Цель: изучение особенностей психологической интервенции в различные состояния острых стрессовых реакций.
План:
• плач;
• истероидные реакции;
• общее снижение физиологической активности;
• физиологические реакции (нервная дрожь, двигательное возбуждение, ступор);
• агрессивные реакции;
• сопровождающие реакции.
Острые стрессовые реакции по форме проявления подразделяются на несколько типов, в зависимости от которых осуществляется психологическое сопровождение:
-плач;
-истероидные реакции;
-истероидное поведение;
-истерический плач;
-истерически-агрессивные реакции;
-общее снижение активности /апатия;
-физиологические реакции;
-нервная дрожь;
-двигательное возбуждение;
-ступор;
-агрессивные реакции;
-гетероагрессия;
-аутоагрессия;
-сопровождающие реакции;
-страх;
-паника.
Плач можно отнести к реакциям, которые позволяют отреагировать негативные эмоции, поэтому реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную реакцию в ситуациях потери близкого человека, потери жилья, травмы. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.
Признаки: человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истероидного поведения в поведении нет признаков нервного возбуждения.
Помощь: в ситуации, когда у пострадавшего начинается реакция плача, крайне важным является дать человеку поддержку на рациональном, вербальном и телесном уровне. Нежелательно оставлять пострадавшего одного, если невозможно оказать такому человеку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек. Можно и желательно использовать элементарные приемы телесноориентированной терапии: установить физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину). Это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.
Применение приемов «активного слушания», помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе: периодически необходимо подтверждать, что пострадавшего слушают и сочувствуют. Можно повторять за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорить человеку о своих чувствах и отражать чувства пострадавшего. Не следует задавать вопросы и давать советы. Желательно не останавливать реакцию плача, не успокаивать. Если человек сдерживает слезы, не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, и если это продолжается достаточно долго, то может повредить физическому и психологическому здоровью человека.
Истероидные реакции разделяются на
-истероидное поведение;
— истерический плач;
-истерически- агрессивные реакции.
Признаки: сохраняется сознание, но почти невозможен контакт; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; речь эмоционально насыщенная, быстрая; крики, рыдания; реакция может усиливаться при появлении зрителей реакции.
Помощь: необходимо удалить возможных зрителей
реакции, нужно попробовать создать спокойную обстановку с минимальным количеством людей. Если это не опасно, для изменения состояния пострадавшего эффективно остаться с ним наедине. Говорить с пострадавшим нужно короткими фразами, уверенным тоном («выпей воды», «умойся»).
После вспышки истероидного поведения наступает упадок сил. В этом случае полезно уложить пострадавшего спать. Важно наблюдать за его состоянием. Важно помочь ему структурировать ситуацию, сделать её безопасной и более экологичной.
Неверно: бить пострадавшего или обливать его водой, давать пощёчины. Потакать желаниям пострадавшего или оставлять его при большом скоплении людей.
Апатия: непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается с огромным трудом. В эмоциональном плане равнодушие и безразличие — нет сил даже на эмоции.
Признаки: безразличное отношение к окружающему; вялость, заторможенность, речь медленная, с большими паузами. Может казаться, что человек нарочно не слушает, прикидывается глупым или невнимательным.
Помощь: нужно поговорить с пострадавшим. Можно задать ему несколько простых по форме и содержанию вопросов, не требующих длинных ответов («Как Вас зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»). По необходимости следует проводить пострадавшего к месту отдыха, помочь удобно устроиться (обязательно снять обувь), взять за руку или положите руку ему на спину, плечо. В качестве помощи физиологическому упадку сил человеку необходимо организовать возможность поспать или просто полежать.
Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то, разговаривая с пострадавшим, необходимо вовлекать его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).
Апатия связана с повышенной нагрузкой на нервную систему. Ей могут предшествовать физиологические реакции, проявляющие перевозбуждение нервной системы посредством нервной дрожи, двигательного возбуждения, ступора, которые составляют телесную компоненту состояния переживания острой стрессовой реакции и могут создать у пострадавшего тревогу своим наличием. Пострадавший чувствует растерянность и от произошедшего, и от острой стрессовой реакции, и от своей невозможности контролировать свое состояние и физиологические проявления.
Нервная дрожь: человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия сильно дрожит. Это неконтролируемая нервная дрожь, так тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и других болезней.
Признаки: дрожь начинается внезапно сразу после
инцидента или спустя какое-то время, сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету).
Помощь: нужно усилить дрожь для этого возьмите пострадавшего за плечи и сильно резко потрясите в течение 10 — 15 секунд, во время этого разговаривайте с ним, иначе человек может воспринять это как нападение.
Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки или купировать реакции дрожи, останавливать их.
Двигательное возбуждение: иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не понимает где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное что он может делать — это двигаться. Движения могут быть совсем простые («я побежал, а когда пришел в себя оказалось, что не знаю где нахожусь») или достаточно сложные («я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).
Признаки: движения резкие, часто бесцельные и бессмысленные действия; ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружающих. Есть опасность причинения вреда себе и другим.
Помощь: для оказания помощи необходимо начать установление контакта с человеком. Для этого нужно обратиться к пострадавшему по имени, попытаться «встретиться» глазами. Дополнительно возможно использовать прием «захват»: находясь сзади, просунуть свои руки подмышки пострадавшему, прижать его к себе и слегка опрокинуть на себя. Однако у этого метода прерывания реакции есть сложности в выполнении, а также возможность в отдалённом периоде времени вызвать негативные последствия. Желательно изолировать пострадавшего от окружающих; говорить спокойным голосом, в разговоре избегать фраз с частицей «не».
Неверно: спорить, обнимать, оставлять человека с этой реакцией одного.
Двигательное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.
Ступор: человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, он как бы «оцепенел от горя». Так проявляется ступор — одна из самых сильных защитных реакций организма. Это происходит тогда, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на любое взаимодействие с окружающим миром уже нет.
Признаки: резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль), «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности, возможно напряжение отдельных групп мышц, часто ограниченные координированные движения глаз.
Помощь: сложить пострадавшему пальцы на обеих руках на основании большого пальца. Массировать пострадавшему кончиками большого и указательного пальцев точки, расположенные на лбу над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями. Ладонь свободной руки положить на грудь пострадавшего, если это гендерно и культурально не вызовет негативных реакций у пострадавшего, его родственников и окружающих и не будет расценено как действие с сексуально окрашенным контекстом. Необходимо подстроить свое дыхание под ритм его дыхания. Человек в таком состоянии может слышать и видеть поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции. Некоторые утверждают, что фразы, вызывающие негативные эмоции, эффективны для выхода из этого состояния, как и щелчки по носу, по лбу пострадавшего. Однако это может вызывать агрессию как со стороны пострадавшего, так и со стороны его близких, случайных очевидцев. Важно любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения, но нужно помнить и о том, какие отдалённые последствия может вызвать помощь. При бессилии по выводу человека из состояния ступора, необходимо обратиться в скорую психиатрическую помощь.
Агрессия: каждый человек переживает критическую ситуацию по-своему: кто-то цепенеет, кто-то бежит, а кто-то начинает злиться. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.
Агрессивные реакции могут быть направлены в сторону других людей — гетероагрессия. Агрессивные реакции могут быть направлены человеком на самого себя — это аутоагрессия. Гетеро- и аутоагрессия могу сменять друг друга
Признаки: раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; словесное оскорбление, брань; мышечное напряжение, увеличение кровяного давления, обвинения в произошедшем различных людей (в том числе абсурдные обвинения); самообвинения, причинение вреда себе вплоть до суицида.
Помощь: свести к минимуму количество окружающих. Дать пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку). Для выполнения этой задачи эффективно поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой. Важно демонстрировать благожелательность, не спорить с обвинениями и не пытаться логически их оспорить. По ситуации можно попробовать разрядить обстановку смешными комментариями или действиями, однако это не всегда возможно и этично. Агрессия может быть погашена страхом наказания: если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.
Если агрессию вызывает какой-либо человек (начальник, знакомый, сослуживец), то может помочь несколько несложных приемов: необходимо визуализировать его («Представь этого человека, сконцентрируйся на его одежде, голосе, манере поведения»). Предложить проделать следующие действия с неприятным образом: уменьшить в размерах, мысленно раскрасить образ, поместить образ в контейнер.
Другой вариант: после того, как представлен в мельчайших деталях облик человека, вызывающего агрессию, вспомнить какое-нибудь место, где было очень хорошо, спокойно, уютно. Необходимо поместить неприятный образ на яркую картинку такого места, попросить постепенно уменьшать негативный образ до маленького пятнышка.
Необходимо пробовать разные варианты, в зависимости от готовности пострадавшего работать с чувством агрессии. Важно помнить, что гетероагрессия может перейти в аутоагрессию, в рамках которой человек может причинить себе вред вплоть до самоубийства.
Помимо основных проявлений острых стрессовых реакций существуют сопровождающие реакции. Они могут сочетаться с любыми другими проявлениями острых стрессовых реакций. Они составляют яркую запоминающуюся эмоциональную компоненту переживания.
Страх: ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар, человек переживший землетрясение не может зайти в свою уцелевшую квартиру, однажды попав в катастрофу, человек не садится за руль.
Признаки: напряжение мышц (особенно лицевых);
сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание; сниженный контроль собственного поведения; панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение; при этом человек плохо контролирует что он делает и что происходит вокруг.
Помощь: необходимо помнить, что страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью (ребенок боится чудовищ, которые живут под кроватью; человек, переживший насилие боится входить в свой подъезд). Для того, чтобы помочь человеку можно использовать телесный контакт, для этого положить руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил более спокойный ритм пульса в качестве сигнала: «Я сейчас рядом, ты не один». Для этого важно дышать глубоко и ровно. Можно побуждать пострадавшего дышать в одном ритме со специалистом, оказывающим помощь. В случае готовности пострадавшего можно сделать легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.
Если пострадавший говорит, его необходимо слушать, выказывать заинтересованность, понимание, сочувствие. Можно использовать отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий, чтобы переключить пострадавшего, однако если он высоко замотивирован снизить тревогу, можно предложить ему совершать различные мыслительные операции для смены доминантного состояния. Таким действием может стать, например, совместное решение вслух примеров на деление или вычитание.
Можно предложить человеку найти образ своего страха, добиваясь от него детального описания, попросить спроецировать его на воображаемый экран («На что похож твой страх?) Какого он цвета, формы, движется или нет и т.д. Можно попросить увеличить в размерах (или приблизить) этот образ, а затем уменьшить (или удалить) его, что позволяет почувствовать контроль над собственным страхом. («Попробуй увеличить свой образ на 1%, теперь уменьши на 2%» и т.д.).
В качестве техники работы с сопровождающими реакциями возможно попросить пострадавшего найти место в теле, где в данный момент «находится» страх или тревога. Далее нужно помочь человеку проговорить телесные ощущения, вызываемые страхом, беспокойством или тем чувством, как его определяет пострадавший. Попросить найти и описать противоположное актуальным чувствам ощущение в теле («Что противоположно напряжению?»; «Где это ощущается в теле?»). После детального описания необходимо вернуться в место расположения страха в теле и спросить о том, что изменилось в ощущениях. «Путешествия» от телесных ощущений страха к ресурсным, положительным переживаниям происходят до тех пор, пока последние не станут незначительными.
С детьми удобно использовать технику вынесения образа страха вовне (в виде рисунка, фигуры из пластилина или глины). После создания образа важно спросить, что ребенок хотел бы сделать со своим страхом (порвать, скомкать, сжечь, спрятать), после этого нужно проделать желаемое вместе с ребенком.
Эти несложные приемы, которые могут помочь справиться с неприятным переживанием страха.
Паника. С одной стороны, паника может возникнуть безо всякой внешней опасности и в подавляющем большинстве случаев оказывается несоразмерна ей. С другой стороны, всякая реальная и большая опасность может быть пережита и без паники. Так что сильный ужас, связанный с паникой, и в случае реальной опасности может считаться вторичным явлением.
Признаки: временное переживание гипертрофированного страха, порождающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самоконтроля, неспособностью реагировать на призывы, с утратой чувства долга и чести.
Помощь: исследовать причины состояния, по возможности обсуждать их, поскольку вербализация снижает напряжение. Чередовать нормальное и глубокое дыхание. Бывает полезно сделать несколько активных движений для снятия мышечного напряжения. Снижает уровень напряжения концентрация на умственных операциях — обратный счёт, сочинение рифм.
При оказании помощи необходимо помнить, что следующие реакции являются опасными эмоциональным заражением окружающих и могут нанести вред пострадавшему, указаны в порядке необходимости оказания помощи:
-истероидное поведение
-двигательное возбуждение
-агрессивные реакции
Следующей в порядке оказания помощи следует реакция ступора, т.к. данная реакция опасна для жизни и здоровья самого пострадавшего. Далее следует обратить внимание на пострадавших, находящихся в состоянии страха. Эта реакция опасна вероятностью перехода в панику. Реакция апатии опасна тем, что у пострадавшего частично утрачена способность обеспечивать собственные витальные потребности. При нервной дрожи, в случае неоказания должной помощи, есть вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Из всех вышеперечисленных реакций — реакция плача является самой адаптивной, желательной и способствующей выходу негативных эмоций без отдалённых последствий переживания самой острой стрессовой реакции.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: