, в то время как ребенок, менее чувствительный к внешним шумам, сможет сохранить концентрацию.

Девушка меланхолик ученый

Мэри К. Три измерения темперамента Ротбарта

Мэри Кей Ротбарт рассматривает темперамент как индивидуальные личностные различия у младенцев и детей раннего возраста, которые присутствуют до развития высших когнитивных и социальных аспектов личности. Ротбарт далее определяет темперамент как индивидуальные различия в реактивности и саморегуляции, которые проявляются в областях эмоций, активности и внимания. Отойдя от классификации младенцев по категориям, Мэри Ротбарт выделила три основных аспекта темперамента. Используя факторный анализ данных о детях в возрасте от 3 до 12 месяцев, были выявлены три основных фактора, которые были названы агрессивностью / экстраверсией, негативным аффектом и требующим усилий контролем.

Оперативность/экстраверсия

Оперативность/экстраверсия включает в себя позитивное предвосхищение, импульсивность, повышенный уровень активности и стремление к поиску сенсаций. Этот фактор отражает степень, в которой ребенок в целом счастлив, активен и получает удовольствие от озвучивания и поиска стимуляции. Повышенный уровень улыбчивости и смеха наблюдается у детей с высоким уровнем активности/экстраверсии. дети в возрасте от 10 до 11 лет с более высоким уровнем активности/экстраверсии более склонны к развитию экстернализирующих проблем, таких как разыгрывание; однако у них менее вероятно развитие интернализирующих проблем, таких как застенчивость и низкая самооценка.

Негативное влияние

Негативный аффект включает в себя страх, разочарование, печаль, дискомфорт, и гнев. Этот фактор отражает степень застенчивости ребенка, и его тревожность. Гнев и фрустрация проявляются уже в возрасте 2-3 месяцев. Гнев и фрустрация вместе предсказывают внешние и интернализирующие трудности. Гнев сам по себе позже связан с экстернализирующими проблемами, в то время как страх связан с интернализирующими трудностями. Страх, проявляющийся в поведенческом торможении, проявляется уже в возрасте 7-10 месяцев и позже предсказывает боязливость детей и более низкий уровень агрессии.

Эффективный контроль

Контроль, направленный на усилие, включает в себя фокусировку и переключение внимания, сдерживающий контроль, чувствительность к восприятию и низкий порог удовольствия. Этот фактор отражает степень, в которой ребенок может сосредоточить внимание, его нелегко отвлечь, он может сдерживать доминирующую реакцию, чтобы выполнить недоминирующую реакцию, и использовать планирование. При высоком уровне контроля шести-семилетние дети, как правило, более чутки и менее агрессивны. Более высокий уровень самоконтроля в возрасте семи лет также предсказывает меньшее количество проблем, связанных с экстернализацией, в возрасте 11 лет.Дети с высоким уровнем негативного аффекта демонстрируют снижение проблем интернализации и экстернализации, когда они также хорошо контролируют свои действия. Ротбарт предполагает, что контроль усилий зависит от развития навыков концентрации внимания в раннем возрасте. В свою очередь, навыки концентрации внимания позволяют лучше контролировать реактивные тенденции. Эффективный контроль демонстрирует стабильность с младенчества до школьных лет, а также предсказывает наличие совести.

Другие исследования

Соломон Даймонд описал темпераменты, основываясь на характеристиках, встречающихся в животном мире: пугливости, агрессивности, привязанности и импульсивности. Его работа была продолжена Арнольдом Буссом и Робертом Пломином, которые разработали два показателя темперамента: Инвентаризация детского темперамента в Колорадо, которая включает аспекты схемы Томаса и Чесс, и Опрос EAS для детей.[16]
Х. Хилл Голдсмит и Джозеф Кампос использовали эмоциональные характеристики для определения темперамента, первоначально проанализировав пять эмоциональных качеств: двигательную активность, гнев, боязливость, удовольствие / радость и интерес / настойчивость, но позже расширили их, включив в определение другие эмоции. Они разработали несколько показателей темперамента: Lab-TAB и TBAQ.
К другим системам темперамента относятся системы, основанные на теориях темперамента взрослых (например, Система оценки темперамента Грея и Мартина для детей) или личности взрослого (например, Большая пятерка личностных черт).

Причинно-следственные и коррелирующие факторы. Биологическая основа темперамента

Ученые, ищущие доказательства биологической основы личности, изучили взаимосвязь между темпераментом, нейромедиаторными системами и характером (определяемым в данном контексте как аспекты развития личности). Предполагается, что темперамент связан с биологическими факторами, но они оказались сложными и разнообразными, и биологические корреляции оказалось трудно подтвердить.

Темперамент и психические расстройства

Несколько психиатров и дифференциальных психологов предположили, что темперамент и психические заболевания представляют собой различные степени дисбаланса нейротрансмиттеров в нейрофизиологических системах регуляции поведения.
На самом деле, первоначальные четыре типа темперамента (холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник), предложенные Гиппократом и Галеном, напоминают легкие формы типов психических расстройств, описанных в современных классификациях. Более того, гипотеза Гиппократа-Галена о химическом дисбалансе как факторе постоянных индивидуальных различий также была подтверждена исследованиями в области нейрохимии и психофармакологии, хотя современные исследования связывают это с другими фактами. Во многих исследованиях изучались взаимосвязи между чертами темперамента (такими как импульсивность, стремление к сенсациям, невротизм, выносливость, пластичность, общительность или экстраверсия) и различными нейромедиаторными и гормональными системами (то есть теми же самыми системами, которые участвуют в психических расстройствах).
Хотя темперамент и психические расстройства могут быть представлены, соответственно, как слабые и сильные дисбалансы в рамках одних и тех же регуляторных систем, неверно говорить, что темперамент является слабой степенью этих расстройств. Темперамент может быть предрасположенностью к развитию психического расстройства, но его не следует рассматривать как гарантированный признак расстройств.

Семья и темперамент

Большинство экспертов сходятся во мнении, что темперамент имеет генетическую и биологическую основу, хотя факторы окружающей среды и условия развития изменяют способы проявления личности ребенка. Термин «хорошая физическая форма» относится к соответствию или несоответствию между темпераментом и другими личностными характеристиками и специфическими особенностями окружающей среды. Различия в темпераменте или стилях поведения между людьми важны в семейной жизни. Они влияют на взаимодействие между членами семьи. В то время как некоторые дети могут быстро и легко адаптироваться к семейному распорядку и ладить с братьями и сестрами, другим, более активным или тревожным, может быть трудно приспособиться. Взаимодействие между этими детьми и их родителями или братьями и сестрами входит в число факторов, которые могут привести к стрессу и трениям в семье.
Сочетание темпераментов родителей и детей также влияет на семейную жизнь. Например, медлительного родителя может раздражать очень активный ребенок; или, если и родитель, и ребенок очень активны и напряжены, может возникнуть конфликт. Эти знания могут помочь родителям понять, как темпераменты влияют на отношения в семье. То, что может показаться поведенческой проблемой, на самом деле может быть несоответствием между темпераментом родителей и их ребенка. Внимательнее изучив девять черт характера, которые Томас и Чесс выявили в ходе своего исследования, родители могут лучше понять темперамент своего ребенка и свой собственный. Родители также могут заметить, что ситуационные факторы заставляют темперамент ребенка казаться проблематичным; например, ребенок с низкой ритмичностью может создавать трудности для семьи с четко расписанной жизнью, а с ребенком с высоким уровнем активности может быть трудно справиться, если семья живет размеренной спокойной жизнью.
Родители могут поощрять особенности поведения своих детей, и при достаточной поддержке замкнутый ребенок может стать более коммуникабельным, а трудный ребенок станет более конформным. Совсем недавно младенцев и детей с проблемами темперамента называли «трудными», чтобы избежать негативных определений «трудный» и «заторможенный». Было написано множество книг, в которых родителям советуют, как воспитать своих трудных детей.

 

Темперамент и воспитание

Понимание темперамента ребенка может помочь переосмыслить то, как родители интерпретируют поведение детей, и то, как родители думают о причинах такого поведения. Доступ родителей к этим знаниям теперь помогает им направлять своего ребенка таким образом, чтобы уважать индивидуальные различия ребенка. Понимание детского темперамента и нашего собственного помогает взрослым работать с ними, а не пытаться их изменить. Это возможность предвидеть и понимать реакцию ребенка. Также важно знать, что темперамент не оправдывает неприемлемое поведение ребенка, но он указывает, как родители могут реагировать на него. Небольшие и разумные изменения в распорядке дня могут снизить напряжение. Например, ребенку, у которого по утрам медленный темп, может потребоваться дополнительные полчаса на сборы. Знание того, кто или что может повлиять на поведение ребенка, может помочь смягчить потенциальные проблемы. Хотя дети приобретают характерное для темперамента поведение врожденно, большая часть того, что помогает определить способность ребенка развиваться и действовать определенным образом, определяется родителями. Когда родители тратят время на то, чтобы выявить темпераменты, с которыми они сталкиваются, и, что более важно, позитивно реагировать на них, это поможет им направлять своего ребенка в попытках разобраться в мире.
Важно распознавать темперамент ребенка и помогать ему понять, как это влияет на его жизнь, а также на жизнь других людей. Родителям не менее важно распознавать свой собственный темперамент. Распознавание темперамента каждого человека поможет предотвратить проблемы, которые могут возникнуть из-за различий между членами семьи, и справиться с ними.
Исследования Чесс и Томаса показали, что свойства темперамента продолжают влиять на поведение и адаптацию на протяжении всей жизни.
В дополнение к первоначальным клиническим исследованиям академические психологи проявили интерес к этой области, и такие исследователи, как Бейтс, Бусс и Пломин, Каган, Русалов, Клонингер, Трофимова и Ротбарт, провели обширные исследования в областях личности, нейробиологии и генетики поведения.

 

Определение типа темперамента

Темперамент определяется с помощью определенных поведенческих профилей, обычно фокусирующихся на тех, которые легко поддаются измерению и проверке в раннем детстве. Обычно проверяемые факторы включают черты, связанные с энергетическими способностями (называемые «Активностью», «Выносливостью», «Экстраверсией»), черты, связанные с эмоциональностью (такие как раздражительность, частота улыбок), а также подход к незнакомым событиям или избегание их.

Личностный опросник Айзенка

В психологии личностный опросник Айзенка (EPQ) представляет собой анкету для оценки личностных черт человека. Он был разработан психологами Хансом Юргеном Айзенком и Сибил Б. Г. Айзенк.
Теория Ганса Айзенка основана в первую очередь на физиологии и генетике. Хотя он был бихевиористом, который придавал большое значение усвоенным привычкам, он считал, что личностные различия определяются генетической наследственностью. Поэтому его в первую очередь интересует темперамент. Разрабатывая теорию, основанную на темпераменте, Айзенк не исключал возможности того, что некоторые аспекты личности усваиваются, но оставил рассмотрение их другим исследователям. Первоначально Айзенк концептуализировал личность как два биологически обоснованных независимых измерения темперамента, E и N, измеряемых в континууме, но затем расширил их, включив третье, P.

Экстраверсия-интроверсия

Экстраверсия характеризуется общительностью, разговорчивостью, высоким уровнем позитивного воздействия (хорошим самочувствием) и потребностью во внешней стимуляции. Согласно теории экстраверсии возбуждения Айзенка, существует оптимальный уровень коркового возбуждения, при котором наблюдается максимальная работоспособность При отклонении от этого уровня работоспособность уменьшается. Возбуждение можно измерить по проводимости кожи, мозговым волнам или потоотделению. При очень низком и очень высоком уровнях возбуждения производительность низкая, но при более высоком среднем уровне возбуждения производительность максимальна. Экстраверты, согласно теории Айзенка, хронически недовозбуждены и им скучно, и поэтому они нуждаются во внешней стимуляции, чтобы вывести свою работоспособность на оптимальный уровень. Около 16 процентов населения, как правило, попадают в этот диапазон. С другой стороны, интроверты (также около 16 процентов населения) хронически перевозбуждены и нервничают и поэтому нуждаются в тишине и покое, чтобы довести свою работоспособность до оптимального уровня. Большинство людей (около 68 процентов населения) находятся в среднем диапазоне континуума экстраверсии / интроверсии, области, называемой амбивалентностью.

Нейротизм

Нейротизм N – Невротизм / Стабильность: или эмоциональность характеризуется высоким уровнем негативных аффектов, таких как депрессия и тревога. Невротизм, согласно теории Айзенка, основан на порогах активации симпатической нервной системы или висцерального мозга. Это та часть мозга, которая отвечает за реакцию «дерись или беги» перед лицом опасности. Активацию можно измерить по частоте сердечных сокращений, кровяному давлению, холодным рукам, потливости и мышечному напряжению (особенно в области лба). Невротические люди, которые имеют низкий порог активации и неспособны подавлять или контролировать свои эмоциональные реакции, испытывают негативный аффект (борьба или бегство) перед лицом очень незначительных стрессорных факторов, легко нервничают или расстраиваются. Эмоционально стабильные люди, обладающие высоким порогом активации и хорошим эмоциональным контролем, испытывающие негативное воздействие только при столкновении с очень серьезными стрессорами, спокойны и собраны под давлением.

Два измерения, или оси, экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность-нестабильность, определяют четыре квадранта. Они состоят из:

  • Стабильные экстраверты (сангвинические качества, такие как общительность, разговорчивость, отзывчивость, покладистость, живость, беззаботность, лидерство)
  • Нестабильные экстраверты (холерические качества, такие как обидчивость, беспокойство, возбудимость, переменчивость, импульсивность, безответственность)
  • Стабильные интроверты (флегматичные качества, такие как спокойствие, уравновешенность, надежность, контролируемость, миролюбие, вдумчивость, осторожность, пассивность)
  • Нестабильные интроверты (меланхолические качества, такие как тихий, сдержанный, пессимистичный, трезвый, ригидный, тревожный, капризный)

Дальнейшие исследования показали необходимость в третьей категории темперамента.

Психотизм Р

Психотизм / Социализация: связан не только с вероятностью возникновения психотического эпизода (или разрыва с реальностью), но и с агрессией. Психотическое поведение коренится в таких характеристиках, как жесткость, нонконформизм, невнимательность, безрассудство, враждебность, гнев и импульсивность. Физиологической основой психотизма, предложенной Айзенком, является тестостерон, причем более высокий уровень психотизма связан с более высоким уровнем тестостерона.
В следующей таблице описаны черты, которые связаны с тремя измерениями в модели личности Айзенка:

ПсихотизмЭкстраверсияНевротизм
АгрессивныйОбщительныйТревожный
АссертивностьБезответственныйДепрессия
ЭгоцентричныйДоминирующийЧувство вины
НесимпатичныйОтсутствие рефлексииНизкая самооценка
МанипулятивныйСтремление к сенсацииНапряженный
Ориентирован на достижение результатовИмпульсивныйМуди
ДогматическийПринятие рискаИпохондрик
МужскойЭкспрессивныйОтсутствие автономии
Жесткий характерАктивныйНавязчивый

 

Ложь / Социальная желательность

Хотя первые 3 шкалы были предсказаны на основе биологически обоснованной теории личности, четвертая шкала не была теоретически уточнена в той же степени, но она считалась концептуально сильной в той степени, в какой демонстрировала одинаковую степень сходства измерений в разных культурах.

 

Личностный опросник Айзенка

Айзенка личностный опросник (Eysenck Personality Inventory, или ЕРI) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других — на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

Скорая помощь в обучении

Поделиться: