!!!ВАЖНО!!! Используйте поиск по странице (ctrl+F) для нахождения нужного материала

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ В СИТУАЦИИ ГОРЕВАНИЯ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цель: изучение.

План:
• особенности стадии выслушивания;
• поиск ресурсов: ресурсные свойства и особенности работы с ними;
• стадия поворота на 180;
• стадия завершения;
• разновидности чувства вины и особенности работы с виной.
Общая схема оказания психологической помощи в кризисных ситуациях, в том числе в ситуации горевания состоит из 4 этапов. Каждый этап может включать в себя различные техники и методики, однако на каждом этапе существуют определённые задачи психологической интервенции.
Стадия выслушивания
Поиск и актуализация ресурса
Стадия «поворота на 180°»
Завершение ситуации

Этап 1. Стадия выслушивания

Стадия выслушивания включает в себя сбор информации о произошедшем – что именно произошло, как событие происходило, кто испытывает чувства. На этой же стадии происходит первичная оценка наличия и/или проявленности суицидального поведения. Обязательным элементом этого этапа является присоединение к клиенту. В такой ситуации присоединение чрезвычайно важно, оно помогает установить контакт между специалистом и клиентом, давая почувствовать последнему, что человек, оказывающий ему помощь, является союзником, соратником, помогающим ему справиться с кризисной ситуацией, а не выступает от лица враждебного мира.
С другой стороны, важно не только занять такую позицию, но и «сообщить» о ней клиенту. Большая часть информации передается при помощи невербальных (поза, жесты, мимика) и паравербальных (интонация, тон, тембр голоса) механизмов. Такая информация передается и воспринимается независимо от нашего желания, однако, обычного количества информации достаточно в повседневной жизни, а в критической ситуации необходимо «усиливать» эти сигналы. В такой ситуации решающими являются навыки невербальной подстройки, «отзеркаливания»: присоединение по дыханию, по интонации, по темпу речи, по позе.
Основные правила общения с клиентом:
• Обращение к собеседнику по имени;
• Использование приемов косвенного внушения;
• Если клиент заговорил сам – необходимо опираться в разговоре на ту часть его личности, которая хочет преодолеть текущее состояние.
Основная задача этой фазы «следовать» за клиентом; слушать его и не навязывать свою точку зрения. Это становится особенно важным, если вспомнить о том, что человек, находящийся в этом состоянии, противопоставляет себе весь окружающий мир, а если он рассказывает о своей боли и проблемах другому человеку, это означает, что тоненькая ниточка, возникающая в результате присоединения между клиентом и его собеседником, становится прочнее, человек начинает доверять специалисту, видит в нем реального союзника. Здесь крайне важно обладать навыками эмпатического слушания и удерживаться от оценок, советов и не подсказывать варианты выхода из ситуации.
Методической основой любого психологического консультирования служат так называемые «техники» активного слушания, которые интенсивно можно применить на стадии выслушивания, условно разделяемые на две группы:
1. Техники нерефлексивного слушания — группа вербальных и невербальных средств, реализующих две задачи: внешнее выражение внимания к тому, о чем говорит клиент, и поощрение его высказываний. Например, поддержкаклиента короткими фразами типа «да-да», «угу», кивки головой или повтор последних слов.
2. Техники рефлексивного слушания — группа словесных приемов (выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование), направленных, во-первых, на углубление и проверку понимания клиента психологом, во-вторых, на возникновение у клиента чувства, что психолог его понимает, в-третьих, на углубление понимания клиентом самого себя.
В процессе оказания психологической помощи горюющему данные приемы, будучи присоединены к живому человеческому участию, бывают особенно уместны и эффективны, так как заинтересованное и сопереживающее выслушивание — это зачастую главное, что может сделать психолог. Из приемов рефлексивного слушания особенно важная роль при работе с горем принадлежит отражению чувств, что иногда специально выделяют как эмпатическое слушание. Выяснение тоже имеет немалое значение, так как оно позволяет лучше понять переживания человека, помочь ему полнее рассказать об утрате, в том числе и таких ее сторонах, которые упускаются из вида. Нэд Кассем предлагает возможные формулировки выясняющих вопросов при работе с утратой:
1. О человеке, которого клиент потерял:
• Расскажите, что это был за человек. Какие у него были характерные черты?
• Как он обычно выражал свои чувства по отношению к вам? Как вы узнавали о его любви?
• Какими были его манеры? Может быть, вы можете вспомнить что-то смешное?
• Какими были его привычки? Может быть, что-то в его привычках раздражало вас?
• Какими были его недостатки? Расскажите о самых неприятных моментах в ваших взаимоотношениях.
2. О смерти:
• Расскажите, как он умирал.
• Когда в последний раз вы видели его?
• Какой была ваша первая реакция на его смерть? Вы плакали?
• Удалось ли вам проститься с ним?
3. О похоронах и личных вещах:
• Расскажите о том, как его хоронили.
• Приходили ли вы к нему на могилу? Сколько раз?
• Убрали ли вы в его комнате?
• Что произошло с его личными вещами? Что вы сохранили?
• Были ли у него особенно любимые вещи? Что вы с ними сделали?
• Пользуетесь ли вы его вещами?

Хорошим вариантом организации беседы об утрате является также совместный просмотр альбома с фотографиями.
Если в отношениях с умершим остались неразрешенные конфликты, незавершенные дела, что-то недосказанное, все это может быть сделано и завершено в символической форме, через диалог клиента со своим покойным близким. Специалисты предлагают разные способы воплощения этого диалога: в форме письма к умершему или в форме разговора с ним (как вариант — на кладбище или перед его фотографией).

Этап 2. Поиск и актуализация ресурса

В любой ситуации, даже если она кажется самой негативной, существуют положительные моменты. Такими моментом может быть то, что само событие уже произошло, то, что человеку удалось выжить, наличие жизненного опыта («все, что не убивает меня, делает меня сильнее») и т.д. Важно найти такие моменты для горюющего, сконцентрировать его внимание на том, что эти моменты есть. Показать ему уникальность его жизненного опыта и пользу этого опыта для окружающих и него самого.
Ресурс понимается как положительные моменты в сложившейся ситуации. Ресурс — это невыход из кризисного состояния, но он помогает человеку найти в себе силы решать сложившуюся ситуацию. Необходимо помнить об особенностях состояния клиента: фиксированности на боли, туннельном сознании, переживании одиночества, безвыходности и т.д.

Основные принципы поиска ресурса:
• Ресурс есть всегда;
• Ресурс можно найти в любой, даже самой страшной ситуации;
•Для человека может быть найден не один, а несколько ресурсов;
• Чем больше ресурсов найдено, тем больше шансов на благополучный исход ситуации;
• При поиске ресурса, специалисту важно найти ресурс не для себя, а для клиента.
Пример ресурса — сохранение памяти об умершем.

Этап 3. Стадия «поворота на 180°»

Стадия переворота, это чаще всего очень быстрая и очень эмоциональная стадия. Основная задача этой стадии — показать ситуацию с совершенно иной стороны. Необходимо «повести» клиента за собой, актуализировать ресурс, заставить его работать. Эта стадия крайне важна для благополучного завершения ситуации, ведь недостаточно того, что у человека появился союзник. Этот союзник, совершив переворот ситуации, помогает клиенту вновь повернуться к миру лицом. Для этого вся ситуация должна предстать потерпевшему в совершенно другом виде, с другой стороны.
Стадия переворота инициируется тем, кто оказывает помощь. У клиента просто нет возможности это сделать. К перевороту ситуации можно приступать тогда, когда клиент принял психолога, и психолог уже не просто идет за клиентом, а, напротив, ведет его. Недопустимо и опасно осуществлять стадию переворота до тех пор, пока не найден ресурс.
На стадии поиска ресурса специалист помогает человеку, образно говоря, найти кочку в заболоченной местности, на которую он может опереться. На стадии переворота, когда человек уже «протянул руку за помощью» и идет за специалистом, специалист помогает ему посмотреть на сложившиеся обстоятельства по-новому, помогает ему совершить этот прыжок. Суть стадии — расширить восприятие ситуации у клиента или, в лучшем случае, кардинально его изменить.

Этап 4. Стадия завершения

После стадии «переворота на 180°» наступает фаза завершения. Нельзя бросать человека на этом этапе. Необходимо понимать, что на стадии завершения у человека возможны такие реакции, как:
• Плач;
• Агрессивные реакции;
• Апатия и сонливость;
• Эйфорические состояния.
Корректировать состояние человека в этом случае нужно по схеме работы с острыми стрессовыми реакциями.
Необходимо помнить, что не всегда описанный выше алгоритм работы с клиентом можно реализовать. Действовать необходимо в зависимости от контекста конкретной ситуации и состояния человека. Данный подход предусматривает целенаправленное поэтапное моделирование возврата к жизни после утраты посредством реализации горюющим выполнения задач горевания:
1 Признать реальность потери;
2 Пережить боль утраты;
3 Отрегулировать отношения с окружением, в котором больше нет умершего;
4 Интегрировать прошлое и идти вперед, чтобы жить в сегодняшнем и завтрашнем дне.

Разновидности чувства вины и особенности работы с виной

Мощным источником возникновения мыслей и фантазий об альтернативном развитии событий является чувство вины.
Вероятно, не будет большим преувеличением сказать, что почти каждый потерявший значимого для него человека в том или ином виде, в большей или меньшей степени, явно или в глубине души чувствует вину перед умершим. За что же винят себя люди, потерпевшие утрату:
-за то, что не предотвратили уход близкого человека из жизни;
-за то, что вольно или невольно, прямо или косвенно способствовали смерти близкого;
-за случаи, когда были неправы по отношению к умершему;
-за то, что плохо относились к нему (обижали, раздражались, изменяли и т. д.);
-за то, что не сделали чего-то для умершего: недостаточно заботились, ценили, помогали, не говорили о своей любви к нему, не попросили прощения и т. д.
Все перечисленные формы самообвинения могут порождать желание вернуть все назад и фантазирование, как все могло бы повернуться по-другому — в счастливую, а не в трагическую сторону. Причем горюющие во многих случаях неадекватно понимают ситуацию: переоценивают свои возможности в плане предотвращения потери и преувеличивают степень собственной причастности к наступлению смерти того, кто им дорог. Иногда тому способствует «магическое мышление», отчетливо наблюдающееся у детей и способное вновь появляться уже во взрослом возрасте в критической ситуации у человека, «выбитого из седла» смертью близкого. Например, если человек иной раз жалел в душе, что он связал жизнь со своим супругом, и думал: «Хоть бы он куда-нибудь исчез!», то потом, если супруг вдруг действительно умрет, ему может казаться, что его мысли и желания «материализовались», и тогда он будет обвинять себя в случившемся. Горюющий может считать также, что своим дурным отношением к родственнику (придирками, недовольством, грубостью и т. д.) спровоцировал его заболевание и последующую кончину. При этом человек казнит себя порой за малейшие проступки. А если ему еще случается услышать от кого-либо упрек типа «это ты загнал его в могилу», то тяжесть вины возрастает.
В дополнение к уже перечисленным разновидностям вины по поводу смерти близкого, отличающимся в содержательно¬причинном плане, можно добавить еще три формы этого чувства, которые называет A.D. Wolfelt. Он не только обозначает их, но и, обращаясь к горюющим, помогает понимающе отнестись к своим переживаниям.
Вина выжившего — чувство, «мне следовало умереть вместо моего любимого/близкого человека».
Вина облегчения — это вина, связанная с чувством облегчения от того, что близкий умер. Облегчение является естественным и ожидаемым, особенно если близкий человек страдал перед смертью.
Вина радости — это вина по поводу чувства счастья, появляющегося вновь после того, как любимый человек умер. Радость — это естественное и здоровое переживание в жизни. Это знак того, что человек живет полной жизнью, и мы должны стараться его вернуть.
Среди перечисленных трех разновидностей вины первые две возникают обычно вскоре после смерти близкого, в то время как последняя — на поздних этапах переживания утраты. D. Myers отмечает еще одну разновидность вины, появляющуюся по прошествии какого-то времени после утраты. Она связана с тем, что в сознании горюющего воспоминания и образ умершего постепенно становятся менее ясными. «Некоторые люди могут беспокоиться, что это свидетельствует о том, что умерший не был для них особенно любимым, и они могут чувствовать себя виноватыми из-за того, что не в состоянии всегда помнить, как их близкий выглядел».
В некоторых случаях этот вариант переживания утраты определенно свидетельствует о нездоровье, однако не стоит торопиться записывать любое стойкое чувство вины перед умершим в разряд патологии. Дело в том, что долговременная вина бывает разной: экзистенциальной и невротической.
• Экзистенциальная вина вызывается реальными ошибками, когда человек действительно (условно говоря, объективно) сделал что-то «не так» по отношению к умершему или, напротив, не сделал что-то важное для него. Такая вина, даже если она долго сохраняется, является абсолютно нормальной, здоровой и свидетельствует, скорее, о нравственной зрелости человека, чем о том, что с ним не все в порядке.
• Невротическая вина «навешивается» извне — самим умершим, когда он был еще жив («Ты меня в гроб загонишь своим свинским поведением»), или же окружающими («Ну что, довольна? Сжила его со свету?») — и затем интроецируется человеком. Подходящую почву для ее формирования создают зависимые или манипулятивные отношения с покойным, а также хроническое чувство вины, сформировавшееся еще до смерти близкого, а после нее лишь возросшее. Это иллюзия вины, опосредованная социальным окружением.
Увеличению и сохранению чувства вины может способствовать идеализация умершего. Любые тесные человеческие взаимоотношения не обходятся без разногласий, неурядиц и конфликтов, поскольку все мы — люди разные, каждый — со своими слабостями, неизбежно проявляющимися в длительном общении. Однако если умерший близкий идеализируется, то в сознании горюющего человека его собственные недостатки гипертрофируются, а недостатки покойного игнорируются. Ощущение своей скверности и «никуда негодности» на фоне идеализированного образа умершего служит источником чувства виновности и усугубляет страдание горюющего.

Скорая помощь в обучении

Поделиться: