Цель: изучение особенностей возникновения посттравматического расстройства, его проявлений в детском и взрослом возрасте.
План:
• ПТСР: признаки, симптоматика;
• травматический стресс;
• боевая психическая травма;
• жалобы в случае ПТСР;
• намбинг;
• проявления ПТСР у детей.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), в отличие от острой реакции на стресс, возникает спустя определенный период времени. ПТСР — специфическая, отсроченная во времени форма нарушения психики, вызванная однократным или повторяющимся (накопленным) воздействием стресс-фактора, выходящего за пределы жизненного опыта личности, субъективно воспринимаемого, как необычный и вызывающий, как правило, необычные сильные эмоциональные реакции.
ПТСР возникает, когда человек пережил травматическую ситуаиию. в которой присутствовали оба аспекта:
1.Человек ощутил объективную или субъективную угрозу: пережил или стал очевидцем события, связанного со смертью или серьезным ранением — угрозой физической целостности своей или других людей.
2.Событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, ужаса и беспомощности.
Симптомы ПТСР можно разделить на основные 3 группы:
1 — Повторные, навязчивые, негативные, насильно прорывающиеся воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления.
Впечатления, полученные во время чрезвычайного события, могут быть столь сильными, что их переживание будет продолжаться еще долгий период времени. Человеком переживаются не только сами события, но и те чувства, которые испытывал человек в тот момент или после события. Человек внезапно может начать чувствовать себя так, как если бы событие вновь происходило с ним. Повторяющиеся переживания могут быть очень тяжелыми и пугающими, но это совершенно нормально, в этом нет ничего необычного.
2 — Связанные с событием сны.
Как правило, сны развиваются по двум сценариям. В первом случае снятся кошмарные сновидения, в которых вновь и вновь человек переживает произошедшее с ним. Важным моментом является то, что сны подобного рода могут сниться с точной периодичностью, и даже в одно и тоже время. Люди, постоянно мучающиеся такими ночными кошмарами, могут называть точное время своего просыпания, часто сопровождающиеся потом, учащенным сердцебиением, напряжением мышц, страхом перед засыпанием. В другом случае человек, переживший психотравмирующее событие, видит все новые и новые «фильмы ужасов», в которых его преследуют маньяки, он попадает в транспортные аварии, падает с высотных зданий, не может выбраться из подземелья и т. п.
3 — «Флешбек»-эпизоды, внезапные поступки и чувства, как если бы событие происходило сейчас. Вызывает выраженный дистресс, физиологические реакции, на какие- либо стимулы, ассоциированные с пережитой человеком травмой. Процесс неконтролируем человеком.
Кому-то достаточно услышать определенный звук, напоминающий о травме, кому-то почувствовать определенный запах, кому-то увидеть похожий образ — что бы травматические события вновь охватили его сознание, заставив заново все пережить.
4 — Интенсивный стресс при событиях, напоминающих или символизирующих травму. Важно понимать, что при столкновении с напоминанием о травме, человек снова переживает травматическую ситуацию, причем с той же интенсивностью, что и при первом столкновении с ней. Переживания ничуть не меньше, они такие же. Круг того, что может напоминать человеку или символизировать в той или иной степени пережитую им травму — не просто широк, он огромен.
1 — Избегание мыслей, деятельности и чувств, связанных с событием.
Человек, переживший чрезвычайно сильные, разрушительные эмоции, больше всего боится их повторения. Пострадавший принимает все возможное, чтобы избежать эмоций, связанных с воспоминанием о ЧС.
2 — Нарушение памяти, неспособность вспомнить важные эпизоды произошедшего события, мест, людей. Для проведения некоторых психокоррекционных техник часто бывает необходимо создать человеку, пережившему психотравмирующее событие, некое безопасное место, в котором бы он чувствовал себя комфортно, защищено, куда бы он мог «спрятаться», тем самым, восстановив свое душевное равновесие. Формируя безопасное место, сам человек часто не может найти такое место в своей сегодняшней жизни, ни вспомнить их из периода детства, юности. Более того, ему трудно припомнить, когда он в последний раз испытывал чувства радости, подъема, творчества, полета.
3 — Чувство отстраненности и отчужденности от других — под девизом: «Им меня не понять. Они не такие, как я». Характеризуется отдаленностью от окружающего мира. Отчужденностью от других людей, ощущением одиночества, утратой способности устанавливать близкие отношения с людьми.
4 — Обеднение чувств. Человеку труднее испытывать чувства любви и радости (эмоциональная притупленность), исчезает чувство творческого подъема. Стрессы и напряжения, возникающие в обычной жизни, могут становиться непереносимыми для тех, кто прошел травматический инцидент. Такие люди могут избегать близких контактов с родными, друзьями и коллегами, что зачастую ведет к добавлению личных проблем. Трудности во взаимоотношениях со временем усиливаются наряду с нарастанием ощущения, что «Никто не может понять, через что я прошел». Такое ложное представление является главным препятствием для просьбы о помощи и поддержке. А между тем, часто именно окружающие могут стать главной опорой и источником восстановления комфортного состояния во время кризиса.
5 — Потеря доступа к ресурсам прошлого, отсутствие ориентации на будущее.
Травматическое событие может изменить взгляд человека на важные моменты в его жизни. Надежды на лучшее будущее могут быть утрачены или изменены вследствие глубокого разочарования.
1 — Любые нарушения сна: плохой, тревожный, поверхностный сон, частые просыпания, невозможность уснуть, кошмары во сне и т.д.
2 — Раздражительность. Повышается раздражительность, нетерпимость в самых бытовых вопросах, часто возникает неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, сопровождаемая угрозами, иногда не только на словах. Казалось бы, совсем незначительное событие может вызвать интенсивное чувство злости. Может возникнуть ощущение, что человек не похож на самого себя. Родные, друзья и коллеги могут замечать некоторые перемены в характере человека. Более постоянный гнев человек может переживать по поводу несправедливости и бессмысленности происшедшего или против тех, кто, кажется, был причиной того, что случилось.
3 — Трудности концентрации внимания.
4 — Сверхбдительность. Отсутствие чувства безопасности. Человек пристально смотрит вокруг, словно ему угрожает опасность. Причем опасность не только внешняя, но и внутренняя — человек не позволяет себе расслабиться и отдохнуть.
5 — Взрывные реакции, причем внезапные и не контролируемые человеком. Человеку самому тяжело, а также очень непросто его близкому окружению. Родственники и друзья иногда не знают, как себя вести с таким человеком, не знают, чего от него ожидать в тот или иной момент. Так как порой на самые безобидные вещи человек реагирует немотивированной вспыльчивостью и агрессией. Именно по подобной причине, близкое окружение может очень быстро перестать контактировать с таким человеком (и не от того, что его не любят), что способно привести к одиночеству.
6 — Депрессивные состояния.
Случаи психической травмы способны нарушить нормальное течение жизни человека, деля ее на жизнь «до» и жизнь «после» травматического события.
Факт переживания травматического стресса становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства. Стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере. В этом случае нарушается структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, система памяти, эмоциональные пути научения. В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события — экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны.
Важно понимать, что одна и та же пережитая человеком ситуация для одного человека может стать травматической, а для другого — нет, что зависит от многих факторов. К основным из них относятся:
-личностный опыт (предшествующий травматический опыт);
-особенности физического здоровья;
-личностные особенности;
-уровень психологической устойчивости к травме;
-наличие алкогольной или наркотической зависимости. Кроме того, желательно учитывать и возрастной фактор. Преодоление экстремальных ситуаций труднее дается молодым и людям пожилого возраста. Важно принимать во внимание и социальный контекст.
Риск возникновения травматического стресса, а значит развития ПТСР возрастает при утрате семьи, также в случае изоляции человека на период переживания травмы от близкого ему окружения. Стоит уделять внимание тому, насколько своевременно и эффективно была оказана помощь и поддержка человеку, переживающему травматическую ситуацию. Важную роль при этом играют взаимоотношения, помощь и поддержка специалисту со стороны его близких, родных, возможность поделиться собственными ощущениями и чувствами с коллегами.
Необходимо помнить о том, что влияние прошлого травматического опыта неоднозначно. Известно, что лица, ранее перенесшие психическую травму, склонны давать более длительную травматическую реакцию на повторную травму. Вместе с тем, отмечено, что у некоторых лиц, в жизни которых уже имелся травматический опыт (особенно это касается наличия детских травм), ПТСР развивается реже. Ряд исследователей указывают на то, что устойчивость к травме формируется не из-за отсутствия трудностей, а из-за способности и желания преодолеть их (речь идет о посттравматическом росте личности).
Историки подсчитали, что за последние 5,5 тыс. лет на земном шаре произошло более 14 тыс. больших и малых войн, в ходе которых погибло, умерло от болезней и голода 3,5 млрд. чел. В 20 веке человечество пережило 2 мировые войны, унесшие 60 млн. жизней. Уже после 1945 г. в 150 региональных и локальных войнах было убито свыше 20 млн. чел. — в два раза больше, чем в 1 мировую войну. Наряду с гигантскими жертвами войны оставляют после себя значительное число инвалидов, сотни тысяч вдов и сирот, они приносят огромные материальные и духовные потери. Однако этим последствия войн не исчерпываются. Имеются другие скрытые последствия — имя которым боевая психическая травма, преобразующаяся со временем в посттравматическое стрессовое расстройство.
Первые научные описания психотравмирующего воздействия боевого стресса относятся ко второй половине XIX века и основываются на результатах наблюдения за участниками гражданской войны между Севером и Югом в Северной Америке.
В 1871 г. DaCosta наблюдал 300 солдат действующей армии, которые предъявляли жалобы на одышку, учащенное сердцебиение, жгучие боли в груди, слабость, головную боль, головокружение и диарею. Таким образом, DaCosta описал специфический симптомокомплекс, названный им «солдатским сердцем». Во время Первой мировой войны американские исследователи выделяли 2 основные гипотезы психических расстройств среди солдат, которые они назвали «снарядный шок» и «военный невроз». Суть этих состояний — это ПТСР, как результат боевой психической травмы. Схема удержания посттравматических последствий выражается в генерализации ожидаемой угрозы (см. Рис.1).
Рис. 1. Процесс генерализации ожидаемой угрозы при ПТСР (при любом травматическом стрессе).
В годы Второй мировой войны были введены новые термины: «боевое утомление» и «боевое истощение».
Симптомокомплекс психотравмы был дополнен повышенной возбудимостью и раздражительностью, безудержным типом реагирования, фиксацией на обстоятельствах травмы, уходом от реальности и предрасположенностью к неуправляемым агрессивным реакциям. В конце Второй мировой войны в США для анализа боевой психической травмы была создана специальная комиссия из ведущих психиатров. Комиссия констатировала, что «психические нарушения, возникающие на войне, не относятся ни к одному из известных или установленных психических синдромов». С момента пристального внимания исследователей к состоянию солдат, получила развитие и концепция ПТСР.
Для посттравматического синдрома характерно состояние повышенной тревожности, на фоне которого время от времени возникают приступы необычайно ярких воспоминаний травмирующего события (флешбек). Такие приступы чаще всего развиваются при встрече с триггерами (ключами), которые представляют собой раздражители, являющиеся фрагментом воспоминания о травмирующем событии (плач ребенка, скрип тормозов, запах бензина, гул летящего самолета и т.п.). С другой стороны, для посттравматического расстройства характерна частичная амнезия, так что человек не может вспомнить всех деталей травмирующей ситуации. В силу постоянного нервного перенапряжения и характерных нарушений сна (ночные кошмары, бессонница) со временем у людей с посттравматическим синдромом развивается комплекс симптомов, свидетельствующих об истощении центральной нервной системы, а также нарушения со стороны сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и других ведущих систем организма. Характерно, что клиническая симптоматика ПТСР, как правило, проявляется спустя определенный латентный период после травмирующего события (от 3 до 18 недель) и сохраняется достаточно длительное время (месяцы, годы, а нередко и десятилетия).
Однако люди редко связывают своё состояние с травматическим стрессом, поэтому они чаще всего обращаются к специалисту со следующими жалобами:
-Немотивированная бдительность, общая тревожность;
-Взрывная реакция, приступы ярости, агрессивность;
-Притуплённость эмоций;
-Нарушения памяти и концентрации внимания;
-Депрессия, бессонница;
-Злоупотребление психоактивными веществами;
-Непрошенные воспоминания;
-Вина выжившего.
Одной из частых жалоб выступает нарушение эмоциональной жизни или намбинг. Намбинг (numbing) — блокировка эмоциональных реакций, оцепенение, не наблюдавшееся до травмы, эмоциональное онемение, утрата способности испытывать чувство любви по отношению к близким людям, утрата потребности в социальном взаимодействии: «Зачем я буду с ними общаться — я другой». Возникает чувство отделенности, отстраненности от других людей.
Симптоматика ПТСР касается не только взрослых людей. Дети и подростки более чувствительны к психическим травмам, чем взрослые, так что риск развития ПТСР у них значительно выше. Это касается абсолютно всех экстремальных ситуаций, которые вызывают посттравматический синдром в зрелом возрасте (войны, катастрофы, похищения, физическое и сексуальное насилие и т.п.).
Кроме того, многие специалисты считают, что в список причин развития посттравматических стрессовых расстройств у детей и подростков следует дополнительно включить такие экстремальные для них ситуации, как:
-тяжелая болезнь одного из родителей;
-смерть одного из родителей;
-помещение в интернат.
Как и взрослые, дети с посттравматическим стрессом стараются избегать ситуаций, напоминающих о трагическом происшествии. У них также нередко наблюдаются эмоциональные приступы при встрече с ключом, проявляющиеся криком, плачем, неадекватным поведением.
Наплывы воспоминаний днем у детей встречаются значительно реже, чем у взрослых, и переносятся легче. Поэтому довольно часто маленькие пациенты стараются пережить ситуацию еще раз. Они используют сюжеты травмирующей ситуации для своих рисунков и игр, которые нередко при этом становятся однообразными. Пережившие физическое насилие дети и подростки нередко становятся агрессорами в детском коллективе.
Из нарушений сна у детей чаще всего наблюдаются ночные кошмары и сонливость днем, подростки нередко боятся уснуть и по этой причине не высыпаются. У детей дошкольного возраста психология посттравматического стресса включает такую особенность как регрессия, когда ребенок как бы возвращается назад в своем развитии и начинает вести себя как дитя младшего возраста (теряются определенные навыки самообслуживания, упрощается речь и т.п.). Нарушения социальной адаптации у детей, в частности, проявляются в том, что ребенок теряет возможность представить себя взрослым даже в фантазии. Дети с ПТСР становятся замкнутыми, капризными, раздражительными, малыши младшего возраста боятся расставаться с мамой. При длительном течении ПТСР дети значительно отстают в умственном и физическом развитии, у них появляется необратимая патологическая деформация черт характера, у подростков раньше, чем у взрослых, возникает склонность к асоциальному поведению и развитию разного рода зависимостей. Между тем, некоторые экстремальные ситуации, такие, к примеру, как физическое и/или сексуальное насилие, могут возникать без ведома родителей или опекунов малыша. Поэтому следует срочно обратиться за помощью, если возникают следующие тревожные симптомы:
-ночные кошмары, развитие энуреза;
-нарушение сна и аппетита;
-однообразные игры или рисунки со странным повторяющимся сюжетом;
-неадекватная поведенческая реакция на определенные раздражители (испуг, плач, агрессивные действия);
-потеря некоторых навыков самообслуживания, появление сюсюканья или других черт поведения, характерных для детей младшего возраста;
-неожиданно возникший или возобновившийся страх расставания с мамой;
-отказ от посещения детского сада (школы);
-снижение успеваемости у детей школьного возраста; -постоянные жалобы учителей (воспитателей) на приступы агрессии у ребенка;
-повышенная тревожность, вздрагивание при воздействии сильных раздражителей (громкий звук, свет и т.п.), пугливость;
-потеря интереса к занятиям, которые раньше приносили удовольствие;
-жалобы на боли, неожиданно появившиеся приступы мигрени;
-вялость, слабость, сонливость, избегание общения со сверстниками и малознакомыми людьми;
-снижение способности к концентрации внимания;
-склонность к несчастным случаям.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: