!!!ВАЖНО!!! Используйте поиск по странице (ctrl+F) для нахождения нужного материала

Основы психологического консультирования человека, проявляющего реакции на стресс

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1 — Острые реакции на стресс

1 Жертвы – это …
= находящиеся в ситуации угрозылюди

2 Острая реакция на стресс характеризуется
= состоянием оглушенности
= чёткой временной связью между стрессовым событием и появлением симптоматики

3 Острую стрессовую реакцию может вызвать
угроза имуществу человека
угроза жизни, здоровью человека
угроза жизни тем людям, с которыми легко себя идентифицировать
= все перечисленные варианты ответов могут вызвать острую стрессовую реакцию

4 Очевидцы —
= этосвидетели
= остались материально и физически невредимы

5 Пострадавшие
= уже не находятся в ситуации опасности

6 Более психологически устойчивы к воздействию стрессоров, способных вызвать острые стрессовые реакции…
= взрослые люди

7 У специалистов, помогающих людям справиться с острыми стрессовыми реакциями, могут возникнуть острые стрессовые реакции. У родственников этих специалистов могут также возникнуть острые стрессовые реакции.
= верно

Теория по теме

Тема 2 — Психологическое сопровождение острых стрессовых реакций

1 Для помощи человеку с истероидной реакцией…
= говорить короткими фразами

2 Для помощи человеку в реакции апатии возможно
= вовлекать человека в совместную деятельность

3 Для работы с агрессивными реакциями возможно использовать
= всё перечисленное
возможность снижения напряжения через разговор
страх наказания
поручение пострадавшему работы, связанной с физической нагрузкой

4 Нервная дрожь —
= это неконтролируемая реакция
= признак «сбрасывания» напряжения через телесные реакции

5 Плач – это…
= симптом переработки негативных эмоций
= желательная реакция на ситуацию острого стресса

6 При истероидной реакции
= для помощи пострадавшему необходима минимизация количества людей
= сохраняется сознание у пострадавшего

7 Приём «захват» используется для купирования
= двигательного возбуждения

Теория по теме

Тема 3 — Экстренная психологическая помощь

1 Во время проявления острых стрессовых реакций НЕ желательны формулировки
= «извините, пожалуйста»

2 Во время проявления острых стрессовых реакций специалист
= должен демонстрировать уверенность
= должен контролировать собственное эмоциональное состояние

3 Первый этап оказания экстренной психологической помощивключает в себя
= сбор информации

4 При работе с пострадавшими психолог
помогает в поиске психологического ресурса
помогает при острых стрессовых реакциях
создаёт сеть социальной поддержки
= всё перечисленное

5 Экстренная психологическая помощь нацелена
= на одного человека, группу людей, большое число пострадавших

6 Экстренная психологическая помощь не оказывается людям
= с бредом и галлюцинациями
= в психотическом состоянии

7 Эмоциональная регуляция состояний предполагает
= всё перечисленное
использование внимания и мышления для сознательного переключения
активацию противоположных переживаемым эмоций
использование физической активности для разрядки

Теория по теме

Практическое задание 1

Кроссворд по Основам психологического консультирования человека, проявляющего реакции на стресс

По горизонтали
1 Яркая реакция, направленная в сторону других людей
3 Острая стрессовая реакция, проявляющаяся отсутствием реакций, оцепенением
7 Человек, который потенциально может пострадать, узнав о чрезвычайной ситуации из СМИ
8 Острая стрессовая реакция, выражающаяся в непреодолимой усталости, в эмоциональном плане в равнодушии и бессилии выражать эмоции
10 Человек, находящийся в данный момент в ситуации происшествия
По вертикали
2 Используется на всех этапах работы и с любой группой пострадавших при оказании экстренной психологической помощи
4 Человек, оставшийся и физически и материально невредимыми, но видевший трагическое событие
5 Эмоциональная реакция, часто сопровождающая острые стрессовые реакции, порождает неуправляемое поведение людей
6 Наиболее желательная и адаптивная из всех острых стрессовых реакций
9 Эмоциональная реакция, часто сопровождающая острые стрессовые реакции

Тема 4 — Проживание горя

1 В случае смерти родителя сокрытие этого факта от ребёнка приводит к
= патологическим реакциям горевания

2 Для переживания острого горя нормально переживать
появление у горюющего черт умершего
физические страдания
враждебность к окружающим
= всё перечисленное

3 Задачи работы горя
= выстроить новое отношение к объекту утраты и продолжать жить
= признать факт и обстоятельства потери
= наладить взаимоотношения с окружением, в котором произошла утрата

4 Начальная фаза горя наиболее заметна состоянием
= оцепенения

5 Работа по переживанию горя становится ведущей деятельностью в фазе
= страдания и дезорагнизации

6 Участие ребёнка в горевании и оплакивании потери вместе с семьёй
= всё перечисленное
помогает отреагировать переживания
является благоприятным условием проживания горя
снижает вероятность возникновения патологических реакций горевания

7 Фаза страдания и дезорганизации
= продолжается 6-7 недель
= это период наибольших страданий, острой душевной боли

Теория по теме

Тема 5 — Нарушения процесса горевания

1 В случае двойственных чувств по поводу утраты
= возникает осложнение в переживании горя

2 Не разрешившаяся реакция горя может выражаться в
= появлении симптомов заболевания умершего

3 Опыт потерь
= может значительно отягощать новое горе
= в случае успешного переживания помогает легче пережить утрату

4 Основные проявления дисфункционального горевания — это
= отрицание утраты и фиксация на горестных ощущениях

5 Патологическое горевание может выражаться в
синдроме годовщины
синдроме замещения ребёнка
форме соответствующей клинической депрессии и «смерти от горя»
= всё перечисленное

6 Рассогласование работы горя выражается
= в забывании утраты горюющим
= в установке на встречу с умершим
= в иллюзии присутствия умершего

7 Усложнение переживания горя – это
= отсрочка переживания

Теория по теме

Тема 6 — Психологическая интервенция в ситуации горевания

1 Задача второго этапа кризисной психологической помощи
= поиск ресурса

2 Идеализация умершего может сохранять и даже увеличивать чувство вины
= верно

3 Невротическая вина связана с
= самим умершим, создававшим при жизни иллюзию вины у близких

4 Рефлексивное слушание включает в себя приёмы (несколько вариантов)
= выяснения
= резюмирования
= перефразирования

5 Стадия «поворота на 180»
= заставляет ресурс работать
= очень эмоционально насыщенная
= инициируется психологом

6 Стадия выслушивания включает в себя
наличие и проявленность суицидального поведения
присоединение к клиенту
сбор информации о произошедшей утрате
= всё вышеперечисленное

7 Техники нерефлексивного слушания направлены на (несколько вариантов)
= выражение внимания к словам клиента
= поощрение высказываний клиента

Теория по теме

Тема 7 — Последствия переживания травматического опыта

1 Главное отличие ПТСР от острой реакции на стресс
= во времени возникновения

2 Депрессивные состояния относятся
= к группе симптомов повышенной возбудимости

3 Намбинг – это
утрата способности испытывать любовь
оцепенение, утрата потребности в социальном взаимодействии
блокировка эмоциональных реакций
= всё перечисленное

4 Наплывы воспоминаний днём у детей с ПТСР встречаются
= реже, чем у взрослых, и переносятся легче

5 Симптом «обеднение чувств»…
= это эмоциональная притупленность
= относится к группе симптомов избегания

6 Симптомы ПТСР
= проявляются спустя латентный период после травмирующего события (от 3 до 18 недель)
= сохраняются на длительное время (возможно, десятилетия)

7 Симптомы ПТСР, относящиеся к группе повторного переживания, включают в себя
= связанные с событием сны
= «флешбек»-эпизоды

Теория по теме

Тема 8 — Психологическая интервенция в случаях ПТСР

1 Интегративная модель работы с ПТСР не включает в себя
= формализованные методы психодиагностики

2 Интермиттирующее течение ПТСР означает, что расстройство
= с фазами ремиссий и срывов

3 Интраперсональный контекст работы с ПТСР включает в себя психологическую работу с
= нарушенными базовыми иллюзиями
= импульсивным поведением

4 К неформализованным методам психодиагностики ПТСР относятся
= наблюдение и беседа

5 Клиент с ПТСР может прервать психотерапевтическую работу из-за
= всего перечисленного
уверенности в самостоятельном преодолении симптомов
учащения флешбеков
увеличения симптоматики

6 Вывод о наличии ПТСР при использовании неформализованных методов психодиагностики делается по следующим критериям:
= сообщения о посттравматическом проявлении
= ассоциированное состоянии при речевом сообщении о событии
= амнезия напряжённых моментов

7 Прогредиентное инкурабельное течение ПТСР означает, что расстройство
= нарастающее неизлечимое
= хроническое, непрерывное

Теория по теме

Тема 9 — Отдельные направления работы с ПТСР

1 БОС-терапия ПТСР включает в себя
= приёмы релаксации

2 Визуально-кинестетическая диссоциация
= формирует три позиции восприятия
= это тройная диссоциация

3 Психологический дебрифинг представляет метод
= профилактики ПТСР

4 Техника ослабления травматического инцидента
= предполагает просмотр травматического инцидента как фильма на видео

5 Условие для проведения психологического дебрифинга
= время проведения не ранее чем через 48 часов после события
= группа людей, совместно переживших одну и ту же травматическую ситуацию

6 Фаза реадаптации в дебрифинге
= фаза закрытия прошлого и рождения нового

7 Формирование у человека активной позиции в терапевтической ситуации, обучение методам релаксации и саморегуляции является одним из общих принципов психокоррекции ПТСР
= верно

Теория по теме

Практическое задание 3

1 Ассоциированное состояние- «Всё разрушено. Кирпич, осколки бетона, арматура, какие-то вещи перемешаны в одной куче. В воздухе висит пыль»
Диссоциированное состояние — «Я видел разрушения. Когда я шел мимо бывших домов, то там было много мусора из кирпича, бетона, каких-то вещей. Я был грязный от пыли, висевшей в воздухе».

2 Интегративная когнитивная модель ПТСР состоит из следующих элементов
Когнитивная оценка — например, не удаётся воспринимать травматическое событие ограниченным во времени и не влекущим за собой глобальных последствий для всего будущего
Травматическая память — например, трудно произвольно, целенаправленно вспомнить произошедшее, но легко возникают непроизвольные воспоминания, состоящие в основном из сенсорных впечатлений, ощущений, эмоций, а не мыслей
Поведенческая стратегия — например, попытки не думать о травме, размышления о восстановлении справедливости и мести
Прошлый опыт — например, травмы детского возраста несут неизгладимые последствия.

3 Принципы психотерапии ПТСР:
Принцип депаталогизации — посттравматическое приспособление нормально.
Принцип партнёрства — совместное восстановление в правах личности тех, кто был ущемлен в своем достоинстве и безопасности.
Принцип индивидуальности — ценность персонального способа посттравматической регуляции без пренебрежения специалиста к человеку.

Скорая помощь в обучении

Поделиться: