!!!ВАЖНО!!! Используйте поиск по странице (ctrl+F) для нахождения нужного материала

«ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цель: изучение методологии оказания экстренной психологической помощи, понимание задач и мишеней психологической интервенции.

План:
• цели экстренной психологической помощи (ЭПП);
• общие рекомендации по работе психолога;
• этапность психологической интервенции;
• особенности работы с эмоциональным отреагированием.

Оказание экстренной психологической помощи — это самостоятельная область психологической практики. Ее специфичность обусловлена своеобразием условий, в которых протекает профессиональная деятельность психолога во время работы по оказанию экстренной психологической помощи.
Экстренная психологическая помощь — это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события, в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.
Экстренная психологическая помощь может быть оказана одному человеку после критического события (изнасилование, грабеж, посягательство на жизнь и здоровье, дорожно- транспортное происшествие и т.д.), группе людей (семья, профессиональный коллектив, группа незнакомых ранее людей), а также большому числу пострадавших в результате крупной аварии, катастрофы, стихийного бедствия.
Оказание экстренной психологической помощи имеет своей целью поддержание психического и психофизиологического самочувствия и работу с вновь возникшими (в результате кризисной ситуации) негативными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.). Достижение этой цели определяет значительное снижение вероятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосоматические проблемы, посттравматическое стрессовое расстройство и др.)

Цели экстренной психологической помощи (ЭПП):

— снижение интенсивности острых стрессовых реакций пострадавших, оптимизация актуального психического состояния;
— профилактика возникновения у пострадавших отдалённых психологических последствий в результате событий;
— профилактика возникновения массовых негативных эмоциональных реакций.
Необходимо отметить, что экстренная психологическая помощь не оказывается людям в психотическом состоянии, признаками которых являются бред и галлюцинации. Галлюцинации представляют собой мнимое восприятие, не имеющее в качестве источника внешний предмет, а также ложное сенсорное впечатление. Галлюцинации бывают: зрительные, акустические, вестибулярные, вкусовые, обонятельные. Бред — болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, искаженное восприятие действительности, расстройство мышления.
Основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность психолога при оказании данного вида помощи, можно сформулировать следующим образом:
• Поддержание на оптимальном уровне психологического и психофизиологического состояния человека, оказание помощи при острых стрессовых реакциях.
• Предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от неблагоприятных эмоциональных состояний, возникших непосредственно в результате психотравмирующего события;
• Предупреждение и, при необходимости, прекращение проявления выраженных эмоциональных реакций, в том числе массовых;
• Консультирование пострадавших, их родных, близких, а также специалистов, работающих с пострадавшими, об особенностях переживания стресса, горя;
• Помощь специалистам, принимающим участие в помощи пострадавшим.

Общие рекомендации по работе психолога

В качестве общих рекомендаций по работе психолога детально рассмотрим задачи и принципы работы с конкретными группами людей, пострадавших от острого стресса.
Конкретные задачи психологической помощи при работе с пострадавшими:
— выявление групп риска;
— помощь при острых стрессовых реакциях;
— создание сети социальной поддержки.
Основные принципы работы психолога с пострадавшими:
— пострадавшим необходимо дать возможность отреагировать аффективное состояние (истероидные реакции, плач, нервная дрожь, агрессия и т.д.);
— базовый момент помощи — поиск психологического ресурса;
— необходимо активно подключать людей к деятельности (например, подготовка к похоронам и т.д.);
— лица с симптомами психиатрических заболеваний направляются в медицинские пункты для оказания им соответствующей психиатрической помощи.
Задачи психологической помощи при работе с очевидцами:
-ориентация этих людей на оказание помощи пострадавшим других групп;
— снижение риска возникновения массовых негативных реакций.
Основные принципы работы с очевидцами:
— оказание помощи при острых стрессовых реакциях,
-привлечение людей к посильной деятельности с целью снижения уровня неадекватной поведенческой активности.
Задачи психологической помощи при работе с наблюдателями:
— отслеживание вероятности возникновения массовых негативных реакций.
Основные принципы работыс наблюдателями:
— выявление инициаторов негативных массовых реакций и удаление их с места массовых скоплений людей.
Задачи психологической помощи при работе с телезрителями:
— рекомендации по предоставлению комментариев в средства массовой информации, которые способны косвенно повлиять на состояние телезрителей.
Задачи психологической помощи при работе со специалистами, участвующими в помощи пострадавшим:
— сохранение работоспособности специалистов;
— профилактика негативных последствий профессионального стресса.
Основные принципы работы со специалистами, участвующими в помощи пострадавшим:
— приближенность к месту работы;
— безотлагательность, конкретность, адресность.
Общие приниипы конструктивного общения с человеком во время проявления острых стрессовых реакиий:
Речь специалистов строится в побудительном наклонении, используются короткие и четкие фразы.
В речи специалистов не должно быть сложно построенных словесных оборотов в речи, например, «Извините, пожалуйста, …, не могли бы Вы…», т.к. людям трудно будет уследить за ходом Ваших мыслей.
Речь должна быть плавной и медленной с элементами внушения: «Помощь пришла!», «Надо жить!».
Не давать невыполнимых обещаний.
Запрет на фразу: «Все будет хорошо». Подобная фраза способна вызвать агрессию со стороны пострадавшего, что в дальнейшем может негативно отразиться на взаимодействии и общении с ним.
Контроль специалиста за собственным эмоциональным состоянием.
Демонстрация уверенности и контроля над ситуацией. В голосе и поведении специалистов не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника.
Поиск ресурса, как важная составляющая конструктивного общения с пострадавшими. Ресурс можно найти в любой, даже в самой тяжелой ситуации. Ресурс не представляет собой решение самой проблемы. Это то, что может помочь человеку в конкретной ситуации, и что поможет ему найти силы для того, чтобы справиться с ситуацией. Ресурсом может быть все, что угодно. Для того чтобы найти ресурс и помочь человеку, необходимо быть хорошим наблюдателем и слушателем, уметь использовать приемы активного слушания, в частности вопросы открытого типа, дающие информацию о произошедшем событии. В общении с пострадавшим важно создать такую ситуацию общения, которая бы способствовала нахождению для него ресурса.

Принципы работы психолога с поправкой на условия кризисной ситуации:
1 Не навреди — работа только с актуальными состояниями без глубинной проработки проблематики, экологичность для дальнейшей жизни.
2 Защита интересов клиента.
3 Конфиденциальность — нельзя сохранять в агрессии и аутоагрессии клиента, поскольку может повлечь небезопасные последствия.
4 Добровольность для оказания психологической помощи, этот принцип иногда нарушается, когда сам психолог оценивает необходимость экстренной психологической помощи.
5 Профессиональная мотивация – оказание помощи не для самоутверждения, а для работы с проблемой клиента. При этом необходимо использование не личного, а профессионального опыта.
6 Профессиональная компетентность — если нельзя справиться самостоятельно, необходимо передать клиента другому специалисту.

Этапность психологической интервенции

Работу по оказанию экстренной психологической помощи можно условно разделить на три этапа. Первый этап подготовительный, второй этап — это этап собственно оказания экстренной психологической помощи, третий этап можно обозначить как этап завершения работ по оказанию экстренной психологической помощи. На каждом конкретном этапе перед психологами стоят свои цели и задачи.

Подготовительный этап.
Целью работы на подготовительном этапе является подготовка развернутого плана действий по оказанию экстренной психологической помощи. Для этого необходимо осуществить сбор информации о психологической ситуации.
Сбор информации производится по следующей схеме:
• Определение мест, где предстоит работать психологам: места нахождения пострадавших людей, наличие у них родственников, отдалённость ситуации острого стресса;
• Приблизительный подсчет людей, нуждающихся в помощи;
• Выяснение числа специалистов, которые уже работают или приступят к работе в ближайшее время

Основной этап.
На основном этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи специалисты-психологи работают по двум основным направлениям: помощь специалистам, помогающим пострадавшим, нацеленная на обеспечение условий профессиональной деятельности (например, важно, чтобы острые стрессовые реакции родственников не мешали работе медиков), и помощь пострадавшим.
Содержание деятельности специалистов-психологов может быть различным, оно определяется на подготовительном этапе и отражается в плане работ. Это содержание зависит от специфических характеристик ситуации.
Основной задачей работы психологов на этом этапе является работа с пострадавшими, которая включает в себя:
— информационно-разъяснительную работу;
— индивидуальную работу с пострадавшими;
— выявление лиц с симптомами психических заболеваний и передача их медикам;
— оценку группы риска среди пострадавших;
— оказание помощи при острых стрессовых реакциях; -помощь в преодолении психосоматических проявлений;
-создание сети социальной поддержки;
-отслеживание вероятности возникновения массовых негативных реакций.

Завершающий этап.
На завершающем этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи решаются такие задачи как:
• Оказание помощи тем лицам, кому это необходимо.
Как правило, на завершающем этапе количество пострадавших невелико, однако, нуждающиеся в психологической помощи есть.
• Мероприятия по оказанию психологической помощи специалистам, участвующим в помощи пострадавшим. Такие мероприятия возможны и целесообразны на данном этапе, так как интенсивность работ по оказанию помощи пострадавшим у специалистов снижается, а усталость специалистов, осуществляющих такую помощь, накапливается.
• Обобщение и анализ информации, полученной в ходе работ по оказанию экстренной психологической помощи.
• Составление прогноза развития ситуации на основании обобщения и анализа данных.

Особенности работы с эмоциональным отреагированием

На всех этапах работы и с любой группой пострадавших используются техники работы с эмоциональным отреагированием Принцип их воздействия универсален и в основном укладывается в три глобальных способа эмоциональной регуляции состояний:
Посредством другой эмоции. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить.
Когнитивная регуляция. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания.
Моторная регуляция. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.
Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией. В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др. Задача психолога — помочь пострадавшему либо посредством регуляции извне, либо выстраивая для него программу саморегуляции.

Скорая помощь в обучении

Поделиться: